"Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни на уроках географии"
методическая разработка по географии по теме

шиженская нина николаевна

В отчете о работе по здоровьесбережению перечислены основные темы курса географии, где учитель работает над формированием моды на здоровый образ жизни. Кроме отчета в приложении к работе показаны презентации к урокам, плакаты, разработки уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни на уроках курса «География»

Учитель географии Шиженская Н.Н. 2013-2014 уч.год

Результаты статистических исследований, факты и наблюдения свидетельствуют о необходимости усиления воспитательных функций общеобразовательной школы. Среди первоочередных вопросов огромное значение уделяется воспитанию у школьников бережного отношения к окружающей среде и собственному здоровью. В современных условиях воспитание культуры здорового образа жизни является важным фактором сохранения человеческих ресурсов страны. Как показывает опыт, формирование культуры здорового образа жизни, и в частности негативного отношения к психоактивным веществам – непростая задача, решаемая только едиными усилиями педагогов и воспитателей на уроках и во внеурочной работе. Формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, проводимая комплексно на уроках школьных предметов и специализированных занятиях в настоящее время становится неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы.

Важным аспектом деятельности учителя географии является нахождение оптимальных путей для решения задач, направленных на здоровьесбережение. Это и упомянутые выше воспитательные задачи, и задачи образования, к которым принадлежит, например, ознакомление учащихся с глобальными проблемами человечества, и задачи развития, например,такие как развитие стремления к сохранению и преумножению запасов здоровья, которыми наделила человека природа, развитие кругозора и интереса к жизни.

Если посмотреть на содержание стандарта основного общего образования по географии, то большинство его разделов предполагает (или в других случаях позволяет) проводить учебно-воспитательную работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья, профилактику вредных привычек.

К теме «Природа Земли и человек», в рамках которой учитель рассказывает о развитии географических знаний человека о Земле, выдающихся географических открытиях и путешествиях, относятся историко-географические сведения об обнаружении и распространении опасных растений (например, распространении табака), об отношении к этим растениям в разных странах. Тема позволяет проводить изучение биографий великих путешественников и ученых с позиций воспитания характера, формирования жизненных навыков правильного отношения к трудностям и превратностям судьбы, что тоже относится к сфере здоровьесбережения.

При изучении полезных ископаемых, минеральных ресурсов Земли, их видов и оценки  ресурсообеспеченности  характеризуется влияние природных богатств на жизнь, быт людей и производственные особенности региона. И ставится вопрос о развитии на территориях, лишенных природных ископаемых, компенсаторной деятельности, направленной на получение доходов. Раскрывая причины культивирования и распространения психоактивных веществ, рассказываем о том, что сами местные жители не употребляют наркотические средства, а используют производство лишь для получения прибылей.

При изучении гидросферы, роли воды в природе и жизни людей учитель рассказывает о значении веществ, содержащихся в ней, профилактике заболеваний, связанных с недостатком минеральных веществ, в частности йода, а также использованием непитьевой воды. Тема «Водные ресурсы Земли, их размещение и качество» позволяет акцентировать здоровьеохранные и природоохранные аспекты. Практико-ориентированные темы «Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте, оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли» позволяют формировать навыки охраны природы и здоровьесберегающего характера.

При изучении  состава атмосферы, рассматриваем влияние атмосферы на состояние здоровья человека и его адаптацию к разным климатическим условиям  (смоги, кислотные дожди, прямая солнечная радиация, циклоны и антициклоны).  Анализируем с учениками влияние изменения атмосферного давления  и влажности воздуха на сомочувствие и здоровье человека. Здесь уместно актуализировать и углубить знания учащихся о строении и функционировании органов дыхания и сердечно – сосудистой системы, необходимости их защиты и профилактики болезней органов дыхания, кожного покрова.

Наблюдая за погодой, давая ее описание, учащиеся 6 классов получают знания о влиянии температуры и давления воздуха на организм человека. Знакомятся с предупреждением погодозависимых и метеозависимых заболеваний.

Тема «Биосфера» позволяет широко рассматривать взаимосвязи в живой и неживой природе, делать выводы о необходимости бережного и продуманного отношения к биосфере как необходимой для здорового существования организмов среде. Практическая составляющая направлена на анализ состояния биосферы и возможность защиты организма от неблагоприятных воздействий, связанных с биосферными проблемами.

В последнее время большое практическое значение приобретают знания и умения, связанные с наблюдениями за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Работая над навыками описания растительного и животного мира на местности и по карте, учащиеся одновременно получают знания о полезных и опасных организмах, способах взаимодействия с природными объектами.

При изучении почвы и ее важнейшего свойства – плодородия – продолжаем тему, связанную с направлениями развития человеческой деятельности и связи этой деятельности с природными условиями. Важна тема защиты почв и контроля за состоянием почвенных угодий в целях выращивания экологически безопасной продукции.

Рассматривая территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные и географическую оболочку как окружающую человека среду, демонстрируем  ее изменения под воздействием  хозяйственной деятельности человека. Основная идея взаимосвязи компонентов  природы в территориальных комплексах  позволяет привести учащихся к выводу о необходимости продуманных и взвешенных решений в области природопользования. Вместе с учащимися разрабатывается Кодекс путешественника, основные правила поведения человека в Природе, создаются плакаты «Природой дорожить умейте!», проводится конкурс чтецов и агитбригад «В долгу перед природой».

При описании природных зон Земли по географическим картам и сравнении хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах, объясняются причины массового выращивания или производства вредных для здоровья человека веществ, относящихся к группе психоактивных. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменений, влияния на качество жизни населения позволяют продолжать линию сохранения здоровья.

Изучение тем о материках, океанах, народах и странах позволяет рассматривать материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, показывать взаимосвязи между компонентами этих комплексов, развивать природоохранные знания. Изучая население Земли и отдельных материков, его численность, формируем знания о демографических проблемах и поисках путей их решения. Рассказывая о человеческих расах, религиях, этносах можно актуализировать знания о культурах разных народов, их отношении к здоровью, курению, употреблению психоактивных веществ, типах питания, обеспечении чистой  водой

Вслед за изучением географии современных религий рассматриваются вопросы материальной и духовной культуры как результаты жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Понятие духовной культуры человека подразумевает и наличие культуры сохранения здоровья.

При определении и сравнении различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира проанализируем влияние вредных привычек на продолжительность жизни, качество жизни и др. Изменение природы материков и стран под влиянием хозяйственной деятельности человека приводит к катастрофическим явлениям природного и техногенного характера (землетрясения, аварии на АЭС и нефтяных платформах, пожары, наводнения), представляет угрозу жизни и здоровью. Какие меры по охране природы на уровне материков и отдельных стран необходимо осуществлять для снижения этой угрозы?

Большинство тем курса географии позволяют развивать кругозор, формировать альтернативные,и несовместимые с вредными привычками, интересы: дайвинг, альпинизм, спелеология, рафтинг, сёрфинг, путешествия по крупным природным, природно-хозяйственным и историко-культурным регионам материков, изучение многообразия стран, их столиц и крупных городов, основных объектов природного и культурного наследия человечества. Ученики 8 класса разрабатывают и защищают проект «Заповедники России», а 11-классники -  «Страны мира» ( см. Приложение)

При изучении политической карты мира и отдельных материков проводится исследование о влиянии политики, направленной на здоровье населения этой страны.

Тема «Природопользование и геоэкология» является одной из важных тем курса для формирования культуры здорового образа жизни. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем; влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу, меры по их охране; деятельность человека по использованию и охране почв; стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей; сохранение качества окружающей среды; основные типы природопользования; источники загрязнения окружающей среды; экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования; изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений; применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, пути сохранения и улучшения качества окружающей среды – все эти вопросы, содержащиеся в Стандарте школьного географического образования, имеют непосредственное отношение к формированию культуры здоровья и профилактике ее нарушений. Все эти вопросы учащиеся 10 класса  ежегодно  обсуждают на конференции  «Глобальные проблемы человечества», с привлечением сотрудников кафедры геоэкологии обсерватории им. Воейкова  и Лесотехнической академии.

При изучении географии России рассмотрим понятия природного и экологического потенциала России, увеличения его в процессе хозяйственной деятельности людей. Возможно ли это? Конечно, если такая деятельность осуществляется рационально. Как же этого добиться? Найдем примеры решения этой задачи на учебном материале, например на природно-хозяйственных различиях морей России. Или задумаемся о необходимых мерах по сохранению плодородия почв. Тема населения России наиболее благодатна для показа глубоких социальных проблем, которые связаны с широким распространением вредных привычек и вызванных ими болезней. Человеческий потенциал, которым всегда так гордилась наша страна, стал самым уязвимым звеном.

Состояние здоровья. Из множества показателей заболеваемости ни один не дает представления о состоянии здоровья населения в целом. Для решения этой проблемы в международных сопоставлениях используют два взаимодополняющих подхода. Первый – оценка состояния здоровья через демографические показатели долголетия и ранней смертности детей, синтезирующие многие аспекты качества жизни (здоровья, образа жизни, доходов населения и условий жизни). Второй – использование в качестве индикаторов социально-обусловленных заболеваний, в том числе туберкулеза и СПИДа.

Втеме «Население России» особое внимание уделяется  состоянию здоровья населения России. Эта проблема стала особенно остра в  переходный  период, что  подтверждается показателем ожидаемой продолжительности жизни, сопоставимый с развивающимися странами. Самая низкая продолжительность жизни в регионах Восточной Сибири, особенно в республике Тыва (56 лет). В Европейской части пониженным долголетием отличаются обезлюдевшие и постаревшие области Северо-запада и Центра с сильно выраженной депрессивностью (Псковская, Ивановская, Тверская области – 62–63 года). Лучшие показатели имеют субъекты РФ двух типов: регионы Европейского юга и Москва. Но в целом картина мозаична, так как региональные различия зависят от целой группы факторов – природно-климатических (так называемый северо-восточный градиент смертности), уровня образования и дохода, традиций и норм поведения или, проще говоря, распространенности алкоголизма.

В динамике продолжительности жизни в переходный период отмечались два спада (1991–1994 и 1999–2001 гг.) и незначительный рост в промежутке между этими периодами. Динамика и региональная дифференциация взаимосвязаны: в годы снижения ожидаемой продолжительности жизни региональные различия увеличиваются, в периоды роста – сокращаются за счет более существенного улучшения ситуации в проблемных регионах.

Помимо общего снижения продолжительности жизни, в переходный период стало менее явным воздействие природно-климатических факторов: население «богатых» нефтегазодобывающих округов Севера живет теперь дольше, чем жители Центральной России. Негативные социально-экономические факторы (бедность, плохое питание, ухудшение медицинского обслуживания) оказались сильнее природных. Москва и, в меньшей степени, Санкт-Петербург выделяются большим долголетием по сравнению с окружающими регионами не только благодаря высоким доходам (во второй столице они не так велики), но и более высокому образованию населения. Исследования демографов Е.А. Андреева и В.В.Школьникова показали, что на каждый дополнительный год обучения смертность снижается на 9% у мужчин и на 7% у женщин.

Далеко не всем известно, что показатели детской и материнской смертности после пика в середине 90-х теперь ниже, чем в советское время. Но причина снижения не вполне ясна: в динамике показателей здоровья трудно разделить воздействие адаптационных механизмов, в том числе снижения рождаемости, и вклад государства в развитие медицинских услуг, возросший только в последние годы. Несмотря на некоторое улучшение, по уровню младенческой смертности Россия отстает от развитых стран в 2–3 раза, при этом региональные показатели различаются более чем в три раза. В Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Самарской области умирают 9–10 детей в возрасте до года на 1000 родившихся живыми, а в наименее развитых республиках Северного Кавказа, сибирской республике Тыва и автономных округах Крайнего Севера, в которых живут коренные малочисленные народы, – 30–33. Причина не только в слаборазвитой медицине, но прежде всего – в низких доходах и немодернизированном образе жизни населения. Показатель младенческой смертности уникален своей поляризованной динамикой в переходный период: регионы с худшими показателями остались столь же проблемными, а в регионах-лидерах смертность снизилась почти вдвое.

Позитивная динамика смертности детей до 5 лет более тесно связана с увеличением социальных расходов государства и улучшением профилактики, вакцинации детей. Однако разная доступность и качество медицинского обслуживания в городах и сельской местности приводят к тому, что коэффициент смертности сельских детей в возрасте от 1 до 4 лет вдвое выше, чем городских. Как следствие, в слабо урбанизированных регионах детская смертность в 2,5–3,5 раза превышает показатели федеральных городов.

В наименее развитых республиках и округах Дальнего Востока и Сибири в отдельные годы уровень смертности в 3–6 раз превышал среднероссийский, возрастая до 250–300 смертей на 100 тыс. матерей. В Европейской части показатели ниже по объективным причинам – лучше природно-климатические условия, выше плотность населения и городов, что улучшает доступность лечебных учреждений. Но качество медицинской помощи слабо влияет на показатели материнской смертности. В федеральных городах с наиболее развитым здравоохранением уровень смертности почти не отличается от среднего по стране. Это говорит об ухудшении здоровья женщин под воздействием загрязнения, психологических нагрузок и стрессов.

По сравнению с показателями младенческой и материнской смертности, имеющими позитивную динамику, уровень заболеваемости социальными болезнями продолжает расти. Эти болезни – индикатор социального неблагополучия, снижения уровня жизни и ухудшения санитарно-эпидемиологического контроля в регионах. При общем росте заболеваемости туберкулезом положение в восточных районах страны и на Урале самое проблемное. Помимо климатического фактора и недостаточной обеспеченности медицинской помощью, причиной является концентрация пенитенциарных учреждений, на которые в 2000 г. пришлось 22% выявленных в России заболеваний. Заболеваемость выше и в наименее развитых республиках юга России, в регионах на границе с Казахстаном со значительным притоком мигрантов из стран СНГ. Наиболее опасна ситуация в Сибири: в республике Тыва заболеваемость активным туберкулезом почти в 4 раза выше средней по стране (323 человек на 100 тыс. населения) из-за неблагоприятных условий жизни, преобладания бедного населения и деградации системы профилактики туберкулеза.

Статистика заболеваемости алкоголизмом крайне несовершенна, реальный уровень заболеваемости явно выше зарегистрированных 130 случаев на 100 тыс. населения. Эта болезнь давно стала индикатором социального неблагополучия и наиболее распространена на Крайнем Севере и востоке (в большинстве автономных округов, включая "богатые" нефтегазодобывающие, в Якутии, на Сахалине и Камчатке), в депрессивном Коми-Пермяцком АО. В федеральных городах и на Северном Кавказе заболеваемость почти в два раза меньше средней под влиянием разных "предохранительных клапанов" – традиционного образа жизни или более рационального отношения к своему здоровью.

Таким образом, в целях комплексной работы по формированию здорового образа жизни и профилактики вредных привычек, курс географии позволяет дать знания:

  • о распространении табака, наркотиков, алкоголя в результате географических открытий и путешествий, особенностях природы материков и океанов, значимых в свете изучения здорового образа жизни;
  • о географии народов Земли;
  •  о различиях культур и отношений к вредным привычкам;
  •  об особенностях природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации, распространении вредных привычек и негативных последствиях их на экономику страны;
  •  о природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
  • о мерах по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  •  умение выделять, описывать и объяснять экономические причины распространения вредных веществ;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения здоровьесбережения, экологических проблем;
  •  приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации;
  • применять приборы и инструменты для определения здоровьезначимых характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий на здоровье людей;
  •  наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Приложение.

1. К районному конкурсу экологического плаката -4 шт.

2. Защита от землетрясений   7 класс

3. ЧС природного характера 7 класс

4. Глобальные проблемы человечества 10 класс:

       Демографические проблемы

       Проблема сохранения мира на Земле

       Преодоление отсталости развивающихся стран

       Проблемы Мирового Океана

       Сырьевая и Энергетическая проблема

       Экологические проблемы

5. Зейский заповедник 8 класс

6. Степь 8 класс

7. Карелия 8 класс

6. Экомаршрут  8-9 класс

7. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

8.Примененение игровой технологии  на уроках географии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение Здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Слайд 2

Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его

Слайд 3

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский .

Слайд 4

Факторы, влияющие на формирование здоровья генетические факторы - 15-20%; состояние окружающей среды - 20-25%; медицинское обеспечение - 10-15%; условия и образ жизни людей - 50-55%.

Слайд 5

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость ; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Слайд 6

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Слайд 7

Принципы здоровьесбережения « Не навреди !». Приоритет заботы о здоровье учителя и учащего ся. Непрерывность и преемственность. Субьект - субьективные взаимоотношения . Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Комплексный, междисциплинарный подход . Успех порождает успех . Активность. Ответственность за свое здоровье.

Слайд 8

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный Количество видов учебной деятель- ности Виды учебной деятельности : опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы,рассматривание , списывание 4-7 2-3 1-2

Слайд 9

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный Чередова-ние видов преподава-ния Не позже, чем через 10-15 мин Через 15-20 мин Не череду-ются Плотность урока Количество времени, затраченное школьником на работу Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90%

Слайд 10

Требования к проведению физкультминуток : Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Слайд 11

Виды физкультминуток : Упражнения для снятия общего или локального утомления. Упражнения для кистей рук. Гимнастика для глаз. Гимнастика для слуха. Упражнения корректирующие осанку. Дыхательная гимнастика « Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим детки, Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих . Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели ».

Слайд 12

Слоганы Движения Посмотри на полушария Поочередно поднять вверх сначала левую, потом правую руку Вспомни Африку с Австралией Поочередно поднять вверх сначала левую, потом правую руку К ним потом прибавь уверенно Руки поочередно к плечам Антарктиду и Америку Руки поочередно на пояс А не знать Европу с Азией Руки вниз, 2 хлопка Это просто безобразие Руки вверх, 2 хлопка над головой Вот и части света названы Руки на пояс, по 2 наклона влево-вправо Все далекие и разные Ходьба на месте Физкультминутка «Материки и части света»

Слайд 13

Физкультминутки-географические координаты Слоганы : Раз – два – руки в горизонтали, Три – четыре – руки по вертикали. Помни, горизонталь- это широта А вертикаль- это долгота Широта и долгота, ребята, - это географические координаты Движения : Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево; Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз. Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево; Руки на пояс, прыжки на месте. Руки в стороны, Руки вверх Руки скрещивают (ножницы)

Слайд 14

Применение педагогических воздействий- залог соответствия здоровьесбережения проявление внимания к учащимся; просьба учителя; требования учителя; убеждения учителя; внушение; принуждение; поощрение; наказание; ситуация успеха и неуспеха; эффект ожидания; условия для демонстрации «Я»; педагогическая реакция на поступок; оценка действий и поступков учащихся; организация и дисциплина .

Слайд 15

Грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение игровой технологии на уроках географии Шиженская Нина Николаевна, учитель географии ГБОУ СОШ №104 Санкт-Петербурга

Слайд 2

… Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь ученика в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока. Ш.А. Амонашвили

Слайд 3

Игра - деятельность, в процессе которой более успешно происходит усвоение учащимися нравственных форм поведения, развитие творческих сил, воображения, фантазии, эстетических чувств.

Слайд 4

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, усиливает мотивацию к учебной деятельности.

Слайд 5

Функции игровой деятельности Развлекательная Коммуникативная Самореализации Игротерапевтическая Диагностическая Коррекции

Слайд 6

Главные черты игр Свободная развивающая деятельность Творческий характер деятельности Эмоциональная приподнятость Наличие правил

Слайд 7

Классификация педагогических игр По характеру педагогического процесса Обучающие Тренировочные Контролирующие обобщающие Познавательные Воспитательные развивающие Коммуникативные Диагностические Профориентационные Репродуктивные Продуктивные творческие

Слайд 8

Классификация педагогических игр По игровой методике Предметные Сюжетные Деловые Ролевые

Слайд 9

Классификация педагогических игр По дидактическим задачам Для закрепления понятий и терминов Для контроля знаний, Умений, навыков Для обобщения и систематизации знаний тем и разделов Для мобилизации Для тренировки пространственного восприятия территорий (карты)

Слайд 10

Ролевые игры Пресс-конференция Специалисты – исследователи : Климатолог Историк Биолог Гидролог Этнограф Встреча журналистов и представителей страны (министров)

Слайд 11

Игры - соревнования Подготовка к игре, постановка главной задачи. Проведение игры. Подведение итогов, результаты. КВН, Географическое лото, футбол,«Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Геошанс», «Счастливый случай», урок - путешествие

Слайд 12

Урок – путешествие по теме «Литосфера» (6класс) “ Жизнь прекрасна еще и тем, что можно путешествовать. ” Н.М.Пржевальский

Слайд 13

Работа в группах: Маршрут Задания Долина сомнений Тесты, разминка Вершина Капитанов Разгадай кроссворд Вулкан «Я знаю» Работа со схемами Перевал Успеха Разложи термины, сгруппируй слова Пик «Я умею» Работа с картой, аукцион горных пород Вершина Победа Назови вершину, установи соответствие Привал «На досуге» Доскажи словечко (рифма), Игра «Шаги» Скалы Единства Песенный конкурс

Слайд 14

Научились ли вы радоваться препятствиям? Надпись на камне в горах Тибета

Слайд 15

Своя игра

Слайд 16

Природа России Географические чемпионы 10 10 20 20 30 30 Граница России 10 10 20 20 30 30 Рельеф 10 10 20 20 30 30 Реки и озера 10 10 20 20 30 30 Путешественники 10 10 20 20 30 30 Термины 10 10 20 20 30 30

Слайд 17

Игровая технология для подготовки к ЕГЭ Немая карта (узнай силуэт, контур, фрагмент карты) Установи соответствие (высота – гора, страна – столица, народы – семьи, …) Пойми меня (отгадать термин) Географическая цепочка (назови объект) «Летает – не летает» (встать по типу) «Что такое? Кто такой?» (словарная работа) Диктант с ошибками (геонебылицы, записки Врунгеля) Верификатор (верите ли вы, что…) Ассоциации (ветер, вода, бутылка, письмо) Почта (разложить объекты по материкам, океанам, природным зонам)

Слайд 18

«Паучок» Ветер бора торнадо бриз муссон зефир пассат самум сирокко Ветер

Слайд 19

«Третий лишний» Я слова читаю вам, Вы прислушайтесь к словам, Может лишние попали, Расскажите, как узнали. Например: Амазонка, Нил, Сахара (лишнее – Сахара, т.к. это пустыня)

Слайд 20

Ассоциации Бывает якорная…, бывает золотая…, бывает горная… (Цепь) Бывает на эстраде…, живет в море…, видна в ночном небе… (Звезда) Бывает Ближний…, сторона горизонта…, дело очень тонкое… (Восток) Сельскохозяйственный инструмент…, девичья краса…, узкая песчаная отмель… (коса) Ее можно брать…, у всех она своя…, самая большая у Эвереста… (высота) Бывают чугунные, деревянные, золотые…, в футболе их надо штурмовать…, есть такой пролив Карские… (ворота)

Слайд 21

Назови город РОВ+СТО=? ТОСКА+РОМ=? ПОСТЕЛЬ+СОВА=? ЛОГ+ВОДА=? ВЬЮН+ЛИС=?

Слайд 22

Сложи слово (карту) Вместе нам жилось прекрасно, Нас разрезали напрасно. Быстро мы соединимся, Во что хочешь превратимся. Р-У-Б-А-Х-А Б-У-Х-А-Р-А Б-У-Л-К-А К-А-Б-У-Л Л-Е-Д-И Д-Е-Л-И

Слайд 23

Страны и столицы Филипп, и ны не плодородна пой ма Нила . На подоконнике стояли нас турция и стак ан кара мели. Много на своем ве ку ба бушка цветов повидала: орхидеи, а гава , на рциссы. Кас сир и я нашли без тру да маск и и серпантин. Ира , н е уходите, пока что-нибудь не выбере те . Геран ь возьмите. Увижу В италия – погово рим .

Слайд 24

Путешествие с пословицами и поговорками В Москве звонили, а в … (город) звон слышали. Язык до … (город в Украине) доведет. Муж в дверь, а жена в …(город) На вече галдели, да … (город) проглядели. Хвалится …(город) осетрами, а …(природный район) соболями. Река … - Волге правая рука. Все дороги ведут в … (город). Бог создал рай, а черт - … край.

Слайд 25

Установи соответствие Высота (м) Название вершины Материк 6194 г. Косцюшко Евразия 8848 г.Джомолунгма Африка 6960 г.Мак-Кинли Австралия 5895 г.Аконкагуа Сев. Америка 2228 массив Винсон Юж. Америка 5140 Влк. Килиманджаро Антарктида

Слайд 26

Почта Разложить названия географических объектов и их характеристики по материкам, океанам, природным зонам, экономическим районам, странам,… Индийский Атлантический Северный Ледовитый Тихий

Слайд 27

Творческие работы учащихся Ярмарка туристических агенств (характеристика рекреационных районов) Фестиваль народов России Презентация стран, городов (визитные карточки, гербы, флаги и т.д.) Топографические рассказы Кроссворды, чайнворды

Слайд 28

Заключение Применение игровой технологии способствует развитию познавательной активности обучающихся, содействует развитию интереса к изучению географии; повышает эффективность обучения; создает приятную атмосферу учебной деятельности, раскованности, способствует разрядке напряженности, снимает утомление.

Слайд 29

География без применения наглядности и занимательности и география с применением их – это две совершенно различные вещи: насколько первая для школьного возраста скучна и трудна, настолько же вторая интересна и увлекательна. Н.Н. Баранский

Слайд 30

Самое глубокое озеро России и мира.

Слайд 31

Самая высокая гора.

Слайд 32

Самая маленькое по площади и глубине море.

Слайд 33

Самое холодное место.

Слайд 34

Самый большой остров.

Слайд 35

Самый большой полуостров.

Слайд 36

Страна, с которой Россия граничит за полярным кругом .

Слайд 37

С какой страной Россия имеет самую короткую сухопутную границу (17 км)?

Слайд 38

С какими государствами РФ граничит на Кавказе?

Слайд 39

С какими странами граничит Калининградская область России?

Слайд 40

В каком проливе проходит морская граница с Японией?

Слайд 41

Самая северная островная точка России?

Слайд 42

Самое низкое место в России?

Слайд 43

Горы, разделяющие Европу и Азию.

Слайд 44

Равнина, на которой находится Томская область.

Слайд 45

Высшая точка Алтая.

Слайд 46

Горы на Кольском полуострове.

Слайд 47

Горный хребет на Дальнем Востоке.

Слайд 48

Самая длинная река России (5410км с притоком).

Слайд 49

Озеро – «дорога жизни» для Ленинграда во время ВОВ, в него впадает Нева .

Слайд 50

От слияния каких двух рек на Алтае образуется Обь?

Слайд 51

Самая многоводная река России, на ней расположены крупнейшие ГЭС.

Слайд 52

Монголы называют эту реку Харамурэн, китайцы – Хэйлунцзян, а русские - ?

Слайд 53

Одноименное название хребта, заповедника, ветра, народности и реки в Восточной Сибири.

Слайд 54

Основатель почвоведения. Основной труд – «Русский чернозем».

Слайд 55

Томский казак, который первым вышел на берег Охотского моря в 1639 году.

Слайд 56

Он возглавлял две камчатские экспедиции по поиску Северной Америки.

Слайд 57

По словам Обручева памятник этому исследователю Сибири имеет 1000км длины, 300км ширины, по площади больше Кавказа.

Слайд 58

Первая русская кругосветка 1803-06гг.

Слайд 59

Он руководил первой дрейфующей станцией «СП-1» в 1937 году.

Слайд 60

Многолетний режим погоды.

Слайд 61

В атмосфере снизилось давленье, Воздух переходит в наступленье. Сильный ветер, в тучах небосклон, Значит, надвигается… Пробежит со скоростью большой, Летом – дождь, и снегопад – зимой.

Слайд 62

Грязекаменный поток в горах.

Слайд 63

Низкий уровень воды в реке.

Слайд 64

Превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

Слайд 65

Наука о движении земной коры?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Описание работы классного руководителя  по формированию здорового образа жизни...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Описание работы классного руководителя  по формированию здорового образа жизни....

«Профилактика вредных привычек и воспитание здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида коррекционной школы».

Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Учитывая то, что...

Воспитательное мероприятие "Вредным привычкам скажем: "нет"! Здоровый образ жизни!

Это мероприятие формирует сознательное отношение детей к своему здоровью, учит активным приемам ведения здорового образа жизни. Воспитывает общую культуру здоровья....

Выступление на родительском собрании по теме: "«Работа образовательного учреждения по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни»

Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название...

Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни

Методический материал (пособие для занятий с подростками)...