Главные вкладки

    ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.
    план-конспект урока (география, 6 класс) по теме

    Валентина Николаевна Деревяженко

    Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ

    "

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zemlya_vo_vselennoy.docx24.63 КБ
    Файл zemlya_vo_vselennoy.pptx2 МБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА УРОКА: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.

    Тип урока: Урок формирования новых знаний и умений.

    Цели урока: Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца.

    Задачи урока:

    Обучающая:

    • Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния.

    Развивающая

    • Уметь анализировать, систематизировать и применять  полученные новые знания

    Воспитательная

     Воспитание инициативности и уважения друг к другу.

    Оборудование: Модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, учебники, мультимедиа и презентация.

    ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент.
    2. Определение темы и целей урока.
    3. Изучение нового материала:

    Актуализация, опора на субъективный опыт учащихся.

    • Что такое Вселенная? Галактика?
    • В какой Галактике находится наша планета?
    • Какие небесные тела движутся вокруг Солнца? Какие планеты вам известны? Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
    • Вам уже известно, что Земля совершает оборот вокруг своей оси. Как называется оборот вокруг своей оси (Сутки).
    • За какой период Земля совершает оборот вокруг Солнца? Как называется оборот вокруг Солнца (Год).
    1. Земля-часть Вселенной. (Презентация: слайд 3-4)
    2. Работа с текстом (стр8-9).
    3. Земля-часть Солнечной Системы. (Презентация: слайд 4-5)

    А) Сообщение учащегося об уникальности Земли (Презентация: слайд 5)

    Б) Работа с учебником по схеме на стр.12-13

    Земля- третья планета т Солнца, форма Земли - геоид.

    Земля удалена от Солнца на 149 млн. км.

    Орбита Земли-элипс (930 млн. км), близкий к окружности, в одном из фокусов которого находится Солнце.

    Расстояние в афелии (наибольшее)-152 млн. км.

    Расстояние в перигелии (наименьшее)-147 млн. км.

    1. Вращение Земли вокруг своей оси (Презентация: слайд 6-7).

    Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток против часовой стрелки (если смотреть с Полярной звезды, рис.8, стр.10). Кроме того земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,50

    1.  Показ модели Земли: «Вращение вокруг своей оси». (Слайд 6-7).
    2. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. (Ребятам предлагается работа в парах с текстом учебника, результатом работы являются основные выводы).
    • Вращение влияет на форму Земли: она сплюснута у полюсов на 22 км.
    • Из-за вращения Земли все движущиеся по её поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо, а в Южном-влево.
    • Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи (сутки).
    • Смена часовых поясов.
    1. Движение Земли вокруг Солнца (Презентация: слайд 8-9).
    2. Вы уже знаете, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за год = 365суток, 6 часов,9 минут. Земля движется, по орбите со скоростью 30км\сек. Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты под углом 66,50 и перемещается в пространстве параллельно самой себе в течение года (Презентация: слайд 10).
    3. Работа с «Моделью  вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».
    4. Положение Земли в разные сезоны года, распределение солнечного света и тепла на Земле. (Презентация: слайд 11-13).

    Учитель ставит модель в летнее положение (1) для северного полушария:

    • Какая часть Земли получает больше тепла? (северное полушарие)
    • Где сейчас лето? (северном)
    • На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? (с.т.)

    Эта воображаемая линия-параллель 23,50 с.ш. и ю.ш. называется тропиками.

    Самостоятельно находят тропики и дают определение.

    Тропик-линия, над которой Солнце бывает в зените.

    Зенит-наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя.

    • Где на земном шаре день равен ночи круглый год (экваторе).
    • Где на Земле Солнце не заходит за горизонт? (на полюсах).

    Учитель обращает внимание учеников на такое явление: полярная ночь и полярный день.

    Ученики самостоятельно находят полярные круги и дают определение.

    Полярный круг-параллель 66,50. В области от полярных кругов до полюсов наблюдается полярная ночь.

    1. Закрепление (работа с таблицей, задача, тесты)

    Составление таблицы: «Освещение Земли Солнцем в разное время года»

    (Презентация: слайд 14).

    ДАТА

    СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ

    ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ

    22 июня - день летнего солнцестояния

    В северном полушарии - лето

    День длиннее ночи

    Солнце в зените над параллелью 23,50с.ш. (с.т.)

    На параллели 66,50с.ш. (с.п.к.) – полярный день 

    В южном полушарии - зима.

    День короче ночи.

    На параллели 66,50ю.ш.- полярная ночь

    23 сентября – день осеннего равноденствия

    День=ночи.

    Солнце в зените над экватором

    День=ночи.

    Солнце в зените над экватором

    22 декабря – день зимнего солнцестояния

    В северном полушарии - зима.

    День короче ночи.

    На параллели 66,50с.ш.- полярная ночь

    В южном полушарии - лето

    День длиннее ночи

    Солнце в зените над параллелью 23,50ю.ш. (ю.т.)

    На параллели 66,50ю. ш. (ю.п.к.) – полярный день 

    21 марта–   день осеннего равноденствия

    День=ночи.

    Солнце в зените над экватором

    День=ночи.

    Солнце в зените над экватором

    ТЕСТЫ:

    1.На какой параллели 22 июня наблюдается полярная ночь?

    1) 80 ° с.ш                3) 45 ° ю.ш

    2) 45 ° с.ш.                 4) 80 ° ю.ш

    2. Солнце бывает в зените над экватором

    1) 22 декабря и 21 марта            3) 21 марта и 23 сентября

    2) 23 сентября и 22 июня                4) 22 декабря и 22 июня

    3. 22 декабря Солнце находится в зените

    1) 23,5 ° с.ш         3) 10 ° ю.ш

    2)10 ° с.ш                4) 23,5 ° ю.ш

    4. На какой параллели Солнце в течении года бывает в зените

    1) 20 ° ю.ш                2)65 ° с.ш

    3) 40 ° с.ш                4) 80 ° ю.ш

    5. 22 июня световой день длиннее на:

    1) северном тропике        2)экваторе

    3) южном тропике                4) северном полярном круге

    6)  на какой из  перечисленных параллелей 22 июня световой день короче ночи?

    1)60 ° с.ш                3)2 ° с.ш.

    2) о °.ш                4) 20 ° ю.ш

    1. Подведение итогов. Выставление оценок.

    1. Домашнее задание: (Вариант разноуровневых дифференцированных заданий)

    «3»- параграфы 3,5 и ответы на вопросы.

    «4»- Выделить основные положения, связанные с вращением Земли вокруг Солнца и оси и  их географические следствия (пар.3,5).

    «5»- подготовить сообщения о Земле как уникальной планете, подготовить презентацию, итоговые задания  и вопросы к теме (стр.21).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    . Земля во Вселенной. Движение Земли вокруг своей оси и Солнца Презентация урока Подготовила учитель географии МБОУ СОШ №5 Деревяженко Валентина Николаевна

    Слайд 2

    Цели занятия: 1. Познакомить учащихся с местом Земли в Солнечной системе. 2. Сформировать представление о причинах, вызывающих смену сезонов года. 3. Объяснить причины неравномерности нагрева земной поверхности. 4.Научить решать задачи типа «С»

    Слайд 3

    Вращение Земли вокруг оси

    Слайд 4

    Вращение Земли вокруг оси Земля вращается вокруг оси с запада на восток, ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5  Вращение влияет на форму Земли: она сплюснута у полюсов на 22 км. Из-за вращения Земли все движущиеся по её поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо, а в Южном-влево. Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи (сутки). Смена часовых поясов.

    Слайд 5

    Годовое вращение Земли.

    Слайд 6

    Вращение Земли вокруг Солнца Земля совершает оборот вокруг Солнца за год (365 суток, 6 часов, 9 минут, 9 секунд) Длина орбиты равна 930 млн. км., скорость равна 30 км/сек. Наклон земной оси к плоскости орбиты приводит неравенству дня и ночи на Земле и смене времен года. Дни равноденствия и солнцестояния, ограниченные тропиками и полярными кругами.

    Слайд 7

    22 июня 22 декабря 23 сентября и 21 марта Распределение Солнечного тепла и света на Земле

    Слайд 8

    22 декабря

    Слайд 9

    22 июня

    Слайд 10

    Освещение Земли Солнцем даты Северное полушарие Южное полушарие 22июня День летнего солнцестояния -лето. Солнце в зените над ст., ( 23,5 0 с.ш.) день длиннее ночи. На спк( 66,5 0 с.ш.) - полярный день в южном полушарии - зима. День короче ночи. За юпк ( 66,5 0 ю.ш ) -полярная ночь 23 сентября Солнце в зените над экватором. День равен ночи. Солнце в зените над экватором. День равен ночи. 22 декабря В северном полушарии - зима. День короче ночи. За спк( 66,5 0 с.ш.) -полярная ночь День зимнего солнцестояния. Солнце в зените над ют., 23,5 0 ю.ш. день длиннее ночи. За юпк ( 66,5 0 ю.ш ) -полярный день 21 марта Солнце в зените над экватором. День равен ночи. Солнце в зените над экватором. День равен ночи.

    Слайд 11

    А 7 В какой день в Новой Зеландии продолжительность светового дня наибольшая? 1) 21 марта 2) 22 декабря 3) 22 июня 4) 23 сентября

    Слайд 12

    Примеры задач Задача 1. На какой из параллелей: 30  с. ш., 10  с. ш., на экваторе, 10  ю . ш., 30  ю. ш. – Солнце в полдень будет находиться ниже всего над горизонтом в день, когда Земля находится на орбите в положении, показанном на рисунке цифрой 3? Свой ответ обоснуйте.

    Слайд 13

    ОТВЕТ: 1. на параллели 30  с. ш. 2. В этот день Солнце находится в зените над Южным тропиком. 3. параллель 30  с. ш. расположена дальше всего от параллели над которой Солнце стоит в зените.

    Слайд 14

    Определите географические координаты пункта, если известно, что 21 марта в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень , и Солнце находится на высоте 45 ̊ над горизонтом (тень от предметов падает на север) 1) в дни равноденствий высоту полуденного Солнца определяют по формуле: Н= 90 ̊- а, где Н- высота Солнца над горизонтом , а – широта места 90 ̊-45 ̊= 45 ̊с.ш. 2)(18ч-12ч)*15 = 90 ̊з.д.

    Слайд 15

    Примеры задач: С 6: Определите географические координаты пункта, расположенного в Казахстане, если известно, что 23 сентября в 8 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 40° над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.

    Слайд 16

    Примеры задач: С 6:Определите географические координаты пункта, расположенного в Туркмении, если известно, что 23 сентября в 8 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 50° над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.

    Слайд 17

    С 6:Определите географические координаты точки земного шара, в котором солнце будет находиться в зените, когда в Лондоне празднуют Новый год?

    Слайд 18

    1) 24ч-12ч= 12 ч 2) 15*12=180 ̊д. 1 января Солнце находится в зените над южным полушарием. 22 декабря Солнце было в зените над южным тропиком С 22 декабря по 1 января прошло 10 дней Зенитальное положение Солнца сместилось на 2,6 ̊ к северу и стало 23,5 ̊ – 2.6 ̊= 20,9 ̊ю.ш.

    Слайд 19

    С 6: Укажите отрезки двух меридианов , на которых 22 июня в полночь по местному времени меридиана 15 в.д. тень от Солнца падает на юг.

    Слайд 20

    1) отрезок меридиана 15 в.д. на отрезке от северного полярного круга до северного полюса ( там полярный день, поэтому в полночь тень падает на юг) 2)через 180 ̊ на меридиане 165 ̊з.д.- полдень 3) на меридиане 165 ̊з.д. тень падает на юг от северного тропика( где Солнце в зените) до южного полярного круга(за которым наблюдается полярная ночь)

    Слайд 21

    Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте России, 1 ноября Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование вашего ответа.

    Слайд 22

    Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте России, 1 мая Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование вашего ответа.

    Слайд 23

    Задание С 6. Нестандартный вариант. Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице, 15 марта солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа. Точка Широта Долгота А 50° с.ш . 90° з.д . Б 60° с.ш . 90° з.д . В 50° с.ш . 80° з.д .

    Слайд 24

    Правильный ответ: 1) Выше всего солнце будет находиться над горизонтом в точке А. В обосновании говорится, что 2) в этот момент на меридиане 90° з.д . – полдень ИЛИ для определения полуденного меридиана используется вычисление (18 – 12) × 15° ИЛИ в ответе говорится, что точка А расположена на полуденном меридиане; 3) точка А расположена южнее точки Б ИЛИ точка А расположена ближе к экватору, чем точка Б ИЛИ говорится, что в Северном полушарии полуденная высота солнца увеличивается при движении в сторону экватора

    Слайд 25

    Тесты: 1.На какой параллели 22 июня наблюдается полярная ночь? 1) 80  с.ш 3) 45  ю.ш 2) 45  с.ш. 4) 80  ю.ш 2. Солнце бывает в зените над экватором 1) 22 декабря и 21 марта 3) 21 марта и 23 сентября 2) 23 сентября и 22 июня 4) 22 декабря и 22 июня 3. 22 декабря Солнце находится в зените 1) 23,5  с.ш 3) 10  ю.ш 2)10  с.ш 4) 23,5  ю.ш 4. На какой параллели Солнце в течении года бывает в зените 1) 20  ю.ш 2)65  с.ш 3) 40  с.ш 4) 80  ю.ш 5. 22 июня световой день длиннее на 1) северном тропике 2)экваторе 3) южном тропике 4) северном полярном круге 6) на какой из перечисленных параллелей 22 июня световой день короче ночи? 1)60  с.ш 3)2  с.ш. 2) о  .ш 4) 20  ю.ш


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контроль Знаний по теме" Земля во Вселенной"

    Земля во Вселенной В-1 География - это наука, изучающая ……………………………………………………………………………………….. Гигантские скопления звезд во Вселенной называются………………………………. Географические объ...

    Тест по разделу Земля во вселенной

    Тест по разделу Земля во вселенной...

    Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».

    Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...

    Задания части С ЕГЭ по географии на тему "Вращение земли вокруг Солнца"

    Данный материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по географии  для решения заданий по теме "Вращение земли вокруг Солнца"...

    Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

    Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

    Технологическая карта урока географии на тему: "Обращение Земли вокруг Солнца" 5 класс

    Технологическая карта к уроку для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)...

    Презентация по географии 5 класс на тему "Форма Земли и Движения Земли"

    Презентация по географии на тему "Форма и движения Земли" ( 5 класс к учебнику А.И.Алексеев и др. "Полярная Звезда")...