Из опыта работы по использованию краеведческого материала на уроках географии
статья по географии на тему

Филипенко Светлана Витальевна

 Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что  краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.

Под термином «родной край» понимается территория своей административной области (края, субъекта Федерации), изучаемая на основе знакомства с краеведческой литературой и картографическими материалами, а также путём непосредственных наблюдений и исследований во время походов и экскурсий.

Под термином «своя местность» понимается территория, доступная непосредственному наблюдению учащимися во время учебной и внеклассной работы в окрестностях школы при проведении учебных и внеклассных экскурсий в радиусе 7-8 км. Понятие «своя местность» может охватывать территорию административного района, посёлка городского типа, города, городской район с прилегающей зелёной зоной.

Школа должна  обеспечивать не только предметную подготовку детей, но и развивать у них способность  жить в мире разнообразных социальных проблем, уметь находить необходимые ресурсы для их решения.  Дети должны быть готовы эффективно использовать складывающиеся в мире информационные потоки, оперативно применять полученные знания на реальные жизненные ситуации. Вот поэтому всё чаще и чаще я стала обращаться к краеведческому принципу преподавания предмета.

Краеведение - одна из составляющих содержания образования учащихся, потому что закон " Российской Федерации об образовании" предусматривает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего образования. В педагогическую литературу и школьную практику понятие "краеведческий подход" или "краеведческий принцип" вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности.

 Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. В сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.

Использование краеведческого материала помогает формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Также развивается  представление о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формируется географическая культура учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.

Использование краеведческого материала на уроках географии призвано сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу. Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.

Успех обучения во многом зависит от того, насколько доступен учащимся материал. Краеведческий материал представляет собой высшую форму наглядности в обучении географии.    

Использование краеведческого материала на уроках географии направлено на развитие интереса к предмету. Краеведческий материал используется и во внеклассной работе. Оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого. Внеклассные занятия обогащают и расширяют краеведческие знания учащихся и создают наилучшие предпосылки для применения краеведческого материала на уроках.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teks_raboty.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Филипенко Светлана Витальевна,

учитель географии,

МБОУ СОШ № 166,

г.о.Самара

Из опыта работы по использованию краеведческого материала на уроках географии

 Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что  краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.

Под термином «родной край» понимается территория своей административной области (края, субъекта Федерации), изучаемая на основе знакомства с краеведческой литературой и картографическими материалами, а также путём непосредственных наблюдений и исследований во время походов и экскурсий.

Под термином «своя местность» понимается территория, доступная непосредственному наблюдению учащимися во время учебной и внеклассной работы в окрестностях школы при проведении учебных и внеклассных экскурсий в радиусе 7-8 км. Понятие «своя местность» может охватывать территорию административного района, посёлка городского типа, города, городской район с прилегающей зелёной зоной.

Школа должна  обеспечивать не только предметную подготовку детей, но и развивать у них способность  жить в мире разнообразных социальных проблем, уметь находить необходимые ресурсы для их решения.  Дети должны быть готовы эффективно использовать складывающиеся в мире информационные потоки, оперативно применять полученные знания на реальные жизненные ситуации. Вот поэтому всё чаще и чаще я стала обращаться к краеведческому принципу преподавания предмета.

Краеведение - одна из составляющих содержания образования учащихся, потому что закон " Российской Федерации об образовании" предусматривает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего образования. В педагогическую литературу и школьную практику понятие "краеведческий подход" или "краеведческий принцип" вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности.

 Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. В сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.

Использование краеведческого материала помогает формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Также развивается  представление о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формируется географическая культура учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.

Использование краеведческого материала на уроках географии призвано сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу. Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.

Успех обучения во многом зависит от того, насколько доступен учащимся материал. Краеведческий материал представляет собой высшую форму наглядности в обучении географии.    

Использование краеведческого материала на уроках географии направлено на развитие интереса к предмету. Краеведческий материал используется и во внеклассной работе. Оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого. Внеклассные занятия обогащают и расширяют краеведческие знания учащихся и создают наилучшие предпосылки для применения краеведческого материала на уроках.

Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о значении краеведческого материала в процессе обучения.

Значение краеведческого материала:

  • углубляет понимание объективности существования и развития природы и хозяйства, взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов, естественности их изменения, раскрывает влияние на природу деятельности человека;
  • помогает учащимся глубже осознать проявление общих закономерностей в природе и хозяйстве родного края; сознание личной ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование и восстановление её ресурсов;
  • приобщает к поисково-исследовательской деятельности учащихся;
  • вырабатывает общие и географические умения и навыки;
  • повышает эффективность нравственного воспитания учащихся;
  • развивает эстетическое восприятие учащихся;
  • создаёт условия для правильного осуществления профессиональной ориентации учащихся, их подготовки к жизни, труду;
  • способствует реализации межпредметных и надпредметных связей.

Различный характер содержания краеведческих работ и многообразие форм их осуществления позволяют всем учащимся найти приложение знаний и энергии  в соответствии со своими интересами, склонностями и силами.

Использование краеведческого материала предполагает систематическое установление связей между теоретическим изучением курса географии и теми знаниями, которые учащиеся получают в результате непосредственного изучения края.

От локального до регионального уровня изучается местность в школьных курсах географии. На изучение географического краеведения отводится 10 % от общего учебного материала. Системное изучение регионального компонента проходит в 6, 7, 8, 9, 10 классах.

Понимая важность использования краеведческого материала, я поставила перед собой следующие задачи:

-формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором развиваются региональные процессы и явления;

-развивать представления о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение;

-сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и района.

При реализации данных задач определила объем, содержание и формы  работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсии, туристические походы, конкурсы, индивидуальные задания.

Увязка местного материала с программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы, содержания и структуры урока, строиться в большей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников, ведь привлекается знакомый материал, полученный на экскурсиях, в результате собственной работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучают, тем активнее проходят уроки и прочнее усваивается предмет. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету.

Начальный курс физической географии - первый систематический курс географии в школе. Он, по существу, целиком строится на краеведческой основе. Главная особенность программы этого курса заключается в том, что в ее содержание входит много общих географических понятий, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсов в старших классах. Конкретное мышление, развитое у школьников 11—12 лет, причина того, что большая часть этих понятий  воспринимается без достаточного понимания их сущности. Формирование понятий происходит значительно легче,  когда учащиеся обладают соответствующими представлениями, полученными из знакомой действительности родного края.

В своей работе я всегда опираюсь на краеведческий материал. В 2013-2014 уч. году я решила в более интенсивно использовать краеведческий материал на уроках географии в 6 классах.  Для этого был взят 6А класс как экспериментальный, в котором краеведческий материал использовался на уроках  и во внеклассной работе в более широком плане и 6Б класс, где использованный краеведческий материал не был таким объёмным. Эти классы были равные по способностям. Из таблицы №1 видно как использовался материал  в 6А классе.

Таблица №1. Использование краеведческого материала при изучении  тем в   6А классе.

           

Темы

         

Использование краеведческого материала

1. Земля во Вселенной

-использование конкретных фактов местного характера в следствиях вращения Земли (продолжительность дня, времена года, дни равноденствия и др.).

2.Географические модели Земли

-ориентирование на местности по звёздам и местным признакам;

-составление плана местности.

3.Земная кора

-сбор горных пород своей местности, использование материала на уроках;

-ознакомление учащихся с характерными особенностями поверхности своей местности (изменение Приволжской возвышенности и Жигулёвских гор  во времени);

-внешние силы Земли, изменяющие рельеф своей местности (образование Самарской Луки, карстовые явления, рост дельты Волги т.д.);

-влияние деятельности человека на земную кору в городе и области (карьеры, ухудшение плодородия почвы, возведение построек и т.д.).

           

Темы

         

Использование краеведческого материала

4.Атмосфера

-использование данных дневника наблюдения за погодой;

-особенности климата своей местности и его влияние на другие компоненты природы (приёмы  конкретизации, сравнения, вычерчивания графиков, установления связей, обобщения; использование диаграммы «Среднемесячное количество осадков в нашей местности»);

- описание погоды по данным наблюдений (заочная экскурсия на метеорологическую станцию);

-влияние климата на жизнь и деятельность человека.

5.Гидросфера

-использование собственных наблюдений в течение учебного года за режимом озера Песчаное в парке Металлургов;

-приёмы сравнения, установления связей, обобщения собранного материала;

-зависимость режима и питания реки от погодных условий (на примере р.Волга);

-влияние деятельности человека на гидросферу.

6.Биосфера

-влияние природных условий лесостепи и степи на жизнь растений и животных;

-жизнь почвы (из материала экскурсии);

-влияние человека на почву (выбросы, снижение плодородия, мелиоративные работы).

7.Географическая оболочка

-природные комплексы нашей местности, взаимосвязи, существующие в них.

Обратим теперь внимание на то, в каких формах я использовала краеведческий материал на уроках географии. (Схема №1)

1.Чаще всего краеведческий материал использую при сравнительной характеристике по признакам сходства и различия изучаемых территорий с родным краем. Так, климат какого-либо региона страны сравнивается с климатом своей местности. Рассматриваются климатообразующие факторы и отдельные элементы климата. Учащиеся делают вывод о причинах отличия его от климата своей местности. Используя рассказ, беседу, самостоятельную работу по картам, атласу, учебникам и т. д. сравниваю и  другие  компоненты природы.

Схема №1. Формы использования краеведческого материала на уроках географии

     

2.Краеведческий материал использую в качестве исходного для постановки вопросов «проблемного характера», направленных на более глубокое осмысление изучаемого материала.

Так, при изучении темы «Ветер» вначале  выясняю сведения о погоде за прошлый или сегодняшний день, а затем спрашиваю: «Почему сегодня ветер соответствующего направления?». Ответить на вопрос учащиеся смогут, когда рассмотрят механизм образования ветра.

При изучении внешних сил изменяющих рельеф, спрашиваю у ребят: «А знаете ли Вы, что Приволжская возвышенность и Жигулёвские горы были более высокими? Так почему сейчас они ниже?» И опять ответить на вопрос ребята смогут только, когда изучат работу внешних сил Земли.

При изучении темы «Вода на Земле. Круговорот воды в природе» начинаю урок с проблемного вопроса: «Мы наблюдаем, что вода постоянно испаряется. Почему же она не исчезает с поверхности Земли?» Этот вопрос нацеливает на раскрытие взаимосвязей в природе.

3.Огромна роль краеведческого материала в формировании ряда природных и социально-экономических понятий (таблица №2).

Таблица №2. Роль краеведческого материала в формировании географических понятий

Класс

Природные и социально-экономические понятия

6 класс

Абсолютная и относительная высота места, равнина, река, бассейн, источник питания, водораздел, озеро, ледник, ветер, погода, климат, природный комплекс и т.д.

8класс

Местное и поясное время, природная среда, коэффициент увлажнения, падение реки, расход реки, годовой сток, заповедник, заказник  и  т.д.

9 класс

Структура хозяйства, природные ресурсы, трудовые ресурсы, концентрация, специализация, себестоимость и т.д.

Для формирования географических представлений, понятий и образов на уроках демонстрирую натуральные местные объекты, модели, образцы горных пород, макеты, фото, рисунки, таблицы, диаграммы и т.д.

Краеведческий материал также  служит для подтверждения высказанной мысли, положения. Помимо этого, чтобы выяснить глубину усвоения изучаемого материала, обращаюсь к учащимся за примерами из жизни своего края.

4.Краеведческий материал использую в качестве источника для выполнения практических работ:

-осенняя и весенняя экскурсии;

-при составлении плана местности;

-при описании горных пород;

-при описании географического положения реки;

-при описании  погоды и климата своей местности;

-при описании природного комплекса.

5.Приёмами активизации мыслительной деятельности учащихся являются выполнение письменных самостоятельных работ краеведческого содержания по характеристике объектов, явлений, подготовка докладов, сообщений, раскрывающих общие закономерности развития географических явлений и описание элемента природного комплекса. Например,  сочинение на тему «История песка, отложенного рекой Волгой», «О чём молчат камни».

6.По краеведческой тематике учащимся даются домашние задания, рассчитанные на продолжительный или длительный срок: описать сезоны года, почвенный покров, растительный и животный мир, вычертить графики и т.д.

Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, большое значение придаю поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

В течение учебного года в 6А и 6Б классе были получены разные результаты. (Таблица №3)

Таблица №3. Качество знаний 6А и 6Б классов за 2013-2014гг.

   

     Класс

                  Качество знаний

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

      6А

        60%

              72%

      87%

      6Б

        59%

         63%

       65%

Проанализировав полученные данные, можно утверждать, что краеведческий материал помогает в обучении основам географических знаний и умений.

Внеклассная краеведческая работа в школе проводится в тесном единстве с использованием краеведческого материала на уроках  и направлена на совершенствование и более эффективное решение учебно-воспитательных задач. Краеведческая работа в школе осуществляется по следующим направлениям: заседания, экскурсии, походы, краеведческие вечера и конференции, олимпиады, викторины и многое другое.

Совершенно необходимым условием успешного использования краеведческого материала является тщательное оформление, сбор и хранение всех материалов, как бы малы они ни были. Ничто не может так стимулировать учащихся к этой работе, как обзор результатов этой работы их использование:

1)устройство выставок постоянных и периодических;

2)устройство докладов на школьных вечерах с привлечением родителей, а также докладов вне школы для населения;

3)составление рукописных альбомов, журналов, бюллетеней, сводных описаний своего населённого пункта;

4)опубликование наиболее интересных результатов работы в местной газете (планируем в этом учебном году).

Меры к усилению и улучшению работы по использованию краеведческого материала на уроках географии.

В современном обществе с его потоком информации  учителю нельзя стоять на месте – нужно двигаться вперёд, а главное - увлечь за собой детей. Для более широкого и глубокого развития школьного краеведения в нашем городе всего достаточно, а именно:

  • Соответствующая подготовка школьных учителей географии.
  • Наличие специальной региональной  литературы по предмету (она имеется в полном объёме: учебник, атлас, контурные карты, методические пособия).
  • Наличие дополнительной литературы по Самарской области, а  совсем недавно вышел альбом с изображением всех природных объектов области.
  • В городе работают организации занимающиеся экскурсиями по городу и области, такие как – Туристическая фирма «Каникулы», Компания речного туризма Волжского пароходства «Волга-Флот-Тур» и другие.
  • Не оставляет без внимания учителей географии и Министерство образования и науки Самарской области. В частности в декабре прошлого года школы города получили видеофильм «На излучине веков», посвящённый 25-летию Национального парка «Самарская Лука» который успешно используется на уроках и во внеклассной работе.
  • И многое другое.

Использование краеведческого  материала помогает реализации краеведческого принципа в обучении основам географических знаний и умений. Нельзя сказать,  что всего достаточно, но работа идёт, и  копилка литературы пополняется новыми изданиями.

Примеры, взятые учителем из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Учитель в самой простой, доходчивой и экономной форме показывает классу ту истину, что «география – это не учебник географии, а сама жизнь».

Следует отметить  конкретные формы  краеведческой работы, сложившиеся по усилению краеведческого принципа преподавания предмета:

  • экскурсии учителя с учащимися в ближайшие окрестности школы;
  • более далёкие и продолжительные экскурсии, имеющие целью осмотр каких-либо местных достопримечательностей;
  • сбор коллекций минералогических, ботанических и т.д.;
  • производство глазомерной съёмки;
  • проведение организованных под руководством учителя бесед на краеведческие темы с местными знатоками края;
  • выполнение за каникулярное время индивидуальных заданий краеведческого порядка.

Главным успехом к внедрению и усилению  школьного краеведения являются исследовательские работы. А исследовать в нашем городе и области есть что: памятников природы разного значения у нас с избытком, да и не только они являются объектом исследования.

Подводя итог по данному вопросу, следует отметить, что на сегодняшний день  использование краеведческого материала на уроках географии как нельзя более актуально. А учитель должен применить  все меры  для  усиления и улучшения работы в этом направлении. Очень приятно, что своими уроками мы развиваем природные возможности и способности детей. Разные формы и методы образования, в конечном счёте,  решают главную задачу – формирование человека с новым уровнем сознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках географии

В статье описана краеведческая работа на уроках географии (из опыта работы)...

Использование краеведческого материала на уроках географии

Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Регионально - национальный компонент преподавания в географии дает возможность исп...

Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время

обобщен опыт работы по краеведению и использование краеведческого маериала на урках и во внеурочное время...

Использование краеведческого материала на уроках географии в Павлово-Посадском районе

Эта работа рассказывает о работе с краеведческим материалом в нашем городе. Интерес вызывают народный промысел-Павлово-Посадские шали. Производство продолжает работать. В учебную программу включаются ...

Использование краеведческого материала на уроках географии в Павлово-Посадском районе

В рассматривается народный промысел,известный в России и применение краеведческого материала в 9 кл. на уроке "Лёгкая промышленность России"....

Использование краеведческого материала на уроках географии в 6 классе. Из опыта работы.

Всегда использую на своих уроках краеведческие материалы. Так, например, в качестве одного из успешных примеров хочется привести свой опыт при изучении в 6 классе одной из интереснейших тем  &laq...