ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
методическая разработка (география, 7 класс) по теме

ОТКРЫТЫЙ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ

«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ» (7 класс)

Цели урока:

Формировать знания учащихся о природных зонах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны; как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека; совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы и природных комплексов.

Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной источниками информации.

Развивать научный кругозор в области географии.

Задачи урока:

- обучающие: показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;

- развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом, проводить анализ этого материала; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитательные: воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку; сформировать у школьников бережное отношение к природе.

Оборудование: флипчарт, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, атласы, учебники, тетради, раздаточный материал, видеофрагмент.

Ход урока

І. Организационный момент

Ребята! Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный. Мы с вами сегодня отправляемся путешествовать на знакомый вам материк – Южную Америку. Мы познакомимся с природными зонами материка.

ІІ. Домашнее задание: §44. Ответить на вопросы в конце параграфа

ІІI. Повторение изученного материала.

Демонстрация флипчарта с последующим комментарием страниц.

Вопросы: - В каких климатических поясах расположена Южная Америка?

(Экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом, южном умеренном поясах).

-Что такое природная зона? - Это крупный ПТК, обладающий взаимосвязью температуры, увлажнения, почв, растительного и животного мира.

- Чем обусловлено образование природных зон? - (Климатом,- соотношением тепла и влаги.)

- Определить по картам атласа какие природные зоны соответствуют климатическим поясам? (зона влажных экваториальных лесов, саванны, субтропические степи (пампы), переменно-влажные леса, полупустыни и пустыни (Патагония).

- Сравните набор природных зон в Южной Америке и Африке. В чём проявляются сходства и различия? С чем это связано?

ІІІ. Изучение нового материала.

В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакамой. Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она – родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, красного дерева, хинного дерева, виктории - регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать муравьедов, броненосцев, ленивцев, широконосых обезьян, лам, водосвинок –капибара, шиншилл.

Нам сегодня и предстоит узнать, какие природные зоны встречаются на континенте. А для этого необходимо вспомнить, из каких компонентов состоит природная зона и как они взаимосвязаны между собой.

Сейчас вы просмотрите видеофрагмент по природным зонам Южной Америки. Будьте внимательны. Затем вам предстоит выполнить задания, используя материал данного фрагмента.

Видеофрагмент. Физкультминутка

ІV. Закрепление изученного материала. Работа в группах

- Составление таблицы и характеристика природных зон.

- Выполнение эвристического задания (мини проектов).

- Минивикторина

 V. Подведение итогов.


Приложение 1

Природная зона

Представители растительного мира

Представители животного мира

 
 

Влажные экваториальные леса (сельва)

Сейба, дынное дерево, какао, гевея и др.

Обезьяны, ленивцы, анаконда, тапиры, водосвинка капибара, колибри и др.

 

Саванна

Кебрачо, низкорослые деревья и кустарники

Олени, свиньи -пекари, броненосцы, муравьеды и др.

 

Субтропические степи (пампа)

Травы (ковыль, дикое просо и др.)

Пампасская кошка, пампасский олень, ламы

 

Полупустыни Патагонии

Злаки, колючие вечнозеленые кустарники

Грызуны (вискаша), нутрия (болотный бобр), броненосцы

 

 


Приложение 2

Раздаточный материал

Эвристическое задание «Экспедиция по природным зонам Южной Америки»

 

  • Представьте, что вас отправили в экспедицию по природным зонам Южной Америки.
  • Цель экспедиции: изучение животного и растительного мира природных зон.
  • Перечислите представителей животного и растительного мира одной из природных зон Южной Америки.
  • (По выбору учителя)
  • Результаты экспедиции оформите в виде таблицы
  • Оформить газету по результатам экспедиции

 

 

Природная зона

                           

Представители растительного мира

Представители животного мира

Полупустыни (Патагония)

 

 

Саванна

 

 

Субтропические степи (пампа)

 

 

Полупустыни Патагонии

 

 

 

Хозяйственная деятельность

Экологические проблемы

 

 

 

Приложение №3

Вопросы викторины по теме «Южная Америка»

1. Норы устраивает под термитниками и муравейниками. Тело покрыто бронёй. (Броненосец)

2.Самый большой грызун на Земле? (Капибара)

3. Самая маленькая из птиц, умеет летать в обратном направлении хвостом вперед, а также неподвижно висеть в воздухе.

4. Самый крупный удав на Земле, живёт в лесах Амазонии (Анаконда)

5. Почему в лесах Амазонии обитает много земноводных (очень влажно)

6. Какие страусы обитают в Южной Америке? (нанду)

7. Хищная рыба Амазонки. (пиранья)

8. Пустыня на западном побережье Южной Америки (Атакама)

9. Немецкий Учёный, изучивший внутренние части Южной Америки? (А. фон Гумбольт)

10. Учёный, изучавший места происхождения культурных растений? (Н.Н. Вавилов)

11. Высочайшая вершина материка Южная Аерика? (Аконкагуа)

12. Самое большой высокогорное озеро в мире? (Титикака)

13. Самый высокий водопад? (Анхель)

14. В честь какого путешественника назван пролив между Южной Америкой и островом Огненная Земля? (Фернан Магеллан)

15. Государство в Андах, протянувшееся узкой полосой вдоль западного побережья материка (Чили)

16. Столица Аргентины (Буэнос- Айрес)

Ссылка на флипчарт к уроку (для интерактивной доски Prometean)

Ссылка на видеофильм к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ

«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ» (7 класс)

Цели урока:

Формировать знания учащихся о природных зонах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны; как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека; совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы и природных комплексов.

Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной источниками информации.

Развивать научный кругозор в области географии.

Задачи урока:

- обучающие: показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;

- развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом, проводить анализ этого материала; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитательные: воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку; сформировать у школьников бережное отношение к природе.

Оборудование: флипчарт, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, атласы, учебники, тетради, раздаточный материал, видеофрагмент.

Ход урока

І. Организационный момент

Ребята! Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный. Мы с вами сегодня отправляемся путешествовать на знакомый вам материк – Южную Америку. Мы познакомимся с природными зонами материка.

ІІ. Домашнее задание: §44. Ответить на вопросы в конце параграфа

ІІI. Повторение изученного материала.

Демонстрация флипчарта с последующим комментарием страниц.

Вопросы: - В каких климатических поясах расположена Южная Америка?

(Экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом, южном умеренном поясах).

-Что такое природная зона? - Это крупный ПТК, обладающий взаимосвязью температуры, увлажнения, почв, растительного и животного мира.

- Чем обусловлено образование природных зон? - (Климатом,- соотношением тепла и влаги.)

- Определить по картам атласа какие природные зоны соответствуют климатическим поясам? (зона влажных экваториальных лесов, саванны, субтропические степи (пампы), переменно-влажные леса, полупустыни и пустыни (Патагония).

- Сравните набор природных зон в Южной Америке и Африке. В чём проявляются сходства и различия? С чем это связано?

ІІІ. Изучение нового материала.

В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакамой. Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она – родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, красного дерева, хинного дерева, виктории - регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать муравьедов, броненосцев, ленивцев, широконосых обезьян, лам, водосвинок –капибара, шиншилл.

Нам сегодня и предстоит узнать, какие природные зоны встречаются на континенте. А для этого необходимо вспомнить, из каких компонентов состоит природная зона и как они взаимосвязаны между собой. 

Сейчас вы просмотрите видеофрагмент по природным зонам Южной Америки. Будьте внимательны. Затем вам предстоит выполнить задания, используя материал данного фрагмента.

Видеофрагмент. Физкультминутка

ІV. Закрепление изученного материала. Работа в группах

- Составление таблицы и характеристика природных зон.

- Выполнение эвристического задания (мини проектов).

- Минивикторина

 V. Подведение итогов.


Приложение 1

Природная зона

Представители растительного мира

Представители животного мира

Влажные экваториальные леса (сельва)

Сейба, дынное дерево, какао, гевея и др.

Обезьяны, ленивцы, анаконда, тапиры, водосвинка капибара, колибри и др.

Саванна

Кебрачо, низкорослые деревья и кустарники

Олени, свиньи -пекари, броненосцы, муравьеды и др.

Субтропические степи (пампа)

Травы (ковыль, дикое просо и др.)

Пампасская кошка, пампасский олень, ламы

Полупустыни Патагонии

Злаки, колючие вечнозеленые кустарники

Грызуны (вискаша), нутрия (болотный бобр), броненосцы


Приложение 2

Раздаточный материал

Эвристическое задание «Экспедиция по природным зонам Южной Америки»

  • Представьте, что вас отправили в экспедицию по природным зонам Южной Америки.
  • Цель экспедиции: изучение животного и растительного мира природных зон.
  • Перечислите представителей животного и растительного мира одной из природных зон Южной Америки.
  • (По выбору учителя)
  • Результаты экспедиции оформите в виде таблицы
  • Оформить газету по результатам экспедиции

Природная зона

        

Представители растительного мира

Представители животного мира

Полупустыни (Патагония)

Саванна

Субтропические степи (пампа)

Полупустыни Патагонии

Хозяйственная деятельность

Экологические проблемы

Приложение №3

Вопросы викторины по теме «Южная Америка»

1. Норы устраивает под термитниками и муравейниками. Тело покрыто бронёй. (Броненосец)

2.Самый большой грызун на Земле? (Капибара)

3. Самая маленькая из птиц, умеет летать в обратном направлении хвостом вперед, а также неподвижно висеть в воздухе.

4. Самый крупный удав на Земле, живёт в лесах Амазонии (Анаконда)

5. Почему в лесах Амазонии обитает много земноводных (очень влажно)

6. Какие страусы обитают в Южной Америке? (нанду)

7. Хищная рыба Амазонки. (пиранья)

8. Пустыня на западном побережье Южной Америки (Атакама)

9. Немецкий Учёный, изучивший внутренние части Южной Америки? (А. фон Гумбольт)

10. Учёный, изучавший места происхождения культурных растений? (Н.Н. Вавилов)

11. Высочайшая вершина материка Южная Аерика? (Аконкагуа)

12. Самое большой высокогорное озеро в мире? (Титикака)

13. Самый высокий водопад? (Анхель)

14. В честь какого путешественника назван пролив между Южной Америкой и островом Огненная Земля? (Фернан Магеллан)

15. Государство в Андах, протянувшееся узкой полосой вдоль западного побережья материка (Чили)

16. Столица Аргентины (Буэнос- Айрес)



Предварительный просмотр:

Эвристическое задание

«Экспедиция по природным зонам Южной Америки»

  • Представьте, что вас отправили в экспедицию по природным зонам Южной Америки.
  • Цель экспедиции: изучение животного и растительного мира природных зон.
  • Перечислите представителей животного и растительного мира одной из природных зон Южной Америки. (По выбору учителя)
  • Результаты экспедиции оформите в виде таблицы
  • Оформить газету по результатам экспедиции

Природная зона

Представители растительного мира

Представители животного мира

Влажные экваториальные леса (сельва)

Хозяйственная деятельность

Экологические проблемы

Состав группы (фамилии):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Эвристическое задание

«Экспедиция по природным зонам Южной Америки»

  • Представьте, что вас отправили в экспедицию по природным зонам Южной Америки.
  • Цель экспедиции: изучение животного и растительного мира природных зон.
  • Перечислите представителей животного и растительного мира одной из природных зон Южной Америки. (По выбору учителя)
  • Результаты экспедиции оформите в виде таблицы
  • Оформить газету по результатам экспедиции

Природная зона

Представители растительного мира

Представители животного мира

Саванна

Хозяйственная деятельность

Экологические проблемы

Состав группы (фамилии):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Эвристическое задание

«Экспедиция по природным зонам Южной Америки»

  • Представьте, что вас отправили в экспедицию по природным зонам Южной Америки.
  • Цель экспедиции: изучение животного и растительного мира природных зон.
  • Перечислите представителей животного и растительного мира одной из природных зон Южной Америки. (По выбору учителя)
  • Результаты экспедиции оформите в виде таблицы
  • Оформить газету по результатам экспедиции

Природная зона

Представители растительного мира

Представители животного мира

Субтропические степи (пампа)

Хозяйственная деятельность

Экологические проблемы

Состав группы (фамилии):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Эвристическое задание

«Экспедиция по природным зонам Южной Америки»

  • Представьте, что вас отправили в экспедицию по природным зонам Южной Америки.
  • Цель экспедиции: изучение животного и растительного мира природных зон.
  • Перечислите представителей животного и растительного мира одной из природных зон Южной Америки. (По выбору учителя)
  • Результаты экспедиции оформите в виде таблицы
  • Оформить газету по результатам экспедиции

Природная зона

Представители растительного мира

Представители животного мира

Полупустыни и пустыни Патагонии

Хозяйственная деятельность

Экологические проблемы

Состав группы (фамилии):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с применением ИКТ.Тема:"Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки"

Звуковые файлы к уроку можно найти в разделе "аудиозапись" и презентация "Амазония" также размещена отдельно....

Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».

Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема.  «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....

Природные зоны Южной Америки

Презентаци по теме: "Природные зоны Южной Америки "...

Разработка урока Природные зоны Южной Америки

Природные зоны Южной Америки. Цель урока: знать: особенности природных зон материка, характерных представителей растительного и животного мира.уметь: объяснять своеобразие природы материка; характериз...

урок географии в 7 классе по теме:" Природные зоны Южной Америки".

Урок освоения новых знаний.Построен  в системе деятельностного подхода с использованием работы учащихся на  интерактивной доске.В ходе урока  использованы элементы игры. Использул...

Презентация к уроку "Природные зоны Южной Америки", 7 класс

Презентация содержит фотографии растений и животных  Южной Америки....

Разработка урока географии 7 класс "Природные зоны Южной Америки"

Разработка урока по географии для 7 класса...