Главные вкладки

    Программа дополнительного образования "Тайны языкознания"
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Данная программа разработана для литературного кружка "Вития" с целью развития творческих способностей разного плана детей 5 класса. программа представляет собой интегрированный курс по литературе, русскому языку, основам журналистики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tayny_yazykoznaniya.doc109.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     лицей №1 г. Усмани

    Липецкой области

    им. Героя Советского Союза Б.А.Котова

    Рассмотрена НМС лицея                                                    Утверждена приказом директора

    Протокол №___ от ____2011                                           лицея № ___ от ____2011

                                               

                                 

    Рабочая программа

    литературного клуба «Вития»

    «Тайны языкознания»

     

    на 2011-2012
    учебный год

    Учителя русского языка

     и литературы

                                                                                                     Шишкиной Л.А.

    Усмань

    2011


    Пояснительная записка

    Сегодня наблюдается падение интереса учащихся к литературе, а сокращение часов на её изучение и отмена обязательного выпускного экзамена по литературе в форме сочинения привели к тому, что выпускники зачастую не только неспособны к самостоятельной творческой деятельности, но и не обладают в достаточной степени сформированной коммуникативной компетенцией, что затрудняет их социализацию. А современное общество ставит перед школой задачу подготовить высоконравственного, толерантного, конкурентоспособного, творческого и компетентного выпускника.

    Несомненно, главной формой обучения и воспитания является урок, но нельзя не учитывать и такой ресурс, как внеурочная деятельность. Большие возможности для совершенствования творческого потенциала личности учащегося предоставляет литературно-творческая деятельность вне уроков литературы в образовательном пространстве лицея.

     Мною всегда активно велась внеурочная работа с учащимися, и в результате определилась группа творчески активных ребят разного возраста (5-11 классы). Так возникла насущная необходимость объединения детей в творческую группу, например, клубной направленности. Известно, что клубная деятельность ориентирует детей на гуманистические ценности, развивает толерантность к различным мнениям, формирует активность, гражданскую позицию, социальные и нравственные убеждения, развивает креативность как способность к нестандартному мышлению. Очень важно для учащихся существование неформального круга общения, создание микрокультуры, атмосферы сотрудничества и психологического комфорта.

    Данная программа является авторской, она создана с учетом специфики образовательного пространства лицея, творческого потенциала учащихся, окружающего социума. При разработке программы  немалое место уделено краеведческому аспекту.

        Направленность  программы  - культурологическая.

        Данная программа способствует расширению  кругозора учащихся, развитию их литературных способностей, помогает выявить особо одарённых детей и реализовать их индивидуальные творческие запросы. В конечном итоге,  всё это развивает ребёнка как личность, становится благодатной почвой для возникновения у него серьёзного интереса к литературному творчеству и началом профессиональной деятельности.

         Цель программы: 

    - развитие   литературного   творчества   учащихся,   приобщение   к искусству слова, повышение уровня языковых знаний;

    - создание условий для успешной социализации и личностного развития обучающихся.

    Основные задачи: 
    - Обучение умениям правильно и красиво выражать свои мысли в устной и письменной форме.
    - Приобщение учащихся к работе над книгой, развитие интереса к литературному творчеству.
    - Активное включение в процесс самообразования и саморазвития.
    - Знакомство с литературным наследием родного края.
    - Налаживание контактов с местными краеведами, литераторами, бардами.
    - Сотрудничество с местными СМИ, районной литстудией «Родники».
    - Продолжить издание литературной газеты «Тетушка Чернильница».

       Программа ориентирована на творчески одарённых детей 10-17 лет.

       Основной формой работы с детьми являются групповые и индивидуальные  занятия. Высокой результативностью отличается индивидуальная работа, хотя не может не использоваться и коллективная форма работы (организационное и итоговое занятия). Практикумы могут проходить с 2-5 учащимися и индивидуально, чтобы, обучая всех, дойти до каждого. Темы занятий для каждой группы сохраняются в полном объёме, но теоретический и практический материал подбирается и подаётся с учётом возраста и индивидуальных интеллектуальных способностей учащихся.
    Время реализации программы – 1 учебный год  (1 раз в неделю в кабинете № 5).

    Количество детей в объединении– до 15 человек на базе 6-б, 8-а и 11-б классов (а также всех желающих - набор свободный, по желанию детей).

    Предлагаемая программа легко согласуется с учебно-воспитательной работой в лицее, при планировании занятий позволяет учитывать календарные даты.

    Направления деятельности:

    · участие в творческих литературных конкурсах,

    · исследовательская деятельность,

    · компьютерные технологии.

    В результате  обучения на занятиях кружка учащиеся становятся подготовленными к участию в различных творческих конкрсах, конкурсах чтецов, в интернет-конкурсах, в других литературных конкурсах в очной и заочной форме; к подборке публикации стихов собственного сочинения и к созданию и выпуску школьной литературной газеты «Тетушка Чернильница».

     

     

    Учебно-методический план

    Название темы

    Количество часов

    Введение. Цели и задачи клуба. «Творческая копилка».

    1

    Мои способности.

    1

    Я пишу прозу, стихотворения, пьесы.

    1

    Эпос. Лирика. Драма.

    1

    Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Стихотворные размеры.    

    1

    Изобразительно-выразительные средства.

    3

    Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям.

    3

    Знакомство с литературным творчеством земляков.

    3

    Работа над выразительностью своего языка.

    1

    Работа над речевыми и стилистическими ошибками.

    2

    Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений.

    3

    Сочинение прозаических произведений разных стилей. Работа над логикой и выразительностью.

    3

    Оформление, содержание, структура газет. Заголовок.

    1

    Школьная газета. Её структура, содержание.

    1

    Литературные заготовки. Репортаж. Интервью.

    1

    Статья в газету.

    1

    Совершенствование рукописи.

    Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.

    3

    Творческие встречи с представителями местной интеллигенции.

    3

    Итого

    33

    Содержание программы

    33 часа

     Введение. Цели и задачи клуба. «Творческая копилка».

    Мои способности.

    Я пишу прозу, стихотворения, пьесы.

    Эпос. Лирика. Драма.

    Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Стихотворные размеры.    

    Изобразительно-выразительные средства.

    Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям.

    Знакомство с литературным творчеством земляков (И.А. Бунин, И.С. Никитин, Кольцов и др.).

    Работа над выразительностью своего языка. Работа над речевыми и стилистическими ошибками.

    Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. Сочинение прозаических произведений разных стилей. Работа над логикой и выразительностью.

     Оформление, содержание, структура газет. Заголовок.

    Школьная газета. Её структура, содержание.

    Литературные заготовки. Репортаж. Интервью.

    Статья в газету.

    Совершенствование рукописи.

    Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.

    Творческие встречи с представителями местной интеллигенции. (районной литературной студией «Родники», бардами Макагоновой О.Б., Борзуновым В.П. и др.).

    Критерии оценивания ученической работы на занятиях

    Ученик

    * что делал

    * где участвовал

    * каковы успехи

    * планы на будущее

    * чему научился

    * индивидуальные творческие достижения

    Критерии самооценки

    ·  я узнал

    ·  я понял

    ·  я научился

    · лучше всего у меня получается…

    · я написал, создал, сделал

    Критерии оценивания созданных ученических работ:

    · оригинальность

    · уровень творчества

    · новизна

    · полезность для автора и других людей

    · трудоемкость работы

    · качество оформления работы

     

    Итог: защита творческих проектов, пополнение «Творческой копилки», публикация в лицейской газете и СМИ.

                    

    Календарно-тематическое планирование

    Название темы

    Кол.час.

    Дата по плану

    Фактич.

    1

    Введение. Цели и задачи клуба. «Творческая копилка».

    1

    17.09

    2

    Мои способности.

    1

    24.09

    3

    Я пишу прозу, стихотворения, пьесы.

    1

    8.10

    4

    Эпос. Лирика. Драма.

    1

    15.10

    5

    Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Стихотворные размеры.    

    1

    22.10

    6-8

    Изобразительно-выразительные средства.

    3

    29.10

    12.11

    19.11

    9-11

    Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям.

    3

    26.11

    3.12

    10.12

    12

    Знакомство с литературным творчеством земляков. Поэзия
    И.А. Бунина.

    1

    17.12

    13

    Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.

    1

    24.12

    14

    Творческие встречи с представителями местной интеллигенции. (Макагонова О.Б. –бард.)

    1

    14.01

    15

    Работа над выразительностью своего языка.

    1

    21.01

    16

    Работа над речевыми и стилистическими ошибками.

    1

    28.01

    17-18

    Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений.

    2

    14.02

    1.02

    19-20

    Сочинение прозаических произведений разных стилей. Работа над логикой и выразительностью.

    2

    18.02

    25.02

    21

    Оформление, содержание, структура газет. Заголовок.

    1

    3.03

    22

    Знакомство с литературным творчеством земляков. (Никитин и Кольцов.)

    1

    10.03

    23

    Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.

    1

    17.03

    24

    Творческие встречи с представителями местной интеллигенции. (Вл. Борзунов – бард.)

    1

    7.04

    25

    Школьная газета. Её структура, содержание.

    1

    14.04

    26

    Литературные заготовки. Репортаж. Интервью.

    1

    21.04

    27

    Статья в газету.

    1

    28.04

    28

    Совершенствование рукописи.

    1

    5.05

    29

    Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.

    1

    12.05

    30

    Знакомство с литературным творчеством земляков. (Сборники из серии «Зов малой родины». Творчество Антонины Безрядиной.)

    1

    19.05

    31

    Творческие встречи с представителями местной интеллигенции (районная литстудия «Родники»).

    1

    26.05

    Итого

    31

    Методическое обеспечение

    Тема

    Форма занятия

    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

    Техническое оснащение

    Формы подведения итогов

    1-3

    Мои способности.
    Я пишу прозу, стихотворения, пьесы.

    Тренинг

    Беседа, наблюдение

    Художественные тексты, творческие работы детей

    4-8

    Эпос. Лирика. Драма. Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Изобразительно-выразительные средства. Стихотворные размеры.

    Комбинированные занятия

    Частично-поисковый метод, редактирование

    Художественные тексты, творческие работы детей, ПК

    Создание собственных творческих работ

    9-11

    Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям.

    Тренинг

    Практические занятия

    Аудиозаписи спектаклей

    Выразительное чтение стихотворений разных авторов

    12-15

    Знакомство с литературным творчеством земляков.

    Литературная гостиная

    Групповая работа

    Аудиозаписи стихотворений, музыкальное оформление, ПК, проектор

    Заседание литературной гостиной

    16-17

    Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.

    Практикум

    Групповая работа

    ПК, материалы для печати

    Выпуск номера «Тетушки Чернильницы»

    18-21

    Творческие встречи с представителями местной интеллигенции.

    Творческие встречи

    Беседа

    ПК, музыкальные инструменты

    Заметка в газету

    22-24

    Работа над выразительностью своего языка. Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений.

    Тренинг

    Практическое занятие

    Деформированные тексты

    Создание собственных творческих работ

    25-28

    Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Сочинение прозаических произведений разных стилей. Работа над логикой и выразительностью. Совершенствование рукописи.

    Тренинг

    Практическое занятие

    Деформированные тексты

    Создание собственных творческих работ

    29-31

    Школьная газета. Её структура, содержание. Литературные заготовки. Репортаж. Интервью. Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.

    Комбинированные занятия

    Беседа, практикум

    Номера школьной газеты

    Выпуск номера «Тетушки Чернильницы»

    Литература

     

    1.      Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». М., «Просвещение», 1990.

    2.      Ладыженская Т.А., Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков. Теория и практика сочинений  разных жанров. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2000 год.

    3.      Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Альтернативные уроки. Часть 4.- Ростов н/Д, «Учитель», 2007.

    4.      Программа «Русский язык», 5-9 класс,10-11 кл., М., «Дрофа»,2001г.

    5.      Развивайте дар слова. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова Т.А., М., «Просвещение», 1986.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

        В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

    Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

    Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

    Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

    Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

    Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

    «Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

    Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...