Главные вкладки

    "О родительском авторитете" разработка родительского собрания
    учебно-методический материал (8 класс) на тему

    Данный материал раскрывает роль семьи в развитии моральных качеств подростка, показывает необходимость трудового воспитания в семье и школе. Предусмотрено анкетирование детей и родителей по соответствующим вопросам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл o_roditelskom_avtoritete.docx54.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 68

    Родительское собрание в 8 классе по теме

     «О родительском авторитете»

    Подготовила:

    Андреева Наталья Владимировна

    Учитель химии и биологии

    Первая квалификационная категория

    Липецк 2016

    «Истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума.»

    Иоанн С. Эриугена

    Цель:

    - обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся;

    - расширить представление родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности;

    - показать, что любовь и доброжелательные отношения в семье – главное условие в развитии высоких моральных качеств подростка;

    - побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в их семье;

    - показать роль трудового воспитания в семье и школе.

    Задачи:

    • создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;
    • формировать единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;
    • способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной деятельности;

    Форма и проведения и тип работы: тематическая лекция с элементами диспута; собрание по плану психолого - педагогического просвещения 

    Оформление:

    • На доске прикреплены составляющие детско-родительских отношений в семье: ЛЮБОВЬ, СВОБОДА, НЕЛЮБОВЬ, КОНТРОЛЬ 
    • «Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!»

     «Можешь делать, что хочешь».

    «Мне все равно, что ты делаешь».

     «Я хочу понять, почему ты так делаешь».

    • Анкета для учащихся «Роль семьи в развитии моральных качеств» (Приложение 1)
    • Анкета  для родителей «Ребенок и его семья»  ( Приложение 2)

    Ход собрания:

    1. Авторитет родителей. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

    Здравствуйте, уважаемые родители! Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых. Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными  и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения. Второй момент – окончание детства  и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка  в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная форма требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антонагонистические отношения  с близкими людьми, поскольку  многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений  не укладывается    в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений  и оценок.

    Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

    Актуальность этой темы в том,  что почти каждый подросток, во время   переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых  травм пережить его.

              Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

    Практическое задание для родителей:

    Распределите семь причин трудностей в воспитании детей, начиная с наиболее значимого для вас

    1. Недостаток материальных средств
    2. Недостаток времени
    3. Недостаток педагогического опыта
    4. Плохие жилищные условия
    5. Влияние неформальных групп
    6. Отсутствие помощи со стороны школы
    7. Неблагоприятная ситуация в семье.

    По результатам опроса школьников, наиболее часто встречаются такие проблемы

    • Нет контакта с мамой
    • Родители часто кричат и ссорятся
    • Очень жесткий контроль
    • Постоянные ссоры с братом, сестрой
    • У родителей нет времени поговорить со мной
    • Никогда не хвалят

               Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские, она может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие  нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка – чтобы его любили. Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

    Практическое задание для родителей

              Наше родительское собрание мы посвятим сегодня родительскому авторитету. Авторитет с латинского – власть, влияние. На доске перед вами четыре фразы. Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей. Поставьте номер фразы на листке и сдайте.

    1  «Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!»

    2   «Можешь делать, что хочешь».

    3  «Мне все равно, что ты делаешь».

    4   «Я хочу понять, почему ты так делаешь».

            Каждая из этих выбранных вами фраз  и отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета.

    Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах,   воспитывающее   уважение   к   родителям.   Анализируя   опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета

    Авторитет подавления

            Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство. Такие родители разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка.

    Авторитет родительского положения

            Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребенок. Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но, не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными. Однако часто можно наблюдать в семьях такого типа, как дети стыдятся проявления их родителями своего положения, стесняются собственных отцов и матерей, пытаются как можно меньше бывать с родителями вместе.

    Авторитет педантизма

            Родители, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения. Дети из таких семей либо подчиняются, и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых.

    Авторитет назидания

            В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.

    Авторитет любви

            Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди.

    Авторитет доброты

    Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, беспринципностью. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями.

    Авторитет подкупа

            Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ.  Особенно тяжелы  последствия такого авторитета  в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону.

            Идеальный же вариант родительского авторитета определить сложно. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго. Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители им объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, а в том, чтобы спокойно проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда. Авторитет родителей во многом зависит оттого, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глазах своих детей, — это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

          Неоднократно мы слышим о том, что свое родительское воспитание ребенок получает только до трехлетнего возраста. После того, как ребенок переступает этот возрастной порог, в его воспитании непосредственное участие начинает принимать улица. Но, довольно часто случается и так, что родительское воспитание имеет место быть и в более старшем возрасте, что не дает полностью развиваться самостоятельной стороне характера любого человека. В психологии именно детско-родительские отношения вызывают не только бурные дискуссии, но и различные противоречия. На сегодняшний день никто так и не может с уверенностью сказать, как правильно воспитывать и развивать свое чадо. Единственное, что известно, необходимо с самого рождения прививать и вкладывать в ребенка все необходимые основы для выживания в мире. Как правило, любые детско-родительские отношения рано или поздно, независимо от характера воспитания, проходят довольно трудный период. Этот период, безусловно связан с восстановлением ребенка, или уже подростка, как независимой и самостоятельной личности. Этот период сопровождается большим количеством конфликтных ситуаций, в который ребенок старается изо всех сил отрицать авторитет родителей, и их влияние на свою личную жизнь. В этом случае даже самые благие намерения каждого родителя защитить своего ребенка от окружающего мира, могут иметь в некотором роде навязчивость и подавление морально и психологически. Но, несмотря на то, что детско-родительские отношения так бурно развиваются, они в будущем имеют довольно крепкое продолжение, и отличаются самой прочной связью. В психологии также существует и определенная классификация многочисленных стилей воспитания, в которых проявляются все личностные особенности каждого родителя.

    1. Свобода + Любовь. Содействует гармоничному развитию детской личности.

    Вообще-то психологи выступают против таких эмоциональных определений, но мы все равно скажем – Свобода + Любовь – это идеальное соотношение в детско-родительских отношениях. Потому что оно содержит «два счастья в одном». Первая составляющая - любовь. Ребенку очень необходимо чувствовать, что родители его любят – просто так, а не за хорошие отметки, послушание и первые места на олимпиадах. Родительская любовь – это залог, что ребенок вырастет с чувством самоуважения к себе и доверием к миру. Ребенок, которого любят, принимает себя таким, каким он есть. А это очень важно в дальнейшей жизни. А если мы приходим во взрослую жизнь, тайком считая себя «недостойными» и «плохими», шансов жить нормально у нас немного. Вторая составляющая отношений № I – свобода. Свобода выбора. Дать ее ребенку иногда еще сложнее, чем любовь. Хотя общество часто говорит о толерантности и демократичности – родителям очень трудно, а временами и страшно, позволить ребенку самому делать выбор. Ведь они убеждены, что знают, как лучше поступить! А упрямый ребенок хочет боксом заниматься, вместо того, чтобы на скрипке играть. Но бокс – это опасно! Могут и синяков наставить. В целом, опасного в жизни больше, чем нужно. Поэтому родителей можно понять. Им действительно страшно. Впрочем, когда психологи говорят о «свободе выбора для ребенка», они имеют в виду именно свободу выбора, а не бесконтрольность и вседозволенность. Авторитарным или слишком тревожным родителям непросто почувствовать разницу между этими понятиями.

    Родители всегда должны помнить, что моральный облик ребенка: его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависит от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя. Если семейная среда благополучная и отношения между мужем и женой хорошие, то можно компенсировать даже некоторые наследственные факторы. И отец и мать по отношению к своему ребенку могут исполнять роль мудрых , проницательных и заботливых психотерапевтов. В этом случае нежность и любовь, понимание душевных состояний ребенка дают успешный лечебный эффект. Вот почему спокойная и дружелюбная атмосфера в семье – обязательное условие для нормального развития личности ребенка.

    К великому сожалению, многие молодые люди у нас не  научены любить. Любить вообще – родителей, стариков, детей, больных, увечных, слабых… Многие привыкли думать только о себе, игнорировать образ мыслей, привычки, вкусы, желания и настроения другого. А учить терпимости, заботе, ласке, выдержке, вниманию – иными словами, учить любить – необходимо с детства, в семье.

    Анализ анкеты учащихся, которая была проведена заранее и обработана (Приложение 1).

    1. Любовь + Контроль. Разрушает детскую личность. Большой риск развития различных форм зависимости.

    Слепая родительская любовь, умноженная на тотальный контроль – очень опасный коктейль. Такая смесь душит. Не дает дышать. И полностью лишает родительский дом свежего воздуха. К подобным отношениям склонны гипертревожные, сверхзаботливые мамочки. Они контролируют каждый «чих» ребенка, каждый его шаг, каждого нового приятеля, любое новое увлечение. В конечном итоге ребенок начинает задыхаться в тенетах родительской любви и контроля. Ему нужен хотя бы глоток свободы. Но его нет. Дальше вариантов несколько. Ребенок может просто вырасти хрупким, как новогодняя игрушка, всегда замотанная в мягкую вату. И не выдержит

    первых трудностей – поскольку ему не дали возможность научиться отвечать за свои поступки и собственную жизнь. Впрочем, существует и более драматический вариант - ребенок может вообще попробовать убежать от такой «смертельной» родительской любви. По мнению психологов, именно от детско-родительских отношений №II дети чаще всего убегают в «химическую зависимость» – и в первую очередь это наркотики.

    1. Контроль + Нелюбовь. Разрушает детскую личность. Большой риск детского суицида.

    Очень сложно найти в природе родителей, которые признаются, что не любят своего ребенка. Но ребенок, живущий в семье, где запрещены искренние чувства, всегда чувствует, что ее не любят. Отстраненные, «замороженные» родители, которые постоянно держат эмоциональную дистанцию с ребенком, дают ему понять: ты для меня не важен, ты - фрагмент. Такие родители могут быть вполне успешными, внешне дисциплинированными и ответственными. Но маленькому человеку очень трудно жить в «ледяной» атмосфере. Часто дети из таких семей просто не видят для себя выхода. Они считают, что родители не любят их из-за того, что они «плохие дети». По мнению психологов, именно в таких семьях наивысший уровень детских суицидов. Как еще ребенку спастись от нелюбви? Собственно, он вообще лишен возможности предпринимать самостоятельные шаги. Поэтому остается один, чтобы не страдать.

    1. Свобода + Нелюбовь. Дает возможность для развития детской личности. Большой риск физической гибели или травмирования ребенка.

    Это жесткие отношения. Чаще всего случаются в неблагополучных семьях... Дети в таких семьях получают практически неограниченную свободу выбора - поскольку они, собственно, никому не нужны. Их не любят. Здесь у детей очень большие шансы погибнуть. Но есть, и шанс вырасти самостоятельными – ведь они с детства учатся ходить без поддержки. Типичный пример – в семье, где отец законченный алкоголик (а может и мать), вырастает непьющий сын. Внешне – абсолютно успешный человек, преодолевший проклятье собственной семьи. Но внутри у детей, которых не любили, остается огромная полость. Так внешне безукоризненная, почти металлическая конструкция победителя становится уязвимой. Дети из таких семей всегда остаются в группе риска.

    1. Трудовое воспитание в семье и школе.

    Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?

    Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

    В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций.

    Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: «Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться». Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время.

    Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если ребенок скажет ей, уставшей после работы:»Ты отдохни – я сам помою посуду (почищу картошку)».

    Многое изменилось в нашей жизни. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву» : всю домашнюю работу берут на себя.

    Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, почему-то думая, что это значит -  ничего не делая. И вырастает потребитель, который вероятнее всего будет требовать к себе такого же отношения в будущей семье.

    Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда.

    Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя.

    Несколько советов родителям:

    • Будьте последовательны в своих требованиях
    • Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей
    • Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями
    • Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности
    • Рассказывайте детям о своей работе, работе своих друзей.

    Практическое задание для родителей: 

    Предлагается выполнить анкету для родителей «Ребенок и его семья» (Приложение 2).

    1. Заключительная часть.

    У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения. Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

    Чем Проповедь выслушивать,

    Мне лучше бы взглянуть.

    И лучше проводить меня,

    Чем указать мне путь.

    Глаза умнее слуха,

    Поймут все без труда.

    Слова порой запутаны,

    Пример же – никогда.

    Тот лучший проповедник –

    Кто веру в жизнь привел.

    Добро увидеть в действии -

    Вот лучшая из Школ.

    И если все мне показать,

    Я выучу урок.

    Понятней мне движенье рук,

    Чем быстрых слов поток.

    Должно быть, можно верить

    И мыслям, и словам,

    Но я уж лучше погляжу,

    Что делаешь ты сам.

    Вдруг я неправильно пойму

    Твой правильный совет.

    Зато пойму, как ты живешь,

    По правде или нет.

    Также хочу предложить вашему вниманию законы родительской истины:

    • Любой ребёнок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет
      или рохля – заслуживает любви и уважения: ценность в нём самом.
    • Помните, что ребёнок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребёнка есть сейчас, надо уметь их видеть.
    • Не скупитесь на похвалу.
    • Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
    • Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.
    • Ставьте перед ребёнком достижимые цели.
    • Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего
    • Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
    • При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
    • Ребёнок должен помнить, за что и почему его наказывают.
    • Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одёргивания, требования
      просто не нужны!

    Приложение 1.

    Анкета для учащихся

    « Роль семьи в развитии моральных качеств. »

    Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только одно из предложенных утверждений

    1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?

    а)  хорошую организацию быта;

    б) радость общения

    в) покой и защищённость.

    2. Одинок ли ты в своей семье?

    а) да;

    б) нет;

    в) не знаю.

    3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

    а) да;

    б) нет;

    в) не знаю.

    4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

    а) здоровье детей;

    б) хорошая учёба детей;

    в) трудовое участие детей в жизни семьи;

    г) настроение детей и причины его изменения.

    5. Какая из приведённых ниже жизненных  установок  является для тебя наиболее значимой?

    а) быть материально обеспеченным,

    б) встретить любовь,

    в) иметь много друзей,

    г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

    6. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

    а) да;

    б) нет;

    в) не знаю.

    7. Что для тебя вечер дома?

    а) радость общения,

    б) возможность быть самим собой,

    в) мучение и пытка.

    8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?

    а) да;

    б) нет.  

    Приложение 2

    Анкета для родителей «Ребёнок и его семья»

    Цель: определение стиля семейного воспитания
    По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
    1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
    А. Преимущественно воспитанием.
    Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
    В. Главным образом врожденными задатками.
    Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
    2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
    А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
    Б. Абсолютно с этим согласен.
    В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
    Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
    3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
    А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться
    (Эдгар Хоу)
    Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
    В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
    Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
    4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
    А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
    Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
    В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
    Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
    5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
    А. Если попросит, можно и дать.
    Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
    В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
    Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
    6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
    А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
    Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
    В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
    Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
    7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
    А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
    Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
    В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
    Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
    8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
    А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
    Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
    В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
    Г. Не вижу причины запрещать.
    9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
    А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
    Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
    В. Расстроюсь
    Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
    10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
    А. Безусловно.
    Б. Стараюсь.
    В. Надеюсь.
    Г. Не знаю.


    Обработка результатов анкеты для родителей «Ребёнок и его семья»


    Стиль поведения


    Номера вопросов


    1


    2


    3


    4


    5


    6


    7


    8


    9


    10


    Авторитетный


    Б


    В


    В


    Г


    В


    Г


    А


    Б


    Г


    Б


    Авторитарный


    А


    А


    Г


    В


    Б


    Б


    Б


    А


    А


    А


    Либеральный


    В


    Б


    Б


    Б


    А


    А


    Г


    В


    В


    В


    Индифферентный


    Г


    Г


    А


    А


    Г


    В


    В


    Г


    Б


    Г


    Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
    Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
    При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
    Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
    Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
    Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
    Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
    Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
    Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
    Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
    При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
    Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
    При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
    Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
    Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

    В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

    Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

    Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

    Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

    Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

    «Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

    Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

    Программа родительского просвещения «Родительский Университет»

    Цели программы:1)     повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;2)     предуп...

    Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

             Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...