Открытый урок по истории "Культура Западной Европы XI-XIII веков"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
характеристика готического и романского стилей архитектуры Западной Европы XI-XIII веков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Культура Западной Европы в XI – XIII веках»
Цели:
- рассмотреть своеобразие архитектурных стилей господствовавших в Западной Европе в XI – XIII веках;
- продолжить формирование навыков работы с иллюстративным материалом, уметь сравнивать и выделять особенное, давать характеристику архитектурных стилей;
- продолжить воспитывать чувство прекрасного, уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
- учебник – Ведюшкин В.А. История средних веков. 6 класс.-М.: Просвещение, 2002.-335с.
- пособие – Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс.-М.: ВАКО, 2008.-384с.
- презентация PowerPoint «Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков»
- ПК
- мультимедийный проектор
- иллюстрации, карточки
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала. Фронтальный опрос.
- Что мы с вами изучали на прошлом уроке?
- Что такое университет?
- Чему учили в средневековых университетах?
- Как управлялись средневековые университеты?
- Какие черты средневековых университетов сохраняются в наши дни?
- Каких философов периода расцвета Средневековья вы запомнили?
- Какие философские течения существовали в этот период?
- Переход к изучению нового материала.
Итак, на прошлом уроке мы начали изучать тему «Культура Западной Европы в XI – XIII веках». Познакомились со средневековыми философами и их учениями, узнали как проходило обучение в средневековых университетах. И сегодня мы продолжим изучение культуры Западной Европы, познакомимся с двумя архитектурными стилями существовавшими в этот период. Научимся их различать.
План (презентация)
- Зарождение романского стиля в архитектуре.
- Характерные черты романского стиля.
- Появление готического стиля архитектуры.
- Характерные черты готического стиля.
Но работа наша будет не совсем обычной. В ходе нашей беседы вы будете вести таблицу, основа ее дана на доске, в которой будете записывать основное по ходу нашего урока, для того, чтобы потом сделать вывод о том, какой из данных стилей вам больше понравился.
(Ученики рисуют таблицу в рабочих тетрадях)
Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков
Романский стиль | Готический стиль |
Период | |
XI - XIII | XII - XVI |
Места расположения | |
Области, примыкающие к Средиземноморью | Зародилось во Франции |
Характеристика | |
Укрепленное жилище – замок. Церкви – крепости. Кладка из небольших грубо обработанных камней; фасады украшены плоскими рельефами, «фальшивыми глухими аркадами». Своды нуждаются в сплошных стенах. План храма – базилика. | Стрельчатые арки окон, дверных проемов и т.д. Церкви не похожи на крепости. Огромные окна из цветного стекла. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы. План – латинский крест. Фасад венчают две башни. |
Церковь Сан-Миньято во Флоренции, соборы в Кельне, Вормсе,Майнце (Германия). | Вестминтеркое аббатство, собор Святого Павла (Лондон), Санта – Мария дель Фьере (Флоренция), Нотр дам де Пари (Франция), Руанский, Реймский соборы. |
- Зарождение романского стиля.
Рассказ учителя.
XI-XIII века стали временем блистательного расцвета средневекового искусства. Возводили замки и дворцы, мосты и ратуши. И все же ведущая роль принадлежала именно церковной архитектуре. В XI-XIII веках религиозные чувства человека Средневековья переживали расцвет. Невиданное развитие получили паломничества. Прежние церкви городов и аббатств, стоящие на наиболее оживленных путях паломников, уже не могли вместить возросшее число молящихся.
Стиль, господствовавший в Европе в XI-XIII веках, называют романским (от латинского слова «Рома» - Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы. Это был первый стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе.
- Теперь давайте заполним первую строку таблицы. Какие же хронологические рамки появления романского стиля?
- Характерные черты романского стиля
Рассказ учителя.
В отличие от Византии, где базилика со временем уступила место крестово-купольному храму, на Западе базилика сохранялась, а формы ее усложнялись и совершенствовались.
Сначала центральный неф перекрывали деревянным потолком. Со временем зодчие научились перекрывать нефы каменными сводами. Однако давление тяжелых каменных сводов было таким сильным, что выдерживать его могли только очень толстые стены и мощные столбы, разделяющие нефы. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы. Поэтому внутри романских храмов царил полумрак, а внешне они напоминали крепости. Это впечатление усиливали мощные башни, которые могли возвышаться и на пересечении главного нефа и трансепта, и по углам западного фасада, и у восточной стены, что придавало внешнему облику храма, величавость, строгость, иногда даже суровость.
Еще одной отличительной чертой романских соборов было обилие полукруглых арок. Этот мотив повторялся и в окнах, и в дверях, внутри здания и при оформлении его фасадов.
- Давайте заполним следующую строку нашей таблицы о романском стиле. Глядя на картинку храма выполненного в этом стиле, выделите черты о которых я говорила? (работа с презентацией).
- Появление готического стиля архитектуры.
Рассказ учителя.
В XII веке в северной Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Именно во Франции в XIII веке он достиг зрелости, а затем распространился почти по всей Европе, от Португалии до Польши и Литвы, и господствовал вплоть до конца Средневековья, т.е. XVI века. Современники именовали его «французской манерой», а потомки стали называть готикой (от названия древнегерманского племени готов).
- Заполняем теперь колонку номер два. Каковы же хронологические рамки появления готического стиля?
4. Характерные черты готического стиля.
Рассказ учителя.
Во многом готический собор сохранял традиции романского. В его убранстве есть и башня у западного фасада, и порталы, богато украшенные скульптурой, и нефы, ведущие к алтарю, и поперечный трансепт. Это естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался местом молитв и богослужений. Почти все элементы его остались, но изменились.
Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. Их линии, закруглялись и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и «заставляли» тяжелый каменный свод словно теряться в вышине. Многочисленные арки, прежде полукруглые вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто «сломались» - такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окошек, пробитых в толще стен, появились огромные окна, рядом с которыми почти не видно стены. Внутренне пространство собора наполнено светом.
В таком храме человек чувствовал себя иначе. Хотя он казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Напротив, стрельчатые арки, башни и башенки с остроконечными шпилями, сотни, а иногда и тысячи статуй на фасадах и внутри здания – все это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.
Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства, в котором гармонично сочетались архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство предметов священного культа, роскошные одежды священнослужителей и торжественное звучание органа.
- Теперь, глядя на иллюстрацию и прослушав мой рассказ, запишем в последнюю строку черты готического стиля. (работа с презентацией).
Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке? На основе этого давайте попробуем сделать вывод.
Вывод: таким образом, основными архитектурными стилями в Западной Европе XI-XIII веков были романский и готический. Несмотря на то, что у них была единая основа, они в корне отличались друг от друга.
- Закрепление изученного материала. Работа с иллюстрациями и карточками.
Теперь давайте попробуем отгадать к какому стилю относятся те или иные храмы и соборы. (работа с презентацией на определение основных черт архитектурных стилей).
А теперь давайте попробуем отгадать элементы того или иного стиля. (работа с карточками на определение черт архитектурных стилей)
- Выставление оценок.
- Домашнее задание: § 23, таблица в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....
Курс дополнительного образования "История искусства Западной Европы XV-XVII веков"
Программа, календарно-тематическое планирование и пояснительная записка к курсу "История западноевропейского искусства XV-XVII веков"...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"
Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI-XV века)»-СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА
Освоение способов группового взаимодействия по изучению причин и событий Столетней войны...
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме "Культура Западной Европы в Средние века. Образование и философия"
Учитель: Качанова Мария КонстантиновнаКласс: 6Тема: Образование и философияТип урока: комбинированныйЦели:Образовательная:- ознакомить учащихся с развитием образования в Европе XI - XIII вв., сформиро...
Технологическая карта урока истории «Культура Западной Европы в Средние века. Научные открытия и изобретения» 6 класс
Урок усвоения новых знаний. Педагогическая технология: формирующее оценивание...