Программа дополнительного образования «Тайны родного края»
рабочая программа по теме

Санникова Антонина Ивановна

Цель рабочей программы:

 

- воспитание патриотизма, формирование у молодёжи позитивных мировоззренческих взглядов, позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим проблемам, содействие духовно - нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_rodnogo_kraya.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Аннинская  средняя  общеобразовательная школа №6

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании НМС АШО

протокол № 1

от «25» августа 2015 г.                                                                                    

Утверждена     педагогическим советом школы

     протокол № 1

     от «25» августа 2015 г.                                                                                    

«Утверждаю»_________                                  

Директор школы

Л.Н. Гурова                                      

приказ № 54

от «26»  августа  2015 г.                                        

Программа дополнительного образования

 «Тайны родного края»

на 2015-2016 учебный год

                                                               Возраст: 13-14 лет

Срок реализации – 0,5 года

Составитель: учитель русского языка и

литературы Санникова А.И.

п.г.т. Анна

2015 г.

Пояснительная записка

Количество недельных часов – 0,5

Количество часов в год – 17

Цель рабочей программы:

- воспитание патриотизма, формирование у молодёжи позитивных мировоззренческих взглядов, позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим проблемам, содействие духовно - нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Задачи:

1. Утверждение в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к прошлому страны в целом и истории родного края в частности.

2. Формирование чёткой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению народу.

3. Получение учащимися необходимого объёма знаний в области истории родного края.

4. Приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям Отечества, малой Родины, родного дома;

5. Формирование навыков работы с музейными экспонатами;

Основные направления и содержание деятельности.

     Используются различные методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение);

-практические (упражнение, учебно-производительный труд, исследовательская работа);

- работа с книгой, с документами;

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

- эвристические (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного труда. Некоторые задания требуют объединения  детей в подгруппы.

Теоретическая часть обычно дается в начале занятия и проходит в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Затем все теоретические знания закрепляются на практике.

С целью проверки усвоения знаний, терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.

           В начале каждой темы при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используются методы фронтальной работы - это демонстрация таблиц, рисунков наглядного материала, а так же различных технических приемов работы для всей группы детей. Методы обучения выбираются с учетом знаний и практических навыков, полагаемых учащимися на занятиях в кружке. 

На занятиях дети могут работать с разной литературой. Это помогает «разгрузить» педагога и закрепляет у ребенка навык  самостоятельной  работы. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель объединения вместе с тем направляет творческую деятельность кружковцев.

                                                         УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

                                Наименование тем

          Количество часов

 Теория

Практика

  Всего      

1

Введение

        1

1

2

Моя семья

1

1

2

3

Моя школа

1

      1

2

4

Мой  поселок

        8

      2

10

5

Итоговое занятие

2

2

Итого:

11

6

17

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ТЕХНОЛОГИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Введение – 1 час

Цели и задачи курса. Источники информации.

Что такое краеведение. Понятие и структура краеведения.

Организация наблюдений за природой. Ведение календаря природы.

Экскурсия: по селу и окрестностям.

2. Моя семья – 2 часа

Кто мы и откуда. Что означает моя фамилия, имя, отчество. Состав моей семьи. Профессии родителей.

Родословная: что это такое, как ее составить. Родословная моей семьи.

Конкурс «Летопись семьи» (защита проекта).

Практические работы:

1. Сбор и обработка материалов о фамилиях, именах, отчествах.

2. Составление родословной своей семьи.

3. Защита проектов по теме «Летопись семьи».

3. Моя школа – 2 часа

Где расположена школа. Когда и кем построена школа. Как оборудована. Кто в ней работает. Кто в ней учится.  Каковы успехи и достижения учителей и учеников школы. Каковы перспективы школы.

Практические работы:

1. Составление плана школы и пришкольного участка.

2. Сочинение «Моя школа в будущем».

4. Мой  поселок – 10 часов

1) Исторические особенности развития территории – 3 часа

Первое упоминание об Анне.  Происхождение названия.

События Великой Отечественной войны в окрестностях поселка.

Экскурсии:

1. В  школьный краеведческий музей.  Встреча с ветеранами.

2). История создания пгт Анна – 1 час

Идея строительства поселка. Организации – участники строительства. Этапы строительства.

3). Планировка и улицы пгт Анна– 2 часа

Когда появились названия улиц. Сколько их. Как они называются и почему. Какова планировка поселка. Творческая работа «Моя улица».

Практические работы:

1. Путешествие по Анне  (работа с планом поселка).

2. Защита проектов по теме «Моя улица».

4). Природные особенности Анны и ее окрестностей – 1 час

Геологические события на месте села. Геологическое строение, полезные ископаемые. Рельеф. Поверхностные и подземные воды. Особенности климата. Характеристика сезонов года.

Почвы в пределах села и его окрестностях.

Практические работы:

1. Знакомство с горными породами окрестностей села.

2.Систематические метеорологические наблюдения и анализ данных.

3. Составление характеристики сезонов года.

5)  Национальные праздники в пгт Анна – 2 часа

Праздники: Рождество, Масленица, Пасха и т.д.

Практическая работа:

1. Особенности классификации праздников.  Выход на праздники в поселке.

6)  Народные игры – 1 час

Национальные игры, в которые играли наши бабушки.

7)  Итоговое занятие – 2 часа

Защита творческого проекта  «Будущее родного поселка». Подведение итогов за год. 

В результате посещения  кружка учащиеся должны

знать (понимать):

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
  • изученные виды исторических источников;

 уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
  • рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры.

Ожидаемые результаты:

Наиболее важными предполагаемыми результатами работы по реализации программы можно считать:

  • становление личности учащегося как гражданина  России, готового встать на защиту Родины;
  •  воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность;
  •  создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом;
  • пополнение музея школы новыми экспонатами;

привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению  преемственности поколений.

Механизм реализации программы.

Программа реализуется через работу кружка «Тайны родного края».

Поисково-исследовательская работа в музее предусматривает  приобретение  знаний  по  истории своего  народа,  родного  края,  содействует  углублению  чувства  патриотизма, любви  к  своей  Родине,  повышает  общий  культурный,  эстетический  и физический  уровень.  Историко-культурная  деятельность  становится источником  нравственного  опыта  воспитанников.  Обобщение   результатов деятельности происходит в форме написания рефератов и исследовательских работ по различным темам.

Календарно-тематическое планирование кружка «Тайны родного края»

на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Дата (план)

Дата        (факт)

Тема занятия

1

3.09

Введение.

2

10.09

Моя семья.

3

17.09

Защита проектов по теме «Летопись семьи».

4

24.09

Моя школа.

5

1.10

Сочинение «Моя школа в будущем».

6

8.10

Первое упоминание об Анне.  Происхождение названия.

7

15.10

События Великой Отечественной войны в окрестностях поселка.

8

22.10

Экскурсия в  школьный краеведческий музей.  Встреча с ветеранами.

9

29.10

История создания пгт Анна.

10

12.11

Планировка и улицы пгт Анна.

11

19.11

Защита проектов по теме «Моя улица».

12

26.11

Природные особенности Анны и ее окрестностей.

13

3.12

Национальные праздники в пгт Анна.

14

10.12

Национальные праздники в пгт Анна.

15

17.12

Народные игры.

16-17

24.12

Итоговое занятие. Защита творческого проекта «Будущее родного поселка».   (2 часа)

     

 

Формы обучения и контроля: традиционные занятия,  проект, дидактическая игра, разнообразные нестандартные формы занятий.

   Виды и формы контроля:

 Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

 Формы контроля: устный, фронтальный и индивидуальный, подготовка самостоятельно проектов, презентаций.

  Условия реализации программы.

   ·     Информационно - методическое обеспечение программы (пакет методических материалов).

   ·     Школьный  музей.

   ·     Наличие материалов и инструментов (экспонаты школьного музея).

                             

                                                     

                             

                             

Учебно - методическое обеспечение

1.  Б.Я.Табачников, Ю.А.Савинков, А.В. Смирнов «Люби и знай родной край». Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ Воронеж, 2008.

2.  В.Тихомиров «История Черной земли с древнейших времен и до основания Воронежа».  Воронеж, 2009.

3.  В.И. Панова «История Воронежского края». Учебно-методическое пособие – Воронеж, 1997.

Материально-техническое обеспечение

1. Ноутбук ACER.

2. Мультимедийный  проектор NEC.

3. Экран  Screen Viewsа.


Список  членов объединения «Патриот»

№/№

п/п

Фамилия, имя учащегося

Класс

1

Коновалова Мария

8

2

Сидорова Юлия

8

3

Никитина Анастасия

8

4

Полухина Надежда

8

5

Тимофеева Галина

8

6

Антонова Анастасия

9

7

Чепкасова Анастасия

9

8

Свиридова Ирина

9

9

Козлова Кристина

9

10

Фомина Ирина

9

11

Луцкая Юлия

8

12

Шакина Марина

9

13

Жихарева Алина

9

14

Гавриш Алина

6

15

Ларечнева Елизавета

6

16

Михальчук Наталья

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

Программа дополнительного образования "Тайны языкознания"

Данная программа разработана для литературного кружка "Вития" с целью развития творческих способностей разного плана детей 5 класса. программа представляет собой интегрированный курс по литературе, ру...

Программа дополнительного образования "Тайны биологии"(34 часа)

Программа затрагивает разнообразные темы, касающиеся не только биологии....

Рабочая программа дополнительного образования "Тайны искусства"

Рабочая программа студии изобразительного искусства "Тайны искусства"...

Использование ГИС технологий при реализации программы дополнительного образования «Тайны биологии»(из опыта работы)

Статья освещает возможности применения геоинформационных систем (ГИС – технологий) в системе дополнительного образования при реализации программы кружка «Тайны биологии».  Автор...

2020-2021: Рабочая программа дополнительного образования "Тайны текста. 9 класс"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, при...

Рабочая программа по образовательной программе «Юный турист: изучаю родной край"

Пояснительная запискаОбразовательная программа «Юный турист: изучаю родной край» является составной частью духовно-нравственного образования детей в учреждении дополнительного образования ...