Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс по учебнику Е.М. Домогацких
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
Данное тематическое планирование составлено мной учитывая региональный компонент. Кроме того, тема "План и карта" перенесены на конец учебного года.По такому плану занимаюсь уже три года. Результативность намного лучше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_uroki_2013.docx | 67.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________ от
"__" ________ 20____ г.
20 _ - 20 _ учебный год
Рабочая программа по географии
Для 6 класса
Составил(а) Сидунова С.В._ учитель географии
2013 год
Пояснительная записка
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования в 6 классе. Авторская программа разработана на 34 часа. Согласно БУПу 2004 года на изучение географии отводится 34 часа, однако еще 1 час перенесен в региональный компонент, который рекомендуется использовать для преподавания составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.
Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Внимательно проанализировав программу курса, материал параграфов учебника, а также оценив межпредметные возможности курса математики 6 класса, я сделала небольшие изменения в последовательности изучения отдельных разделов и тем курса. Так, материал второго раздела «Способы изображения земной поверхности», а также параграф № 5 (Географически координаты) первого раздела содержат много математического материала, который еще не пройден учащимися в курсе математики, и будет рассмотрен только в середине учебного года. Поэтому я перенесла его изучение на конец учебного года, как завершающий раздел курса. Это еще удобно и с той позиции, что при изучении данного материала предусмотрено проведение многих практических работ на местности, которые в наших климатических условиях легче проводить не в осеннюю дождливую погоду, а в солнечную весеннюю. Изучение раздела «Литосфера» после знакомства с планетами Солнечной системы тоже более логично, поскольку первой темой в данном разделе является тема о внутреннем строении Земли именно как планеты солнечной системы. Кроме того, я сделала небольшую перестановку тем «Атмосфера» и «Гидросфера», поменяв их местами. Это сделано с тех позиций, что:
- во-первых, после изучения «Литосферы», т.е. нижней оболочки, изучение «Гидросферы» будет более логичным, поскольку она ближе к литосфере и, кроме того, именно земная кора во многом является определяющей для изучения особенностей водной оболочки;
- во-вторых, начатая в сентябре работа по заполнению дневника наблюдения еще далека от завершения, поскольку нет показателей погоды за несколько месяцев, что необходимо для формирования навыков сравнения объектов и явлений, для организации работы по вариантам;
- в-третьих, начатая работа с контурными картами по нанесению крупных форм рельефа будет логически продолжена нанесением крупных водных объектов, что позволит в максимальной степени рассматривать вопросы о целостности географической оболочки, о единстве и многообразии природы Земли.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование темы | Общее количество часов | Из них на практические работы, экскурсии. |
1 | Введение. | 2 | |
2 | ТЕМА 1. Земля как планета. | 5 | 1 |
3 | ТЕМА 2. Способы изображения земной поверхности. | 4 | 3/1 |
4 | ТЕМА 3. Литосфера. | 5 | 3/1 |
5 | ТЕМА 4. Атмосфера. | 8 | 2/1 |
6 | ТЕМА 5. Гидросфера. | 4 | 2/1 |
7 | ТЕМА 6. Биосфера. | 2 | 1/1 |
8 | ТЕМА 7. Почвы и геосфера. | 4 | 1/1 |
Итого: | 34+1 резерв | 13/7(оценочные) |
КОЛИЧЕСТВО И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ,
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.
№ к/р Тесты Практические работы | тема | Дата проведения |
Практические работы (оценочные) | ||
№1 | Определение на глобусе и карте, географических координат по карте полушарий и физической карте России . | |
№2 | Определение направлений и расстояний по карте и плану местности | |
№3 | Составление схемы различий гор и равнин по высоте | |
№4 | Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. | |
№5 | Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. | |
№6 | Описание растений и животных по карте. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности | |
№7 | Описание природных зон Земли по географическим картам. | |
Практические работы (учебно-тренировочные) | ||
Определение географических координат. | ||
Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности. | ||
Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. | ||
Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). | ||
Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. | ||
Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком. | ||
Обобщающие уроки по темам | ||
№1 | Способы изображения земной поверхности | |
№2 | Атмосфера | |
№3 | Гидросфера | |
№4 | Биосфера | |
№5 | Обобщающая контрольная работа за курс 6 класса |
Содержание программы:
Введение (2 часа) |
География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие. Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. |
. |
Тема 1. Земля как планета (4 часов) |
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.. |
Форма, размеры и движения Земли |
Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. |
Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель,. Персоналии: Клайд Томбо |
Тема 3. Литосфера (6часов) |
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора материковая и океаническая. Способы изучения земных недр |
Виды горных пород: магматические, осадочные и метаморфические |
Полезные ископаемые, основные принципы их размещения |
Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. |
Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека |
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы. Практические работы: 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). |
Тема 5. Гидросфера (4часов) |
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. |
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. |
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. |
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота. Практические работы: 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком. |
Тема 4. Атмосфера (8 часов) |
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Изучение атмосферы. |
Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. |
Атмосферное давление, его изменение. |
Ветер и причины его возникновения. Направление ветра. Роза ветров. |
Влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки. |
Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. |
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям. Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат. Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. |
Тема 6. Биосфера (2 часа) |
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. |
Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Основные понятия: биосфера, Красная книга. Персоналии: В.П.Вернадский Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. |
Тема 7. Почва и геосфера (3 часов) |
Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. |
Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. |
Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности. Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский. Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
|
Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часов) |
Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Масштаб. Способы изображения местности. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Виды карт по содержанию. |
Градусная сеть, система географических координат. |
. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут |
Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Шкала высот и глубин. |
. План местности - простейшее изображение поверхности Земли |
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки. Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат. 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности. |
Учебно-тематическое планирование
по предмету география
Класс 6
Учитель Сидунова Светлана Викторовна
Количество часов
Всего 34 час.; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков2, зачетов 5 , тестов _______ ч.;
Административных контрольных уроков _________ ч.
Планирование составлено на основе _: примерная программа основного (общего) образования по географии. География Земли (6-7 классы), авторская программа по географии (6-10 классы) под редакцией И.В.Душиной, М.: Дрофа, 2003.
Учебник _«География: физическая география. Учебник для 6 класса» Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.,из-во «Русское слово 2011» .
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для преподавателя:
- Домогацких Е.А.География. Начальный курс.6 класс.
- Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2009.
- Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. - М.: Дрофа, 2009.
- Душина И.В.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2008.
- Болотникова Н.В.Рабочие программы по географии 6-9 класс. М. « Глобус», 2008 г.
- Болотникова Н.В.Рабочие программы по географии 10-11 класс. М. « Глобус», 2008 г.
- Интернет - ресурсы.
- ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
- карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
- Google планета Земля http://earth.google.com/
- блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
- ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
- сервис You Tube (видеоролики для уроков)
- среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней
- представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
- газета «География» http://geo. 1 september.ru/
- конкурс «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/
- Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm
- Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
- клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
- журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
- журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
- великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
- Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
- типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Практические работы | Краеведческий модуль (практикум Волгоградской области) | Домашнее задание | Дата проведения |
Введение (2 часа)+1 практикум | |||||
1 | География как наука. Источники географических знаний |
| § 1, вопр. стр.10 Дневник наблюдений | ||
№1.Наблюдение за погодой своей местности | Практикум стр 6. Урок № 24 «Организация наблюдений за погодой: измерение элементов погоды с помощью приборов (термометр, барометр, флюгер, гигрометр, осадкомер). | ||||
2 | История географических открытий | №2. Обозначение на к/к маршрутов великих экспедиций | р/т стр 12 | § 2, вопр. с.19-20 | |
Урок №1 «Развитие географических знаний о Земле» стр 14-17 Тема 1. Земля как планета (4 часов) +1 практикум | |||||
3 | Планеты Солнечной системы |
|
| § 3, вопр. с.29-30 | |
4 | Форма, размеры и движение Земли |
|
| § 4, вопр. с.34-35 | |
5 | Распределение света и тепла на поверхности Земли |
| р/т стр.13 | § 6, вопр. с.45-46 | |
6 | Пояса освещенности |
|
| § 7, вопр. с.51-52 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Земля как планета" Зачет по теме. |
| За счет часов краеведческого модуля Урок №2 «Земля-планета Солнечной системы » стр 17-21 |
| ||
Тема 3. Литосфера (6 часов)+6 практикум | |||||
7 | Строение земного шара |
|
| § 12, вопр. с.86-87 | |
8 | Горные породы, слагающие земную кору | №3. Определение горных пород своей местности по образцам
+ Урок №14 «Экскурсия в мир камней» стр 52-53 Практикум стр.32. | § 13, вопр. с.86-87 | ||
9 | Полезные ископаемые |
|
| § 14, вопр. с.92 | |
+урок №15 «Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия. Стр.54-58 р/т стр.33-34 | |||||
10 | Движения земной коры. Землетрясения. | § 15 (I), вопр. С.101-102 | |||
11 | Движения земной коры. Вулканы. | №4.Нанесение на к/к крупнейших вулканов мира | § 15 (II), вопр. С.101-102 | ||
12 | Выветривание горных пород |
|
| § 16, вопр. с.108-109 | |
13 | Рельеф суши и дна океана | №5. Составление схемы различий гор и равнин по высоте |
| § 17 , вопр. с.115 | |
Урок №16 « Описание по карте географического положения и высот равнин Волгоградской области, их максимальных высот. Обозначение их на контурной карте.» стр 58-60. р/т стр 35-37. Урок №17 «Составление и объяснение схемы «Различия равнин по высоте» стр.60-61,р/т стр38-39. Урок №18 «Воздействие хозяйственной деятельности человека на рельеф Волгоградской области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа» стр.61-63,р/т стр 40. | |||||
Повторительно-обобщающий урок по теме "Литосфера". Зачет по теме. |
| За счет часов краеведческого модуля Урок №19 «Обобщающий по теме «Литосфера». Стр 63-65 | |||
Тема 5. Гидросфера (4часов)+4 практикум | |||||
14 | Гидросфера и ее состав | №11. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей |
| § 25, вопр. с.163-164 | |
15 | Мировой океан и его части | №6. Нанесение на к/к объектов гидросферы. | § 26, вопр. с.169-170 | ||
16 | Воды суши: реки и озера | №9. Описание «путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды | § 27 вопр.с.175-176 | ||
Урок №20 «Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки» . стр 65-67 р/т. Стр 42-43 Урок №21 «Определение по карте направлений течений четырех рек Волгоградской области, их связь с рельефом.» стр.67-68 стр.42-43 Урок №22 «Определение по физической карте Волгоградской области крупных озер и измерение до них расстояний.» стр.68-69 р/т.стр.43-45 | |||||
17 | Воды суши: подземные воды и природные льды | § 28 вопр.с.181-182 | |||
Повторительно-обобщающий урок по теме "Гидросфера". Зачет по теме. |
| За счет часов краеведческого модуля | |||
Тема 4. Атмосфера (8 часов)+8 практикум | |||||
18 | Строение атмосферы |
|
| § 18, вопр. с.123-124 | |
19 | Температура воздуха |
|
| § 19, вопр. с.128-129 | |
Температура воздуха | №9. Установление особенностей хода температур на основе построения графика | Урок № 25 « Построение графика хода температуры при обработке собранных материалов» стр. 74-75 р/т стр.49-51 | |||
20 | Атмосферное давление |
|
| § 20, вопр. с.134 | |
21 | Движение воздуха | №10. Построение розы ветров по данным наблюдений | Урок № 26 « Обработка собранных материалов : составление розы ветров и диаграммы среднемесячного количества осадков.»стр 75-77 р/т.стр 51 | § 21, вопр. с.139 | |
22 | Вода в атмосфере | №11. Построение диаграмм облачности и осадков | Урок № 27 «Обработка данных и составление диаграммы облачности». Стр. 77-78 р/т стр.52 | § 22, вопр. с.146-147 | |
23 | Погода |
|
| § 23, вопр. с.152-153 | |
Погода своей местности | №12. Описание наблюдаемой погоды, выявление причин ее изменения | Урок № 28 «Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения» стр.78-80. Урок № 30 «Описание погоды за день ,месяц по своему пункту наблюдения» стр 82-84. Урок № 31 «Погода» стр.84-87 | |||
24 | Климат |
| Урок № 32 « Климат Волгоградской области» стр.87-89 р/т стр. 55-57 | § 24, вопр. с.157-159 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме "Атмосфера" Зачет по теме. |
| За счет часов краеведческого модуля Урок № 29 « Решение практических задач на определение температуры и давления воздуха с высотой и влажности» стр. 80-82. р/т стр.52-55 |
| ||
Тема 6. Биосфера (2 часа)+ 1 час практикум | |||||
25 | Разнообразие жизни на Земле |
|
| § 29, вопр. с.187-188 | |
26 | Биосфера и охрана природы |
|
| § 30, вопр. с.193-194 | |
Природа родного края | №13. Растения и животные своей местности | Урок №33 «Природные комплексы Волгоградской области» стр.89-91 р/т стр 57-58 | |||
27 | Понятие о почвах | №14. Изучение строения почвы на местности |
| § 31, вопр. с.199-200 | |
28 | Природные комплексы |
|
| § 32, вопр. с.205-206 | |
Особенности природного комплекса своей местности | №15. Выявление и объяснение особенностей компонентов природы своей местности и их взаимосвязей | Урок № 34 « Взаимосвязи земных оболочек» стр. 91-93 р/т стр 58-59 Урок № 35 «Описание по физической карте, карте природных зон Волгоградской области природной зоны (зоны степи) стр.93 | |||
29 | Природные зоны | § 33, вопр. с.212-213 | |||
30 | Географическая карта и масштаб. Система географических координат |
|
| § 8, вопр. с.58 § 5, вопр. с.39-41 | |
Решение задач при помощи масштаба. | За счет часов краеведческого модуля | Урок №4 «Определение расстояний на местности и плане в масштабе. Масштаб карты Волгоградской области» стр.23-240 р/т стр 16-17 | |||
Географические координаты своей местности | №16. Определение по карте координат различных объектов | Урок № 9 « Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте Волгоградской области» стр. 36-39 р/т. Стр 21-22 Урок № 10 « Определение направлений и расстояний , географических координат на карте России и Волгоградской области.» Стр.36-39 р/т стр 23-25 Урок № 11 « Чтение карты Волгоградской области». Стр. 43-45 р/т стр.25-27 | |||
31 | Условные знаки географических карт |
|
| § 9, вопр. с.62-63 | |
Урок №7 «Условные знаки. Чтение топографического плана местности.» стр. 29-30. | |||||
32 | Стороны горизонта | №17. Определение на местности сторон горизонта и расстояний
| § 10, вопр. с.68-69 | ||
№17. Определение на местности сторон горизонта и расстояний
| Урок № 3 « План местности .Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу.» стр. 21-23 р/т стр. 14-15 Урок № 5 « Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам» стр.24-26 р/т стр 17-18 | ||||
№18. Определение по картам направлений, расстояний и географического положения объектов | |||||
33 | Изображение рельефа |
|
| § 11, вопр. с.74-76 | |
№19. Описание рельефа своей местности | Урок №6 « Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями» Стр.26-28 р/т стр 18 Урок №8 « Составление простейшего плана местности» Стр.30-36 р/т стр 20-21 |
| |||
№20. Определение направлений, расстояний и высот точек по плану местности | |||||
№21. Построение простейшего плана местности | |||||
Повторительно-обобщающий урок по теме "Способы изображения земной поверхности" зачет по теме. |
| За счет часов краеведческого модуля Урок № 13 « План и карта» (урок обобщающего повторении) Стр.47-49 |
| ||
34 | Повторение и закрепление изученного материала. Итого: 34 часа |
| Итого : 32 часа+ 2 часа резервного времени |
| |
2. СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п | Тема (глава) | ЗУН | Количество часов |
1 | Введение. | 2 | |
2 | Тема 1. Земля как планета (5 часов) | 1. Называть и показывать: - форму и размеры Земли. | 5 |
3 | Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа) | 1. Называть и показывать: - полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт. 2. Приводить примеры: - различных видов карт. 3. Определять:- стороны горизонта на местности (ориентироваться);- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;- расстояния и направления по плану и карте;4.Описывать:- географические объекты. | 4 |
4 | Тема 3. Литосфера (6 часов) | 1. Называть и показывать: - части внутреннего строения Земли; - основные формы рельефа. 2. Приводить примеры: - горных пород и минералов; 3. Определять:- осадочные и магматические горные породы;4.Описывать:- географические объекты. | 6 |
5 | Тема 4. Атмосфера (8 часов) | 1. Называть и показывать: - причины изменения погоды; - типы климатов; - виды ветров, причины их образования; - пояса освещенности Земли; - географические объекты, предусмотренные программой. 2. Приводить примеры: - типов погод;3. Определять:- направление ветра.4.Описывать:- географические объекты. | 8 |
6 | Тема 5. Гидросфера (4 часа) | 1. Называть и показывать: - части Мирового океана; - виды вод суши; - виды движения воды в океане; - географические объекты, предусмотренные программой. 2. Приводить примеры: - взаимовлияния всех компонентов природы. | 4 |
7 | Тема 6. Биосфера (2 часа) | 1. Называть и показывать: - географические объекты, предусмотренные программой. 2. Приводить примеры: - взаимовлияния всех компонентов природы.3.Описывать:- географические объекты.4. Объяснять:- особенности компонентов природы своей местности. | 2 |
8 | Тема 7. Почва и геосфера (3 часа) | 1. Называть и показывать: - географические объекты, предусмотренные программой. 2. Приводить примеры: - взаимовлияния всех компонентов природы.3.Описывать:- географические объекты.4. Объяснять:- особенности компонентов природы своей местности. | 3 |
3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Входной контроль | 1 | |
2 | Промежуточный контроль | 1 | |
3 | Итоговый контроль | 1 |
ИТОГО 3 часа.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | №1 Определение по карте географических координат различных географических объектов. | 1 | |
2 | №2 Определение направлений и расстояний по карте. | 1 | |
3 | №3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности. | 1 | |
4 | №4. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. | 1 | |
5 | №5. Составление схемы различий гор и равнин по высоте. | 1 | |
6 | №6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека ( на примере своей местности) | 1 | |
7 | №7.Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. | 1 | |
8 | №8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. | 1 | |
9 | №9. Описание «путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды. | 1 | |
10 | №10. Нанесение на к/к объектов гидросферы. | 1 | |
11 | №11. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. | 1 | |
12 | №12. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли. | 1 | |
13 | №13. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. | 1 | |
14 | №14. Изучение строения почвы на местности. | 1 | |
15 | №15. Описание природных зон Земли по географическим картам. | 1 | |
16 | №16. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности. | 1 |
Итого: 16 часов.
4. Учебно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе
Всего : 34 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы для 6 класса.
Учебник: «География: физическая география. Учебник для 6 класса» Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. М;
«Русское слово», 2009г.
№ урока | Раздел | Тема урока | Практическая работа | Дата проведения | Контрольные работы | Требования к знаниям и умениям | |
по плану | фактически | ||||||
1 | Введение | §1 Что такое география? | Знать и понимать основные географические понятия и термины | ||||
2 | §2 Из истории географических открытий | ||||||
3 | Земля как планета | §3 Планеты Солнечной системы | Знать/понимать основные географические понятия и термины. Уметь сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними | ||||
4 | §4 Форма, размеры и движение Земли | ||||||
5 | §6 Времена года | ||||||
6 | §7 Пояса освещенности | ||||||
7 | Литосфера | §12 Строение земного шара. | №4. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. | Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека | |||
8 | §13 Виды горных пород | ||||||
9 | §14Полезные ископаемые | ||||||
10 | §15Движения земной коры. | ||||||
11 | §16 Выветривание горных пород. | №5. Составление схемы различий гор и равнин по высоте. | |||||
12 | §17 Рельеф суши и дна океана. | №6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности) | |||||
13 | Гидросфера. | §25 Единство гидросферы. | №9. Описание «путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды. | Знать/понимать основные географические понятия и термины по теме | |||
14 | §26 Мировой океан. | №10. Нанесение на к/к объектов гидросферы. | |||||
15 | §27 Воды суши: реки и озера. | №11. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. | |||||
16 | §28 Воды суши: подземные воды и природные льды. | №12. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли. | |||||
17 | Атмосфера | §18 Строение атмосферы. | Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность Уметь использовать приобретённые ЗУНы в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой | ||||
18 | §19 Температура воздуха. | ||||||
19 | §20 Атмосферное давление. | ||||||
20 | §21 Движение воздуха. | ||||||
21 | §22 Вода в атмосфере. | ||||||
22 | §23 Погода. | №7.Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. | |||||
23 | §24 Климат. | ||||||
24 | Урок-практикум. | №8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. | |||||
25 | Биосфера | §29 Царства живой природы. | Знать/понимать географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность | ||||
26 | §30 Биосфера и охрана природы. | №13. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. | |||||
27 | Почва и геосфера | § 31 Почва. | №14. Изучение строения почвы на местности. | ||||
28 | §32 Природный комплекс. | №15. Описание природных зон Земли по географическим картам. | |||||
29 | §33 Природные зоны | №16. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности. | |||||
30 | §5 Система географических координат | №1 Определение по карте географических координат различных географических объектов. | |||||
31 | Географическая карта | §8 Масштаб карты | Знать/понимать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения Уметь определять направления и стороны горизонта, расстояния на карте, высоту точки земной поверхности, определять географические координаты объектов. | ||||
32 | §9 Виды условных знаков. | ||||||
33 | §10 Стороны горизонта. | №2 Определение направлений и расстояний по карте. | |||||
34 | §11 Изображение рельефа на карте. | №3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности. |
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей ____________________ Протокол №____ от «___» августа 201__г. Руководитель методического Объединения_____________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________________ «___» августа 201__г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ № 3» г. Николаевска _____________________ «__» августа 201__г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по географии России 8 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.
В данном документе дана следущая информация: 1. Название раздела, темы урока. 2. Вид урока. 3. Элемеенты образовательного минимального образования. 4. Требования к уровню подготовки обчающихся. ...
Календарно-тематическое планирование по географии 11 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.
В данном материале находятся следующая информация: 1. Название раздела 2. Темы урока. 3. Вид урока 4. Элементы образовательного минимального образования 5. Требования к уровню подготовки о...
Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)
Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ Б. А.ЛАНИНА
Календарно-тематический план по литературе по ФГОС по учебнику Б.А.Ланина рассчитан на 102 часа, для 9 класса ....
Календарно-тематическое планирование по географии 8класс к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "Природа и население"
Календарно-тематическое планирование по географии 8класс к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "Природа и население"...
календарно- тематическое планирование 7 класс к учебнику Е. М. Домогацких по новым стандартам
Календарно – тематическое планированиеКласс___7а,б______Количество часов__68__Предмет - географияУчебник Е.М. Домогацких, Н.И Алексеевских. География. Учебник для 7 класс...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»
· Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...