Использование ГИС технологий при реализации программы дополнительного образования «Тайны биологии»(из опыта работы)
статья по экологии (7, 8 класс)
Статья освещает возможности применения геоинформационных систем (ГИС – технологий) в системе дополнительного образования при реализации программы кружка «Тайны биологии». Автор делится опытом практического применения ГИС-технологий, способствующих развитию познавательного и исследовательского интереса в области биологии и других естественных наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gis-tehnologii_v_dop_obrazovanii_arhipova_t.m._maou_litsey_no29_-_kopiya.doc | 980.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ГИС технологий при реализации программы дополнительного образования «Тайны биологии»
Архипова Т.М., учитель биологии Муниципального автономного общеобразовательного учреждения « Лицей №29», г.Тамбова
В связи с модернизацией школьного образования на первое место выходит обеспечение его наибольшей личностной направленностью и вариативностью, дифференциацией и индивидуализацией путем внедрения инновационных образовательных технологий, развития технических и технологических основ современных информационных образовательных ресурсов, использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения. Важным элементом при достижении нового качества общего и профессионального образования является привлечение при обеспечении образовательного процесса информационных передовых космических технологий, основанных на результатах космической деятельности (РКД) и геоинформационных технологий, что будет способствовать развитию познавательного и исследовательского интереса в области биологии и других естественных наук.
Программа объединения «Тайны биологии» имеет эколого-биологическую направленность и способствует развитию творческих и коммуникативных способностей ребят, предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: ботаника, зоология, гигиена, психология, физика, математика, информатика посредством использования ГИС - технологий.
ГИС - система для обработки географической информации.
В моей программе для работы с этими системами выделено несколько часов при изучении тем, в которых их применение уместно.
Например, в следующих разделах:
Раздел 1.Требования к реферату, проекту.(7ч)
Это одна из начальных тем курса, в которой дети изучают разнообразные виды оформления и представления результатов своих исследований. На данном занятии ребята познакомились с представлением результатов исследования с использованием ГИС технологий (научились наносить точечные объекты , выделять территории с помощью линии, находить в интернете и вносить информацию об объектах на различные информационные слои).
Обозначение объекта точкой:
Обозначение объекта линией:
.
Экологическая тропа
Обозначение объекта в виде полигона:
Охраняемые территории Тамбовской области
Раздел 4. Абиотические факторы среды, их влияние на жизнь растений, животных и человека.
После изучения темы «Вода, её роль в жизни организмов», проводится практическая работа « Нанесение на карту водных ресурсов Тамбовской области (пруды, озёра)» (ГИС технологии)
Раздел 7. Здоровье - богатство во все времена.
После изучения темы: «Физкультура, спорт, гимнастика, зарядка» – ребята наносят на карту спортивные учреждения, комплексы, стадионы г. Тамбова (ГИС технологии)
После изучения темы: «Лекарственные растения».
на карту наносится видовой состава лекарственных растений Тамбовской области. (ГИС технологии)
«Ядовитые растения и животные»: Нанесение на карту видового состава ядовитых растений и животных Тамбовской области. (ГИС технологии)
На каждую тему с использованием ГИС – технологий отводится по 2 часа.
Так как программа кружка рассчитана на учащихся 7-8 класса, для более эффективной работы во время занятий в школьном Центре Космических Услуг, были подготовлены ученики – тьюторы из биолого - химической подгруппы 11-го класса. Создана инструктивная карточка для входа в систему.
1.Отображаем любой интернет-браузер (напр. Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Safari, Internet Explorer.).
2.В поисковую строку вводим:
а).obraz.tambov.ssc.rekod.ru
в). obraz.tambov.rekod.ru(геопортал)
личный кабинет,
вводим loqin (____), пароль (______)
3.В геопортале : создать слой.
Новый слой → вводим английское название слоя →вводим русское название слоя
4.Добавить атрибут ( строка, заголовок и т.д.)
Ребята достаточно быстро разобрались с интерфейсом и методикой выполнения заданий. Такой вид работы вызвал интерес. Работа с картой потребовала знаний территориального расположения географических объектов области. Поиск материала для создания информационных вставок способствовал развитию кругозора.
Информационные ресурсы:
1. Атлас Тамбовской области. ТГУ им. Г.Р. Державина ; (редкол.: В.М. Юрьев [и др.]. - [5-е изд.]. - [Тамбов : Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, б.г.). - 40 с. : ил., карты
2. Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании /- М. : Пищевая промышленность, 1980. - 255 с
3. Соколов А.С., Соколова Л.А. Экология растений. Пособие для учащихся 6-го класса общеобразовательной школ. Тамбов: «Юлис», 2006г.
4. Фионова Л.А., , Трунова Л.Б., Карпачева «Экология животных. 7 класс» Тамбов: «Юлис», 2007г.
5. Яромир Покорны; Деревья вокруг нас; Издательство «Артия»;1980г.; 192 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Тайны языкознания"
Данная программа разработана для литературного кружка "Вития" с целью развития творческих способностей разного плана детей 5 класса. программа представляет собой интегрированный курс по литературе, ру...
Использование современных образовательных технологий в реализации программы дополнительного образования
Актуальность применения ИКТ в тренировочном процессе: Создание реальных возможностей освоения двигательных действий создавая правильное представление о технике движений на начальном этапе обучени...
Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении
Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Программа дополнительного образования "Тайны биологии"(34 часа)
Программа затрагивает разнообразные темы, касающиеся не только биологии....
Использование проектного метода обучения при реализации программ дополнительного образования технической направленности
Настоящий проект – это представление опыта работы по использованию деятельностных технологий обучения, а именно проектного метода при освоении программ дополнительного образова...
Интеграция общего и дополнительного образования в реализации программы развития общеобразовательной школы (на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
В материале раскрывается опыт работы школы и ОДОД в рамках интеграйии основного и дополнительного образования...
Использование цифровых технологий при реализации программы дополнительного образования
Использование элементов цифровых технологий при реализации программы дополнительного образования художественной направленности (создание школьной газеты)...