Единый экологический урок. Учитель географии МБОУ "Джалильская СОШ №2" Сармановского района РТ Калимуллина Райхан Зиннуровна
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Калимуллина Райхан Зиннуровна

Единый экологический урок для 9-х классов, с целью развития экологической культуры. Для проведения урока использованы исследовательские работы учащихся МБОУ "Джалильская СОШ №2" Сармановского района РТ. Их можно найти на сайте Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио ученика"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Единый экологический урок.23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Единый экологический урок для 9-х классов. 12 мая 2014 года

Учитель географии МБОУ "Джалильская СОШ №2" Сармановского района РТ Калимуллина Райхан Зиннуровна

Цель: Развитие экологической культуры

Задачи:

1. Повышение уровня экологических знаний подрастающего поколения, 2. Воспитание бережного отношения школьников к природе родного края,

3. Формирование экологического мировоззрения,

4. Поддержка и развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Татарстан.

Оборудование: исследовательские работы учащихся школы, презентации

ХОД УРОКА

Слово учителя географии:

Ведущим условием выхода человечества из экологического кризиса и выживания на Земле является сохранение биологического и культурного разнообразия на планете. Оно создавалось тысячелетиями, обеспечивая эволюцию жизни на Земле и прогрессивное развитие человечества. Культурное и биологическое разнообразие сопряжены друг с другом. Понимание этого родилось только в последней четверти ХХ века и нашло отражение в ряде международных соглашений.

Каждое государство признает, что обязательство обеспечивать сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям своего культурного и природного наследия  возлагается на него самого.

Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким…Нам пора осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира.

Сохранение биоразнообразия невозможно без формирования у людей природосберегающего мировоззрения…  Эта работа должна вестись с учётом особенностей разных социальных групп, их отношения к природе… Малочисленные коренные народы и старожильческое население являются носителями природосберегающих традиций как в области технологий природопользования, так и в морально-этической сфере. Здесь задачей является сохранение и распространение их традиционной природосберегающей этики. Если уникальное и конкретное понимание различных культур человечества будет утрачено или просто сведено к наименьшему общему знаменателю, то мы утратим нечто драгоценное и очень важное для нашего коллективного выживания. Мировые культуры должны быть сохранены во всём их разнообразии – ради их собственного процветания и нашего общего блага.

Но сегодня биологическому и культурному разнообразию на планете грозит оскудение. Сокращение биоразнообразия происходит из-за

- хищнической вырубки лесов без обеспечения его восстановления;

- загрязнения окружающей среды, в которой уже не могут выжить многие биологические виды (отравление воды, почвы);

- уничтожения естественных мест обитания растений и животных (из-за лесных пожаров; вытаптывания земель; осушения болот; распахивания степей);

- сокращения площадей естественных экосистем (из-за нерационального строительства городов, прокладки дорог, трубопроводов, обмеления водоемов) до размеров, когда некоторые биологические виды перестают размножаться;

- перепромысела хозяйственно ценных видов (пушнина, мясо, рыба, жир);

- конкуренции с завезенными биологическими видами, скрещивания с генетически измененными формами и другие.

Из-за нерациональной хозяйственной деятельности людей, не учитывающей традиции гармоничного, сбалансированного сосуществования с природой, скорость вымирания различных видов животных и растений сегодня в сотни раз превышает «естественный», эволюционный процесс. По данным Международного союза охраны природы, ежегодно погибает один вид только позвоночных животных. Опасность исчезновения грозит более чем 600 видам птиц и около 120 видов млекопитающих, многим видам рыб, земноводных, пресмыкающихся. И это катастрофично, ведь в природе не существует «ненужных» биологических видов. Потеря любого биологического вида расшатывает экологическое равновесие в биосфере, приближает непоправимые природные катаклизмы. Американский эколог Ольдо Леопольд по этому поводу писал: «Самый большой невежда – тот человек, который спрашивает про растение или животное: а какой от него прок? Если механизм Земли хорош в целом, значит, хороша и каждая его часть, независимо от того, понимаем мы ее назначение или нет... Кто будет выбрасывать части механизма из машины, которые кажутся бесполезными? Сохранить каждый винтик, каждое колесико – вот первое правило тех, кто пробует разобраться в неведомой машине».

Россия обладает уникальным разнообразием неживой и живой природы, видов растений и животных, их сообществ. Исторически сложилось так, что это – основа богатства нашей страны, ее развития и процветания.

Однако, как и везде на планете, биологическому разнообразию России грозит сокращение. Главная причина этому – в том, что люди стали ценить свое  материальное благополучие выше, чем сохранение природы как источника этого благополучия. Наука, доказывающая необходимость бережного отношения к природным ресурсам, современные «зеленые» технологии, позволяющие природе восстанавливать взятые у нее ресурсы, не помогут выйти из экологического кризиса, если каждый из нас, и мы все вместе не пересмотрим свои ценности.  

Сама Природа, все более скудеющая и больная, взывает нас вспомнить уроки прошлого, богатую культуру многонациональной России, в которой накоплен бесценный опыт уважения и гармоничного сосуществования с природой.

Мы – представители разных народов России, должны осознать, что бережное отношение к своей культуре, ее «экологической мудрости» поможет нам всем вместе сохранить и приумножить совокупный культурный опыт страны, а значит, и сохранить ее природное достояние.  

Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит – и каждой семьи, каждого из нас.

Слово учащимся-  исследователям.

1. Охрана вод на территории деятельности НГДУ "Джалильнефть". Авторы:  Салихова Ильмира и Нуриева Айгуль - 9-б класс

2. Эффективные способы добычи нефти. Авторы Насибуллин Айваз и Хазиев Раиль- 9а класс

3. Энергосбережение - ресурсам уважение. Автор: Газизова Эльвира -8а класс.

 Подведение итогов.

           Слово учителя географии: 2013 год был объявлен «Годом охраны окружающей среды в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду», 2014 год - Годом культуры в России. Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин.  В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире".

Результатом урока будет составленный классом документ «НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ».  

Ее примерный вариант:

Мы, учащиеся … ....., понимая, что

- биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние России, охранять его – дело совести каждого из нас;

- важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;

- для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру нашей многонациональной Родины;

- важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не допускать неуважительное отношение к ним;

- людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы  сохранить природное и культурное наследие страны,  

решили договориться:

- проявлять искренний интерес к экологической мудрости своей культуры и культур нашей многонациональной страны, изучая их мифы, сказки, легенды, потому что______________________________________________________________________________;

- рассказывать друг другу и окружающим нас людям об экологической культуре коренных народов нашей местности, потому что ____________________________________________________________________________________;

- бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д.), священным животным и растениям, потому что ___________________________________________________________________________________ ;

- мирно решать между собой спорные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская оскорбительные выпады по отношению к  представителям других национальностей, потому что  ____________________________________________________________________________________;

- изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков, научно объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего «экологического следа» в природе, потому что _________________________________________________________________;  

- стараться давать старым вещам вторую жизнь, потому что______________________________

;

- не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что  _____________________________

 

 - не поджигать мусор, потому что  ________________________________________________

- экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и  обесточивая их, потому что  __________________________________________________________________________________;

- в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими  веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что  __________________________

;

- не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что _______________________________________________________

;

- экономить бумагу, потому  что  ___________________________________________________

;

- закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что  ________________________________

;

Наши предложения:

1.

2.

3.

Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение богатств страны ради нашего общего будущего.

Учащийся 9-... класса:_________________/__________________/

                                                                                                                                            подпись

 12.05.2014 года

Источники:

1. Приложение №1 к приказу МКУ УО ЗГО от 09.10. 2013 г. №  443 " О проведении в общеобразовательных организациях Златоустовского городского округа единого экологического урока";

2. Исследовательские работы учащихся МБОУ "Джалильская СОШ №2" Сармановского района РТ под руководством учителей географии и математики;

3.  http://images.yandex.ru/yandsearch?

Документ «НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ».

Мы,  учащиеся … ....., понимая, что

- биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние России, охранять его – дело совести каждого из нас;

- важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;

- для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру нашей многонациональной Родины;

- важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не допускать неуважительное отношение к ним;

- людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы  сохранить природное и культурное наследие страны,  

решили договориться:

- проявлять искренний интерес к экологической мудрости своей культуры и культур нашей многонациональной страны, изучая их мифы, сказки, легенды, потому что______________________________________________________________________________;

- рассказывать друг другу и окружающим нас людям об экологической культуре коренных народов нашей местности, потому что ____________________________________________________________________________________;

- бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д.), священным животным и растениям, потому что ___________________________________________________________________________________ ;

- мирно решать между собой спорные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская оскорбительные выпады по отношению к  представителям других национальностей, потому что  ____________________________________________________________________________________;

- изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков, научно объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего «экологического следа» в природе, потому что _________________________________________________________________;  

- стараться давать старым вещам вторую жизнь, потому что______________________________

;

- не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что  _____________________________

 

 - не поджигать мусор, потому что  ________________________________________________

- экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и  обесточивая их, потому что  __________________________________________________________________________________;

- в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими  веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что  __________________________

;

- не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что _______________________________________________________

;

- экономить бумагу, потому  что  ___________________________________________________

;

- закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что  ________________________________

Наши предложения:

1.

2.

3.

Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение богатств страны ради нашего общего будущего.

Учащийся 9-......класса:_________________/__________________/

                                                                                                                                            подпись

 12.05.2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 8 классе на тему:«Экологические проблемы и охрана природы Советско-Гаванского района. Ботчинский заповедник»

Аннотация     В настоящее время, в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, важно уделять особое  внимание формирован...

Анализ работы районного методического объединения учителей географии образовательных учреждений Пролетарского района и г. Пролетарска за 2012- 2013 учебный год.

В разработке представлен анализ работы районного методического объединения учителей географии образовательных учреждений Пролетарского района и г. Пролетарска за 2012- 2013 учебный год и протоколы зас...

«Судьба Земли у нас в руках!» Единый экологический урок в 6 классе

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес и...

Единый экологический урок

Игра-путешествие: направлена на коллективную работу в классе, а также на коммункацию, взаимодействие между учащимися....

Единый экологический урок на тему "Вода и жизнь", посвященный году Водоохранных зон в Республике Татарстан

Урок посвящен 2016 году - году водоохранных зон в Республике Татарстан. Данный урок направлен на экологическое воспитание учащихся и их бережное отношение к окружающему миру....

Единый экологический урок-игра в 5- 9 классах "Берегите природу"

Единый экологический урок-игра в 5- 9  классах "Берегите природу"...

Единый экологический урок "Раздельный сбор мусора"

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, ста...