Главные вкладки

    Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
    методическая разработка по теме

    Романова Татьяна Васильевна
    Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_roditelskogo_sobraniya.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Городской конкурс на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики

    межнациональных конфликтов

     «Как воспитать толерантного человека?»

    Родительское собрание в 6 и 7 классе

     

    Работу выполнила:

    Классный руководитель

    7 класса МБОУ ООШ №10

    Романова Татьяна Васильевна

                                              Геленджик, 2013 год

    Проблема: Как воспитать толерантного человека?

    Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.

    Задачи:
    • Сформировать у родителей представление о толерантности.
    •  Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье.
    • Показать, к чему могут привести ошибки воспитания.
    •       Наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций.

    Оформление: информационный стенд о толерантности, стенд «Толерантность глазами детей», анкеты для родителей, презентация «Дети о толерантности», бумага, ножницы.

    «Я не согласен с тем, что говорите,

    но пожертвую своей жизнью,

    защищая ваше право

    высказывать собственное мнение»

    Вольтер

               Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас в нашем семейном кругу. Спасибо Вам, за то, что Вы, отложив все ваши дела, нашли время для общения. Проблема, которая стоит перед нами: воспитание толерантного человека.  Необходимость её решения продиктована тем, что  толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей для нас является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

              16 ноября мы будем отмечать  Международный день толерантности. Что же это такое - толерантность?  Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.

              Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев.

    В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

    Толерантность – понятие достаточно новое: это
    – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;  

    Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность —    это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

    Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах.  Наверно потому, что проще объяснять детям, насколько важна терпимость в нашем мире, чем людям с уже сложившимися взглядами. В школах проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков. Проводятся классные часы, посвященные проблемам толерантности. Ведутся исследовательские работы, с целью выявления процента детей выбравших для себя принципы интолерантого пути развития. Толерантность – понятие международное. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара по-разному:

    tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
    tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
    tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.
    kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
    tasamul’ ( арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
    терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
              Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
             
    Во-первых, не обижать его.
             
    Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
              В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
             
    В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
             
    В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
             
    В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

    Анкета для родителей

                     

                 Проверьте себя: насколько вы -  толерантный родитель

    1.Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?

    2.Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?

    3.Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?

    4.Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?

    5.Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?

    6.Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной

    ситуации?

    7.Предлагаете ли Вы выбор из нескольких решений?

    8.Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?

     9.Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных

    последствий его поступка или решения? 

    Толерантность начинается в семье. Насколько мы терпимы к своему ребенку после работы, как часто мы раздражаемся по любому поводу, можем позволить себе сорваться на ребенка? Почему же он не может сорваться на другого человека?

    Конфликт может обладать как созидательной, так и разрушительной силой. Если конфликт разрешается неверно, возникает неприязнь друг к другу, травмируется психика, замалчиваются достоинства и преувеличиваются недостатки. В итоге конфликт может нанести серьезную психическую травму. Она может остаться у человека на всю жизнь и даже изменить ее в худшую сторону.

    Одна из российских газет объявила конкурс на лучшее воспоминание из детства. Было много светлых и ярких писем. Но одно из них меня потрясло. В газету писала почти уже 50-летняя женщина. Она поведала о том, что у нее в детстве были очень непослушные волосы, которые торчали во все стороны, что очень раздражало мать. Она с этим постоянно боролась. И вот однажды, после шумной беготни, разгоряченная и, конечно, опять непричесанная, она вернулась домой. Сразу вспыхнул конфликт. Мать истошно кричала: «Ты - как ведьма!» Это слышали некоторые ребята, и вскоре кличка «ведьма» навсегда прилипла к ней. Она переходила с ней из класса в класс, из школы - в институт. «Через некоторое время, - пишет женщина, - я стала ощущать себя именно ведьмой. Мне казалось, что делаю плохо людям, роковым образом влияю на их судьбы. Я замкнулась, отдалилась от друзей... Так я осталась одна, и даже замуж не вышла».

    Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

    Опасайтесь, уважаемые родители, ранить словом, унизить, обидеть, не понять. Будьте мужественнее и мудрее. Будьте эмпатийными, то есть способными поставить себя на место ребенка и понять, что он переживает сейчас, во время конфликта с вами.

    Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» 
    Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте,каких ответов больше всего – А, Б, В.


    1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
    а) дадите ему другое блюдо;
    б) разрешите выйти ему из-за стола;
    в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

    2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
    а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
    б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
    в) предлагаете остаться дома.

    3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
    а) начнете его ругать, кричать;
    б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
    рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
    в) без слов выключите телевизор.

    4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
    а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
    б) пытаетесь помочь исправить положение;
    в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

    5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
    а) не выяснив причины, начинаете ругать;
    б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
    что впредь опозданий не будет;
    в) накажете

                                 Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
    А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
    Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
    В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

                Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
              Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

    Памятка для родителей

    1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
    2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
    напряжение.
    3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
    4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
    5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъяв-ляются разумно. В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности:
    -
    терпение
    - умение владеть собой
    - доверие
    - чуткость
    - способность к сопереживанию
    - снисходительность
    - расположение к другим
    - чувство юмора
    - терпимость к различиям
    - доброжелательность
    - гуманизм
    - любознательность
    - умение слушать
    - несклонность осуждать других
    - альтруизм

     Наше собрание близится к концу. Хочется процитировать слова Х. Канна: «Дитя, дай мне руку, чтобы я мог идти в лучах твоей веры в меня!». Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками групповой коммуникации, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
    Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.

    Решение родительского собрания:
    1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
    2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
    3. Продолжить сотрудничество со школой, активно участвовать в жизни класса и школы. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка родительского собрания на тему "Толерантность детей и взрослых"

    Разработка содержит беседу по теме, разбор ситуации, рекомендации по воспитанию толерантного человека. Форма проведения необычна, поэтому родительское собрание проходит на ура....

    Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

    Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

    КРАЕВОЙ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ РАЗРАБОТКУ ЕДИНОГО ВСЕКУБАНСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «ГЛАВНОЕ СЛОВО НА ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ».

    Цели:  воспитание любви, уважения, бережного отношения к  мамам, бабушкам, женщинам любого возраста;  развитие творческих способностей учащихся; создание теплого нравственного климата...

    "О родительском авторитете" разработка родительского собрания

    Данный материал раскрывает роль семьи в развитии моральных качеств подростка, показывает необходимость трудового воспитания в семье и школе. Предусмотрено анкетирование детей и родителей по соответств...

    Разработка родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"

    Данная разработка может быть полезна классным руководителям и родителям....