"ГЕОбитва поколений" родительское собрание
методическая разработка по географии по теме

Черкашина Наталья Борисовна

Я воспользовалась материалами газеты «География» «ЧЕМУ УЧИТЬ ПО ГЕОГРАФИИ ВАШЕГО РЕБЕНКА?». На очередном родительском собрании была озвучена проблема «снижение качества знаний по географии, слабая подготовка к урокам». Я предложила родителям ответить на вопросы анкеты, просмотрев учебник

Результаты собирались долго, с трудом. Родители отвечали неохотно, односложно. Неполные ответы тактично возвращались для доработки. На сбор информации ушло 2 месяца. Основные обобщенные выводы мнений родителей из анализа анкет позволили мне не только откорректировать подход к подготовке к урокам, но и повлияли на воспитательную работу в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geobitva_pokoleniy.rar1.09 МБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

География на службе воспитательной работы с родителями.

Разработала: учитель географии первой квалификационной категории

МОУ гимназии №5 города Новороссийска Краснодарского края

Черкашина Наталья Борисовна.

Задача:

Выявить реальные ожидания родителей, то есть осознать требования, предъявляемые большей частью родительского коллектива к содержанию географического образования собственных детей.

Цели:

сделать школьное географическое образование более востребованным, более популярным, повысить престиж географии в семье;

привлечь родительскую общественность к учебно – воспитательному процессу в гимназии;

найти дополнительные стороны взаимодействия между классным руководителем (он же учитель географии), ученическим и родительским коллективами.

Оборудование: компьютерная презентация.

Содержание.

Предисловие.

В начале работы я воспользовалась материалами газеты «География» «ЧЕМУ УЧИТЬ ПО ГЕОГРАФИИ ВАШЕГО РЕБЕНКА?». На очередном родительском собрании была озвучена проблема «снижение качества знаний по географии, слабая подготовка к урокам». Я предложила родителям ответить на вопросы анкеты, просмотрев учебник

Результаты собирались долго, с трудом. Родители отвечали неохотно, односложно. Неполные ответы тактично возвращались для доработки. На сбор информации ушло 2 месяца. Основные обобщенные выводы мнений родителей из анализа анкет позволили мне не только откорректировать подход к подготовке к урокам, но и повлияли на воспитательную работу в классе.

Общие выводы из ответов родителей, которые были озвучены на классном часу:

ВОПРОС: зачем нужна география?

  • - лишь бы сдал экзамен;
  • - география не нужна для поступления, поэтому предмет второго сорта;
  • -раньше учебники были интересней;
  • - хочу, чтоб мой ребенок был грамотным, значит нужно учить, как бы ни было сложно;
  • - специфика края и, особенно, города предусматривает два основных направления деятельности: море и туризм. А они оба невозможны без знания географии.
  • - мало непосредственной связи с жизнью;
  • -реальная география намного интереснее учебника;
  • -география - это живая развивающаяся наука, изучать ее необходимо всю жизнь. В современном мире все изменяется очень быстро.
  • -родители лучше знают географию, чем их дети.

Ребят это задело и они решили ответить на эти же вопросы.

Выводы из ответов учащихся на вопрос «Зачем нужна география?»

  • -обычный предмет;
  • -папа в плавании, хочу знать, где он, что его окружает;
  • - любим путешествовать семьей;
  • - люблю смотреть фильмы и передачи о путешествиях и приключениях;
  • -просто нужны пятерки;
  • -хочу поступать на факультет туризма.

Оценив сложившуюся ситуацию я решила организовать встречу «лицом к лицу» родителей и детей на открытом игровом родительском собрании.

Сценарий открытого родительского собрания.

Родители сидят напротив детей.

Инсценировка фрагмента Д.И.Фонвизина «Недоросль» учащимися класса.

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили.

Выступление учителя: Любое знание или умение, транслируемое школой, должно представлять некоторую ценность для ученика, и эта ценность должна быть осознана всеми участниками образовательного процесса. Нам не след брать пример с Простаковой, но и Стародумово мышление «прадедовского поколения» в реальной жизни показывает свою несостоятельность. Хотя никто не будет оспаривать, что по – своему она права. Из анкеты:«Программа по географии составлены так, что предмет успешно усваивается детьми послушными, но география-то больше всего в жизни нужна непослушным!»

 Нетрудно оправдывать необходимость географии тем, что она нужна обществу в целом, но куда труднее ответить на вопрос, зачем она. На экране показываю  результаты анкетирования родителей и детей. Так чему же учить детей на уроках географии? Обсуждения результатов. Можно свои результаты выводить на экран.

Главный спор поколений «Кто лучше знает географию?» Решит поединок «Отцов» и «Детей».

Игра «ГЕО битва поколений».

1 схватка. «Угадай – ка». Задание. Угадать географический объект или субъект по описанию. Побеждает тот, кто первым правильно назовет.

2 схватка. «Карта под лупой». Предлагается фрагмент карты физической или политической назвать и показать его на карте.

3 схватка. «Новости». Озвучивается реальное событие. Дается только один шанс на ответ.

4 схватка. «Литературная география». Определить автора и название произведения и т.д.

5 схватка. «Загадочки».

  1. . Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
  2. В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует – бежим по воде. (Волны)
  3. Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)
  4. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
  5. Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь)
  6. Рыбам зиму жить тепло: крыша – толстое стекло. (Лед)
  7. Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
  8. Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото)
  9. Море есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя. (Географическая карта)
  10. Я сборник карт, от ударенья зависят два моих значенья, захочешь, превращусь в названье блестящей шелковистой ткани. (Атлас)

Финальная схватка. «Города». Играют по два представителя от каждой команды. Перед началом объявляются предыдущие результаты и команда, набравшая большее количество баллов имеет преимущество на столько слов.

Победителям дружное коллективное «Ура!».

Заключение. География – как наука может стать одним из звеньев коллективной деятельности класса.

Макет принятого коллективного решения.

1.Планировать экскурсии и поездки не только с развлекательной целью, но и с исследовательской деятельностью. (не реже 1 раза в четверть).

2.Составить карту география рождения класса. (Указать места рождения)

3. Составить мобильную карту каникул класса (ребята ещё не знают понятия «миграция»).

4. Разработать походы выходного дня с организацией со спортивными соревнованиями, включая спортивное ориентирование. (Не реже одного раза в четверть).

5. Проводить на классном часу еженедельно пятнадцатиминутку новостей.

6. Приобрести детям карты для поддержания престижа предмета.

7. Обратить внимание на домашнее чтение художественной и периодической литературы.

Выводы.

В чистом виде ни какая идея не может быть реализована полностью. Но синтез классной коллективной деятельности и предмету сейчас, спустя полтора года помог не только сплотить классный коллектив, но и повысить заинтересованность предметом и качество знаний по нему. Это затронуло и другие предметы: историю и литературу. Родители с удовольствием участвуют во всех классных мероприятиях. О явке на родительские собрания я не беспокоюсь. Родители приходят с удовольствием, с интересом, с предложением.

Использованная литература:

  1. Материалы газеты «Первое сентября»;

Приложение.

Анкета для родителей и она же для учащихся с изменением обращения.
Подписывать анкету не обязательно

 ЧЕМУ УЧИТЬ ПО ГЕОГРАФИИ ВАШЕГО РЕБЕНКА?

1. Представьте, что Вам самому (самой) приходится рассказывать своему сыну (дочери, внукам) о географии Родины. О чем бы Вы говорили?

(Напишите первые пришедшие в голову слова или фразы) 

2. Как Вы узнали то, что знаете сегодня о природе Земли, хозяйстве, традициях народов и т.д.? Вы узнали это в основном (отметьте главное, не более двух ответов):

  • в школе
  •  получив специальное или высшее образование
  •  в результате самостоятельного чтения
  •  благодаря телевизору
  •  в результате собственных поездок и путешествий
  • в ходе своей профессиональной деятельности

3. Какое значение для Вас в повседневной жизни имеет географическая карта (отметьте то, что созвучно Вашему отношению к карте)?

  • Вы со школьных времен в основном помните карту мира и России
  •  Школьные знания карты слабы, но карте Вас научила жизнь
  •  После школы Вы на карту почти никогда не смотрели
  •  Вам часто приходится ориентироваться по карте или плану города
  •  Происходящие в мире и стране события вы способны мысленно привязать к карте
  •  Для Вас не имеет значения ГДЕ произошло то или иное важное событие - важен лишь сам факт
  •  Вы не очень хорошо помните карту, но когда слышите новое географическое название, стараетесь открыть атлас и найти где это
  •  Вам интересно рассматривать географические карты и листать атласы
  •  Карта часто нужна Вам в профессиональной деятельности

4. Можете ли Вы показать на карте город Беслан?

  • Точно знаю местонахождение, смотрел по карте Могу примерно
  •  Нужно сначала посмотреть указатель атласа
  •  Нет

5. Вам пришлось самому рассказывать своему ребенку о Калининградской области. Что бы Вы стали говорить?

6. Пригодились ли Вам в жизни географические знания, полученные в школе?

  • Да, и очень много
  • Чуть-чуть
  •  Нет

7. Хотите ли Вы, чтобы Вашего ребенка учили по географии примерно тому же, чему и Вас учили в школе (разумеется, с учетом изменений в мире)?

  • Пусть мой ребенок учит то же
  • Хочу, чтобы его (ее) учили иначе

Что бы Вы изменили в школьной географии, чтобы она стала полезнее и интереснее вашим детям? 

8. Чему Вы уделяли бы больше всего внимания, если бы сами рассказывали сыну (дочери, внукам) то, что считаете нужным по географии (отметьте главное, не более трех ответов):

  • умениям работать с картой
  •  умениям ориентироваться на местности
  •  географии России
  • географии зарубежных стран
  • географии своего региона
    географии своей местности
  • общим географическим закономерностям и процессам
  • умениям работать с источниками информации.

9. Что Вас заинтересовало в учебнике, а что считаете лишним, неинтересным?

10. Что бы вы добавили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя»  Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жиз...

"Возрастные особенности восьмиклассников"буклет к родительскому собранию и методическая разработка род. собрания, 8 класс

. "Возрастные особенности восьмиклассников"  памятка для родителей. Памятка содержит информацию о подрастковом возрасте, советы родителям, как общаться с восьмиклассниками и предложены пути решен...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Родительское собрание или собрание родителей?

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия...

Родительское собрание "Успешный ребенок" из цикла собраний "Жизненный путь счастливого человека"

Родительское собрание «Успешный ребенок»Холопова Екатерина СергеевнаМОУ «СОШ» с. КорткеросУчитель английского языкаЗА ОСНОВУ ВЗЯТА РАБОТА БОЙКО НАТАЛЬИ ЛЕОНИДОВНЫ "РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБИРАНИЕ "УСПЕШНЫЙ РЕБ...