«Сценарий внеклассного мероприятия», приуроченного к Году экологии, объявленного в России. Тема: «Стали люди сильными, как Боги и судьба земли у них в руках!?»
классный час (8, 9, 10, 11 класс)

Штерцер Ирина Александровна

Строки - «Природа знает, ничто не даётся даром»,   как  никогда  актуальны.  Сегодня мы с вами поговорим о насущной проблеме пагубного влияния  технического прогресса  на  природопользование и   окружающую  среду.

Человек – часть природы, вне которой он не может существовать, однако  многовековое развитие человеческой цивилизации привело к значительным изменениям  окружающей среды.  С развитием  хозяйственной деятельности человека начинается интенсивная  эксплуатация природных ресурсов, потребление которых значительно превысило темпы их естественного возобновления.  В результате происходит деградация  среды обитания человека, что неминуемо ведёт  к глобальной  природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить свою жизненную позицию,  во  взаимоотношениях с природой.

За период своего существования человек  стал распоряжаться  природными ресурсами «подаренными» ему планетой Земля, по своему усмотрению  считая, что это его собственная кладовая, из которой можно брать и черпать  сколько  угодно и когда захочется.  В начале третьего тысячелетия в решении проблемы выживания большую роль приобретает экологическое  сознание.   Учитывая  обострение кризисных ситуаций  во всём мире,  в  России и состояние её природной среды, человечество постепенно приходит к пониманию, что только правильное использование  экологических законов поможет человеку развиваться в содружестве с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Падунская средняя общеобразовательная школа»

Номинация: «Сценарий внеклассного мероприятия», приуроченного к Году экологии, объявленного  в России.

(фестиваль смотр педагогических достижений  «Идея+»)

Тема: «Стали люди сильными, как Боги  и судьба земли у них в руках!?»

Выполнила: Штерцер Ирина

Александровна, учитель истории

и обществознания  МБОУ

«Падунская сош»

п.ст. Падункая

2017

Сценарий внеклассного мероприятия

Беседа – диспут «Стали люди сильными, как Боги  и судьба земли у них в руках!?»

Категория участников:  9 -11 классы.

В качестве домашнего задания трём   группам  учащихся  было дано задание по соответствующей тематике.  Деление на группы  добровольное в зависимости от  интересов  и занимаемой позиции: «Сторонники технического прогресса»,  «Защитники окружающей среды»,  «Сторонники  сотрудничества и взаимодействия о  возможностях  человечества  для преодоления кризиса».

Два  учащихся  получают  задание,  подготовить сообщение по следующей тематике:

-«Экологические  проблемы  Кузбасса»;  

-«Меры  по охране растительного и животного  мира  в Кузбассе».

Учащиеся получают  список литературы и дополнительный материал  для предварительной подготовки, также  можно использовать  материалы интернет-сайтов и других источников.

Цель мероприятия: привлечение учащихся  к экологическим проблемам различного  уровня.

Задачи:

  1. Осуществить подборку материала  и методическое сопровождение  участников диспута.
  2. Развивать умение отстаивать   личную позицию  и аргументировать   её, используя полученные знания, развивать монологическую  речь.
  3. Расширять экологический кругозор и экологическую культуру.
  4. Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.

На доске эпитеты:

«Блаженны кроткие, ибо они  наследуют Землю»

                                                                Евангелие от Матфея, 5,5

«Всё связано со всем,

Всё должно куда-то деваться.

Природа знает лучше.

Ничто не даётся даром.

Барри  Коммонер.

«Замыкающий круг»

I.Вступление.
-Вводное слово учителя
: Строки - «Природа знает, ничто не даётся даром»,   как  никогда  актуальны.  Сегодня мы с вами поговорим о насущной проблеме пагубного влияния  технического прогресса  на  природопользование и   окружающую  среду.

Человек – часть природы, вне которой он не может существовать, однако  многовековое развитие человеческой цивилизации привело к значительным изменениям  окружающей среды.  С развитием  хозяйственной деятельности человека начинается интенсивная  эксплуатация природных ресурсов, потребление которых значительно превысило темпы их естественного возобновления.  В результате происходит деградация  среды обитания человека, что неминуемо ведёт  к глобальной  природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить свою жизненную позицию,  во  взаимоотношениях с природой.

За период своего существования человек  стал распоряжаться  природными ресурсами «подаренными» ему планетой Земля, по своему усмотрению  считая, что это его собственная кладовая, из которой можно брать и черпать  сколько  угодно и когда захочется.  В начале третьего тысячелетия в решении проблемы выживания большую роль приобретает экологическое  сознание.   Учитывая  обострение кризисных ситуаций  во всём мире,  в  России и состояние её природной среды, человечество постепенно приходит к пониманию, что только правильное использование  экологических законов поможет человеку развиваться в содружестве с природой.

II. Основная часть

-Учитель: Предлагаю более детально рассмотреть данную проблему участниками нашего мероприятия, с различных точек зрения.

-Вступительное  слово  защитникам  окружающей среды «О глобальных проблемах современности».

Грязноватая окраска всех предметов, тусклый воздух, земля усыпанная золой и пылью,… густые клубы дыма,  медленно выползающие из  высоких труб и заволакивающие  окрестность,  всё указывало на приближение к большому городу,  эти  слова из произведения Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского  клуба».  Вспомнили картину,  когда мы подъезжаем к современному городу.  Любая производственная деятельность связана с появлением отходов. «Безотходность»  природных циклов – это миф,  который  опровергается  огромными пластами геологических отложений возникших в результате жизнедеятельности живых организмов.  Отходы,  попадая  в природную среду, изменяют её химический состав и физические свойства, следовательно,  отходы являются загрязняющими веществами.

Учитель: Данное выступление рисует довольно смутную перспективу для человеческого общества.  Получается,  что от технического прогресса один вред и никакой пользы.  Так, что же следует отказаться от достижений цивилизации  и вернуться в первобытное состояние.

- Обращается к  другим группам с вопросом, - Кто может  это опровергнуть?

-Сторонники  развития технического прогресса:

        Но без развития техники и технологий невозможно существование и развитие человеческой цивилизации, без движения вперёд (прогресса) общество деградирует, что само по себе означает его гибель. Без аграрной революции (земледелия и скотоводства)  и перехода от присваивающего хозяйства к  производящему,  человек не смог бы  начать  вести оседлый образ жизни.  Следовательно,  поселений, городов, памятников культуры, заводов и фабрик не возникло.  Благодаря  технической мысли появляется  паровой и электрический двигатель, что способствовало увеличению производительности труда, снижению себестоимости товаров. Изобретены важнейшие для человеческого общества средства связи: телефон, телеграф, радио.  Человечество получило автомобили и оборудование и новые технологии ,  осваивается воздушное пространство и космос. А новые источники энергии, в том  числе атомная, без которых,  немыслима наша современная жизнь

-Защитники  экологии:  Всё это не так существенно  в сравнении с негативным воздействием    всех этих достижений на природу.

Интенсивное физико-химическое загрязнение – выбросы  в атмосферу и водоёмы загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных. Радиация и радиоактивное излучение (искусственное).  Обогатительные фабрики по добыче и переработке урановых руд, атомные электростанции, переработка и захоронение ядерных отходов.  При ядерных катастрофах ужасающие последствия для природы  и самого человека (уничтожение всего живого, заражение водоёмов, мутации, лучевая болезнь,  онкологические заболевания и др..) Самой страшной реальностью для человечества является ядерная война.

-Учитель: Так, что же следует отказаться от достижений цивилизации  и вернуться в первобытное состояние?

-Сторонники развития технического прогресса 

«Волков бояться, в лес не ходить».  Атомная энергия не только  разрушительную силу имеет, без атомной энергии сложно представить жизнь человечества, это актуально  в условиях  истощения традиционных  энергетических  ресурсов. Атомная энергия является очень хорошей альтернативой и  в плане  крупномасштабного  производства.  Например: Атомные электростанции,  военная промышленность,  космическая отрасль, атомные  подводные и надводные судна,  транспорт. В современное время широкое распространение в медицине  получила  позитронно - эмиссионная томография.  Используя её  можно обнаружить рак на очень ранних стадиях.  Применение  достижений ядерной энергии в сельском хозяйстве способствует развитию селекции (появление мутаций и выведение новых сортов) более жизнеспособных и урожайных,  помогает  бороться с вредителями.

-Защитники  экологии:  

         Кислотное загрязнение почвы и атмосферы загрязняющими веществами,  основу которых составляют окислы серы и азота. Кислотообразующие вещества отрицательно воздействуют на здоровье человека,  поражают растения, разрушаются микробиологические процессы в водной среде.

Ядовитые химические соединение и тяжёлые металлы (долгоживущие), многие из них даже в малых концентрациях. Например,  выброшенный разбитый градусник способен  отравить кубический километр воздуха.

        Парниковый эффект и разрушение озонового слоя. Углекислый газ,  метан, окислы азота и фторуглеводороды,  главным образом фреоны, широко используемые  в холодильной технике, аэрозолях, баллончиках – распылителях и т.д. Эти  вещества играют огромную роль в формировании парникового эффекта и разрушении стратосферного озонового слоя.

Примером  биологического загрязнения  служит  загрязнение воды и почвы нечистотами, содержащими болезнетворные микроорганизмы, и антропогенная интродукция (внедрение) биологических видов, чужеродных для биоценоза и губительных для  его природных обитателей.

-Учитель: А чем на это могут ответить защитники технического прогресса?

-Сторонники развития технического прогресса 

С развитием химической промышленности человечество получило возможность получать синтетические красители, заменившие безумно дорогие природные.  Создаётся  множество новых  синтетических материалов,  перлон, нейлон, капрон и синтетические смолы, синтетический каучук, необходимый  для развития  автомобильной и лёгкой  промышленности.  В  начале  XX в.,   впервые изобретен железобетон человечество начало возводить высотные здания, небоскребы, разворачивается крупномасштабное строительство городов.  Огромное значение имеет развитие фармацевтической  промышленности. Достижения в области открытия лекарственных препаратов.  Открытия  в области  лекарственных  средств  стали внедрятся на практике, а их массовый выпуск сделал  эти препараты доступными для всех слоёв населения.  А что бы мы делали без мыла стиральных порошков, шампуней и много другого.

-Учитель: Слово вам,  защитники экологии.

-Защитники экологии

Вырубая леса и распахивая степи, человек лишает огромное число видов их мест обитания, и ежегодно с лица Земли исчезает тысячи  видов, флоры и фауны.

Физико-механическое загрязнение – засорение природы частицами пыли от неправильной обработки почв для сельскохозяйственных  нужд и грандиозного  строительства различных объектов (жилых и производственных.)

-Защитники технического прогресса

Леса вырубаются исключительно  исходя из тех потребностей,  которые необходимы  для нужд общества, т.е.  распахиваются новые посевные площади,  освобождаются территории  для строительства  посёлков и городов.  Без этого невозможен  процесс  урбанизации, т. е.  усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни в развитии человечества. Ведь именно в городах и пригородных зонах сконцентрированы  все жизненно важные производства по обеспечению потребностей общества. А если не распахивать земли  сельскохозяйственного значения, что мы тогда  будем питаться?

- Защитники экологии

Именно в городах и промышленных зонах  происходит огромное количество аварий,  антропогенных (техногенных), наносящих  особый  ущерб  окружающей среде. Каждая из крупных аварий имеет «своё собственное лицо». Почти все страшные аварии, пожары и катастрофы  следствие пренебрежения мерами безопасности при проектировании, строительстве  или эксплуатации  опасных объектов. Аварии на химических реакторах и хранилищах,  разливы нефти и нефтепродуктов,  аварии при транспортировке горючих, радиоактивных и ядовитых веществ, прорывы водоочистных сооружений и нефтепроводов и др.

-Защитники технического прогресса

Как правило, это единичные случаи и нельзя из всего этого  делать панацею. Катастрофы были всегда на протяжении существования всей человеческой цивилизации, только они были больше природного характера, при этом их разрушительная сила была  нисколько не меньше чем техногенные катастрофы.  Извержения вулканов, землетрясения, лавины, оползни, сели, лесные  и торфяные пожары, засуха, от которых пострадало огромное количество человек и разрушено  множество населённых пунктов.  По статистике за  последнее десятилетие погибло  780 тысяч человек.  По данным учёных с начала  XXI века  2,7 миллиарда человек,  так или иначе,  пострадали от   стихийных бедствий.

-Защитники экологии

        А озоновые дыры? Жизнь на земле стала возможной  лишь после того, как появился озоновый экран, который предохраняет всё живое от  губительного  воздействия ультрафиолетовых лучей. Исчезновение озоносферы,  приведёт нас к самым страшным последствиям.

-Защитники технического прогресса

Нельзя говорить только о вредных последствиях и свойствах названных вами достижений. Мы не можем представить  нашу жизнь без  холодильников, дезодорантов. Хладагенты (фреоны) используются  в системах охлаждения воздуха, в квартирах, офисах,  складах, автомобилях.  Применяются фреоны  при транспортировке скоропортящихся и иных  продуктов в холодильном транспорте (железнодорожном, водном, автомобильном).  Благодаря такой транспортировке  сохраняются  потребительские свойства продуктов и других товаров (например  цветов, перевозимых из другой страны).  Есть  такие виды фреона, которые не воспламеняются.  Также фреон  необходим для предприятий общественного питания, кафе,  ресторанов.

-Защитники экологии

Ещё одна глобальная проблема-это демографическая, перенаселение планеты, особенно  в условном «Южном» регионе – это  развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.  Здесь сосредоточено ¾  мирового населения. В  Современное время в   Китае и Индии  чистый прирост населения составляет 2%. При таких темпах население этих стран через 40 лет должно удвоиться, а  в Латинской Америке через 40 лет, это при условии, если демографическая политика в этих странах не изменится.  В конце XIX, начале XX широко внедряются антибиотики, вакцины, сыворотки  помогающие бороться с тяжелейшими инфекционными заболеваниями. Повышается роль санитарно-гигиенических правил. Люди стали    получать  более высокие  урожаи сельскохозяйственных культур, благодаря широкому применению химических удобрений и различных методов борьбы с сельскохозяйственными «вредителями « и «сорняками». Развитие генетики способствует  выведению новых пород скота и птицы. Все эти меры позволили  решить продовольственную  проблему, что повысило продолжительность жизни и улучшило качество жизни. Современный  очень быстрый рост населения приводит  к истощению природных ресурсов и опасному загрязнению окружающей среды.

-Защитники технического прогресса

Против статистики сложно поспорить,  когда речь идёт о перенаселении, то оно в основном в  «Южном» регионе.  Но,  когда мы говорим  о «Северном регионе»,  страны Северной Америки, Северной Азии, Западная и Восточная Европа, Япония и Россия.  В этих странах практически остановился рост населения.  Наблюдается процесс снижения рождаемости и  депопуляции  населения. Если приоткрыть «лицо» смертности  в России, то оно, русское довольно молодое 44-46 лет. Русская нация к середине XXI века будут составлять только 38% от общего населения и их будет на 40 млн. меньше  в  сравнении  с сегодняшним днём. Очень печальная и неутешительная статистика.

-Учитель как мы видим  аргументов  у защитников экологии и сторонников технического прогресса предостаточно. Но  трудно сказать кто из них  более прав,  да,   безусловно без развития технической мысли и её практического внедрения  трудно представить  дальнейшее существование человечества. В  условиях  варварского отношения   к природе, человеческое общество приведёт себя  к  медленной,  но верной гибели.  Может найти компромиссное решение и объединить свои усилия для решения   этой  проблемы?

-Выступление третьей  группы: «Сторонники  сотрудничества и взаимодействия о  возможностях  человечества  для преодоления кризиса».

Настала наша очередь защищать Землю, до сих пор Земля заботливо защищала нас. Без единства законов общества  и Природы, вернее без подчинения общества законам природы, нам не избежать всеобщей гибели. Изначально у человека есть данное  Природой предназначение и обязанность по сохранению природного естества и природного порядка, для жизни, для красоты, в наследство для своих детей.

Во - первых,  необходима выработка государственных и международных идеологий и программ,  направленных  на цели сохранения и восстановления природы;

Во-вторых, приведение в соответствие количества людей и характера их практической деятельности на своей территории  с возможностями природы своей страны. Это требование  касается  прежде всего, Китая, Индии,  Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки, стран арабского мира с их бессмысленным и опасным для всего мира разрастающимся населением.

В- третьих, следует сохранить природу, (экосистему), тех территорий,  которые  ещё  не затронула хозяйственная деятельность человека. Например, природу Сибири  в интересах сохранения  российской и мировой экологической системы,  осваивать вообще недопустимо.( экологическая ценность Сибири  превышает экономическую выгоду от её освоения.)

В - четвёртых, для возвращения  к стабильной окружающей среде необходимо сократить площадь используемых человечеством  территорий  до 31% освоения суши.

Для решения глобальных проблем необходимо объединить усилия всех стран.  В последние годы получили широкое распространение такие формы международного сотрудничества как конвенции, много или двухсторонние договоры, соглашения, резолюции, программы, проведение международных конференций по охране природы.  Проведение  экологических мониторингов,  для выявления реальной экологической  ситуации, в различных регионах  и странах мира.

-Учитель: Мы озвучили  основные существующие проблемы, которые представляют реальную угрозу для нашей хрупкой планеты и возможные  меры  необходимые  для  их  решения. А   какие  экологические  проблемы существуют в нашем регионе?  Послушаем подготовленное  выступление.

-Сообщение: «Экологические проблемы Кузбасса» 

Экологический кризис в Сибири стал реальностью. Сибирь является крупнейшим угледобывающим районом, на её территории создано множество горно-металлургических комплексов. В Кемеровской области  сосредоточено  около 1/3 основных производственных  фондов Западной Сибири. В XX веке шло активное  промышленное и гражданское  строительство, что обернулось массовым истреблением лесов, уничтожением флоры и фауны, загрязнением рек. В атмосферу Кемеровской области  выбрасывается  около 1, 5 млн. т. вредных промышленных выбросов. Выбросы в атмосферу в крупных городах превышают предельно допустимые. Проблема загрязнения  водоёмов одна из самых болезненных. На многих предприятиях водоочистные сооружения, не отвечают современным требованиям. Река Томь в настоящее время полностью потеряла своё рыбохозяйственное и нерестовое  значение. Томь обеспечивает водой около 3млн. чел., но качество воды крайне низкое. Причиной тому является: вырубка и сплав леса,  угледобыча, добыча песчано-гравийных смесей, функционирование золотодобывающих драг, эксплуатация множества животноводческих комплексов, птицефабрик.  Все эти факторы ведут к заиливанию  реки и её обмелению.  Подземные воды являются той губкой, которая впитывает все источники (глубинные, атмосферные, поверхностные),  а значит,  в них попадают все  загрязнения приносимые источниками. Из-за деятельности шахт, разрезов, рудников и сельского хозяйства, развиваются процессы деградации  и загрязнения  почвенного покрова. От эксплуатации автомобильных дорог, образуется полоса  загрязнения выхлопными газами и пылью. Большинство  отечественных автомобилей  и сельхозтехники  имеют  не приспособленную для сохранения целостности почвенного покрова ходовую часть. За последние  десятилетия лесопокрытая зона сократилась на 10%,  идёт деградация  лесного массива,  исчезновение некоторых  видов хвойных пород. В Красную книгу Кузбасса занесены десятки видов  различных растений. Видовой состав фауны стал значительно беднее. Большой вред фауне наносит распашка земель, горные и взрывные работы, вырубка лесов.

-Сообщение:  Меры по охране растительного и животного  мира  в Кузбассе.

В Кузбассе  проводятся как первоочередные мероприятия, так  и  разработана  перспективная  стратегия  по  поддержанию и сохранению  экологического равновесия. Основными  направлениями  этой стратегии являются:

-Создание охраняемых  природных территорий: заказников, питомников,  Шорского природного национального парка и заповедника «Кузнецкий Алатау»;

-Лицензирование  использования флоры, в том числе лесного фонда Кузбасса, с целью исключения  неоправданного истребления  лесов;

-Охрана уникальных эндемичных,  реликтовых видов флоры;

-Реализация  принятой в 1990 году «Программы  лесовосстановления Кемеровской области»;

-Запрещение  применения  на территории  Кузбасса высокотоксичных химических веществ, пестицидов, гербицидов и внедрение биологических  средств защиты  растений;

-Снижение общей техногенной нагрузки  в районах индустриального  развития (за счёт уменьшения  выбросов в атмосферу, водоёмы, почвы.)

Кроме того на территории Кемеровской области  находятся охраняемые объекты   природно-этнографический  заповедник «Томская  писаница»,  заповедные урочища «Белокаменный плёс», «Катунские утёсы», «Орлиная гора», «Стрельный  камень».

-Учитель:  Какой можно сделать вывод из прослушанного выступления? (обращается к аудитории)

-Предполагаемый ответ учащихся:  Действительно в Кузбассе прилагается   много усилий для  решения  проблемы охраны природы. Но не только руководство региона должно проявлять заботу  о сохранении природы, все мы должны  самым активным  образом   бороться за сохранение экологической безопасности.

III. Заключительная часть

-Учитель:  В России  2017 год объявлен Годом Экологии. Президентом РФ  подписан Указ  от  5 января 2016 года.  Принята стратегия  экологической  безопасности России, разработанная  до 2025 года.

«В рамках нашей внутренней политики экология была и, безусловно, останется одной из важнейших составляющих всей нашей работы. Мы должны будущим поколениям оставить процветающую в смысле экологии страну» В.В.Путин.

В настоящее,  в России относительно благополучное  экологическое положение, сравнительно с другими странами и  важно  не допустить  ухудшения существующей  экологической  обстановки.  

-Учитель:  Какой вывод можно сделать  в конце нашего мероприятия,  учитывая полученную в ходе обсуждений  информацию?

-Предполагаемые ответы  обучающихся:  

-Только путём единения человечества можно  разрешить существующие проблемы, столь остро стоящие перед нами;

-Природа - вот подлинный источник всех благ;

-Без неё не мыслит себя человек;

-Спасти природу  сейчас – значит спасти  своё будущее и будущее своих детей;

-Без решения экологических проблем невозможно  развитие человеческого общества.

 

Учитель:  На этой позитивной ноте мы завершаем наше мероприятие.

- Так как наше мероприятие внеурочное предлагаю по желанию написать мини-сочинение или эссе по теме «Экологический кризис: пути разрешения».

Всем спасибо за внимание!

Литература:

  1. Гальперин  М.В.- Общая экология.: учебник /М.В. Гальперин.-М.:Форум, 2010
  2. Баканина Ф.М., Винокурова Н.Ф,Камерилова Г.С. и др..- Современные проблемы экологии: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2005
  3. Баранкин Л.П.- Природа –наш дом.- Ярославль 1999
  4. Ильичёв А.И., Соловьёв Л.И.- География Кузбасса: Природные условия и ресурсы Кемеровской области.- АО Кемеровское  книжное издательство, 1997
  5. Лиходед В.М.- Экология.:Учебное пособие/Лиходед В.М., В.Н. Лиходед.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
  6. Романенко М.Ф.-Экология Кузбасса: проблемы  и перспективы.- Новокузнецк,1995
  7. Ханжин Б.М., Ханжина Т.Ф., Артемьев В.К., и др..- Социально-экологический апокалипсис… перед концом жизни на планете Земля.-«Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 2008.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стали люди сильными как, Боги и судьба земли у них в руках!? Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экономической политики Выполнила учитель истории и обществознания: Штерцер И.А, учитель истории и обществознания МБОУ « Падунская СОШ»

Слайд 4

Этим дышим Мы и наша планета

Слайд 6

Последствия катастроф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Животные в годы войны"

Этот материал поможет провести классный час в месячнике патриатического воспитания....

Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские традиции в Британии и России"

Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские традиции в Британии и России" 5 класс, английский язык...

Сценарий внеклассного мероприятия для 10 класса «Политическая система России»

Данное мероприятие построено в формате ток-шоу, что позволяет не только структурировать знания, полученные на уроках обществознания, но и сплотить коллектив учащихся, развить навык публичных выступлен...

Сценарий внеклассного мероприятия по проекту Диалог культур: "Франция - Россия". Праздники по народному календарю

Сценарий внеклассного мероприятия  по проекту Диалог культур: "Франция - Россия". Праздники по народному календарю. 2019ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/34Sr/2L...

Внеклассное мероприятие , приуроченное к неделе английского языка, на тему "Harry Potter"

Сценарий для внеклассного мероприятия на тему "Гарри Поттер". В данном материале разработана Quiz - игра для двух команд....

Сценарий внеклассного мероприятия_21 сентября-день воинской славы России

Сценарий внеклассного мероприятия_21 сентября-день воинской славы России...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЛЕНИНГРАД В ГОДЫ БЛОКАДЫ»

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«ЛЕНИНГРАД В ГОДЫ БЛОКАДЫ»...