Программа дополнительного образования «Наш родной город – Пыть - Ях».
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Шитова Ирина Леонидовна

Программа подготовлена для учащихся 6-8 классов и рассчитана на 35 часов. Через всю программу проходит исследовательская и поисковая работа учащихся по заданным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

        Утверждено на заседании МС

                                                                                                                                               МОУ СОШ №2

                                                                                                           Протокол №                                                                                                    

       

                     

                Программа дополнительного образования          

          «Наш родной город – Пыть - Ях».

                                                6 -8 классы.

                   

                             

                       

                                  Учитель: Шитова И.Л.

                       МБОУ СОШ №2

                       2014-2015 год.

   

             Пояснительная записка.

  В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.

Краеведческие знания имеют большую роль с точки зрения подготовки учащихся к трудовой деятельности, помогают осуществлять принцип взаимосвязи обучения с жизнью. Внеклассные занятия по краеведению дают возможность краеведам лучше изучить и узнать свой край, помогают усваивать школьную программу по географии. Программа подготовлена для учащихся 6-8 классов и рассчитана на 35 часов. Через всю программу проходит исследовательская и поисковая работа учащихся по заданным темам.

Программа составлена на основе программы краеведческого объединения - кружка

«Исток»  Кручининой З.В.  

 

       Урочные и внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию  у  учащихся любви к  Отечеству, к своей земле, родному дому семье. С.О.Шмидт  следующим  образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает  уважение к истокам нашим, к родной земле…

        История - это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи,  своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе  исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим  поколениям,  долга, милосердия.

      Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить  и трудиться в своем городе , районе, крае,  республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

     

Цель: создание комплексного подхода к изучению родного края, формирование глубоких знаний и умений учащихся краеведческого  содержания. Формирование  любви к Родине, к родному городу и его историческому прошлому;

 воспитывать чувство ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;

 Организация разнообразных форм самостоятельной деятельности поискового и исследовательского характера.

Задачи курса:

  • познакомить с историческим прошлым нашего города;
  • познакомить с географическим положением и природными ресурсами нашего края;
  • познакомить с трудом жителей города, с основными профессиями в нашем городе;
  • познакомить с традициями, бытом горожан, уточнить представления о традициях внутри семьи;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили наш город, страну;
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию нашего города;
  • воспитывать чувство гордости за родной край;
  • формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу
  • формировать у родителей воспитанников желание прививать любовь к родному краю воспитывать патриотизм.        

        

        Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • природу родного края, необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти;

  • историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;

  • замечательных людей своего населенного пункта, района;  

  • историю своей семьи.

Учащиеся должны уметь:

  • определять географические координаты города,

 

  • описывать основные этапы развития населенного пункта;

  • систематизировать информацию о родном крае, о своей семье;

  • проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой информации;
  • оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты
  •  Разрабатывать исследовательские проекты. и др.

                 

        

        

        .

 Содержание программы:

  1. Источники и методы изучения родного края.
  2. Теоретический материал: «Наш город»
  3. Выбор тем проектных работ и работа над проектами.

         Учебно-тематическое планирование курса

                  «Наш родной город - Пыть - Ях».

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

1.

Введение. Название спецкурса. Знакомство с литературой.  Значение знаний о родном крае, о полезности знаний поведения в природе. Источники и методы изучения родного края.  

1

2.

Географическое положение города. Практическая работа: Оценка по картам географического положения.

1

3.

« Путешествие в прошлое нашего города»  Символы нашего города».

1

4.

Природа нашего края: рельеф, климат . Практическая  работа с картами, личные наблюдения за погодой.

1

5.

Природа нашего края:  органический мир. (Презентации)

1

6.

Растительный мир. Практическая работа: Изучение гербария местных растений. Занимательная викторина.

1

7.

Лечебные травы нашего края. Составление буклета.

1

8-9

Экскурсия в музей «Эхо – Югры».

2

10.

Заочное путешествие по  улицам нашего города.

1

11.

« Кто работает в нашем городе?»

1

12.

Наши земляки. Почётные жители города.

1

13.

Наш многонациональный город.

1

14.

Конкурс рисунков «Любимый город мой»

1

15.

Конкурс фотографий.

1

16.

Мои род, семья. «Семейные традиции».  

1

17.

Топонимика. Географические имена   – свидетели прошлого.      

1

18.

Топонимика. Географические имена   – свидетели прошлого.      

1

19

Выбор направления, темы проектной работы.

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Составление тематического планирования мероприятий.

1

20

Сбор исследовательского материала.. Практикум.

21.

Сбор исследовательского материала.. Практикум.

1

22.

 Развитие проекта

Теоретическая разработка проекта

1

23.

Обзор литературных данных. Представление данных исследования. Анализ результатов, выводы. Набор текста проекта

1

24

Электронная разработка учебного проекта. Информационные материалы к исследовательскому проекту

Час полезных вопросов.

1

25-26.

Создание мультимедийной презентации проекта.

2

27

Основы ораторского искусства.

Публичный доклад.

1

29-30

Оформление проектных работ.

2

31-32

Умение работать по составлению приложений к исследовательской работе.

1

33.

Рассмотреть различные формы представления исследовательских проектов. Уровни представления проектов.

Рефлексия результатов

1

34

Защита проектных работ.

1.

35.

Выбор тем проектных и исследовательских работ на следующий год.

1

             

      Рекомендуемая литература  и ресурсы Интернета

1.        Управление исследовательской деятельностью в современной школе. И.Д. Чечель, библиотека журнала «Директор школы», №7, 1998год.

2.        Содержание и организация исследовательскуого обучения школьников. А.И. Савенков. библиотека журнала «Директор школы», №8, 2003 год.

3.        Толлингерова Д. Психология проектирования умственного развития детей.

4.www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих..

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования детей по краеведению «История нашего города»

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия» Ф. Гансберг...

Программа дополнительного образования "Путешествие в свой город"

В современный период времени уделяется большое внимание краеведческому образованию школьников. На первом плане стоит задача воспитания настоящего патриота своей Родины, образованного человека, ...

Программа дополнительного образования "Путешествие в свой город"

В современный период времени уделяется большое внимание краеведческому образованию школьников. На первом плане стоит задача воспитания настоящего патриота своей Родины, образованного человека, ...

Программа дополнительного образования "Край Родной"

Програа  расчитана на 2 года обучения и предназначена для изучения окружающей среды родного края...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Танцующий город"

Программа   « Танцующий город»  разработана на основе и с учетом государственных требований к дополнительной программе в области  хореографического искусства « Хореографическ...

Программа дополнительного образования «Тайны родного края»

Цель рабочей программы: - воспитание патриотизма, формирование у молодёжи позитивных мировоззренческих взглядов, позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим проблемам...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....