Рабочая программа дополнительного образования "Тайны искусства"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Шемякина Вера Александровна

Рабочая программа студии изобразительного искусства "Тайны искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tayny_iskusstva_2.doc401 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

 «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно  еще  очень  наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в  наших  взрослых  руках.  Какими  мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И  не  только  они.  Таким будет и общество через 30  -  40  лет,  общество,  построенное  ими  по  тем представлениям, которые мы у них создадим». Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает,  что  будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться,  а что презирать люди и в будущем, и сейчас.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.

Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата ребенка. Ведь младший школьный возраст школьный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего.

Актуальность программы связана с развитием творческих способностей и навыков учащихся в процессе художественного воспитания.

Одной из задач научных исследований в области педагогики является вооружение общеобразовательной школы и учителя научно обоснованными рекомендациями создания оптимальных условий для развития способностей школьников к самореализации.

 В художественно-творческой деятельности, одной из особенностей которой является самовыражение и самореализация личности в художественных образах, формируется эстетическое отношение к жизни и искусству. Эстетическое отношение представляет собой основу художественного творчества. Выражение своего отношения, переживания и чувства в художественных образах усиливает потребность в художественно-творческой деятельности.

Научить видеть прекрасное вокруг себя по средствам художественной деятельности, призвана система  эстетического  воспитания.  Для  того  чтобы  эта  система воздействовала на  ребенка  наиболее  эффективно  и  достигала  поставленной цели,  Б.М.   Неменский   выделил   следующую   ее   особенность:   «художественная деятельность ребенка должна быть, прежде всего, единой системой, объединяющей  все занятия по творческим предметам, где каждый  вид  занятия  имеет  свою  четкую  задачу  в  деле формирования эстетической культуры и личности школьника…Именно продуктивная изобразительная деятельность способствует художественно – творческому развитию ребенка».

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

Во внешкольной студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.

Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.

Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.

Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа является определенным стимулом к собственному творчеству.

Целью данной программы является  развитие художественных способностей детей, практических навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Программа ставит следующие
задачи:

Развивающие:

  1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  2. Развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
  3. Развивать у учащихся знания в сравнении со школьным курсом рисования по различным аспектам изобразительного творчества (композиция, графика, колористика, техника изображения, техника владения инструментом, светотеневая разработка, пропорционирование).

Обучающие (формирующие):

  1. Формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, умения решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию.
  2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

  1. Воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры,
  2. Формирование трудолюбия, воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени,
  3. Преодоление обучающимися «комплекса неумения» в отношении изобразительной деятельности, развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки,
  4. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Представленные в программе занятия, требуют не только целенаправленного восприятия — наблюдения, активной работы мысли, но и переживания положительных эмоций как от самого процесса изучения и изображения того или иного объекта или явления, так и от непосредственно воспринимаемых свойств и особенностей этих предметов и явлений.

Программа  «Тайны искусства» направлена на развитие и формирование изобразительных навыков в 3-х возрастных группах. При составлении данной программы был  использован собственный опыт работы автора как профессионального художника, опыт прохождения производственных практик, а также материалы следующих образовательных программ:

  1. Быкова Я. Г. , Волобуева Н. Н. , Смирнов А. А. , Богданова Н.Г. комплексная программа «Рисунок, живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное творчество». – М, 2000 г.;
  2. Лазарев А.Г. Сборник программ.- М, 2002 г.;
  3. Нелинский Б. Г. , Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство». - М, 1998 г.;
  4. Неменский Б.М «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. –М, 2006г.;
  5. Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство, основы народного и декоративно-прикладного искусства». - М, 1997 г.;

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в изобразительной студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на 3 года обучения.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические  требования к учреждениям с дополнительным образованием детей.

Занятия в группах первого года проходят  3 раза в неделю по 1 часу. Специального отбора не производится.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 8 до 15 человек.

При этом оптимальное число обучающихся составляет:

  • Для 1-ой возрастной группы (7-8  лет): 10 человек;
  • Для 2-ой возрастной группы (9  лет): 15  человек;
  • Для 3-ой возрастной группы (10-11  лет): 10 человек.

Так же создаётся группа для индивидуальной работы ,которая предусматривает подготовку к конкурсам ,конференциям ,олимпиадам.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией
    наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет
    пути ее решения);
  •  эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Художественная деятельность  на занятиях изостудии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.

 

  Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать учащимся более  глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

В реализации программы используются формы занятий, как индивидуальной работы, так и  коллективного творчества. Используются следующие формы занятий: беседа, практическая работа, игра, конкурс, викторина, выставка, спектакль, экскурсия, работа на пленере и др.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться: занятия по композиции сменяется занятием по рисунку, работа декоративно-прикладного характера следует за прослушиванием аудиозаписи или просмотром видеофильма и т.п. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

В занятиях студии могут принимать участие родители (при желании  - на постоянной основе, но без внесения их в состав объединения). Родителям предоставляется возможность выбрать вид художественной деятельности, не включенной в основную часть программы из-за своей сложности для детей 8 – 10 лет. После консультаций педагога родители вместе с детьми смогут выполнять такого рода работы дома и в студии, представляя их впоследствии на выставках.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:

  1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы;
  2. Практические умения и навыки;
  3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

Обучающиеся должны знать:

  • название основных и составных цветов;
  • понимать  значение  терминов:   краски,   палитра,   композиция,   художник,   линия,   орнамент;   аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приемы офомления;
  • названия инструментов,    приспособлений.

Должны уметь:

  • Пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • Владеть основами в соответствии с настроением рисунка;
  • Владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;
  • Моделировать художественно – выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • Пользоваться художественными материалами.

Отслеживание (проверка) перечисленных результатов осуществляется по специально разработанной  методике (Приложение 2). Полученные результаты по каждому ребенку заносятся в «Индивидуальную карточку учащегося» (Приложение 1), где в баллах фиксируется предметные и личностные показатели. Замеры производятся 4 раза в год, поэтому каждая Индивидуальная карточка позволяет отразить динамику успехов или неудач ребенка, определить конкретные формы помощи со стороны педагога.

В качестве форм подведения итогов используются выставки разного типа и уровня, изовикторины, «круглые столы» для детей и родителей, участие студийцев в районных, городских, всероссийских конкурсах.

Итоговые выставки организуются 4 раза в год –  после каждой учебной четверти. «Круглые столы» с родителями проводятся с целью обсуждения достижений и недоработок детей, выявляются причины неудач, высказываются конструктивные предложения и собираются по необходимости.


Учебно – тематический  план первого года обучения (35 недель)

Наименование

Общее количество учебных часов

В том числе

Теория

Практика

I

Введение в программу. Беседы об искусстве.

1

1

-

II

Линия и цвет. 

16

7,5

8,5

2.1

Волшебный карандаш

4

2

2

2.1.1

Карандаш – первый помощник художника

2

1

1

2.1.2

Ох уж эта линия

1

0,5

0,5

2.1.3

Кривые и черточки

1

0,5

0,5

2.2

Волшебная кисточка

4

2

2

2.2.1

О кисти знать должны мы

2

1

1

2.2.2

Своими руками творим чудес

2

1

1

2.3

Цвет, свет и колорит

6

3

3

2.3.1

Цвет в искусстве

2

1

1

2.3.2

Свет в искусстве

2

1

1

2.3.3

Колорит в искусстве

2

1

1

2.4

Иллюстрация на тему

2

0,5

1,5

III

Композиция на заданную тему.

31

10

21

3.1

Композиция «Мой  букет»

5

2,25

2,75

3.1.1

Понятие композиция. Виды композиций

2

1,5

0,5

3.1.2

Эскиз композиции по теме

1

0,25

0,75

3.1.3

Работа с цветом

2

0,5

1,5

3.2

Аппликация «Осень»

6

1,75

4,25

3.2.1

Понятие аппликация. Виды аппликаций

1

0,75

0,25

3.2.2

 Эскиз аппликации

2

0, 5

1,5

3.2.3

Выполнение аппликации

3

0,5

2,5

3.3

Аппликация «Снегирь на ветке»

5

        1        

4

3.3.1

Эскиз аппликации

2

0,5

1,5

3.3.2

Выполнение аппликации

3

0,5

2,5

3.4

Новогодние композиции

15

5

10

3.4.1

Поговорим о празднике

2

1,5

0,5

3.4.2

Эскиз композиции

2

0,5

1,5

3.4.3

Выполнение композиции. Работа в цвете

4

0,5

3,5 

3.4.4

Снежинок стройный ряд

1

0,5

0,5

3.4.5.

Снежинка

2

0,5

1,5

3.4.6.

Ёлочка, ёлочка…

2

0,5

1,5

3.4.7

Соединение композиций

1

-

1

3.4.8

Подведение итогов 1-го полугодия

1

1

-

Итог первого полугодия

48

18,5

29,5

IV

Декоративно-прикладное творчество

39

10,25

28,75

4.1

Снегопад в Сургуте

6

2,5

3,5

4.1.1

Давай  поговорим о ДПИ…

2

1

1

4.1.2

Выполнение эскиза работы

2

1

1

4.1.3

Выполнение композиции

2

0,5

1,5

4.2

Орнамент. Виды орнамента

3

0,75

2,25

4.2.1

Орнамент в круге

1

0,25

0,75

4.2.2

Орнамент в квадрате

1

0,25

0,75

4.2.3

Розетка 

1

0,25

0,75

4.3

Дедушка, папа, я

6

1,5

4,5

4.3.1

Эскиз композиции

2

0,5

1,5

4.3.2

Работа с рисунком

2

0,5

1,5

4.3.3

Работа с цветом 

2

0,5

1,5

4.4

Подарки маме

6

1,25

4,75

4.4.1

Эскиз композиции

1

0,25

0,75

4.4.2

Работа с рисунком

2

0,5

1,5

4.4.3

Работа с цветом

3

0,5

2,5

4.5

Цветы весны

3

0,75

2,25

4.5.1

Эскиз композиции

1

0,25

0,75

4.5.2

Работа с рисунком

1

0,25

0,75

4.5.3

Работа с цветом

1

0,25

0,75

4.6

Композиции на тему

6

1

5

4.6.1

Эскиз композиции

1

0,25

0,75

4.6.2

Работа с рисунком

2

0,25

1,75

4.6.3

Работа с цветом

3

0,5

2,5

4.7

Объемная композиция  «Ох этот  мир»

6

1,75

4,25

4.7.1

Эскиз композиции

1

0,25

0,75

4.7.2

Работа с формой

2

0,5

1,5

4.7.3

Работа с цветом и объемом

3

1

2

4.8

Композиция на тему

3

0,75

2,25

4.8.1

Эскиз композиции

1

0,25

0,75

4.8.2

Работа с рисунком

1

0,25

0,75

4.8.3

Работа с цветом

1

0,25

0,75

V

Портрет.

5

1,5

3,5

5.1

Портрет как жанр живописи. Виды портрета

2

0,5

1,5

5.2

Рисуем портрет  …

3

1

2

VI

Композиция на заданную тему.

6

1,25

4,75

6.1

Война и мир.

3

0,5

2,5

6.1.1

Эскиз композиции

1

0,5

0,5

6.1.2

Работа с рисунком

1

-

1

6.1.3

Работа с цветом

1

-

1

6.2

Пусть всегда будет солнце.

3

0,75

2,25

6.2.1

Эскиз композиции

1

0,25

0,75

6.2.2

Работа с рисунком

1

0,25

0,75

6.2.3

Работа с цветом

1

0,25

0,75

VII

Декоративная композиция «Лето»

(итоговая работа).

7

1,5

5,5

7.1

Эскиз композиции

2

0,5

1,5

7.2

Работа с рисунком

2

0,5

1,5

7.3

Работа с цветом

3

0,5

2,5

Итог второго полугодия

57

14,5

42,5

            Всего  

105

33

72


Содержание программы первого года обучения (35 недель)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Краткое содержание

I

Введение в программу. Беседы об искусстве.

1 час

Введение обучающихся в суть работы художественной студии, изучение уровня подготовленности и мотивации обучающихся

II

Линия и цвет. 

Волшебный карандаш. Волшебная кисточка. Цвет, свет и колорит. Иллюстрация на тему

16 часов

Обучающимся рассказывается история появления первых художественных инструментов, основные законы и термины искусства

III

Композиция на заданную тему.

Композиция «Мой  букет». Аппликация «Осень». Аппликация «Снегирь на ветке». Новогодние композиции

31 час

Знакомство учащися с терминами «композиция», натюрморт, пейзаж,  изучение основных видов, приемов и законов композиции.

IV

Декоративно-прикладное творчество

Снегопад в Сургуте. Орнамент. Виды орнамента. Дедушка, папа, я. Подарки маме. Цветы весны. Композиции на тему. Объемная композиция  «Ох этот  мир». Композиция на тему

39 часов

Знакомство учащихся с понятием ДПИ, с основными принципами. Видами и правилами. Выполнение декоративных панно.

V

Портрет.

Портрет как жанр живописи. Виды портрета. Рисуем портрет  …

5 часов

Знакомство с жанром «Портрет». Изучение видов портрета, выполнение серии работ с натуры и по представлению.

VI

Композиция на заданную тему.

Война и мир. Пусть всегда будет солнце.

6 часов

Знакомство детей с батальным и историческим жанром искусства, выполнение композиции на тему «1 мая» и «9 мая»

VII

Декоративная композиция «Лето»

(итоговая работа).

7 часов

Подведение итогов года, определения уровня освоения программы

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для занятий первого года обучения так органичны занятия именно изобразительным искусством. Важно научиться чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения дает работа с перспективой. Работа с различными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий различного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.  


 Учебно -  тематический план второго года обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

Введение в программу.

2

1

1

1

Знакомство с чудо-помощниками: ножницами, клеем, кисточкой.

2

1

1

  1. II.  

В гостях у сказки.

31

10

21

2

«Коврик для котика».

4

1

3

3

«Путешествие-полет в геометрическую страну».

3

1

2

4

Перышки для сказочной птицы.

3

1

2

5

«Осеннее очарование». Букет осенних листьев. Коллективная работа.

6

  2

4

6

«Бабочки».

4

        1,5

2,5

  2,5

2,5

7

«Первый снег».

4

  1,5

2,5

8

«Дерево чудес».

3

  0,5

2,5

9

«Сказочные домики».

4

 1,5

2,5

Подарки для друзей

38

7

31

10

«Бусы для куклы».

3

0,5

2,5

11

Кукольный антураж.

3

0,5

2,5

12

«Смешные человечки».

4

0,5

3,5

13

«Пушистый котик».

6

2

4

14

«Такой забавный клоун».

6

1

5

15

«Дерево дружбы».

4

0,5

3,5

16

Праздничные маски.

6

 1

5

17

Праздничная игрушка-сувенир.

6

1

5

«Превращения» бумаги

25

2,5

22,5

18

Выполнение творческого индивидуального задания с цветной бумагой

4

0,5

3,5

19

Превращение прямоугольника в цилиндр.  

6

1

5

20

Лесенки и заборчики

6

0,5

5,5

21

Архитектурная композиция.

9

0,5

8,5

Итоговая работа

9

7

2

22

Итоговая работа «Лето».

9

7

2

Всего:

105

27,5

77,5


Содержание программы второго года обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Краткое содержание

Введение в программу.

Знакомство с чудо-помощниками: ножницами, клеем, кисточкой, красками.

2

Условия безопасной работы. Отработка навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник. Работа с красками, правила цветовой азбуки, техник.

В гостях у сказки.

«Коврик для котика». «Путешествие-полет в геометрическую страну». Перышки для сказочной птицы. «Осеннее очарование». «Бабочки». «Первый снег». «Дерево чудес». «Сказочные домики».

31

Орнамент в квадрате. Отработка навыка аккуратной работы. Ритм цветовых пятен.

Развитие воображения. Выклейка плана местности с полями и озерами. Отработка приема: надрезание. Букет осенних листьев. Отработка навыка: вырезание путем складывания. Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

Коллективная композиция, составленная из вырезанных фигур простых геометрических форм. Воспитание чувства цветовой гармонии. Элементы полуобъема.

Полуобъемная композиция. Бумага белая, серая, гофрокартон. Элементы мозаики.

Закрепление навыка: вырезание путем сложения. Декорирование бабочек. Полуобъемная композиция.

Отработка приема: вырезание путем складывания. Композиционный прием: выделение главного. Цветная бумага. Черный или белый фон. Контраст.

Подарки для друзей.

«Бусы для куклы». Кукольный антураж. «Смешные человечки». «Пушистый котик». «Такой забавный клоун». «Дерево дружбы». Праздничные маски.

Праздничная игрушка-сувенир.

38

Орнаментальный ряд. Чередование цвета и формы.

Составление фигурок животных, людей из простых геометрических фигур. Развитие воображения.

Полуобъемная композиция. Цветовые контрасты.

Отработка приема: вырезание цветка из квадрата сложением в 8 раз, в 4 раза.

Отработка приема «выращивание». Белая, черная и газетная бумага. Возможное использование текстиля. Коллаж. Трансформация плоскости в объем. Декорирование. Связь с живописью, графикой.

«Превращения» бумаги.

Выполнение творческого индивидуального задания с цветной бумагой. Превращение прямоугольника в цилиндр.  Лесенки и заборчики. Архитектурная композиция.

25

. Игрушка на основе цилиндра. Индивидуальная работа. Воплощение образа. Ребро жесткости. Заборчик и лесенки. Криволинейные сгибы.

Работа по методу проекта. Связь с живописью, графикой

Итоговая работа

Итоговая работа «Лето».

9

Подведение итогов года, определения уровня освоения программы.

Изобразительное искусство, художественное конструирование — наиболее применимые формы в области эмоционального восприятия ребенка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными и пластическими материалами, знакомится с мировой культурой в этой области искусства. Более свободное владение различными художественными и техническими средствами позволяет ребенку самовыразиться.


Учебно -  тематический план третьего года обучения

п/п

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

Введение в программу.

2

2

Вводное занятие. Беседа: «Условия безопасной работы».

2

2

-

Для твоих друзей.

15

3,5

11,5

Урок-игра «Как накормить ослика». 

3

1

2

«Лебединое озеро».

3

0,5

2,5

«Сад лесных зверей».

3

0,5

2,5

«Деревья для белочки»,

3

0,5

2,5

«Мишка очень любит мед».

3

1

2

Орнаменты и рельефы.

15

3,5

11,5

Орнамент в круге.

4

1

3

Ленточный орнамент.

4

1

3

Рельеф «Парусник».

4

1

3

Рельеф «Цветы и травы».

3

0,5

2,5

«О прекрасном».

36

7

29

«Корзинка с цветами».

6

2

4

 «Цветы и бабочка».

6

2

4

«Подарок маме».

6

0,5

5,5

«Посуда для куклы».

3

0,5

2,5

«Народная игрушка».

6

1

5

«Ярмарка».

9

1

8

Про животных.

28

5,5

22,5

«Диковинная птица».

3

0,5

2,5

«Чудо рыба».

4

1

3

«Лев».

6

2

4

«Мои любимые животные».

6

1

5

«Знак года».

9

1

8

Итоговая работа.

9

3

6

Аттестационная работа: «Абракадабрик — фантастическое существо».

9

3

6

Всего:

105

24,5

80,5


Содержание программы третьего года обучения

п/п

Тема

Общее кол-во часов

Краткое содержание

Введение в программу.

Вводное занятие. Беседа: «Условия безопасной работы».

2 часа

Знакомство с материалами, инструментом

Для твоих друзей.

Урок-игра «Как накормить ослика». 

«Лебединое озеро».

«Сад лесных зверей».

«Деревья для белочки».

«Мишка очень любит мед».

15 часов

Лепка корзины с фруктами. Формообразование движения: шар, овал, колбаска и т.д.

Соблюдение последовательности: шар — морковка — сгибание – детали, создание образа. Пластилин

Формообразующие движения. Лепка от целого куска с добавлением деталей. Отработка приема: прищипывание, работа по методу проекта. Условия безопасной работы с ножницами. Создание единой композиции. Лепка — отработка приема: целое из частей. Создание образа. Работа с глиной, стеками, палочками, шликером.

Орнаменты и рельефы.

15 часов

Орнамент в круге.

Ленточный орнамент.

Рельеф «Парусник».

Рельеф «Цветы и травы».

Отработка приема - рисование иглой. Стихия - вода. Декор: «Солнышко на парусе».

Рельеф. Природные растительные материалы: семена, плоды, косточки. Основа — пластилин на картоне. Понятия: симметрия, ритм.

Природные материалы: семена, плоды, косточки. Шпагат. Основа — пластилин на картоне. Понятия: симметрия, ритм, пластика.

«О прекрасном».

36 часов

«Корзинка с цветами».

«Цветы и бабочка».

«Подарок маме».

«Посуда для куклы».

«Народная игрушка».

«Ярмарка».

Глина, обжиг, декор: рукопись орнаментального края ангобом, гуашью.

Обращение к образному строю дымковской и филимоновской игрушки. Орнаментика ангобом

Работа по методу проекта. Иллюстративный материал. Художники: Кустодиев, Рябушкин. Стилевое единство, масштаб.

Образный строй русской керамической посуды. Беседа с показом иллюстративного и предметного материала. Лепка с сохранением стиля.

Про животных.

28

«Диковинная птица».

«Чудо рыба».

«Лев».

«Мои любимые животные».

«Знак года».

Формообразование в рельефе. Последовательность выполнения рельефа. Отработка приема - наращивание по частям. Образы животных в русском зодчестве

Лепка по зарисовкам детей. Метод исследования

Создание коллективной, декоративной композиции по методу проекта.

Мелкая пластика. Беседа «Русская керамическая игрушка». Глина, декорирование ангобом. Отработка приема: лепка из целого куска с добавлением деталей.

Итоговая работа.

9

Аттестационная работа: «Абракадабрик — фантастическое существо».

 Применение приемов: процарапывание, прищипывание, использование штампиков, шликера для декорирования деталями.подвведение итогов всего курса обучения.

На данном этапе важной становится цель — научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение.

Знания и умения, полученные в первые два года годы обучения, применяются в создании творческих работ. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в разделе декоративно-прикладного творчества.

Дети знакомятся со спецификой работы дизайнера, последовательностью работы над проектом.


Методическое обеспечение занятий:

Программы дополнительного образования детей включает:

-        обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

-        рекомендации по проведению практических работ обучаемых;

-        дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы.

Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование:

  1. Репродукции картин, фотографии скульптур, CD-диски с изображением картин великих мастеров;
  2. Литература по искусству;
  3. Аудиозаписи музыкальных произведений;
  4. Натурный фонд;
  5. Материалы для художественного творчества;
  6. Компьютер;
  7. Магнитофон;
  8. Проектор или телевизор;
  9. Парты, стулья, мольберты.

Художественные произведения мировой культуры:

  • Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки );
  • Схемы и рисунки орнаментов;
  • иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок;
  • слайды  известных архитектурных построек;
  • дизайнерские проекты;
  • произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова;
  • репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова;
  • фотографии произведений известных народных художественных промыслов;
  • фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев;
  • деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи;
  • видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;
  • слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.

Музыкальные произведения:

  • «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева,
  • «Песня жаворонка» П.И.Чайковского,
  • прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена,
  • «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси;
  • «К Элизе» Л. Ван Бетховена;
  • произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.

Поэтические литературные произведения:

  Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта,  И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.

Художественные материалы:

  Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок;  карандаши цветные и графические, пастель или восковые мелки; пластические материалы (глина, пластилин, тесто); природные материалы; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, цветная тушь, фломастеры.

Оборудование кабинета:

 Столы и стулья, баночки для воды ,раковина и наличие водопровода, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов, фильмов и слайдов.

Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым, и соответствовать нормам кабинета дополнительного образования по художественно – эстетическому профилю.


Список литературы

Литература для педагога

  1. Коретеева Я. И. Искусство и т. – М.: Просвещение, 2000 г.
  2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство.– М.: Просвещение, 1984 г.
  3. Андронов С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического.– Санкт-Петербург: Каро, 2004 г.

Литература для обучающихся

  1. Каменева Е., Какого цвета радуга – М.: Детская литература, 1975 г.
  2. Рогов А.П. Кладовая радости.– М.: Просвещение, 1982 г.
  3. Платонова Н.И., Тарасьев В.Ф.  Этюды об изобразительном искусстве. – М.: Просвещение, 1994 г.
  4. Васенко А.И.,  Когда я буду художником.– М.: Детская литература, 1980 г.


Литература для родителей

  1. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать.– М.: Просвещение, 1996 г.
  2. Коменский Я.А.. Учпедгиз. – М.: Просвещение, 1947 г.
  3. Люблинская А. А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971 г.
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973 г.

Индивидуальная карточка учащегося      Ф.И.О._______________________ класс____________

Показатели (оцениваемые параметры)

Баллы

Степень выраженности оцениваемого параметра

Расшифровка

I. Теоретическая подготовка ребенка

Теоретические знания:

  • техника безопасности в изостудии;
  • виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, скульптура, …;
  • жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, декоративное панно, интерьер);
  • особенность работы с различными материалами: карандашом, углем, акварелью, гуашью, пастелью, тушью., глиной, сатиной;
  • композиция и правила ее построения;
  • особенности изображения предметов объемной формы в пространстве;

II. Практическая подготовка ребенка

2.1 Практические умения и навыки:

  • умение работать в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт ……..);
  • умение строить композицию в любом из видов изобразительной деятельности;
  • умение вспоминать композиции в виде рельефа и круглой скульптуры на заданную и свободную темы;
  • умение изображать предметы объемной формы в пространстве;
  • умение создавать узоры с использованием народных мотивов

2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением:

  • умение работать за мольбертом;
  • умение работать с различными материалами: углем, кистью, карандашом.

III. Личностные качества ребенка

3.1 Организационно-волевые качества:

  • терпение;
  • воля;
  • самоконтроль;

3.2 Поведенческие качества:

  • конфликтность;
  • тип сотрудничества;
  • самооценка;


Приложение 2

Методика отслеживания ожидаемых результатов первого года обучения

5- работа прошла отлично,

4-работа прошла хорошо,        

3-удовлетворён работой,

2-не удовлетворён работой,

        

5- работа прошла отлично,

4-работа прошла хорошо,

3-удовлетворён работой,

2-не удовлетворён работой,

Оценка

Фамилия, имя обучаемого

 

Организация рабочего места

Свободное владение инструментами и приспособлениями Владение художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, перьями, карандашом, кистями, глиной, декоративными материалами

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, мольбертом, планшетом, карандашом, палитрой, ножницами и пр. Применение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии и асимметрии

Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале

Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания

Умение пользоваться эскизом

Умение использовать знание пропорций человеческого лица, фигуры в разных положениях, движении

Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании творческих композиций

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» — 2 уровень (средний), «5» — 3 уровень (высокий)

Оценка

Фамилия, имя обучаемого

 

Организация рабочего места

Свободное владение инструментами и приспособлениями Владение художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, перьями, карандашом, кистями, глиной, декоративными материалами

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, мольбертом, планшетом, карандашом, палитрой, ножницами и пр. Применение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии и асимметрии

Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале

Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания

Умение пользоваться эскизом

Умение использовать знание пропорций человеческого лица, фигуры в разных положениях, движении

Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании творческих композиций

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» — 2 уровень (средний), «5» — 3 уровень (высокий)


5- работа прошла отлично,         5- работа прошла отлично,

4-работа прошла хорошо,        4-работа прошла хорошо,

3-удовлетворён работой,        3-удовлетворён работой,

2-не удовлетворён работой,        2-не удовлетворён работой,

1-не изучалось.                                                                                               1-не изучалось.

Оценка

Фамилия, имя обучаемого

 

Организация рабочего места

Свободное владение инструментами и приспособлениями Владение художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, перьями, карандашом, кистями, глиной, декоративными материалами

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, мольбертом, планшетом, карандашом, палитрой, ножницами и пр. Применение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии и асимметрии

Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале

Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания

Умение пользоваться эскизом

Умение использовать знание пропорций человеческого лица, фигуры в разных положениях, движении

Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании творческих композиций

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» — 2 уровень (средний), «5» — 3 уровень (высокий)

Оценка

Фамилия, имя обучаемого

 

Организация рабочего места

Свободное владение инструментами и приспособлениями Владение художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, перьями, карандашом, кистями, пластилином, глиной, декоративными материалами

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, мольбертом, планшетом, карандашом, палитрой, ножницами и пр. Применение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии и асимметрии

 Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале

Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания

Умение пользоваться эскизом

Умение использовать знание пропорций человеческого лица, фигуры в разных положениях, движении

Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании творческих композиций

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» — 2 уровень (средний), «5» — 3 уровень (высокий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Волшебный сундучок» (кружок декоративно-прикладного искусства). Возраст детей: 7-10 лет

По  реализации данной программы  обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладном...

Рабочая программа дополнительного образования «Союз друзей искусства и культуры»

Цели и задачиОбразовательная: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.Развивающая: развитие эстетического восприят...

Рабочая программа дополнительного образования «Ораторское искусство – сила уверенного английского слова» 5- 6 класс

Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, интересующихся английским языком и демонстрирующих высокую успеваемость в рамках школьной программы. Программа направлена на обеспечение дополнительной по...

Рабочая программа дополнительного образования «Изобразительное искусство» (начальная ступень) в воскресной школе для детей 5-7 лет

Программа расчината на детей от 5 до 7 лет. Это дети младшей группы, посещающие воскресную школу. Программа авторская, составлена в расчете на урок продолжительностью 30 минут...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Структура рабочей программы дополнительного образования по изобразительному искусству «Студия живописи и графики»

Рабочая программа по изобразительному искусству для деятельности кружка ОДОД "Студия живописи и графики" - первый год обучения. Содержит пояснительную записку и КТП....