тематическое планирование по географии
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс.

№ урока

в четв

Дата

Тема урока

Основные вопросы понятия

Планируемые результаты

Домашнее задание

1

с 01.09

по 03.09

Мир, в котором мы живем.

Наш дом- планета Земля.

Живая природа- все многообразие живых организмов, включая человека.

Неживая природа- реки, горы, полезные ископаемые.

Явления природы.

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры географических объектов;

- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию.

п1 стр.4

2

Науки о природе.

Знакомство с основными науками о природе: астрономия, география, физика, химия, геология, биология, экология.

Естественные науки.

п2. стр.11

3

География- наука о Земле.

Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.

П3 стр.18

4

Методы географических исследований.

Представление о методах географических исследований и их развитии от географических описаний до аэрокосмических методов.

П.4 стр.22

5

Обобщение и контроль знаний по теме №1

Систематизация и обобщение знаний по теме.

6

Географические открытия древности Средневековья.

Знакомство с основными открытиями  и величайшими географами древности; плавания финикийцев; описания стран Геродотом; вычисление размеров Земли Эратосфеном.

Путешествие Марко Поло в Индию и Китай; плавания португальских моряков вокруг Африки- Б. Диаш и Васко да Гамма.

Учащийся должен уметь:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

П.5 стр.27

7

Важнейшие географические открытия.

Открытие Америки Х. Колумбом (1492г.).

Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519-1522).

Открытие Австралии В. Янсзоном (1606г.).

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллингаузеном и М.П.Лазаревым (1820г.).

П.6 стр.30

8

Открытия русских путешественников

Новгородцы и поморы- первые исследователи севера Европы и Азии (XIIв.).

«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XVв.).

П.7 стр.35

9

Открытия русских путешественников

Пр.работа №1 Работа с контурной картой, учебником, диском.

Поход Ермака Тимофеевича в Западную Сибирь (XVв. ).  

Экспедиция Семёна Дежнёва в Восточную Сибирь (XVIIв. ).

Великие Северные экспедиции В. Беринга и А.С. Чирикова (XVIIIв.).

10

Обобщение и контроль знаний по теме №2

Систематизация и обобщение знаний по теме.

11

Представления о Вселенной в древности.

Что такое Вселенная.

Представления древних индийцев о форме Земли.

Древнегреческие ученые Пифагор и Аристотель о шарообразности Земли и модели строения Вселенной.

Учащийся должен уметь:

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.

П.8 стр.41

12

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.

Изменение представлений о мире после географических открытий XIV- XVIвв.

Первая модель Вселенной польского астронома Николая Коперника.

Учение о Вселенной итальянцев Джордано Бруно и Галилео Галилея (XVI- XVII вв.).

Современные представления о Вселенной.

П. 9 стр.46

13

Солнечная система.

Солнечная система- это планеты и небесные тела. Планеты делятся на две группы: планеты земной группы- Меркурий, Венера, Земля, Марс и планеты-гиганты- Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон.

П.10 стр.52

14

Планеты-гиганты.

Отличительные свойства планет - гигантов: состоят преимущественно из газов, не имеют твердых поверхностей, обладают большим количеством спутников, имеют кольца.

Происхождение названий планет.

П.11 стр.57

15

Небесные тела.

Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.

Самая известная комета- Галлея.

Самый большой астероид- Церера.

Значение изучения небесных тел для познания космических процессов.

П.12 стр.61

16

Мир звезд.

Солнце- ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы.

Многообразие звезд: сверхгиганты, гиганты, карлики.

Созвездия. Почему люди с древних времен наблюдали за звездным небом.

Учащийся должен уметь:

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.

П.13 стр.66

17

Уникальная планета Земля. 

Планета Земля- планета жизни:

Благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

П.14 стр.70

18

Современные исследования космоса.

Вклад отечественных ученых в развитие космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв.

Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин.

П.15 стр.73

19

Обобщение и контроль знаний по теме №3

Систематизация и обобщение знаний по теме.

20

Стороны горизонта.

Горизонт. Основные (север, юг, восток, запад) и промежуточные (сз, св, юв, юз) стороны горизонта.

Ориентирование.

- Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- Работать с компасом;

- Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

П.16 стр.78п

21

Способы ориентирования.

Компас - прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по Солнцу и звездам.

Ориентирование по местным признакам.

П.17 стр.80

22

План местности и географическая карта.

Изображение земной поверхности в древности.

План местности. Масштаб. Условные знаки. Отличие географической карты от плана. Начальные меридиан. Экватор- сама длинная параллель.

- Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- Работать с компасом;

- Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

П.18 стр.83

23

Практикумы по теме. Пр.работа №2: Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение плана.

Обобщение и отработка знаний и умений по теме при решении практических задач.

24

Обобщение и отработка знаний и умений по теме при решении практических задач.

25

Обобщение и отработка знаний и умений по теме при решении практических задач.

26

Обобщение и контроль знаний по теме №4

Систематизация и обобщение знаний по теме.

27

Как возникла Земля.

Гипотезы разных ученых о происхождении планеты Земля и Солнечной системы.

Современные представления о возникновении Солнца и планет.

28

Внутреннее строение Земли.

Ядро и мантия. Литосфера и земная кора. Движения земной коры.

Породы и минералы.

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые»,

29

Землетрясения и вулканы.

Пр.работа №3: Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли.

Грозные явления природы, связанные с литосферой. Землетрясения. Причины землетрясений, сейсмические районы.

Вулканы. Строение вулкана: кратер, жерло, очаг магмы. Действующие и потухшие вулканы.

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий:  «рельеф»,

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

30

Путешествие по материкам.

Краткая характеристика особенностей природы всех материков Земли.

Формирование представлений о разнообразии природы нашей планеты.

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «океан», «море», «гидросфера

31

Вода на Земле.

Пр.работа №4: Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Гидросфера- водная оболочка Земли. Мировой океан. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды.

Вода в атмосфере.

Роль воды в жизни человека.

32

Воздушная оболочка Земли.

Атмосфера- воздушная оболочка Земли.

Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха.

Атмосферные явления: грозы, смерчи, ураганы, ливни, град.

Погода и климат. 

Роль атмосферы в жизни человека.

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «атмосфера» «погода» «климат»

33

Живая оболочка Земли.

Биосфера- живая оболочка Земли.

Границы биосферы.

Русский ученый В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере.

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий:

34

Почва – особое природное тело.

Что такое почва.

В.В. Докучаев- основоположник науки о почвах- почвоведении.

Плодородие- основное свойство почвы..

Значение почвы для человека.

Систематизация и обобщение знаний курса.

35

Человек и природа.

Систематизация и обобщение знаний курса.

Роль природы в жизни человека.

Воздействие человека на природу.

Необходимость бережного отношения к природе.

Правила поведения в природе.

                                                                График

       реализации практической части программы по географии в 5 классе.

Практическая часть программы

Тема урока

Форма проведения

Практическая работа 1

Открытия русских путешественников.

Работа по к/картам и учебникам.

Практическая работа 2

Стороны горизонта. Ориентирование.

Определение на местности стороны горизонта (основные и промежуточные), расстояний

Практическая работа 3

Работа по компасу.

Работа на природе..

Практическая работа 4

Составление простейших планов местности

Решение  практических заданий по топографическому плану, описание маршрута.  

.

.

Практическая работа 5

Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте, географических координат по карте полушарий и физической карте России

Практическая работа 6

Земная кора и литосфера.

(4час.)

Литосфера Земли. Движение земной коры. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений.

Нанесение на контурную карту  основных зон землетрясений и вулканизма.

Практическая работа 7

Горные породы и минералы.

Изучение свойств горных пород и минералов и полезных ископаемых

Практическая работа 8

Формы  рельефа земной коры. Рельеф суши..

Определение по картам высоты гор и равнин.  Обозначение на контурной карте названных объектов – гор и равнин.

Практическая работа 9

Гидросфера – водная оболочка  Земли

Вода на Земле. Мировой океан

Обозначение на контурной карте водных объектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...

календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...