Личностно – ориентированное обучение школьников на уроках географии путем активизации познавательной деятельности
методическая разработка по географии на тему

Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям;
- самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
- уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь работать в команде.
   Эту задачу решает личностно-ориентированное обучение – такое обучение, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon loo.ppt749.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно – ориентированное обучение школьников на уроках географии путем активизации познавательной деятельности Работа учителя географии МАОУ « Лицей № 36» г. Саратова Щегловой Ларисы Александровны

Слайд 2

Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности: - гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям ; - самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач; - самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение; - уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи; - грамотно работать с информацией; - быть коммуникабельным, уметь работать в команде. Эту задачу решает личностно-ориентированное обучение – такое обучение, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание .

Слайд 3

Актуальность темы вызвана следующим: - обеспокоенность педагогов падением интереса школьников к обучению; - право каждого школьника на индивидуальное развитие на основе его возможностей, склонностей и интересов; - формирование качеств личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения не только сегодня, но и в будущем; - практическое применение знаний по географии в повседневной жизни (это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание). Задача работы – познакомить с некоторыми подходами к личностно-ориентированному обучению через активные формы работы на уроке.

Слайд 4

«Личность - это звено между мотивацией и ее реализацией». З. Фрейд. Интерес – это синоним учебной деятельности. По И. С. Якиманской цепочка обучения выглядит так: хочу – могу – выполняю с интересом Этот принцип значим каждому

Слайд 5

В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», а как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Личностно –ориентированное обучение направлено на развитие и саморазвитие ребенка, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Для реализации такого подхода необходимо обозначить задачи: - как организовать процесс обучения, чтобы информация, даваемая через содержание учебного материала, превращалась в индивидуальные знания; - какие приемы использовать в своей работе, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценной личностью. В понятие личностно - ориентированного подхода вкладывается следующий смысл : - не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения; - максимально способствовать самостоятельному получению знаний; - создавать ситуацию успеха; - организовать работу так, чтобы дети получали навыки индивидуальной работы, работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке; - заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.

Слайд 6

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков Цели традиционного урока Цели личностно ориентированного урока 1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений, навыков 1. Способствует эффективному накоплению своего собственного личностного опыта 2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала 4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение 8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Слайд 7

Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока : - сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности; - создание положительного эмоционального настроя на работу у всех школьников в ходе урока; - использование субъектного опыта учеников; - применение знаний, наличие заданий для самостоятельного выбора вида и формы материала для их закрепления, использование разноуровневых проблемных и творческих заданий; - применение на уроке специально разработанного дидактического материала; - совместное обсуждение итогов урока, выяснение, что бы ученикам хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; - оценка, которая определяется по ряду оснований: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Слайд 8

Активные формы и приемы учебной деятельности при реализации личностно-ориентированного подхода в обучении . 1. Чередование различных видов учебной деятельности на уроке (работа у доски, рассматривание наглядных пособий и их передача другому ученику, устный опрос, работа с текстом, слушание учителя или одноклассников, работа с видеоматериалом). Для упорядочения работы учащихся предлагаю технологическую карту действий, которая помогает на уроке. Технологическая карта «Географическое положение России» Вид самостоятельной работы Что делать Контроль Ответь на вопросы Обсуди Взаимоконтроль Перечислите главные черты ГП России Перечислите и покажите страны, граничащие с Россией по карте Объясните значение цифр: 900 км, 17,1 млн. км., 60 тыс. км., 13, 16 Проверь домашнее задание, в. 6, 7 с.15 Заполни таблицу (см. ниже) Закончите предложения: Наиболее мелководны моря … Наибольшее промысловое значение имеют моря … Наиболее загрязнены … Подготовь рассказ о море (по выбору). Обратись к учебнику Стр. 10-13 См. учебник, с. 16 Оцени работу товарища Работай по тексту учебника с. 17-23 Запиши в тетрадь (Вариационная пара) Взаимоконтроль (статичная пара) Учитель Самоконтроль Учитель

Слайд 9

2. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать форму работы (составление схемы, рассказ, работа у доски, работа по карточке и т.д.). 3. Использование технических средств обучения (ТСО) – создание и использование презентаций, электронных учебников и карт. 4. Игровые технологии . 5. Использование технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов - разноуровневые группы учащихся, разные уровни заданий. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты : - четко определять, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала; - предложение выбора задания для создания ситуации успеха; - раскрывать возможности и способности каждого учащегося для перехода на более высокий уровень усвоения знаний; - делать вывод не только об уровне, но и о динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных школьников; - применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.

Слайд 10

Уровень (обусловлен основными этапами усвоения знаний) Виды уровневых заданий Вопрос Задача Задание 1-й уровень — базовый (оценки «З»,«4») Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. Задания репродуктивного характера . • Что называется ...; • В каком году ...; • Кто открыл…. • Как движутся ВМ летом на Дальнем Востоке ...; • Что изображено Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму (с помощью учителя) Теоретическое: • Расскажите ...; • Перечислите ...; Практическое: • Нарисуйте схему, рису- нок, график ...; 2-й уровень ( «4»,«5») Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений по образцу. Работа на продуктивном уровне • Какова причина ...; • Что объединяет ...; • Чем отличается ...; • Почему ...; • Какова основная мысль • Чем объясняется ... Задачи по алгоритму, включая такие этапы, как перевод единиц, получение аналитического выражения, анализ условий задачи и ее ответа Теоретическое: • Найдите факты; • Сравните, объясните ... Практическое: • Постройте схему, диаграмму, график, заполните таблицу ... 3-й уровень(оценка «5») Цель: творческое использование знаний. Решение неизвестного (готового эталона нет). Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Не алгоритмизированные задания или задания с большим количеством п реобразований. • Чем будут отличаться ...; • Доказать или опровергнуть утверждение • Какой вывод можно сделать • Какие условия необходимы для ... Задачи, требующие: • применения знаний в новых условиях; • выявления закономерностей курса; комбинированные задачи, решаемые несколькими способами или олимпиадные (требующие догадки) Теоретическое: • Сделайте сравнительный анализ (классификацию) . • Обобщите ...; • Смоделируйте ...; • Предложите способ ... Практическое: • Сконструируйте ...; • Сделайте вывод ...; • Выполните модель ...; Подготовьте проект …

Слайд 11

Построение причинно - следственных цепей в обучении школьников физической географии I . Составьте из звеньев причинно-следственную цепь: 1.Воздух поднимается вверх; 2.Высокая температура воздуха; 3.Образование облаков и выпадение осадков; 4.Охлаждение воздуха. Ответ:2-1-4-3. II . Подумайте, к каким последствиям привело бы таяние льдов в Антарктиде. Составьте причинно-следственную цепь. III . Постройте причинно-следственную цепь с условием, чтобы первым ее звеном было « неравномерное нагревание поверхности Земли Солнцем», а последним – «образование океанических течений». Промежуточные звенья придумайте сами. Их количество неограниченно. IV . Подумайте, к каким последствиям привело бы значительное снижение солености вод Мирового океана. Постройте цепь причин и следствий. V . Составьте цепь причин (по типу обратной связи), вызывающих распространение в экваториальной части Африки лазающих видов животных.

Слайд 12

Реформирование школьного географического образования связано с решением большого круга вопросов и проблем, одной из которых является подготовка всесторонне развитой и образованной, умеющей широко мыслить, мобильной личности. Для этого современное образование имеет следующие тенденции : - смена парадигмы «образование-обучение» парадигмой «образование-становление»; - превращение знаний в основной общественный капитал; - развитие концепции непрерывного образования; - обучение самостоятельному решению различных народно-хозяйственных задач. Все эти задачи можно решать, используя различные подходы личностно-ориентированного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

мастер-класс "«Использования средств массовой информации на уроках географии для активизации познавательной деятельности учащихся»

Хочу продемонстрировать  систему методов, приемов использования СМИ на уроках с целью  активизации познавательной деятельности  учащихся.   В современном мире роль средс...

«Пути активизации познавательной деятельности школьников при изучении темы «Формулы корней квадратных уравнений» курса математики 8 класса»

Данная работа поможет учителю при изучении темы алгебры 8 класса  "Решение квадратных уравнений по формуле", в ней приведены возможные способы построения уроков, рассмотрен системно деятельностны...

Доклад на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках географии путём активизации их познавательной деятельности»

МБОУ Устьинская СОШ Моршанского района  Тамбовской области        ДОКЛАД на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников ...

Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности. Основной формой учебных занятий является урок. Современный личностно о...

«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе  развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...

Доклад на ШМО "ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ."

Доклад по применению различных методов по привлечению внимания на уроках истории....