География народных промыслов России
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Моргунова Алевтина Борисовна

Интегрированный урок (география, ИЗО) знакомит учащихся с географией современных центров народных промыслов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_promysly.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моргунова А.Б.

Учитель географии

  

География народных промыслов России

(интегрированный урок: география, ИЗО, 2 часа, 9 класс)

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Познакомить учащихся с географией современных                           центров народных промыслов;

2. Заинтересовать самобытным, ярким народным искусством;

3. Воспитывать патриотические чувства, прививать любовь и уважение к труду людей, создающих произведения народного искусства.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Дать общее представления о географии народных промыслов, связи с природными и историческими факторами их возникновения и развития;

2. Учить учащихся анализировать и выделять художественные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства;

3. Учить учащихся конспектировать, выделять тезисы при прослушивании лекции;

4. Составить таблицу о художественных промыслах России по ходу урока;

4. Составить картосхему размещения народных промыслов, используя систему условных знаков.

ОБОРУДОВАНИЕ: географический атлас России, учебник, продукция народных промыслов, получивших мировое признание, контурные карты. При использовании на уроке презентаций – компьютер, экран, проектор.

ПЛАН УРОКА (2часа)

  1. Беседа о художественных промыслах как одной из форм народного искусства.
  2. География народных промыслов, где они возникли.
  3. Основные народные промыслы России – лекция с просмотром образцов народных промыслов.
  4. Заполнение таблицы по народным промыслам в тетрадях учащихся.
  5. Составление картосхемы «Народные промыслы Центральной России».
  6. Домашнее задание. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

  1. В начале урока учитель рассказывает учащимся о художественных промыслах России как одной из форм народного искусства. Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами – одаренными людьми, создавшими яркое самобытное народное искусство.

Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы и сюжеты, передаваемые или родителями, или путешественниками. В народном искусстве преемственны прежде всего технологические приемы ручного труда, передающиеся от поколения к поколению. Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность. Руки мастера… они творят красоту и пишут историю народа.

 Художественные промыслы – одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа. Не только в каждом доме  у нас в стране, но и за рубежом хорошо знают изделия русских мастеров. Эти вещи можно встретить в музеях и на ярмарках. За ними несколько веков традиций, но и сегодня делают их народные мастера.

Нам дорог образный язык народного искусства, его естественность и доброта. В своем творчестве народ отразил свой внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты.

  1. Беседа учителя с учащимися – где же возникли народные промыслы?

По поверью летела сказочная жар-птица и где роняла перо, там люди обладали даром творить красоту. Но скорее всего, люди использовали возможность той местности, где жили. Если в том месте было много глины, то здесь появлялись гончарные промыслы. Было много лесов – люди работали с древесиной.

История появления промыслов России очень давняя. И сейчас их можно сгруппировать по следующим видам. Это в первую очередь классификация по исходящему материалу:

  1. Работа по дереву.
  2. Работа с глиной – художественная керамика.
  3. Работа с металлом.
  4. Работа с нитью – кружевоплетение, пуховязание, народная вышивка, русское узорное ткачество, ручное ковроткачество.
  5. Работа с красками, лаком.
  6. Художественная обработка камня и кости.

Можно классифицировать народные промыслы по временному фактору:

  1. Старинные промыслы.
  2. Угасшие и вновь возродившиеся промыслы.
  3. «Молодые» народные промыслы (XX в.).

  1. Рассмотрение промыслов наиболее известных и представляющих наибольшую художественную ценность. Демонстрация образцов, обсуждение художественных особенностей, учитель помогает заполнить таблицу в тетрадях учащихся. Возможный вариант: демонстрация компьютерной презентации о народных промыслах, подготовленная заранее учащимися в рамках исследовательской или проектной деятельности.

Примерный вариант заполненной таблицы:

Название

промысла

География

Время

возникно-вения

Художественная

особенность

Оренбургские

пуховые

платки

г. Оренбург

Возник в 18 веке

Ручная вязка из пуха коз особой оренбургской породы. Он хорошо сохраняет тепло, мягок, эластичен и тонок. Платок (130х130 см) легко продевается сквозь обручальное кольцо. Выделяются тёплые и ажурные (паутинка). Колорит ограничен окраской натурального пуха: белый, кремовый, серый, чёрный. Процесс вязания вручную трудоемкий, до 250 часов работы на спицах. Узоры с каймой.

«Ростовская

финифть»

Ярославская область

г. Ростов

Возник в начале 18 века

Изделия из металла (ажурная филигрань) со вставками из живописной эмали (финифть) – предметы женских украшений: серьги, кулоны, браслеты, кольца, заколки, броши, ожерелья. Филигрань (скань) – тонкая перевитая серебряная проволока. Изделие выглядит как металлическое кружево. Финифть – кистевая роспись по эмали.

Палехская

лаковая

миниатюра

Ивановская

область

с. Палех

В 1924 г. вместо иконописной мастерской

Изделия из папье-маше (шкатулки, панно, женские украшения) с лаковым покрытием и кистевой лаковой живописью. Излюбленные сюжеты – сцены народной жизни, пейзажи, сказочные жанры, былины. Миниатюрная живопись обрамляется золотым орнаментом.

Дымковская

игрушка

г. Киров

Возник в 19 веке

Расписная керамическая игрушка – яркие фигурки барынь, кавалеров, кормилиц, павлины, индюки, лошадки, козлы, бараны, утки. Крупноголовые, осанистые фигурки. Геометрический орнамент строится из комбинаций пятен, полос, клеток, кружков.

Хохломская

роспись

Нижегородская область

г. Семёнов

Возник в 18 веке

Расписная деревянная посуда. Богатый растительный узор. Традиционный колорит: золотой, красный, зеленый, черный. Основные разновидности орнамента: роспись верховая и под фон.

Полхов-Майданская роспись

Нижегород-ская область Вознесенс-кий район

Возник в 18 веке

Деревянные точёные изделия: игрушки, матрёшки, грибы, свистульки. Роспись из крупных цветов, фруктов, ягод. Сельские пейзажи, птицы, животные. Яркие контрастные краски, чёрная контурная обводка.

Павлово- Посадские расписные платки

Московская область

г. Павлово Посад

Основан в 1863 г.

Головные платки и шали из тонкой шерстяной ткани, с бахромой по краям. Ручная набойка, фотопечать. Цветочные узоры на тёмном или светлом фоне.

Жостовские подносы

Московская область

Мытищинс-кий район

с. Жостово

Основан в 1825 г.

Металлические подносы с росписью масляными красками. Различной сложной формы с мелким контурным узором. Роспись кистевая. Основой является букет. Бывает несколько видов: собранный, в раскидку, венок, ветка, углы. Фон традиционно чёрный, иногда цветной – красный, синий, зелёный.

Вологодские кружева

г. Вологда

Основан в конце 18 века

Для кружева используется местный северный лён. Производят мерное кружево и отдельные вещи: шарфы, салфетки, покрывала, косынки, скатерти, отделку для одежды. Кружево с резким делением на крупный, выразительный рисунок и прозрачный фон. Сетка состоит из звёздочек, розеток и паутинок. Традиционные узоры: растительный и условный орнамент, звери, птицы, люди и предметы. Используется ограниченное количество цветов: белый, серый, чёрный.

Гжельская керамика

Московская область Раменский район,

с. Трошково, Бахтеево, Гжель и др.

Основан

 в 18 веке

Гжель – родина русской керамики. Изготовляется фарфорофаянсовая посуда, игрушки и декоративные статуэтки, украшается народной синей росписью – кобальтом. Мазки разной интенсивности и ширины. Гжельскую посуду отличает единство вещи и её декора. Все виды росписи – цветы, птицы, люди, животные – прочно связаны с формой изделия.

  1. Выполнение практической работы по географии народных промыслов на примере Центральной России. Используя данные заполненной таблицы, информацию, полученную из атласа и учебника, учащиеся составляют картосхему на контурной карте Центральной России. Условные знаки учащиеся придумывают сами, проявляя свое творчество. Рекомендуется значками показать особенности промысла.
  2. Домашнее задание. Предлагается закончить картосхему и подготовить сообщение об известных им народных промыслах, в том числе в своей местности. Предлагается учащимся узнать у родителей, соседей, родственников – есть ли известные им народные умельцы-мастера, что они делают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы России.

Презентация подготовлена для учеников 9 класса. Познакомить с географией народных промыслов России, с историей их создания и художественной  ценностью....

Народные промыслы России

Нестандартный урок - конференция в 9 классе. Хотелось бы, чтобы учащиеся больше узнали о творчестве народов России....

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

презентация по географии в 9 классе " Народные промыслы России"

Презентация по географии в 9 классе" Народные промыслы России"...

5 класс.Интегрированный урок (ИЗО,география)" География народных промыслов"

Интегрированный урок (ИЗО,география)" География народных промыслов" Урок-путешествие.5 класс....