Открытый урок по географии "Характеристика населения Зарубежной Европы"
план-конспект урока по географии на тему

Подольская Елена Сергеевна

Тема: Зарубежная Европа

Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы

Цель урока:Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы,

                    рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций

                    населения, религиозного состава и расселения населения по территории

                    Зарубежной Европы. Развивать навыки работы с картами, учебником, контурны-

                    ми картами, умение анализировать и выделять главное.

Тип урока: Изучения нового материала

Методы: Информационно-рецептивный

                самостоятельная работа учащихся

Оборудование: атласы, учебник географии, контурные карты, диск « Экономическая и социальная география мира 10 кл..», раздаточный материал, карта «Зарубежная Европа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зарубежная Европа

Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы

Цель урока:Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы,

                    рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций

                    населения, религиозного состава и расселения населения по территории

                    Зарубежной Европы. Развивать навыки работы с картами, учебником, контурны-

                    ми картами, умение анализировать и выделять главное.

Тип урока: Изучения нового материала

Методы: Информационно-рецептивный

                самостоятельная работа учащихся

Оборудование: атласы, учебник географии, контурные карты, диск « Экономическая и социальная география мира 10 кл..», раздаточный материал, карта «Зарубежная Европа»

Ход урока:

1.Организационная часть урока

Цель: Проверить посещаемость и готовность учащихся к уроку

2.Повторение изученного материала

Цель:Повторить экономико-географическое положение Зарубежной Европы, её природно-ре

          сурсный потенциал, государственное устройство Зарубежной Европы.

Фронтальный опрос учащихся по материалу прошлого урока:

Вопрос 1: Какую площадь занимает Зарубежная Европа? ( 5,4 млн.кв.км. )

Вопрос 2: Какими чертами определяется экономико-географическое положение стран

                  Зарубежной Европы?

                  (соседским и приморским положением)

Вопрос 3: Как и когда изменялась политическая карта Европы?

                  (трижды:После Первой и Второй мировой войн и в последние годы – объединение

                  Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Че-

                  хословакии и т.д..)

Д.!  Просмотр диска « Политическая география « - изменения на политической карте Европы

Вопрос 4: Каковы природные предпосылки для развития промышленности в Зарубежной Ев

                  ропе? ( связаны и сложились под большим влиянием размещения полезных иско-

                  паемых, хотя состав отличается )

Д.! Просмотр диска « Природные ресурсы «

Вопрос 5: Какими полезными ископаемыми богата Зарубежная Европа?

                 ( В сев.части-рудные и топливные полезные ископаемые

                    каменный уголь – Рурский бассейн в ФРГ и Верхнесилезский в Польше

                    нефть и газ – Североморский

                    железная руда – Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции

                    В южной части- бокситы и топливные ресурсы)

Вопрос 6: Какими ещё природными ресурсами богата Зарубежная Европа?

                  (гидроэнергетические и лесные)

В последнее время развиты природно-рекреационые ресурсы.

Вывод: То есть Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно-ресурсного потенциала. Этот регион и в наше время занимает очень важное место в мировой политике и экономике. И сегодня на уроке мы  с вами познакомимся с характеристикой населения Зарубежной Европы

  1. Изучение нового материала

Цель: Рассмотреть вопросы воспроизводства населения, миграций, религиозного состава и размещения населения по территории Зарубежной Европы.

-Учащиеся записывают тему урока в тетради.

1.Заселение региона ( рассказывает учитель )

-До Великих географических открытий и после

-Заселение региона в первой и второй половине 20 века

2.Воспроизводство населения Зарубежной Европы

Преподаватель: Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом.

Вопрос к классу: Вспомните и назовите причины низкой рождаемости.

Ответ: Главной причиной низкой рождаемости в странах Зарубежной Европы является увели

            чение средней продолжительности жизни,что приводит к постепенному старению на-

            селения, а также резкое возрастание «цены» ребёнка, влияние городского образа жиз-

            ни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание классу: На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».

            Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показате-

            лям рождаемости, смертности и естественного прироста.

  • На выполнение задания даётся 5-7 минут, а затем анализируют  вместе с учителем.

Вывод по таблице: В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста. Это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким показателем рождаемости – Болгария, Испания, Италия, ФРГ.

Вопрос к классу: Как вы думаете, в каких странах особенно остро стоит демографическая

                              проблема?

                              (В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)

Вопрос к классу: Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать?

Ответ: Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства: низкую

            рождаемость и низкий естественный прирост

Преподаватель: Если сравнивать эти показатели не по странам, а по регионам, то получится, что самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время этими странами проводилась жёсткая демографическая политика.

Например: В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей, а за незаконный аборт врачу грозило тюремное заключение. После снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация тоже неблагоприятная и поэтому демографическая политика направлена на повышение рождаемости.

В Южной Европе сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости

В Северной Европе благоприятная ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

.Миграции населения

В результате, согласно прогнозам ООН, население большинства стран региона к середине 21 века должно уменьшиться. Всё это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних  миграций населения. Зарубежная Европа превратилась в очаг трудовой иммиграции ( примерно 20 млн. иностранных рабочих и членов их семей.)

Задание к классу: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:

Страны с массовой иммиграцией

Страны с массовой эммиграцией

На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения

-На задание даётся 5-7 минут, затем проверяется и делается вывод

Вывод: Страны эммиграции – страны бывшие колонии, страны иммиграции – страны метрополии.

3.Народы и языки Зарубежной Европы

Преподаватель: По национальному составу население Зарубежной Европы однородно; из    

               62 народов подавляющее большинство относится к индоевропейской языковой

               семье.

Д.: Карта « Народы и языки Европы «

      Атлас стр. 12-13

-Учащиеся анализируют карту, учитель дополняет.

Преподаватель: Половина стран Европы считаются однонациональными, остальные являются многонациональными и двунациональными.( Например,Швейцария, Великобритания, Испания)

Так как в Европе немало государств со сложным национальным составом, там наблюдается обострение межнациональных отношений.

-СООБЩЕНИЕ учащегося « Проблемы межнациональных конфликтов в Европе»  

     

Преподаватель: В Зарубежной Европе большое количество разнообразных религий.

Д.: Просмотр и анализ карты на диске « Религии Зарубежной Европы»

-Учащиеся анализируют, учитель обобщает и делает вывод.

Можно составить схему в тетради « Религии Зар.Европы

Религии Европы

Вывод: Господствующая религия- христианство

             В Южной Европе – католицизм

             В Северной Европе – протестантство

             В Средней Европе – и католицизм и протестантство

В Европе находится Рим – мировой центр католицизма.

В последнее время развилось большое количество течений протестантизма.

  • СООБЩЕНИЕ учащегося «Течения протестантизма»

Преподаватель:Зарубежная Европа является одним из наиболее густонаселённых регионов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 км ². При этом размещение населения в регионе объясняется географией городов.

То есть, уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: от 74% до 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая.

Задание классу: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зару-

               бежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления горо-

               дов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся.

По географическому положению города – миллионеры:

Задание классу: Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно

                            сделать?

Самое большое число городов-миллионеров находится в Великобритании-7, ФРГ-6,

 Италия-5, Франция-3, Польша -3. Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европей-

ского коридора

Д.: Таблица «Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы» (ещё раз повторяем и называем)

Закрепление изученного материала

Д.: Диктор ещё раз читает материал, учащиеся слушают, затем обобщается материал урока и делается вывод по уроку.

Домашнее задание

-текст учебника, на контурных картах показать крупнейшие агломерации Зар.Европы

-по желанию:составить кроссворд «Города Зар.Европы»

Технологическая карта

Тема урока: Население Зарубежной Европы

Задание 1:На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».

            Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показате-

            лям рождаемости, смертности и естественного прироста.

Задание 2: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:

Страны с массовой иммиграцией

Страны с массовой эммиграцией

На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения

Задание 3: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зару-

               бежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления горо-

               дов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Сравните страны по чис-

               лу городов миллионеров. Какой вывод можно сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговой урок по теме: "Страны Зарубежной Европы"

Некоторые уроки повторения и обобщения стараюсь проводить в форме игры...

Открытый урок по истории "Культура Западной Европы XI-XIII веков"

характеристика готического и романского стилей архитектуры Западной Европы XI-XIII веков...

Открытый урок по теме: "Художественная культура Европы эпохи Просвещения"

Пояснительная записка; сценарий урока; приложения; самоанализ....

Урок "Население Зарубежной Европы", 10 класс

В презентации представлены статистические и картографические материалы по новой теме...

презентация к уроку в 10 классе "Зарубежная Европа"

Презентация "Зарубежная Европа" - это итоговый урок обобщение к теме "Зарубежная Европа". Презентация содержит картографический материал, слайды с заданиями на знание столиц европейских государств, ре...

Открытый урок "Население Зарубежной Европы"

Открытый урок по географии для учащихся 10-11 классов....

Урок в 11 классе: " Население Зарубежной Европы".

Урок в 11 классе: " Население Зарубежной Европы". По учебнику В.П. Максаковского....