Урок в 6 классе "Глобус - модель Земли"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Тимошенко Алла Анатольевна

Первый урок в разделе "Глобус и географическая карта- модели Земли", знакомство с глобусом как моделью и работа с ним.6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»

Мастер – класс в 6 классе на тему:

« Глобус – модель Земли.

 Форма и размеры Земли»

Учитель географии :

Тимошенко Алла Анатольевна

Ивантеевка 2014

Тема урока: Глобус - модель Земли. Форма и размеры Земли.

Цель: -сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли.

        -развивать пространственные преставления шарообразности Земли.

Оборудование: глобусы учебные, И.К. «Размеры Земли»

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2 : Какую форму имеет Земля?

Вспомните, как раньше люди представляли себе форму Землю?

Составим схему, показывающую изменения в представлении о форме Земли.

Прежде люди думали, что Земля – плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках.

Насчет подпорок у различных народов были разные мнения…

Слайд 3: Так представляли Землю в старину на Руси (Плоская)

Слайд 4: Как представляли индусы форму Земли (Полусфера)

Древние индусы считали, что полушарие Земли держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе. Но они не задумывались над вопросом: а на чем же стоит черепаха?

Слайд 5: Удивительно…

  • Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола;
  • удивительно, что разум человека все-таки сумел узнать истинную форму Земли.
  • Правда, для этого понадобились многие и многие тысячи лет. Очень помогли людям далекие путешествия.

Примерная схема:   Плоская – Полусфера – Шар – Эллипсоид -- Геоид

Слайд 6: Что доказало плавание Магеллана? (Что Земля круглая.)

Так какова же форма Земли? ( Шар.)

Слайд 7 : Какие еще наблюдения подтверждают шарообразность Земли?

Слайд 8: Аристотель наблюдая за  лунными затмениями увидел круглый, что тень Земли падающая от Земли на Луну имеет круглую форму.

Слайд 9: Исчезновение за горизонт кораблей и появление их из-за горизонта при приближении

Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу сначала можно видеть вершины гор, потом – возвышенности и лишь затем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателя с берега казалось, что вдали сначала появляются паруса и лишь затем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую форму.

III. Изучение нового материала.

                                                                                                       На ноге стоит одной,

                                                                Крутит-вертит головой.

                                                                Нам показывает страны.

                                                                Реки, горы, океаны.

Обьявление темы урока слайд 10: Глобус - модель Земли. Форма и размеры Земли.

— На партах у вас стоят глобусы. Что такое глобус? Ответ- четверостишье на слайде 11:

Шар повторяет форму Земли.

Глобусом люди его нарекли.

Вращается шар, как Земля, под наклоном

И объясняет ритмов законы.

Почему именно по нему мы будем изучать форму Земли?

Слайд 12: Глобус — уменьшенная модель Земли.

Какие размеры имеет наша планета? Определить ее размеры смог древнегреческий ученый Эратосфен.

Слайд 13: Земля сплюснута с полюсов. Это результат вращения планет вокруг своей оси. Запишем в нашу схему название фигуры- эллипсоид.

Слайд 14: Самая длинная окружность Земли – экватор. Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет.

Слайд 15: Найдите на глобусе экватор, северный и южный полюса.

Экватор делит Землю на полушария: северное и южное.

Слайд 16: Точными измерениями установлено, что форма Земли несколько отличается от шара: расстояние от центра Земли до полюсов составляет 6357 км, а от центра до экватора больше на 21 км и равно 6378 км (рис.    С. ).

Радиус по диагонали составляет 6375.

Слайд 17: Средний радиус Земли, принимаемой за шар –6371,1км.

Видео: просмотр видео. Какова же форма Земли? (Геоид.)

Но Земля не точный эллипсоид, а более сложное тело, имеющее многочисленные отклонения в виде повышений и понижений (слайд 18, 19, 20), которые не похожи ни на одну математическую фигуру. Такую фигуру назвали геоидом — землеподобной.

(Например, в Европе и в Тихом океане геоид поднимается над эллипсоидом бугром, а в Сибири образует впадину. В районе Балтийкого моря он приподнят, а в Черном море опускается всего на 70 см.)

   

 Географическая задача

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?

Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».

Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».

Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».

Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.

Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км

—Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли. (Полярник (6356 км,, бурильщик (6375— 14 = 6361 км), пингвин (6356 + З + 4 = 6363 км), аквалангист (6378— 11 = бЗб7км).)

   

 Слайд 21. Глобус - это модель Земли.

На нем хорошо видна форма Земли. А на его поверхности изображены материки и острова, океаны и мои. Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз.

 Модель - это уменьшенное воспроизведение объекта. Значит, у глобуса тоже есть масштаб. Найдите на глобусе его масштаб, прочитайте его и запиши в тетради. Этот масштаб показывает, во сколько раз сам глобус меньше Земли.

Школьные глобусы существуют в трех масштабах:

1)1: 83 000 000, т. е. в 1 см — 830 км (малые);

2)1: 50 000 000, т. е. в1 см — 500 км (средние);

3)1: 30 000 000, т. е. в 1 см — 300 км (большие).

Слайд 22-23. Немного истории…

IV.        Практическая работа.

   Изготовьте масштабную линейку (в масштабе глобуса) из бумаги. Пользуясь ею, выполните следующие задания:

Определим с помощью полоски бумаги и линейки протяженность острова Гренландия от северной его оконечности до южной.

Зная масштаб глобуса, по которому работаем, определяем протяженность Гренландии с севера на юг в километрах.

- Определите протяженность Южной Америки по экватору (в километрах).

- Определите протяженность Африки вдоль по экватору (в километрах).

Меридианы и параллели - градусная сеть

V. Закрепление нового материала

Что нового узнали сегодня на уроке?

Какую форму имеет Земля?

Каковы размеры Земли?

Что означает цифра 40076 км?

Каков радиус Земли?

  1. Домашнее задание: § 15 .

VII. Дополнительный материал (если осталось время на уроке).

Земля - шар?

На этот вопрос каждый из вас ответит: конечно, шар. Это раньше Землю считали плоским диском, который держится на трех китах или трех слонах. Теперь в шарообразности ее формы никто не сомневается, особенно после полетов космонавтов, которые своими глазами увидели из космоса нашу красавицу Землю.

Тысячелетия потратили люди, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке перед неопровержимыми фактами Землю наконец признали круглой. И школьники всех стран стали изучать свою планету по круглому глобусу.

В действительности Земля - не идеальный шар. Чтобы определить ее точную форму, ученые затратили очень много усилий. Какие только средства не использовали! И все же им пока еще не удалось точно определить форму нашей планеты. А ведь это очень важно для специалистов многих областей знаний.

Впервые удалось заметить, что Земля наша не идеальный шар, около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы. Произошло это так.

В 1672 году он отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки.

По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно.

Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору. Именно этот факт дал основание великому физику Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не прост неисправность их механизма, а какая-то закономерность.

Часы отстают потому, - заявил Ньютон, что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.

Такой вывод Ньютон сделал потому, что знал: ритм колебания маятника зависит от длины его и от расстояния до центра Земли. Меняем длину — меняем ритм. Чем ближе маятник к центру земли одной и той же длине, тем чаще он качается.  Так, на вершине га маятник качается медленнее, чем у ее подошвы.

Географическая задача

    Поспорили нефтяник - бурильщик нефтяных скважин, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?

   Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».

    Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».

   Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».

    Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.

Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км

—Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.

Географическая задача

    Поспорили нефтяник - бурильщик нефтяных скважин, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?

   Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».

    Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».

   Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».

    Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.

Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км

—Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.

Полярник

Бурильщик

 Пингвин

 Аквалангист

Полярник

Бурильщик

 Пингвин

 Аквалангист


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какую форму имеет Земля? Прежде люди думали, что Земля – плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках… Насчет подпорок у различных народов были разные мнения…

Слайд 2

Так представляли Землю в старину на Руси

Слайд 3

Земля по представлению Древних индусов

Слайд 4

Фернан Магеллан (1470 - 1521) португальский мореплаватель

Слайд 5

Какие наблюдения подтверждают шарообразность Земли?

Слайд 6

01.05.17 Доказательство шарообразности Земли: А) Аристотель наблюдал лунные затмения. На луне виден круглый край земной тени

Слайд 7

01.05.17 Доказательство шарообразности Земли: Б) Исчезновение за горизонт кораблей и появление их из-за горизонта при приближении .

Слайд 8

Тема урока: Глобус - модель Земли. Форма и размеры Земли.

Слайд 9

ГЛОБУС Шар повторяет форму Земли. Глобусом люди его нарекли. Вращается шар, как Земля, под наклоном И объясняет ритмов законы.

Слайд 10

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ

Слайд 11

01.05.17 Земля – не идеальный шар (Эллипсоид): А) Из-за вращения Земли вокруг своей оси она сплюснута у полюсов и имеет форму эллипса

Слайд 12

01.05.17 Земля – не идеальный шар (Эллипсоид): Б) Самая длинная окружность Земли – Экватор (40 076 км ) ЭКВАТОР 40 076 км

Слайд 13

Длина экватора – 40 076 км.

Слайд 14

Земля – не идеальный шар (Эллипсоид): В) Вертикальный радиус Земли 6357км) Г) Горизонтальный радиус Земли 6378 км Д) Радиус по диаганали 6375 км е) Средний радиус Земли, принимаемой за шар –6371,1км. 6375 км

Слайд 15

Самая высочайшая вершина Земли – г. Джомолунгма (Эверест) – 8848м. в Гималаях

Слайд 16

Самая глубочайшая впадина Земли – Марианская - 11022м.

Слайд 17

Самое глубокое озеро – Байкал – 1620 м.

Слайд 18

Глобус – это модель Земли. Модель – это уменьшенное воспроизведение объекта.

Слайд 19

Немного истории. МАРТИН БЕХАЙМ (1459 – 1507) НЕМЕЦКИЙ ГЕОГРАФ, СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО В МИРЕ ГЛОБУСА.

Слайд 20

Эта копия глобуса Бехайма хранится в национальной библиотеке в Париже.

Слайд 21

Практическая работа: ТЕМА: Определение расстояний на глобусе. 1. Измерьте на глобусе протяженность острова Гренландия от северной его оконечности до южной.

Слайд 22

Какой материк имеет большее протяжение по экватору – Южная Америка или Африка?

Слайд 23

(от лат.- «полуденный») полуокружности одинаковой длины МЕРИДИАН 20 004 275 м

Слайд 24

- окружности, все точки которых равно удалены от географического полюса. ?

Слайд 25

Меридианы и параллели - градусная сеть Какое направление показывают меридианы и параллели ? Для чего необходимы меридианы и параллели ? Как называется самая большая параллель? На какие части делит экватор земной шар? Что такое тропики и полярные круги? Как они обозначены на картах и глобусе?

Слайд 26

Домашнее задание: Параграф 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Географические модели Земли" 6 класс

Урок проводится в форме игры.  В процессе путешествия учащиеся решают различные географические задачи....

"Глобус - модель Земли"

Презентация к уроку географии в 6 классе "Глобус - модель земли"...

Контрольная работа по теме: "Географические модели Земли"

2 варианта контрольной работы. Состоит из двух частей: 1. Теоретичаская. 2. Практическая...

презентация Глобус - модель Земли

презентация к уроку географии Глобус - модель Земли 6 класс...

Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли

Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...

Урок по окр. миру "Глобус - модель Земли".

Предлагаю вам конспект урока. Предназначение - формирование коллектива, развивается умения защищать свой проект, презентовать свою группу. При формирования групп учитель может увидеть отношение детей ...

Интегрированный урок обобщения на тему: «Географические модели Земли, работа в графическом редакторе Paint»

Ученики должны уметь: 1.Работать с картами;2. Работать в «ПРОВОДНИКЕ»;3.Запускать электронный учебник и систему навигации в нем.Оборудование: карты атласа 5 класса, компьютеры, на которых ...