Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс по учебнику Е.М. Домогацких
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Сидунова Светлана Викторовна

Данное тематическое планирование составлено мной учитывая региональный компонент. Кроме того, тема "План и карта" перенесены на конец учебного года.По такому плану занимаюсь уже три года. Результативность намного лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_uroki_2013.docx67.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Николаевска  Николаевского муниципального района Волгоградской области

                                                                                                                                                             

                                                                                                 Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                          педагогического совета

                                                                                                                                            протокол № ________ от

                                                                                                                                           "__" ________ 20____ г.

                                                                                                                                                          20 _  - 20 _ учебный год


Рабочая программа по географии

Для  6   класса

               

Составил(а)  Сидунова С.В._   учитель   географии

2013 год

Пояснительная записка

        Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования в 6 классе. Авторская программа разработана на 34 часа. Согласно БУПу 2004 года на изучение географии отводится 34 часа, однако еще 1 час перенесен в региональный компонент, который рекомендуется использовать для преподавания составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

                           

Внимательно проанализировав программу курса, материал параграфов учебника, а также оценив межпредметные возможности курса математики 6 класса, я сделала небольшие изменения в последовательности изучения отдельных разделов и тем курса. Так, материал второго раздела «Способы изображения земной поверхности», а также параграф № 5 (Географически координаты) первого раздела содержат много математического материала, который еще не пройден учащимися в курсе  математики, и будет рассмотрен только в середине учебного года. Поэтому я перенесла его изучение на конец учебного года, как завершающий раздел курса. Это еще удобно и с той позиции, что при изучении данного материала предусмотрено проведение многих практических работ на местности, которые в наших климатических условиях легче проводить не в осеннюю дождливую погоду, а в солнечную весеннюю. Изучение раздела «Литосфера» после знакомства с планетами Солнечной системы тоже более логично, поскольку первой темой в данном разделе является тема о внутреннем строении Земли именно как планеты солнечной системы. Кроме того, я сделала небольшую перестановку тем «Атмосфера» и «Гидросфера», поменяв их местами. Это сделано с тех позиций, что:

  • во-первых, после изучения «Литосферы», т.е. нижней оболочки, изучение «Гидросферы» будет более логичным, поскольку она ближе к литосфере и, кроме того, именно земная кора во многом является определяющей для изучения особенностей водной оболочки;
  • во-вторых, начатая в сентябре работа по заполнению дневника наблюдения еще далека от завершения, поскольку нет показателей погоды за несколько месяцев, что необходимо для формирования навыков сравнения  объектов и явлений, для организации работы по вариантам;
  • в-третьих, начатая работа с контурными картами по нанесению крупных форм рельефа будет логически продолжена нанесением крупных водных объектов, что позволит в максимальной степени рассматривать вопросы о целостности географической оболочки, о единстве и многообразии природы Земли.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование темы

Общее количество часов

Из них на практические работы, экскурсии.

1

Введение.

2

2

ТЕМА 1. Земля как планета.

5

1

3

ТЕМА 2. Способы изображения земной поверхности.

4

3/1

4

ТЕМА 3. Литосфера.

5

3/1

5

ТЕМА 4. Атмосфера.

8

2/1

6

ТЕМА 5. Гидросфера.

4

2/1

7

ТЕМА 6. Биосфера.

2

1/1

8

ТЕМА 7. Почвы и геосфера.

4

1/1

Итого:

34+1 резерв

13/7(оценочные)

КОЛИЧЕСТВО И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ,

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.

№ к/р

Тесты

Практические работы

тема

Дата проведения

Практические работы (оценочные)

№1

Определение на глобусе и карте, географических координат по карте полушарий и физической карте России .

№2

Определение направлений и расстояний по карте и плану местности

№3

Составление схемы различий гор и равнин по высоте

№4

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

№5

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

№6

Описание растений и животных по карте. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности

№7

Описание природных зон Земли  по  географическим картам.

Практические работы (учебно-тренировочные)

 Определение географических координат.

 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

 Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

 Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

 Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Обобщающие уроки по темам

№1

Способы изображения земной поверхности

№2

Атмосфера

№3

Гидросфера

№4

Биосфера

№5

Обобщающая контрольная работа за курс

 6 класса

Содержание программы:

Введение (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано,  И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

.

Тема 1. Земля как планета  (4 часов)      

Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей..

Форма, размеры и движения Земли

Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги.

Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус,  экватор, полюс, меридиан, параллель,.

Персоналии: Клайд Томбо

Тема 3. Литосфера (6часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора материковая и океаническая. Способы изучения земных недр

Виды горных пород: магматические, осадочные и метаморфические

Полезные ископаемые, основные принципы их размещения

Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы: 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 5. Гидросфера (4часов)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные.

Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы: 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Изучение атмосферы.

Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

Атмосферное давление, его изменение.

Ветер и причины его возникновения. Направление ветра. Роза ветров.

Влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки.

Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к  климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.

Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский 

Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и геосфера (3 часов)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

 

Тема 2. Способы изображения земной поверхности

 (4 часов)

Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Масштаб. Способы изображения местности. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Виды карт по содержанию.

Градусная сеть, система географических координат.

. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут

Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Шкала высот и глубин.

. План местности - простейшее изображение поверхности Земли

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат. 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Учебно-тематическое планирование

                                               по  предмету  география

Класс   6

Учитель   Сидунова Светлана Викторовна

Количество часов

Всего 34  час.; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков2, зачетов  5 , тестов _______ ч.;

Административных контрольных уроков _________ ч.

Планирование составлено на основе  _: примерная программа основного (общего) образования по географии. География Земли (6-7 классы), авторская программа по географии (6-10 классы) под редакцией И.В.Душиной, М.: Дрофа, 2003.

Учебник _«География: физическая география. Учебник для 6 класса»  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.,из-во  «Русское слово 2011» .

                                                  название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для  преподавателя:

  1. Домогацких Е.А.География. Начальный курс.6 класс.
  2. Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2009.
  3. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. - М.: Дрофа, 2009.
  4. Душина И.В.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2008.
  5. Болотникова Н.В.Рабочие программы по географии 6-9 класс. М.          « Глобус», 2008 г.
  6. Болотникова Н.В.Рабочие программы по географии  10-11 класс. М.          « Глобус», 2008 г.
  7. Интернет - ресурсы.
  1. ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
  2. карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
  3. Google планета Земля  http://earth.google.com/
  4. блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
  5. ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
  6. сервис You Tube (видеоролики для уроков)
  7. среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней
  8. представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
  9. газета «География»     http://geo. 1 september.ru/
  10. конкурс «Учитель года России»     http://2006.teacher.org.ru/ 
  11. Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm
  12. Географическое общество России   http://rgo.org.ru/'
  13. клуб журнала «GEO»  http: //www.geo.ru/
  14. журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
  15. журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
  16. великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
  17. Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.

                                Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Практические работы

Краеведческий модуль

(практикум Волгоградской области)

Домашнее задание

Дата проведения

Введение (2 часа)+1 практикум

1

География как наука. Источники географических знаний

 

§ 1, вопр. стр.10

Дневник наблюдений

№1.Наблюдение за погодой своей местности

                                                 Практикум стр 6.

 Урок № 24 «Организация наблюдений за погодой: измерение элементов погоды с помощью приборов (термометр, барометр, флюгер, гигрометр, осадкомер).

2

История географических открытий

№2. Обозначение на к/к маршрутов великих экспедиций  

 р/т стр 12

§ 2, вопр. с.19-20

                                                Урок №1 «Развитие

                                                   географических

                                                 знаний о Земле» стр 14-17

Тема 1. Земля как планета  (4 часов) +1 практикум    

    3

Планеты Солнечной системы

 

 

§ 3, вопр. с.29-30

4

Форма, размеры и движение Земли

 

 

§ 4, вопр. с.34-35

5

Распределение света и тепла на поверхности Земли

 

 р/т стр.13

§ 6, вопр. с.45-46

6

Пояса освещенности

 

 

§ 7, вопр. с.51-52

Повторительно-обобщающий урок по теме "Земля как планета" Зачет по теме.

 

За счет часов краеведческого модуля

Урок №2 «Земля-планета Солнечной системы » стр 17-21

 

Тема 3. Литосфера (6 часов)+6 практикум

7

Строение земного шара

 

 

§ 12, вопр. с.86-87

8

Горные породы, слагающие земную кору

 №3. Определение горных пород своей местности по образцам

 

                                           +    Урок №14 «Экскурсия в                                        

                                                мир камней» стр 52-53

                                                 Практикум стр.32.

§ 13, вопр. с.86-87

9

Полезные ископаемые

 

 

§ 14, вопр. с.92

+урок №15 «Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия. Стр.54-58

р/т стр.33-34

10

Движения земной коры. Землетрясения.

§ 15 (I), вопр. С.101-102

11

Движения земной коры. Вулканы.

№4.Нанесение на к/к крупнейших вулканов мира

§ 15 (II), вопр. С.101-102

12

Выветривание горных пород

 

 

§ 16, вопр. с.108-109

13

Рельеф суши и дна океана

№5. Составление схемы различий гор и равнин по высоте

 

§ 17 , вопр. с.115

Урок №16 « Описание по карте географического положения и высот равнин Волгоградской области, их максимальных высот. Обозначение их на контурной карте.» стр 58-60. р/т стр 35-37.

Урок №17 «Составление и объяснение схемы «Различия равнин по высоте» стр.60-61,р/т стр38-39.

Урок №18 «Воздействие хозяйственной деятельности человека на рельеф Волгоградской области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа» стр.61-63,р/т стр 40.

Повторительно-обобщающий урок по теме "Литосфера". Зачет по теме.

 

За счет часов краеведческого модуля

Урок №19 «Обобщающий по теме «Литосфера». Стр 63-65

Тема 5. Гидросфера (4часов)+4 практикум

14

Гидросфера и ее состав

№11. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей

 

§ 25, вопр. с.163-164

15

Мировой океан и его части

№6. Нанесение на к/к объектов гидросферы.

§ 26, вопр. с.169-170

16

Воды суши: реки и озера  

№9. Описание «путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды

§ 27 вопр.с.175-176

Урок №20 «Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки» . стр 65-67

р/т. Стр 42-43

Урок №21 «Определение по карте направлений течений четырех рек Волгоградской области, их связь с рельефом.» стр.67-68  стр.42-43

Урок №22 «Определение по физической карте Волгоградской области крупных озер и измерение до них расстояний.» стр.68-69

р/т.стр.43-45

17

Воды суши: подземные воды и природные льды

§ 28 вопр.с.181-182

Повторительно-обобщающий урок по теме "Гидросфера". Зачет по теме.

 

За счет часов краеведческого модуля

Тема 4. Атмосфера (8 часов)+8 практикум

18

Строение атмосферы

 

 

§ 18, вопр. с.123-124

19

Температура воздуха

 

 

§ 19, вопр. с.128-129

Температура воздуха

№9. Установление особенностей хода температур на основе построения графика

Урок № 25 « Построение графика хода температуры  при обработке собранных материалов» стр. 74-75 р/т стр.49-51

20

Атмосферное давление

 

 

§ 20, вопр. с.134

21

Движение воздуха

№10. Построение розы ветров по данным наблюдений

Урок № 26 « Обработка собранных материалов : составление розы ветров и диаграммы среднемесячного количества  осадков.»стр  75-77

р/т.стр 51

§ 21, вопр. с.139

22

Вода в атмосфере

№11. Построение диаграмм облачности и осадков

Урок № 27 «Обработка данных и составление диаграммы облачности». Стр. 77-78

р/т стр.52

§ 22, вопр. с.146-147

23

Погода

 

 

§ 23, вопр. с.152-153

Погода своей местности

№12. Описание наблюдаемой погоды, выявление причин ее изменения

Урок № 28 «Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения» стр.78-80.

Урок № 30 «Описание погоды за день ,месяц по своему пункту наблюдения» стр 82-84.

Урок № 31 «Погода» стр.84-87

24

Климат

 

Урок № 32 « Климат Волгоградской области» стр.87-89

р/т стр. 55-57 

§ 24, вопр. с.157-159

Повторительно-обобщающий урок по теме "Атмосфера" Зачет по теме.

 

За счет часов краеведческого модуля

Урок № 29 « Решение практических задач на определение температуры и давления воздуха с высотой и влажности» стр. 80-82.

р/т стр.52-55

 

Тема 6. Биосфера (2 часа)+ 1 час практикум

25

Разнообразие жизни на Земле

 

 

§ 29, вопр. с.187-188

26

Биосфера и охрана природы

 

 

§ 30, вопр. с.193-194

Природа родного края

№13. Растения и животные своей местности

Урок №33 «Природные комплексы Волгоградской области» стр.89-91

р/т стр 57-58

27

Понятие о почвах

 №14. Изучение строения почвы на местности

 

§ 31, вопр. с.199-200

28

Природные комплексы

 

 

§ 32, вопр. с.205-206

Особенности природного комплекса своей местности

№15. Выявление и объяснение особенностей компонентов природы своей местности и их взаимосвязей

Урок № 34 « Взаимосвязи земных оболочек» стр. 91-93

р/т стр 58-59

Урок № 35 «Описание по физической карте, карте природных зон Волгоградской области природной зоны (зоны степи) стр.93

29

Природные зоны

§ 33, вопр. с.212-213

30

Географическая карта и масштаб.

Система географических координат

 

 

§ 8, вопр. с.58

§ 5, вопр. с.39-41

Решение задач при помощи масштаба.

За счет часов краеведческого модуля

Урок №4 «Определение расстояний на местности и плане в масштабе. Масштаб карты Волгоградской области» стр.23-240

р/т стр 16-17

Географические координаты своей местности

№16. Определение по карте координат различных объектов

Урок № 9 « Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте Волгоградской области» стр. 36-39

р/т. Стр 21-22

Урок № 10 « Определение направлений и расстояний , географических координат  на карте России и Волгоградской области.»

Стр.36-39

р/т стр 23-25

Урок № 11 « Чтение карты Волгоградской области».

Стр. 43-45

р/т стр.25-27

31

Условные знаки географических карт

 

 

§ 9, вопр. с.62-63

Урок №7 «Условные знаки. Чтение топографического плана местности.» стр.  29-30.

32

Стороны горизонта

 №17. Определение на местности сторон горизонта и расстояний

 

 § 10, вопр. с.68-69

 №17. Определение на местности сторон горизонта и расстояний

 

Урок № 3 « План местности .Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу.»  стр. 21-23

р/т стр. 14-15

Урок № 5 « Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам» стр.24-26

 р/т стр 17-18

№18. Определение по картам направлений, расстояний и географического положения объектов

33

Изображение рельефа

 

 

§ 11, вопр. с.74-76

№19. Описание рельефа своей местности

Урок №6 « Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями»

Стр.26-28

р/т стр  18

Урок №8 « Составление простейшего плана местности»

Стр.30-36

р/т стр 20-21

 

№20. Определение направлений, расстояний и высот точек по плану местности

№21. Построение простейшего плана местности

Повторительно-обобщающий урок по теме "Способы изображения земной поверхности" зачет по теме.

 

За счет часов краеведческого модуля

 Урок № 13 « План и карта» (урок обобщающего повторении)

Стр.47-49

 

34

 Повторение и закрепление изученного материала.

Итого:  34 часа

 

Итого : 32 часа+ 2 часа резервного времени

 

2. СТРУКТУРА  КУРСА

№ п/п

Тема (глава)

ЗУН

Количество

часов

1

Введение.

2

2

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли.

5

3

Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)

1. Называть и показывать:

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

4.Описывать:

- географические объекты.

4

4

Тема 3. Литосфера (6 часов)

1. Называть и показывать:

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа.

2. Приводить примеры:

- горных пород и минералов;

3. Определять:

- осадочные и магматические горные породы;

4.Описывать:

- географические объекты.

6

5

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

1. Называть и показывать:

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- типов погод;

3. Определять:

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

8

6

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

1. Называть и показывать:

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- виды движения воды в океане;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- взаимовлияния всех компонентов природы.

4

7

Тема 6. Биосфера (2 часа)

1. Называть и показывать:

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3.Описывать:

- географические объекты.

4. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.

2

8

Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

1. Называть и показывать:

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3.Описывать:

- географические объекты.

4. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.

3

                  3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

                               ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Входной контроль

1

2

Промежуточный контроль

1

3

Итоговый контроль

1

ИТОГО 3 часа.                                                  

                               

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

№1 Определение по карте географических  координат различных географических объектов.

1

2

№2 Определение направлений и расстояний по карте.

1

3

№3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

1

4

№4. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

1

5

№5. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

1

6

№6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека ( на примере своей местности)

1

7

№7.Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

1

8

№8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление    причин  изменения погоды.

1

9

№9. Описание «путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды.

1

10

№10. Нанесение на к/к объектов гидросферы.

1

11

№11. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

1

12

№12. Описание по карте географического положения одной  из крупнейших рек Земли.

1

13

№13. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

1

14

№14. Изучение строения почвы на местности.

1

15

№15. Описание природных зон Земли по географическим картам.

1

16

№16. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

1

Итого: 16 часов.

                         


4. Учебно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе

Всего :  34 часа.  

Планирование составлено на основе  рабочей программы для 6 класса.

Учебник: «География: физическая география. Учебник для 6 класса»  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. М;

                    «Русское слово», 2009г.

№ урока

Раздел

Тема урока

Практическая работа

Дата проведения

Контрольные работы

Требования к знаниям и умениям

по плану

фактически

1

Введение

§1 Что такое география?

Знать и понимать основные географические понятия и термины

2

§2 Из истории географических открытий

3

Земля как планета

§3 Планеты Солнечной системы

Знать/понимать основные географические понятия и термины.

Уметь сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними

4

§4 Форма, размеры и движение Земли

5

§6 Времена года

6

§7 Пояса освещенности

7

Литосфера

§12 Строение земного шара.

№4. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

8

§13 Виды горных пород

9

§14Полезные ископаемые

10

§15Движения земной коры.

11

§16 Выветривание горных пород.

№5. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

12

§17 Рельеф суши и дна океана.

№6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)

13

Гидросфера.

§25 Единство гидросферы.

№9. Описание «путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды.

Знать/понимать основные географические понятия и термины по теме

14

§26 Мировой океан.

№10. Нанесение на к/к объектов гидросферы.

15

§27 Воды суши: реки и озера.

№11. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

16

§28 Воды суши: подземные воды и природные льды.

№12. Описание по карте географического положения одной  из крупнейших рек Земли.

17

Атмосфера

§18 Строение атмосферы.

Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

Уметь использовать приобретённые ЗУНы в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой

18

§19 Температура воздуха.

19

§20 Атмосферное давление.

20

§21 Движение воздуха.

21

§22 Вода в атмосфере.

22

§23 Погода.

№7.Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

23

§24 Климат.

24

Урок-практикум.

№8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление    причин  изменения погоды.

25

Биосфера

§29 Царства живой природы.

Знать/понимать географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

26

§30 Биосфера и охрана природы.

№13. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

27

Почва и геосфера

§ 31 Почва.

№14. Изучение строения почвы на местности.

28

§32 Природный комплекс.

№15. Описание природных зон Земли по географическим картам.

29

§33 Природные зоны

№16. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

30

§5 Система географических координат

№1 Определение по карте географических  координат различных географических объектов.

31

Географическая карта

§8  Масштаб карты

Знать/понимать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения

Уметь определять направления и стороны горизонта, расстояния на карте, высоту точки земной поверхности, определять географические координаты объектов.

32

 §9 Виды условных    знаков.

33

§10 Стороны горизонта.

№2 Определение направлений и расстояний по карте.

34

§11 Изображение рельефа на карте.

№3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей

____________________

Протокол №____

от «___» августа  201__г.

Руководитель методического

Объединения_____________

                   «Согласовано»

Зам. директора по УВР

 ____________________

                   «___» августа  201__г.

 «Утверждаю»

Директор МКОУ «СОШ № 3»

 г. Николаевска

                   _____________________

                           «__» августа  201__г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии России 8 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.

В данном документе дана следущая информация: 1. Название раздела, темы урока. 2. Вид урока. 3. Элемеенты образовательного минимального образования.  4. Требования к уровню подготовки обчающихся. ...

Календарно-тематическое планирование по географии 11 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.

В данном материале находятся следующая информация: 1. Название раздела 2. Темы урока. 3. Вид урока   4. Элементы образовательного минимального образования 5. Требования к уровню подготовки о...

Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)

Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ Б. А.ЛАНИНА

Календарно-тематический план по литературе по ФГОС по учебнику Б.А.Ланина рассчитан на 102 часа, для 9 класса ....

Календарно-тематическое планирование по географии 8класс к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "Природа и население"

Календарно-тематическое планирование по географии 8класс к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "Природа и население"...

календарно- тематическое планирование 7 класс к учебнику Е. М. Домогацких по новым стандартам

Календарно – тематическое планированиеКласс___7а,б______Количество часов__68__Предмет   - географияУчебник  Е.М. Домогацких, Н.И Алексеевских.  География.  Учебник для 7 класс...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...