Использование модульной технологии для формирования ключевых компетенций на уроках географии.
учебно-методический материал (география) по теме

Валентина Николаевна Деревяженко

Использование данной технологии на уроках  формирует у учащихся системы знаний о единой географической картине мира, геоэкологической культуры и нравственности; в профильных классах и группах углубление и расширение знаний, улучшение и отработка навыков работы с источниками географической информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование модульной технологии

для формирования ключевых компетенций

на уроках географии.

Цель:

 формирование у учащихся системы знаний о единой географической картине мира, геоэкологической культуры и нравственности; в профильных классах и группах углубление и расширение знаний, улучшение и отработка навыков работы с источниками географической информации.

Задачи:

  1. Формировать и развивать у учащихся умение добывать знания самостоятельно, активно работать с различными источниками получения информации.
  2. Развивать в учащихся ключевые и предметные компетентности, инициативность, мобильность, гибкость, стремление к самообразованию, умение пользоваться компьютерными технологиями и услугами Интернета.
  3. Прививать любовь к географии, воспитывать толерантную личность, осознающую свое место в стране, а также место России в поликультурном мире.

Уникальность работы состоит в том, что я обединила для достижения цели и задач модульную технологию с компетентностным подходом в обучении.

Модульное обучение – альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Это – программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся, которая предполагает следующие условия результативности:

  1. Рациональное определение последовательности выполнения заданий (разделение содержания по единицам усвоения, этапам действий).
  2. Активная самостоятельная работа со статистическими материалами, таблицами,  диаграммами, интерактивными картами, мультимедийными учебниками.
  3. Проведение практикумов, практических работ, решение проблемных задач, защита проектов, участие в конкурсах на разных уровнях, ведение портфолио и самооценка учебной деятельности.
  4. Элементы творчества учащихся, исследовательская деятельность.
  5. Использование межпредметных связей географии с экологией, историей, математикой.

Каждый ученик получает алгоритм работы и работает с модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, атласом, контурной картой и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультацию у учителя, у товарища по классу, свободно общается с ним, не нарушая дисциплины в классе. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку в специальный “экран”. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Начиная работу с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. Важно осуществлять промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль). После изучения всей темы проводится выходной контроль (контрольная, проверочная работа, тестирование).

Моя задача как учителя состоит в структурировании содержания модуля, его целей, которые бы способствовали логическому усвоению знаний: восприятию, пониманию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению, систематизации.

В географической образовательной практике я работаю над формированием ключевых компетентностей (выделенных Г.А.Селевко):

уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями и применять их в работе с географической информацией);

коммуникативную (уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринуждѐнно общаться);

информационную компетентность — владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

автономизационную — быть способным к саморазвитию, самообразованию, конкурентоспособности;

социальную — уметь жить и работать с людьми, в команде;

продуктивную —  быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

нравственную — готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам.

Как средство достижения цели и задач я использую компьютерные технологии. Это:

  1. Использование интерактивных карт.

А) Работа со слоями карты.

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на «Политическую карту мира»  можно наложить карту «Религии мира» и сделать вывод о распространении религий по странам мира. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства.

Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.

Б) Работа с дополнительным материалом

Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте  содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.

Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.

Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).

В) Использование дополнительных возможностей прграммы(выполнение рисунков, надписей).

  1. Использование презентаций, выполненных в программе Power Point.

В отличие от интерактивных карт использование презентаций – более доступный способ работы с компьютерными технологиями. Презентация может быть создана как учителем так и учеником. В презентации используются для работы и иллюстрации, и фотографии, и мультимедиа, таблицы, диаграммы, схемы.

Важным для меня в работе с презентациями является их мобильность и легкость корректировки.

Благодаря доступности создания презентаций, в моей коллекции собран богатый материал собственных презентаций, а также презентаций, скопированных из Интернета (приложение раздел 2).

  1. Использование мультимедийных учебников.

В моей методической копилке собрана большая медиатека.

На этапе контроля знаний и умений я  использую личностно-ориентированный подход в обучении с дифференциацией по степени обученности учащихся. В целях обеспечения определенного уровня овладения знаниями, умениями, навыками, а также самостоятельности в учении мною разработаны разноуровневые задания.

При подведение итогов работы, выставляются оценки в «экран успешности», в журнал; ведется портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модульной технологии для развития ключевых и предметных компетентностей на уроках географии

Уникальность работы состоит в том, что я обединила для достижения цели и задач модульную технологию с компетентностным подходом в обучении.Модульное обучение – альтернатива традиционному обучению. Его...

Формирование ключевых компетенций учащихся по географии при изучении курса «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах.

•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать  подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение...

Формирование ключевых компетенций на уроках географии

Выступлние на  заседании методического  объединения учителей естественно-научного цикла , обобщение опыта по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках географии"...

"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".

Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....

Описание опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики»

В данной статье содержатся :     Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий                ...

Представление опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования исследовательской компетенции на уроках биологии»

Введение ФГОС требует от учителя нового подхода к организации образовательного процесса, а на смену понятий «знания, умения, навыки» приходят «компетенция» и «компетентность».  Компетентность мож...