Открытый урок по истории "Культура Западной Европы XI-XIII веков"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Болдина Татьяна Владимировна

характеристика готического и романского стилей архитектуры Западной Европы XI-XIII веков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Культура Западной Европы в XI – XIII веках»

Цели:

  1. рассмотреть своеобразие архитектурных стилей господствовавших в Западной Европе в XI – XIII веках;
  2. продолжить формирование навыков работы с иллюстративным материалом, уметь сравнивать и выделять особенное, давать характеристику архитектурных стилей;
  3. продолжить воспитывать чувство прекрасного, уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  1. учебник – Ведюшкин В.А.  История средних веков. 6 класс.-М.: Просвещение, 2002.-335с.
  2. пособие – Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс.-М.: ВАКО, 2008.-384с.
  3. презентация PowerPoint «Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков»
  4. ПК
  5. мультимедийный проектор
  6. иллюстрации, карточки

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  1. Повторение изученного материала. Фронтальный опрос.
  1. Что мы с вами изучали на прошлом уроке?
  2. Что такое университет?
  3. Чему учили в средневековых университетах?
  4. Как управлялись средневековые университеты?
  5. Какие черты средневековых университетов сохраняются в наши дни?
  6. Каких философов периода расцвета Средневековья вы запомнили?
  7. Какие философские течения существовали в этот период?
  1. Переход к изучению нового материала.

    Итак, на прошлом уроке мы начали изучать тему «Культура Западной Европы в XI – XIII веках». Познакомились со средневековыми философами и их учениями, узнали как проходило обучение в средневековых университетах. И сегодня мы продолжим изучение культуры Западной Европы, познакомимся с двумя архитектурными стилями существовавшими в этот период. Научимся их различать.

План (презентация)

  1. Зарождение романского стиля в архитектуре.
  2. Характерные черты романского стиля.
  3. Появление готического стиля архитектуры.
  4. Характерные черты готического стиля.

    Но работа наша будет не совсем обычной. В ходе нашей беседы вы будете вести таблицу, основа ее  дана на доске, в которой будете записывать основное по ходу нашего урока, для того, чтобы потом сделать вывод о том, какой из данных стилей вам больше понравился.

(Ученики рисуют таблицу в рабочих тетрадях)

Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков

Романский стиль

Готический стиль

Период

XI - XIII

XII - XVI

Места расположения

Области, примыкающие к Средиземноморью

Зародилось во Франции

Характеристика

Укрепленное жилище – замок. Церкви – крепости. Кладка из небольших грубо обработанных камней; фасады украшены плоскими рельефами, «фальшивыми глухими аркадами». Своды нуждаются в сплошных стенах. План храма – базилика.

Стрельчатые арки окон, дверных проемов и т.д. Церкви не похожи на крепости. Огромные окна из цветного стекла. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы. План – латинский крест. Фасад венчают две башни.

Церковь Сан-Миньято во Флоренции, соборы в Кельне, Вормсе,Майнце (Германия).

Вестминтеркое аббатство, собор Святого Павла (Лондон), Санта – Мария дель Фьере (Флоренция), Нотр дам де Пари (Франция), Руанский, Реймский соборы.

  1. Зарождение романского стиля.

Рассказ учителя.

    XI-XIII века стали временем блистательного расцвета средневекового искусства. Возводили замки и дворцы, мосты и ратуши. И все же ведущая роль принадлежала именно церковной архитектуре.  В XI-XIII веках религиозные чувства человека Средневековья переживали расцвет. Невиданное развитие получили паломничества. Прежние церкви городов и аббатств, стоящие на наиболее оживленных путях паломников, уже не могли вместить возросшее число молящихся.

    Стиль, господствовавший в Европе в XI-XIII веках, называют романским (от латинского слова «Рома» - Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы. Это был первый стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе.

  1. Теперь давайте заполним первую строку таблицы. Какие же хронологические рамки появления романского стиля?

  1. Характерные черты романского стиля

Рассказ учителя.

    В отличие от Византии, где базилика со временем уступила место крестово-купольному храму, на Западе базилика сохранялась, а формы ее усложнялись и совершенствовались.

    Сначала центральный неф перекрывали деревянным потолком. Со временем зодчие научились перекрывать нефы каменными сводами. Однако давление тяжелых каменных сводов было таким сильным, что выдерживать его могли только очень толстые стены и мощные столбы, разделяющие нефы. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы. Поэтому внутри романских храмов царил полумрак, а внешне они напоминали крепости. Это впечатление усиливали мощные башни, которые могли возвышаться и на пересечении главного нефа и трансепта, и по углам западного фасада, и у восточной стены, что придавало внешнему облику храма, величавость, строгость, иногда даже суровость.

    Еще одной отличительной чертой романских соборов было обилие полукруглых арок. Этот мотив повторялся и в окнах, и в дверях, внутри здания и при оформлении его фасадов.

  1. Давайте заполним следующую строку нашей таблицы о романском стиле. Глядя на картинку храма выполненного в этом стиле, выделите черты о которых я говорила? (работа с презентацией).

  1. Появление готического стиля архитектуры.

Рассказ учителя.

    В XII веке в северной Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Именно во Франции в XIII веке он достиг зрелости, а затем распространился почти по всей Европе, от Португалии до Польши и Литвы, и господствовал вплоть до конца Средневековья, т.е. XVI века. Современники именовали его «французской манерой», а потомки стали называть готикой (от названия древнегерманского племени готов).

  1. Заполняем теперь колонку номер два. Каковы же хронологические рамки появления готического стиля?

   4. Характерные черты готического стиля.

Рассказ учителя.

    Во многом готический собор сохранял традиции романского. В его убранстве есть и башня у западного фасада, и порталы, богато украшенные скульптурой, и нефы, ведущие к алтарю, и поперечный трансепт. Это естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался местом молитв и богослужений. Почти все элементы его остались, но изменились.

    Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. Их линии, закруглялись и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и «заставляли»  тяжелый каменный свод словно теряться в вышине. Многочисленные арки, прежде полукруглые вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто «сломались» - такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окошек, пробитых в толще стен, появились огромные окна, рядом с которыми почти не видно стены. Внутренне пространство собора наполнено светом.

    В таком храме человек чувствовал себя иначе. Хотя он казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Напротив, стрельчатые арки, башни и башенки с остроконечными шпилями, сотни, а иногда и тысячи статуй на фасадах и внутри здания – все это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.

    Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства, в котором гармонично сочетались архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство предметов священного культа, роскошные одежды священнослужителей и торжественное звучание органа.

  1. Теперь, глядя на иллюстрацию и прослушав мой рассказ, запишем в последнюю строку черты готического стиля. (работа с презентацией).

    Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке? На основе этого давайте попробуем сделать вывод.

    Вывод: таким образом, основными архитектурными стилями в Западной Европе XI-XIII веков были романский и готический. Несмотря на то, что у них была единая основа, они в корне отличались друг от друга.

  1. Закрепление изученного материала. Работа с иллюстрациями и карточками.

    Теперь давайте попробуем отгадать к какому стилю относятся те или иные храмы и соборы. (работа с презентацией на определение основных черт архитектурных стилей).

    А теперь давайте попробуем отгадать элементы того или иного стиля. (работа с карточками на определение черт архитектурных стилей)

  1. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание: § 23, таблица в тетради.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Курс дополнительного образования "История искусства Западной Европы XV-XVII веков"

Программа, календарно-тематическое планирование и пояснительная записка к курсу "История западноевропейского искусства XV-XVII веков"...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"

Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI-XV века)»-СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Освоение  способов группового  взаимодействия по изучению причин и событий Столетней войны...

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме "Культура Западной Европы в Средние века. Образование и философия"

Учитель: Качанова Мария КонстантиновнаКласс: 6Тема: Образование и философияТип урока: комбинированныйЦели:Образовательная:- ознакомить учащихся с развитием образования в Европе XI - XIII вв., сформиро...

Технологическая карта урока истории «Культура Западной Европы в Средние века. Научные открытия и изобретения» 6 класс

Урок усвоения новых знаний. Педагогическая технология: формирующее оценивание...