Внеклассное мероприятие- игра "Знатоки природы" для учащихся 5-6 классов
методическая разработка (география, 5 класс) на тему

Журавлева Екатерина Николаевна

Лес-это сказочный мир, посмотрите и прислушайтесь ....  он полон загадок и тайн...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx1002.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цель игры: привитие любви к природе, воспитание бережного отношения, развитие коллективных навыков в игре, развитие творческих способностей учащихся в процессе игры, развитие воображения, кругозора, воспитание доброжелательности друг к другу.

Атрибуты:  картинки животных: зверей и птиц; картинки растений; муляжи ягод, грибов, овощей и фруктов.

Ход игры:

Учитель: Лес - это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь... он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живет лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей. Вижу вам не терпится поделиться своими знаниями о лесе. Хорошо, проведем турнир знатоков природы. В нем будут участвовать две команды.

(Команды создаются при подготовке к игре. Игроки придумывают заранее название, эмблему своей команды. Коллективная работа перед соревнованиями очень важна: дети почувствуют поддержку друг друга.)

Знакомство с командами.

Игроки демонстрируют эмблемы, название своих команд, а также объясняют свой выбор. Конкурс оценивается по 3-балльной системе. Жюри объявляет оценки. Учитель приглашает к следующему конкурсу.

"Разминка".

  • 1.Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла) 
  • 2.Какие грибы растут на пнях? (Опята) 
  • 3.Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит) 
  • 4.Кто трижды поменяет свое обличье, прежде чем стать взрослым? (Насекомое: из яйца гусеница, куколка, бабочка) 
  • 5.Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору: у него задние ноги длиннее) 
  • 6.Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка) 

"О страшных, храбрых и не очень".

 (Ответы оцениваются по пятибалльной системе)

  • а) "Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала зверек сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху - крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником". Фотография белки

Если дети берут подсказку, то из баллов, полученных за ответ, вычитают один балл. Подсказка: зимой этот зверек серый, летом - рыжий. На кончиках ушей - длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. Ответ: белка.

  • б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: "Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав". Фотография волка

Подсказка: этих зверей называют санитарами леса. Ответ: волки.

  • в) "Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей". Фотография ежа

Подсказка: он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. Ответ: еж. 

  • г) "У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко - так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами". Фотография зайца

Подсказка: его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

  • д) "Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот" (англ. foxtrot букв. лисий шаг). Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами". Фотография лисы

Подсказка: убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса. 

  • е) "Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь". Фотография медведя

Подсказка: его считают неуклюжим сладкоежкой. Ответ: медведь.

Конкурс капитанов "Съедобное - несъедобное".        

Учитель: Посмотрите на рисунки и выберите, какие из этих ягод съедобные, а какие несъедобные.

Вороний глазКостяникаЗемляника

МалинаВолчье лыкоМалина

Ответ: съедобные: земляника, костяника, малина, ежевика; несъедобные: волчье лыко, вороний глаз.

Учитель: Выберите съедобные и несъедобные грибы: поганка, шампиньон, опенок, лисичка, сыроежка, рыжик, дунька.

http://www.uroki.net/docnach/docnach129/image021.pnghttp://www.uroki.net/docnach/docnach129/image022.pnghttp://www.uroki.net/docnach/docnach129/image023.png

http://www.uroki.net/docnach/docnach129/image025.pnghttp://www.uroki.net/docnach/docnach129/image026.pnghttp://www.uroki.net/docnach/docnach129/image027.png

Ответ: несъедобна поганка, остальные пригодны в пищу.( Жюри оценивает итоги конкурса капитанов.)

«ЗНАТОКИ РАСТЕНИЙ и ЖИВОТНЫХ»

1. 

Не всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (ель). 

2. 

Какую траву и слепой знает? (крапива). 

3. 

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина) 

4. 

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах! -

Удрала, а хвост в руках. (ящерица). 

5. 

"Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!"-

И покраснела... . (божья коровка). 

6. 

С цветочка - на травинку,

С листочка - на былинку,

Отталкиваясь ножками,

Летает над дорожками. (кузнечик). 

7. 

Белые пятна на шапочке красной, -

Он для людей чрезвычайно опасный,

Здесь ни к чему нам сомненья и спор-

Это же гриб, а точней ... (мухомор). 

8. 

На поляне под сосной

Много ягоды лесной,-

Ты под листик загляни-ка,-

Да ведь это ... (земляника). 

9. 

На спинке у него иголки,

Он - добрый, даром что колючий.

Подумай, и ответ найдешь:

Колючий шарик - это ... (еж). 

10. 

Хоть она из породы кошачьих,

Но играть с нею надо иначе.

Ей не скажешь уже: "Киска брысь!"

Ведь она - своенравная ... (рысь). 

11. 

Питаются рябиной горькой,

А как красивы, посмотри! -

Все красногруды, словно зорьки!

Узнали птицу? (снегири). 

12. 

Пролетая над тобою,

Он гудит под стать гобою:

Вот он важно сел на хмель...

Догадался? Это ... (шмель). 

13. 

Летом рыжие они,

В стужу - серебристые.

Есть чудесные у них

Хвостики пушистые.

Быстрые, как стрелочки, -

Ну, конечно... (белочки). 

14. 

У кого на ноге ухо? (у кузнечика). 

15. 

Что такое "зеленые заячьи уши?" (ландыш). 

16. Соком какого лекарственного растения сводят бородавки? (чистотела). 

Игра: "Рыбалка"   


Играющие (рыбы) становятся по кругу на расстоянии вытянутой руки.
Ведущий (рыбак) находится в центре круга. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан маленький мешочек с песком (удочка)
Играющие внимательно следят  за мешочком и при его приближении подпрыгивают на месте, чтобы мешочек не коснулся их ног, тот кого веревка или мешочек заденет по ногам, считается проигравшим.


Конкурс: "Аукцион блюд"


Ведущий: 
Лес - бесценная кладовая! Какие вкусные и питательные блюда можно приготовить из лесных даров: ягод, грибов, орехов? А сейчас аукцион блюд. Команды поочередно называют блюда, приготовленные из лесных даров. Кто называет блюдо последним, тот побеждает. (Варенье из ягод, икра грибная, суп из грибов, пироги с орехами, повидлом из ягод и т.д.)

 « Собери пазлы.»

На столе разложены части разных животных (пазлы). Необходимо из предложенных частей собрать животное и назвать его. Каждый игрок берёт одну часть и, принеся её к своей команде, “достраивает” животное. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

ИТОГ

Ведущая: Молодцы, знатоки природы. А пока жюри подсчитывает баллы, я объявляю музыкальную паузу. (Подведение итога игры, награждение детей).

Ведущая: Всех вас поздравляю! И в заключении хочу сказать, чтобы помнили все – и взрослые и дети: Любите природу, потому что, это наша с вами родная земля, на которой мы с вами родились, живём и будем жить. Так давайте же мы, все вместе, будем к ней относиться бережней и добрей.

                                                       Литература:

1. Интернет-ресурсы

2. Анашина Н. Ю., Галева Р. А., Мельченко И. В. Интеллектуальные праздники, викторины, дни знаний в школе. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

3. Безруков А. М. Занимательная география. М.: Дрофа, 2006.

4. Занимательное азбуковедение: Кн. для родителей, учителей и милых детей / Авт.-сост. Волина В.В. –М.: Просвещение, 1994. -400 с.

5. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 2010. -160 с.

6. Плешаков А.А.Зелёные страницы: кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 2010. -223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Внеклассное мероприятие "Christmas" для учащихся 3 класса

Сценарий именно для 3 класса, ученики постарше владеют уже другой лексикой....

Внеклассное мероприятие "Снегири" для учащихся 2 класса .

Внеклассное мероприятие "Снегири" подготовлено для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья. Данное занятие учит детей передавать в аппликации образ снегиря, учит красиво располагать и...

Внеклассное мероприятие (презентация) для учащихся 6 класса «Командная географическая игра «Богатства недр Земли»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса«Командная географическая игра «Богатства недр Земли»...

Внеклассное мероприятие с родителями учащихся 1-4 классов "Устами младенца"

Разработка внеклассного мероприятия "Устами младенца" ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...

Внеклассное мероприятие Семинар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»

Внеклассное мероприятиеСеминар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»...