Использование ГИС технологий при реализации программы дополнительного образования «Тайны биологии»(из опыта работы)
статья по экологии (7, 8 класс)

Статья освещает возможности применения геоинформационных систем (ГИС – технологий) в системе дополнительного образования при реализации программы кружка «Тайны биологии».  Автор делится опытом  практического применения ГИС-технологий, способствующих  развитию познавательного  и исследовательского интереса в области биологии и других естественных наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ГИС технологий при реализации программы дополнительного образования «Тайны биологии»

Архипова Т.М., учитель биологии Муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Лицей №29», г.Тамбова

В связи с модернизацией  школьного образования на первое место выходит обеспечение его наибольшей личностной направленностью и вариативностью,  дифференциацией и индивидуализацией путем внедрения инновационных образовательных технологий, развития технических и технологических основ современных информационных образовательных ресурсов, использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения. Важным элементом при достижении нового качества общего и профессионального образования является привлечение при обеспечении образовательного процесса информационных передовых космических технологий, основанных на результатах космической деятельности (РКД) и геоинформационных технологий, что будет способствовать развитию познавательного и исследовательского интереса в области биологии и других естественных наук.

Программа объединения «Тайны биологии» имеет  эколого-биологическую направленность и способствует развитию  творческих и коммуникативных способностей ребят, предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: ботаника, зоология, гигиена, психология, физика,  математика,  информатика посредством использования ГИС - технологий.

ГИС - система для обработки географической информации.

В моей программе для работы с этими системами выделено несколько часов при изучении тем, в которых их применение уместно.

Например, в следующих разделах:

Раздел 1.Требования к реферату,   проекту.(7ч) 

 Это одна из начальных тем курса, в которой дети изучают разнообразные виды оформления и представления результатов своих исследований.  На данном занятии ребята познакомились  с  представлением результатов исследования с использованием ГИС технологий (научились наносить точечные объекты , выделять территории  с помощью линии, находить в интернете и вносить информацию об объектах на различные  информационные слои).

Обозначение объекта точкой:

Обозначение объекта линией:

.

 

Экологическая тропа

Обозначение объекта в виде полигона:

Охраняемые территории Тамбовской области

Раздел 4. Абиотические факторы среды, их влияние на жизнь растений, животных и человека.

 После изучения темы  «Вода, её роль в жизни организмов», проводится практическая работа « Нанесение на карту водных ресурсов Тамбовской области (пруды, озёра)»  (ГИС технологии)

 Раздел 7. Здоровье - богатство во все времена.

После изучения темы: «Физкультура, спорт, гимнастика, зарядка» – ребята  наносят на карту спортивные  учреждения, комплексы, стадионы г. Тамбова (ГИС технологии)

После изучения темы: «Лекарственные растения».

на карту наносится видовой состава лекарственных растений Тамбовской области. (ГИС технологии)

«Ядовитые растения и животные»: Нанесение на карту видового состава ядовитых растений и животных  Тамбовской области. (ГИС технологии)

На каждую тему с использованием ГИС – технологий отводится по 2 часа.

Так как программа кружка рассчитана на учащихся 7-8 класса, для более эффективной работы во время занятий в школьном Центре Космических Услуг, были подготовлены ученики – тьюторы из биолого - химической  подгруппы 11-го  класса. Создана инструктивная карточка для входа в систему.

1.Отображаем любой интернет-браузер (напр. Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Safari, Internet Explorer.).

 2.В поисковую строку вводим:

а).obraz.tambov.ssc.rekod.ru

в). obraz.tambov.rekod.ru(геопортал)        

          личный кабинет,

 вводим    loqin (____),  пароль (______)

3.В геопортале : создать слой.

Новый слой → вводим английское название слоя →вводим русское название слоя

4.Добавить  атрибут ( строка, заголовок и т.д.)

Ребята достаточно быстро разобрались с интерфейсом и методикой выполнения заданий. Такой вид работы вызвал интерес.  Работа с картой потребовала знаний территориального расположения географических объектов области. Поиск материала для создания информационных вставок способствовал развитию кругозора.

 

Информационные ресурсы:

1. Атлас Тамбовской области. ТГУ им. Г.Р. Державина ; (редкол.: В.М. Юрьев [и др.]. - [5-е изд.]. - [Тамбов : Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, б.г.). - 40 с. : ил., карты

2. Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании /- М. : Пищевая промышленность, 1980. - 255 с

3. Соколов А.С., Соколова Л.А. Экология растений. Пособие для учащихся 6-го класса общеобразовательной школ. Тамбов: «Юлис», 2006г.

4. Фионова Л.А., , Трунова Л.Б., Карпачева «Экология животных. 7 класс»      Тамбов: «Юлис», 2007г.

5. Яромир Покорны; Деревья вокруг нас; Издательство  «Артия»;1980г.; 192 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Тайны языкознания"

Данная программа разработана для литературного кружка "Вития" с целью развития творческих способностей разного плана детей 5 класса. программа представляет собой интегрированный курс по литературе, ру...

Использование современных образовательных технологий в реализации программы дополнительного образования

Актуальность применения ИКТ в тренировочном процессе: Создание реальных возможностей освоения двигательных действий создавая правильное представление о технике движений на начальном этапе обучени...

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Программа дополнительного образования "Тайны биологии"(34 часа)

Программа затрагивает разнообразные темы, касающиеся не только биологии....

Использование проектного метода обучения при реализации программ дополнительного образования технической направленности

Настоящий проект – это представление опыта работы по использованию деятельностных технологий  обучения, а именно проектного метода  при освоении программ  дополнительного образова...

Использование цифровых технологий при реализации программы дополнительного образования

Использование элементов цифровых технологий при реализации программы дополнительного образования художественной направленности (создание школьной газеты)...