«Судьба Земли у нас в руках!» Единый экологический урок в 6 классе
классный час по экологии (6 класс) на тему

Шамилова Лайсан Ханифовна

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину!»это эпиграф нашего урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edinyy_ekologicheskiy_urok_2016.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САРМАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Единый экологический урок

в 6 классе

Шамилова Лайсан Ханифовна

учитель биологии высшей квалификационной

категории МБОУ «Сармановская гимназия»

2016 г.

          Тема: «Судьба Земли у нас в руках!»

Продолжительность: 1 урок, 45 мин.

Классы: 6

Технологии: исследовательские и проектные технологии, мультимедийная  презентация

Цель: формирование у учащихся активной гражданской позиции по формированию ценностного отношения к своей малой и большой Родине, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формированию экологического мышления, пониманию неразрывности связей человека с природой, привлечению к практической экологической деятельности.

Задачи:

закрепление в процессе учебной деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения, географии и биологии. Сформировать пакет методических рекомендаций для организации познавательной и природоохранительной деятельности.

·       освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

·       развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

·       развитие коммуникативных навыков; обогащение знаниями и опытом общения с природой;

·       приобретение навыков групповой работы;

воспитательные:

·       привлечение внимания учащихся к актуальным проблемам местного сообщества; воспитание чувства ответственности понимание живой природы.

·       формирование у учащихся чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку в своей  местности;

·       формирование у учащихся навыков гражданского участия в решении актуальных экологических проблем во взаимодействии с органами власти.

Ход урока:

Введение (актуализация проблемы - 5 мин):

         СТИХ
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину!»это эпиграф нашего урока

           Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что её надо охранять

          В природе все взаимосвязано. Заболеет лес или река и всем нам будет плохо. Человек – часть природы.

Беседа

           Чем же именно нам дорога природа?  Источником чего она является?  

Учащиеся: Во-первых, природа -  источник красоты.

Во-вторых, природа – источник доброты.

Чтобы вся эта красота существовала, всему живому на Земле нужен чистый воздух, вода, пища.

В-третьих, природа – источник воды, воздуха, пищи.

      Человек постоянно изучал природу: откуда, и какие добывают полезные ископаемые, почему летом идет дождь, а зимою снег. Очень многое подсказала сама природа.

       В-четвертых, природа – источник познания.

Все что нас окружает, сделано из природных богатств.

       В-пятых, природа – источник для хозяйственной деятельности.

У всех есть крыша над головой, нам тепло, есть что обуть, поесть. Зимой катаемся с горки, летом купаемся в реке. Этим мы укрепляем здоровье. Природа вызывает у нас разные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль

      Зеленый цвет растений улучшает наше здоровье и настроение. А вот деревья гасят шумы, дают тень и прохладу летом, защищают зимой от холодного ветра.

       Природа Земли обеспечивает людей всем необходимым для жизни и развития. Это система жизнеобеспечения планеты. И вот в последние десятилетия в этой системе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты, и для её населения.      Экологические беды не знают границ. Независимо от политических и религиозных различий все мы – граждане загрязнённой планеты. И все волей – неволей оказались в состоянии войны с природой. Если мы не остановимся в своём варварском истреблении природы, наши дети, наши будущие внуки никогда не услышат соловьиную трель, не увидят живую стрекозу, плещущуюся в воде рыбу, вьющую гнездо птицу.
      Осколки стекла, банки, бутылки остаются в земле на века, они не

разлагаются и не исчезают. Пластмассы сохраняются сотни лет. Пластиковые пакеты наносят большой вред живой природе

        В Египетских пирамидах были найдены хорошо сохранившиеся куски кожи, керамики. Всё это пролежало тысячи лет, но тысячи лет назад очень мало производилось того и другого. Теперь представьте, во что превратится Земля с сегодняшними темпами развития? Страшно представить, как будут выглядеть наши леса, озёра, парки.
       Увидев нашу планету из космоса, люди поняли, как мала Земля и как она нуждается в защите. От кого защищать её? От своего неразумного к ней отношения, т.к. выяснилось, что на Земле нет более сильного и беспощадного разрушителя, чем человек.

 Человек! Он ведь тоже Природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте Природу беречь!

     

  Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединило нас здесь. Все ваши мечты – это мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы.

     Можно много ещё рассуждать, а не пора ли перейти к конкретным делам. И если хорошо подумать, это не так и сложно – конкретный вклад в заботу о Земле!

   Экологическое движение – главное дело всех жителей планеты, оно не знает границ, оно объединяет людей, независимо от политических убеждений, религий, возраста и пола.

А сейчас слово представляется нашим ученикам

Чтец 1

                Стали люди сильными, как боги,

             И судьба Земли у них в руках,

          Но темнеют страшные ожоги

      У Земного шара на боках.

                               Мы давно освоили планету,

                           Широко шагает новый век.

                        На Земле уж белых пятен нету,

                     Чёрные сотрёшь ли, человек?

Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого  зависит его собственное выживание.

Чтец 2

                      Моя планета – человеческий дом.

                   Ну как ей жить под дымным колпаком,

                Где сточная канава – океан,

             Где вся природа поймана  в капкан,                

         Где места нет ни аисту, ни льву,

      Где стонут травы: «Больше не могу…»

                    Вот она летит, маленькая такая!

                 Вот она грустит, в думы свои вникая,

               Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,

            Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!

         Вот она плывёт сквозь  розовую  полночь,                  

      Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!

Чтец 3

               Кромсаем лёд, меняем рек течение,

            Твердим о том, что дел невпроворот,

         Но мы ещё придём просить прощения                                                              

      У этих рек, барханов и болот,

    У самого гигантского восхода,

  У самого мельчайшего малька…

             Пока  об этом  думать неохота,

               Сейчас нам не до этого…пока.

                  Аэродромы, пирсы и перроны,

                   Леса без птиц и земли без воды…

                     Всё меньше окружающей природы,

                       Всё больше  окружающей среды.

Учитель

  Значит, нам не безразлична судьба людей, от которых зависит  будущее нашей цивилизации и будущее нашей планеты. Так давайте же не будем безразличны  к себе и к своей планете. Другого нам не дано. Земля  с её биосферой – величайшее чудо! И она у нас одна.  Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше  осознаем,  что мы связаны со всем живым в природе. Человек  не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь ценность, и мы с ней связаны».

  1. Выступление представителей из Сармановского ветеринарного объединения.(10 мин.)
  2. Просмотр видеоролика «Экологический урок» (13 мин 30 сек).
  3. Учитель: А как ученики нашей гимназии вносят свой  вклад в защиту окружающей среды? Об этом нам расскажет Нигматуллина Камиля, член научного общества «Эколог», победитель и призерразличных экологисеских конкурсов и конференций.Презентация Социального проекта «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой! ( 5 минут)

Учитель. Охрана окружающей среды невозможна без широкой гласности. Каждое покушение на природу не зависимо от его масштабов требует осуждения со стороны общественности.

Только наша всеобщая активность может помочь сохранить нашу природу. Те, кому небезразлична судьба Земли, пытаются помочь ей. К этим людям присоединяются и ребята нашей школы.

 1.Выступает ученик 1 класса Никитин Кирилл.

 2.Латипова Алина с научной работой «Экологический мониторинг гимназии (5 мин)  

2. Ученица 9 класса Кашапова А. с исследовательским проектом  «Мусор-это серьезно» (3мин) 

Учитель А теперь попробуем с вами решить экологическую задачу.

 Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. В школе вам предстоит учиться 11 лет. Если каждый год вы будете бросать в лесу, на реке, обёртки, газету, пакеты, сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?(Ответ учеников)

Учитель. И какой вывод вы можете сделать из решения этой задачи? (Ответ учеников)

Ребята на ваших столах книги. Они называются «Хартия Земли». Что же такое Хартия Земли?  (стр 22) Назовите назовите основные положения Хартии Земли. (стр 24)

  1. С уважением и заботой относиться ко всему живому
  2. Экологическая целостность
  3. Социальная и экономическая справедливость
  4.  Демократия, ненасилие и мир

 - актуальны ли эти предложения;

-возможно ли применение «Хартии Земли», как свода этических норм с целью изменения отношения общества к природе.

Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны  (обсуждение вариантов)- 2 мин:

1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать.

2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.

Вывод: первый  сценарий нас не устраивает; второй – устраивает, но мы должны помнить, что существующие и всё возникающие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы поодиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.

Учитель Ребята наш урок подходит к концу. Давайте мы с вами попробуем составить Декларацию, то есть ряд основных законов, которые вы будете соблюдать.

Заключение. Проблемы экологии неисчерпаемы: ведь, сколько будет существовать природа и человек, столько будут существовать взаимоотношения между ними.
       Человек может сохранить природу! Было бы желание. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники и плескаться рыба в чистой воде рек и озёр, будет ли над нами синева неба.     Мы все в ответе за нашу Землю – дом всего человечества.  «
Все прекрасное на Земле – от солнца, а все хорошее – от человека». Будем беречь и любить все то, что нас окружает. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический вечер «Судьба Земли в твоих руках»

Данное мероприятие способствует расширению кругозора, повышению интеллектуальной и творческой активности, экологической культуры обучающихся....

Единый экологический урок. Учитель географии МБОУ "Джалильская СОШ №2" Сармановского района РТ Калимуллина Райхан Зиннуровна

Единый экологический урок для 9-х классов, с целью развития экологической культуры. Для проведения урока использованы исследовательские работы учащихся МБОУ "Джалильская СОШ №2" Сармановского района Р...

Единый экологический урок

Игра-путешествие: направлена на коллективную работу в классе, а также на коммункацию, взаимодействие между учащимися....

Единый экологический урок на тему "Вода и жизнь", посвященный году Водоохранных зон в Республике Татарстан

Урок посвящен 2016 году - году водоохранных зон в Республике Татарстан. Данный урок направлен на экологическое воспитание учащихся и их бережное отношение к окружающему миру....

Единый экологический урок-игра в 5- 9 классах "Берегите природу"

Единый экологический урок-игра в 5- 9  классах "Берегите природу"...

Единый экологический урок "Раздельный сбор мусора"

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, ста...

«Сценарий внеклассного мероприятия», приуроченного к Году экологии, объявленного в России. Тема: «Стали люди сильными, как Боги и судьба земли у них в руках!?»

Строки - «Природа знает, ничто не даётся даром»,   как  никогда  актуальны.  Сегодня мы с вами поговорим о насущной проблеме пагубного влияния  технического п...