Использование исследовательской деятельности и краеведческих приемов при изучении географии в школах Ивдельского ГО
статья по географии по теме

Колчанова Надежда Олеговна

Использование исследовательской технологии с применением краевеческого материала на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование исследовательской деятельности и краеведческих приемов при изучении географии в школах Ивдельского ГО

Первоначальные представления учащихся о родном крае являются той основой, опираясь на которую ведется дальнейшая работа по осуществлению краеведческого подхода в преподавании географии. [4] На примере своего региона, области, города, района можно проследить, проанализировать, закрепить понятия о природных явлениях, хозяйственной деятельности человека и так далее.  Поэтому и внедрять элементы краеведческого содержания нужно при изучении начального курса физической географии.

Программа географии в 6 классе включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий.

Краеведческие знания учащихся, полученные ими при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы, являются определяющими при рассмотрении природных комплексов и взаимосвязей между их отдельными компонентами.

Разрабатывая занятия региональной тематики в первую очередь необходимо основываться на Государственный образовательный стандарт (национально – региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. [2]

        В 6-ом классе по географии  представлено ряд тем по изучению своей местности.  В разделе «Изображение поверхности Земли» учащиеся выполняют практическую работу по теме «Способы глазомерной съемки. Составление плана местности». Данный практический урок проходит на улице при хорошей погоде и всегда запоминается учащимся на долгие годы. На выполнение работы учащимся даю возможность выбора или полярной, или маршрутной глазомерной съемки. Например,

        Тема: Составление плана местности. Способы глазомерной съемки.

Цель: 1. Научить учащихся проводить полярную и маршрутную съемки местности.

Закрепить умения определять азимут на местности.

Повторить и применить в работе условные топографические знаки.

          4.    Развивать любовь к своей малой родине.

Оборудование: планшет, альбомный лист, простой и цветные карандаши, компас, ластик.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка  домашнего задания.

Что обозначают условные знаки (показ на карточках)

Что такое азимут?

Как его определяют по топографическому плану?

Что такое масштаб?

Чем отличается полярная съемка местности от маршрутной?

III. Практическая работа.

Деление класса на две группы:

        А) I группа – полярная съемка местности;

        Б) II группа – маршрутная съемка местности.

2) Знакомство с планом выполнения полярной съемки.

        А) выбрать точку, из которой будет сделана съемка, и обозначить ее на плане;

        Б) по компасу определить стороны горизонта и обозначить направление на север на плане;

        В) обозначить на плане точками и линиями объекты, соблюдая при этом примерное сравнительное расстояние до них;

        Г) измерить расстояние до объектов и с помощью масштаба отметить эти расстояния на плане;

        Д) объекты изобразить с помощью условных знаков.

        Маршрутную  съемку выбирают  наименьшее количество, то объяснение плана выполнения работы под корректировку в отличие от полярной съемки.

Выполнение практической работы.

IV.   Подведение итога урока.

Анализ допущенных ошибок;

Выставка наиболее удачных работ.

V. Домашнее задание: по желанию выполнить полярную съемку своего двора.

        При  изучении тем «Атмосфера», «Разнообразие рельефа земной поверхности», «Воды суши» и  «Взаимосвязи компонентов природы» учащимся можно предложить вести дневники фенологических наблюдений, вместе с учителем совершают экскурсии к реке, на пришкольную территорию с целью ознакомления природным комплексом.

        В начале изучения курса географии, шестиклассники могли бы начать ведение  календарь погоды. Но просто записывать фактическую погоду изо дня в день скучно. Предлагаем сделать из этого исследование. Выбрать приметы погоды для данного сезона года и отмечать их оправдываемость: какие из них сегодня оказались верные. Или записывать ежедневный прогноз погоды и сравнивать его с фактической погодой. В конце сезона учащиеся свои наблюдения анализируют, обобщают, сравнивают, делают выводы и защищают свою работу. Для этого строят графики, диаграммы, считают проценты.

        На уроке при изучении климата   предлагаем провести совместную работу по прогнозированию изменения климата в Ивдельском районе, если на его территории создать водохранилище. Учащиеся  выдвигают свои гипотезы и пытаются их доказать. Совместно с учителем делается  вывод, что одна из причин изменений климата в увеличении водной поверхности, следовательно, более медленный нагрев.

        Можно предложить экспериментальную творческую работу. Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий [5].

        Пример: «Исследование зависимости атмосферного давления от температуры окружающей среды температуры».

        Остальные темы исследовательско-краеведческой направленности при изучении географии в 6 классе представлены в таблице:

Раздел

Тема

1

Источники географической информации

1

Определение расстояний на местности и плане в масштабе

2

Описание маршрута на местности

3

Составление простейшего плана местности

4

Чтение карты Свердловской области

2

Земная кора и литосфера

1

Свойства минералов, горных пород и полезных ископаемых Ивдельского района

2

Географическое положение и рельеф Свердловской области

3

Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф Свердловской области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа

3

Гидросфера

1

Описание на местности ближайшего водного объекта

2

Определение по карте направлений течений рек Ивдельского района. Их связи с рельефом

3

Влияние хозяйственной деятельности человека на водные объекты Свердловской области. Меры по их сохранению и восстановлению

4

Атмосфера

1

Составление сравнительного графика хода температуры и изменения атмосферного давления

2

Преобладающие типы погоды за период обучения

3

Характеристика климата Свердловской области.

5

Биосфера

1

Взаимосвязь между компонентами природы своей области (луг, лес, болото)

        В курсе седьмого класса «Географии материков и океанов» у учащихся расширяется кругозор знаний изучения Земли по карте. Появляется возможность сравнивать географические объекты и субъекты мира с географическим положением своего города. Краеведческая направленность  прослеживается при изучении следующих тем:

Раздел

Тема

1

Литосфера и рельеф Земли.

1

Рельеф Земли.

2

Атмосфера и климаты Земли.

1

Кли Климатические пояса Земли.

3

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.

1

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

4

Географическая оболочка.

1

Природная зональность.

5

Евразия.

1

Страны Восточной Европы.

6

Географическая оболочка – наш дом.

1

2

Взаимодействие природы и общества.

Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.

        Фрагмент урока по теме «Климатические пояса».

Цель урока: познакомить учащихся с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения, свойствами основных компонентов климата.

        Оборудование: климатическая карта мира, дневники наблюдений погоды за прошедший период. При повторении домашнего задания темы «Воздушные массы и господствующие ветры»  заполняется таблица. Происходит повторение изученной темы, подготовка изучения климатических поясов мира и концентрация на местный краеведческий материал.

Воздушная масса

Температура

Влажность (количество осадков)

Атмосферное давление

ЭК

Высокая

Высокая

Низкое

ТР

Высокая

Низкая

Высокое

УМ

меняется по сезонам

Высокая

Низкое

АР        

Низкая

Низкая

Высокое

        Учащиеся  активно включаются  в процесс изучения темы своей местности,  выделяют показатели умеренного климатического пояса. При знакомстве с климатическими факторами каждый раз рассматриваем, как они влияют на формирование климата в нашей местности. На вопрос: «В каком климатическом поясе вы живете?» всегда даются правильные ответы. Давать характеристику климатическому поясу проще начинать с умеренного. [7]

        При изучении курса географии «Природа России» в 8 классе накопленный ранее материал углубляется за счет привлечения дополнительного материала о природных особенностях своего края. [3]

        Изучая  тему «Климат и климатические ресурсы» можно провести:

практическую работу по вычерчиванию климатической картосхемы своего края.

самостоятельную работу – пользуясь климатическими картами атласа и школьного учебника и результатами наблюдений погоды на климатической картосхеме своего края, показать распределение годового количества осадков, январские и июльские изотермы, зимнее и летнее направление ветров, количество дней со снежным покровом, максимальную и минимальную температуры в нашем городе, наблюдавшиеся в течение года. Под схемой вычерчиваются условные знаки, которые применялись при ее составлении. Когда учащиеся закончат составление климатических картосхем родного края, обязательно нужно проверить насколько осознанно выполнили ребята работы, например, провести фронтальный опрос.

        После проверки и анализа работ лучшие из них добавить на стенд.

Краеведческая направленность  прослеживается при изучении следующих тем. [6]

Раздел

Тема

1

Особенности географического положения

1

2

Географическое положение России

Как осваивали и изучали территорию России

2

Природа России

1

Кли Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (итоговый урок)

3

Климат и климатические ресурсы

1

Климат России (итоговый урок)

4

Внутренние воды и водные ресурсы

1

Внутренние воды России (итоговый урок)

5

Почвы и почвенные ресурсы

1

Почвы (итоговый урок)

6

Растительный и животный мир

1

Растительный и животный мир России (итоговый урок)

7

Природные комплексы России

1

2

Лесные зоны России

Природные комплексы России (итоговый урок)

8

Природа регионов России

3

Урал – каменный пояс Земли Русской

9

Человек и природа

1

Экологические проблемы и экологическая ситуация в России

        В 9 классе при изучении курса «География России. Население и хозяйство» можно использовать материал о промышленности города и области.

        В курсе экономической и социальной географии мира (10 класс) нет выделенных тем краеведческой направленности, но при изучении тем  населения, хозяйства мира и регионов необходимо вести сравнительную линию с нашей страной, находить общие и отличающиеся особенности и  черты по разным вопросам экономического развития.  Глобальные  проблемы человечества можно начинать рассматривать с проблем своего края: экологической, сырьевой,  демографической. [1]

Список литературы:

  1. Баранский. Н.Н. Методика преподавания экономической географии. – М.:Учпедгиз, 1960.
  2. Государственный образовательный стандарт (национально – региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, 2-я редакция,  - Екатеринбург,  2002.
  3. Краеведческий принцип в преподавании географии. – Режим доступа: http://uchkopilka.ru/geografiya/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/901-kraevedcheskij-printsip-v-prepodavanii-geografii
  4. Сафиуллин А. 3. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей,— М.: Просвещение, 1979.— 127 с.  
  5. Татаренкова И.В. Организация исследовательской работы в школе г.Курска и Курской области. – Сборник «Практика как основа выполнения  научно-исследовательской работы студентов и  магистрантов» г. Курск.: гос.ун-т, 2012 (36-39с.)
  6. Федосеев А. А. Практические работы по изучению родного края в курсе географии.
  7. Хлюпина Т.Л. Краеведческий аспект в преподавании географии. Пермь., 1997.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект урока по географии по развитию УУД обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 5 класса

Цель: На основе изучения нормативных документов, учебно - методической литературы составить конструкт урока по теме: Форма и размеры Земли для 6 класса с учётом требований ФГОС...

проект урока по географии по развитию УУД обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 5 класса

На основе изучения нормативных документов, учебно - методической литературы составлен конструкт урока по теме: Форма и размеры Земли для 5 класса с учётом ФГОС....

Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся через использование краеведческого материала при изучении географии

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ....

Конспект урока по географии, с использованием исследовательской деятельности для пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»

Конспект урока по географии, с использованием исследовательской  деятельностидля пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»...

Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии»Цель:Показать актуальность знаний для педагогов о применении проектного мет...

Презентация "Использование исследовательской деятельности и проектов на уроках географии"

познакомить с возможностями использования исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии...