Урок в 6 классе "Глобус - модель Земли"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Первый урок в разделе "Глобус и географическая карта- модели Земли", знакомство с глобусом как моделью и работа с ним.6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
globus-_model_z.doc | 95.5 КБ |
презентация к уроку "Глобус - модель Земли" | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»
Мастер – класс в 6 классе на тему:
« Глобус – модель Земли.
Форма и размеры Земли»
Учитель географии :
Тимошенко Алла Анатольевна
Ивантеевка 2014
Тема урока: Глобус - модель Земли. Форма и размеры Земли.
Цель: -сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли.
-развивать пространственные преставления шарообразности Земли.
Оборудование: глобусы учебные, И.К. «Размеры Земли»
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Слайд 2 : Какую форму имеет Земля?
Вспомните, как раньше люди представляли себе форму Землю?
Составим схему, показывающую изменения в представлении о форме Земли.
Прежде люди думали, что Земля – плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках.
Насчет подпорок у различных народов были разные мнения…
Слайд 3: Так представляли Землю в старину на Руси (Плоская)
Слайд 4: Как представляли индусы форму Земли (Полусфера)
Древние индусы считали, что полушарие Земли держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе. Но они не задумывались над вопросом: а на чем же стоит черепаха?
Слайд 5: Удивительно…
- Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола;
- удивительно, что разум человека все-таки сумел узнать истинную форму Земли.
- Правда, для этого понадобились многие и многие тысячи лет. Очень помогли людям далекие путешествия.
Примерная схема: Плоская – Полусфера – Шар – Эллипсоид -- Геоид
Слайд 6: Что доказало плавание Магеллана? (Что Земля круглая.)
Так какова же форма Земли? ( Шар.)
Слайд 7 : Какие еще наблюдения подтверждают шарообразность Земли?
Слайд 8: Аристотель наблюдая за лунными затмениями увидел круглый, что тень Земли падающая от Земли на Луну имеет круглую форму.
Слайд 9: Исчезновение за горизонт кораблей и появление их из-за горизонта при приближении
Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу сначала можно видеть вершины гор, потом – возвышенности и лишь затем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателя с берега казалось, что вдали сначала появляются паруса и лишь затем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую форму.
III. Изучение нового материала.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны.
Реки, горы, океаны.
Обьявление темы урока слайд 10: Глобус - модель Земли. Форма и размеры Земли.
— На партах у вас стоят глобусы. Что такое глобус? Ответ- четверостишье на слайде 11:
Шар повторяет форму Земли.
Глобусом люди его нарекли.
Вращается шар, как Земля, под наклоном
И объясняет ритмов законы.
Почему именно по нему мы будем изучать форму Земли?
Слайд 12: Глобус — уменьшенная модель Земли.
Какие размеры имеет наша планета? Определить ее размеры смог древнегреческий ученый Эратосфен.
Слайд 13: Земля сплюснута с полюсов. Это результат вращения планет вокруг своей оси. Запишем в нашу схему название фигуры- эллипсоид.
Слайд 14: Самая длинная окружность Земли – экватор. Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет.
Слайд 15: Найдите на глобусе экватор, северный и южный полюса.
Экватор делит Землю на полушария: северное и южное.
Слайд 16: Точными измерениями установлено, что форма Земли несколько отличается от шара: расстояние от центра Земли до полюсов составляет 6357 км, а от центра до экватора больше на 21 км и равно 6378 км (рис. С. ).
Радиус по диагонали составляет 6375.
Слайд 17: Средний радиус Земли, принимаемой за шар –6371,1км.
Видео: просмотр видео. Какова же форма Земли? (Геоид.)
Но Земля не точный эллипсоид, а более сложное тело, имеющее многочисленные отклонения в виде повышений и понижений (слайд 18, 19, 20), которые не похожи ни на одну математическую фигуру. Такую фигуру назвали геоидом — землеподобной.
(Например, в Европе и в Тихом океане геоид поднимается над эллипсоидом бугром, а в Сибири образует впадину. В районе Балтийкого моря он приподнят, а в Черном море опускается всего на 70 см.)
Географическая задача
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».
Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».
Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».
Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.
Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км
—Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли. (Полярник (6356 км,, бурильщик (6375— 14 = 6361 км), пингвин (6356 + З + 4 = 6363 км), аквалангист (6378— 11 = бЗб7км).)
Слайд 21. Глобус - это модель Земли.
На нем хорошо видна форма Земли. А на его поверхности изображены материки и острова, океаны и мои. Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз.
Модель - это уменьшенное воспроизведение объекта. Значит, у глобуса тоже есть масштаб. Найдите на глобусе его масштаб, прочитайте его и запиши в тетради. Этот масштаб показывает, во сколько раз сам глобус меньше Земли.
Школьные глобусы существуют в трех масштабах:
1)1: 83 000 000, т. е. в 1 см — 830 км (малые);
2)1: 50 000 000, т. е. в1 см — 500 км (средние);
3)1: 30 000 000, т. е. в 1 см — 300 км (большие).
Слайд 22-23. Немного истории…
IV. Практическая работа.
Изготовьте масштабную линейку (в масштабе глобуса) из бумаги. Пользуясь ею, выполните следующие задания:
Определим с помощью полоски бумаги и линейки протяженность острова Гренландия от северной его оконечности до южной.
Зная масштаб глобуса, по которому работаем, определяем протяженность Гренландии с севера на юг в километрах.
- Определите протяженность Южной Америки по экватору (в километрах).
- Определите протяженность Африки вдоль по экватору (в километрах).
Меридианы и параллели - градусная сеть
V. Закрепление нового материала
Что нового узнали сегодня на уроке?
Какую форму имеет Земля?
Каковы размеры Земли?
Что означает цифра 40076 км?
Каков радиус Земли?
- Домашнее задание: § 15 .
VII. Дополнительный материал (если осталось время на уроке).
Земля - шар?
На этот вопрос каждый из вас ответит: конечно, шар. Это раньше Землю считали плоским диском, который держится на трех китах или трех слонах. Теперь в шарообразности ее формы никто не сомневается, особенно после полетов космонавтов, которые своими глазами увидели из космоса нашу красавицу Землю.
Тысячелетия потратили люди, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке перед неопровержимыми фактами Землю наконец признали круглой. И школьники всех стран стали изучать свою планету по круглому глобусу.
В действительности Земля - не идеальный шар. Чтобы определить ее точную форму, ученые затратили очень много усилий. Какие только средства не использовали! И все же им пока еще не удалось точно определить форму нашей планеты. А ведь это очень важно для специалистов многих областей знаний.
Впервые удалось заметить, что Земля наша не идеальный шар, около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы. Произошло это так.
В 1672 году он отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки.
По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно.
Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору. Именно этот факт дал основание великому физику Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не прост неисправность их механизма, а какая-то закономерность.
Часы отстают потому, - заявил Ньютон, — что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.
Такой вывод Ньютон сделал потому, что знал: ритм колебания маятника зависит от длины его и от расстояния до центра Земли. Меняем длину — меняем ритм. Чем ближе маятник к центру земли одной и той же длине, тем чаще он качается. Так, на вершине га маятник качается медленнее, чем у ее подошвы.
Географическая задача
Поспорили нефтяник - бурильщик нефтяных скважин, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».
Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».
Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».
Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.
Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км
—Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.
Географическая задача
Поспорили нефтяник - бурильщик нефтяных скважин, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».
Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».
Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».
Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.
Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км
—Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.
Полярник
Бурильщик
Пингвин
Аквалангист
Полярник
Бурильщик
Пингвин
Аквалангист
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Так представляли Землю в старину на Руси
Земля по представлению Древних индусов
Фернан Магеллан (1470 - 1521) португальский мореплаватель
Какие наблюдения подтверждают шарообразность Земли?
01.05.17
01.05.17
Тема урока: Глобус - модель Земли. Форма и размеры Земли.
ГЛОБУС Шар повторяет форму Земли. Глобусом люди его нарекли. Вращается шар, как Земля, под наклоном И объясняет ритмов законы.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ
01.05.17
01.05.17
Длина экватора – 40 076 км.
Земля – не идеальный шар (Эллипсоид): В) Вертикальный радиус Земли 6357км) Г) Горизонтальный радиус Земли 6378 км Д) Радиус по диаганали 6375 км е) Средний радиус Земли, принимаемой за шар –6371,1км. 6375 км
Самая высочайшая вершина Земли – г. Джомолунгма (Эверест) – 8848м. в Гималаях
Самая глубочайшая впадина Земли – Марианская - 11022м.
Самое глубокое озеро – Байкал – 1620 м.
Глобус – это модель Земли. Модель – это уменьшенное воспроизведение объекта.
Немного истории. МАРТИН БЕХАЙМ (1459 – 1507) НЕМЕЦКИЙ ГЕОГРАФ, СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО В МИРЕ ГЛОБУСА.
Эта копия глобуса Бехайма хранится в национальной библиотеке в Париже.
Практическая работа: ТЕМА: Определение расстояний на глобусе. 1. Измерьте на глобусе протяженность острова Гренландия от северной его оконечности до южной.
Какой материк имеет большее протяжение по экватору – Южная Америка или Африка?
(от лат.- «полуденный») полуокружности одинаковой длины МЕРИДИАН 20 004 275 м
- окружности, все точки которых равно удалены от географического полюса. ?
Меридианы и параллели - градусная сеть Какое направление показывают меридианы и параллели ? Для чего необходимы меридианы и параллели ? Как называется самая большая параллель? На какие части делит экватор земной шар? Что такое тропики и полярные круги? Как они обозначены на картах и глобусе?
Домашнее задание: Параграф 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие "Географические модели Земли" 6 класс
Урок проводится в форме игры. В процессе путешествия учащиеся решают различные географические задачи....
"Глобус - модель Земли"
Презентация к уроку географии в 6 классе "Глобус - модель земли"...
Контрольная работа по теме: "Географические модели Земли"
2 варианта контрольной работы. Состоит из двух частей: 1. Теоретичаская. 2. Практическая...
презентация Глобус - модель Земли
презентация к уроку географии Глобус - модель Земли 6 класс...
Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли
Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...
Урок по окр. миру "Глобус - модель Земли".
Предлагаю вам конспект урока. Предназначение - формирование коллектива, развивается умения защищать свой проект, презентовать свою группу. При формирования групп учитель может увидеть отношение детей ...
Интегрированный урок обобщения на тему: «Географические модели Земли, работа в графическом редакторе Paint»
Ученики должны уметь: 1.Работать с картами;2. Работать в «ПРОВОДНИКЕ»;3.Запускать электронный учебник и систему навигации в нем.Оборудование: карты атласа 5 класса, компьютеры, на которых ...