Доклад на ШМО "ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ."
материал на тему

Федорова Елена Александровна

Доклад по применению различных методов по привлечению внимания на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пути  активизации  познавательной

деятельности    

на

уроках   истории.  

Учитель  истории:  Фёдорова  Елена  Александровна

          Преподавание  истории  в  школе  неразрывно  связано  с   формированием  познавательного   интереса,  развитием  познавательной  деятельности  учащихся. Заинтересованному, влюблённому  в  прошлое  школьнику сейчас практически доступна любая  историческая  информация, от  многочисленных  детских  справочников  и  энциклопедий до сети  «Интернет». Вот  почему удивить,  заинтересовать,  если  необходимо, и  заинтриговать  класс прежними  средствами  и  приёмами  удаётся теперь не всегда.                                                                                                                                                                                                                                                                                               В  этой  связи  в  последнее  время  многие  учителя  истории  на  первый  план выдвигают  задачу  «оживления»  исторического  процесса,  наполнения  его   чувствами,  страстями,  палитрой  красок. Именно  для  того,  чтобы  не  быть  посредственным,  мыслящий  учитель  просто  обязан оживить   исторические  события,  факты, показать  исторический  процесс  не  только  и   не  столько  как  цепочку  войн,  переворотов,  революций  и  изобретений,  но  и  как  полный  драматизма  и  стремления  к  совершенству  путь  человечества.  На  фоне  обычного  учебника  истории  для  многих  учащихся   может  стать настоящим   откровением   то,  что  наши  предки  не  только  охотились,  выращивали  хлеб  и  сроили  свои  жилища,  но  и  радовались,  горевали,  любили,  ненавидели.   Не  подлежит  сомнению,  что  продуманная  работа  в  этом  направлении  приближает    изучающего  предмет  школьника  к  его  главной    цели – живому  осмыслению  истории,  поиску  и  нахождению   общего  языка  с  прошлым.      Познавательная  активность  учащихся  на  уроке  проявляется  в   стремлении  задавать  вопросы  учителю;  интересе  к  дополнительной  литературе;  готовности  учащихся  участвовать в  обсуждении  дискуссионных  вопросов;  желании  высказать  свою  точку  зрения;  стремлении  использовать  полученные  при  изучении  истории  знания  на  уроках  других  предметов.    В  качестве  одного  из   средств  оживить  общение  ребят  с  историей,  увлечь  и  заинтересовать  весь  класс  в  целом   и   каждого  ученика   в  отдельности  может  выступать  использование   системы   позновательно-развивающих   вопросов.    Составлять  эти  вопросы  следует  так,  чтобы,  во-первых,  их  с  нетерпением  ждали  и  радовались  как  новой  долгожданной  игрушке,  во-вторых,  не  ответить  на  которые  совсем  (т.е.  промолчать)  было  бы  просто  невозможно, и, наконец,  в-третьих,  чтобы  даже  неправильный  неточный  ответ  не  понижал,  а,  повышал   познавательную   активность  ученика.  

Характерные  особенности   познавательно-развивающих  вопросов  можно  свести   к  следующему:  

  • каждый  вопрос – это  маленькая  страничка  живой  истории  со  своими  действующими  лицами,   сюжетом,  интригой;  
  • формулировка  вопроса  должна  быть  предельно  лаконична  и  понятна  учащемуся;  
  • обязательно  наличие  в  вопросе  «ниточки»   (ключевое  слово,  дополнительная  конкретизация,  ссылка  на  известное),  потянув  за  которую    учащиеся  быстрее  приходят  к  ответу;  
  • природная  смекалка,  находчивость,  сообразительность,  творческое  мышление  выступают  доминирующим  фактором  в  поисках  правильного  ответа;  
  • отсутствие  прямой  зависимости   от  изучаемого  материала  уравнивает  шансы  в  поисках  отличника  и  «заурядного  эрудита»;
  • поиск  ответа  призван  не  только  развить  умственные  способности  школьника,  но  и  стимулировать  его  дальнейшую   потребность  в  историческом  познании;  
  • конечный  результат  вопроса  (ответ)  должен  не  только  укрепить  положительную  обратную  связь  между  учителем  и  учащимися,  но  и  продвинуть  эту  связь  на  новую,  более   высокую   стадию,  базирующуюся  на  взаимном  удовлетворении  ходом  учебного   процесса  и  желании  дальнейшего  совместного   творчества.  

          Существует  несколько  видов  таких  вопросов.  Приведём  примеры.  

  А.  Этимологические  вопросы.  Характеризуется  тем,  что  либо  в  историческом  контексте,  либо  в  самом  вопросе  содержится  этимологическая  подсказка   правильного  ответа.

   В  истории  Руси  существовали  различные  денежные  единицы:  куны,  резаны, ногаты,  белки,  рубли,   гривны, алтыны,  полтины и  т.д. Предположите,  как  стала  называться  новая  денежная  единица  Руси,  когда  в  XVI в.  на  монетах  впервые  появилось изображение  Святого  Георгия  Победоносца,  пронзающего  змея  копьём? (Копейка – от слова  копьё.)

Б.Ключевое  слово.   Эти  вопросы  составлены  таким  образом,  чтобы   в  их  условиях присутствовало  одно-два  ключевых  слова,  способных  подтолкнуть  мысль   в  нужном  направлении.  

      Ещё  в  1043 г. в Константинополе  по  приказу  византийского  императора  этому  злодейству  подверглись  800  пленных  росов. Затем,  уже  в  России,  внук    Ярослава  Мудрого  князь  Глеб   подобным же  образом  расправился  с  князем  Васильком.  А в середине  XV  в. политические противники  так  же  жестоко  обошлись  и  с  Василием  II,  прозванным  впоследствии  Тёмным.  Предположите,  в  чём  именно  заключалось  это  заимствованное  у  греков  гнуснейшее   злодейство,  даже  упоминание  о  котором,  по   мнению  Н.М. Карамзина,  «должно   быть  оскорбительно   для  самого  потомства»?  (Это  злодейство – ослепление.  Здесь ключевые  слова: «…Василием  II,  прозванным  впоследствии  Тёмным».)

    Немаловажным  способом  заинтересовать  школьника  является  работа  с  историческими  документами,  высказываниями  ведущих  историков по  ключевым  вопросам.    Документ – свидетельство   времени.  Умение  работать  с  документами  является   одним  из  главных.  Важно  выделить  главное,  уметь  подойти  объективно,  так  как  на  мнение  авторов  источников  часто  влияют  определённые  симпатии  и  антипатии.  Особенно  это  касается  воспоминаний  и  мемуаров, но  этаже  проблема  стоит  и  в  случае  изучения  трудов  историков.    Документ  погружает  школьников  в  атмосферу  прошлых  эпох,  показывает  чувства  и  страсти  людей  прошлого.  При  изучении  текста  ученики  высказывают  свою  точку  зрения,  пытаются  найти  ответ  на  проблемный  вопрос.  

     А. де  Коленкур  о  положении   французской  армии  от  Немана  до  Бородина.

                                                                                          (1812г.)    

      Витебск,  где  надеялись  найти  кое-какие  материалы,  казался   почти  совершенно  пустым.    

… Император  всегда  стремился   добиться  наибольших  результатов  с  наименьшими  затратами,  и  при  отправлении  в  путь  крупных   складов  были  пущены  в  упряжь  почти  все  наличные  лошади,  так  как,  по  примеру других  кампаний,  рассчитывали  пополнить  упряжки  и  заменить  убыль  реквизированными  лошадьми,  которых  обычно  находили  на  месте;  но  в  России  ничего  подобного  не  было.  Лошади  и  скот – всё исчезло   вмести  с  людьми,  и  мы  находились  как  бы  среди  пустыни;  все  ведомства  оставили  большую  часть  своего  имущества  на  дорогах…

… Русские  отступали  в  порядке  и  не  оставляли  ни  одного  раненого. Жители   следовали  за  армией;  деревни  опустели.  Несчастный  город  Дорогобуж,   который  русские  оставили  нетронутым,  загорелся  от  костров   наших  бивуаков,  расположенных  слишком  близко  от  жилых  домов.  Многие  деревни  постигла  та  же  участь…  

    …  Армия  могла  питаться  тем,  что  добывали  мародёры,  организованные  в  целые  отряды;  казаки  и  крестьяне  ежедневно  убивали  многих  наших   людей,  которые  отваживались отправиться   на  поиски. Чем  больше  мы  продвигались  вперёд,  тем  более  полным  было  бегство  населения.   Не  оставались  даже  старики  и  инвалиды.  Дело  доходило  до  того,  что  даже  авангард  не  мог  раздобыть   себе  проводника,  который   был  бы  в  состоянии  назвать  местность  и  дать  какие-нибудь  сведения  о  соответствующем  районе.  Возникали  настоящая  путаница  и  затруднения   всякого  рода…  

     Вопросы  к  документу.

  1. Как  встретили  русские  города  французскую  армию?  Какие  лишения  испытывала  армия  Наполеона?  
  2. Чем  можно  объяснить,  что,  в  захваченных французами  русских  поселениях,  как  пишет  автор,  «лошади  и  скот – всё исчезло  вместе  с  людьми,  и  мы находились  как бы  среди  пустыни…»?  
  3. Прокомментируйте  слова «…армия могла  питаться  лишь  тем,  что  добывали   мародёры,  организованные  в целые  отряды…».  

         Работа  с  познавательными   вопросами  и  с  документами  может  осуществляться  как  индивидуално-писменно,  так  и  в  группах.  В  первом  случае  можно  проследить  работу  мысли  каждого  ученика,  а  во  втором  варианте  развивается  способность мыслить  самостоятельно. Этим  задачам  могут  служить  лабораторные  работы. (см. приложение)  

       Ещё  одним  инструментом  по  активизации  познавательной  деятельности   являются  игры  и  игровые  моменты,  которые  могут  выступать  виде  викторин,  конкурсов,  отдельных  заданий.  Эти  способы  призваны,  не  только  и  не столько  развлекать, сколько  заставлять  мыслить   школьника.  Игры  могут  иметь  формы  лото,  известных  телевизионных  игровых  шоу,  головоломок.  Это  заставляет  ученика  обратиться  к  дополнительной  литературе,  активизировать   знания.(см.  приложение)  Большую  помощь  в  этом  оказывают  Рабочие  тетради  к  учебникам  истории,  которые  включают  в  себя  практически  все  перечисленные  элементы.  

Конечно,  далеко  не  все  ученики  отвечают  правильно  и  только  с  первого  раза.  Но  они  не  молчат – версий,  самых  невероятных   предположений,  догадок  всегда  множество.  Эти  формы  активизации  познавательной  деятельности  позволяют  ученикам  погрузиться  в  увлекательное  путешествие  в  прошлое.  Проявив  максимум  педагогического  такта и  мастерства,  учитель  обязан  не  только  помочь  учащимся   в  выборе  правильного   направления  их  поиска, но  и  щедро  поощрить  на  первый  взгляд  самые  незначительные   проявления  их  самостоятельности,  вселив  ещё  большую  уверенность  в  их  собственных  силах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему: « История немцев села Константиновка».

Проект по краеведению и истории Краснокутского района Саратовской области....

Доклад и викторинапо истории развития бухгалтерского учета

Проведение викторины по предмету бухгалтерский учет...

Доклад на тему: "История возникновения и развития вольной борьбы в Республике Тыва". тренер-преподаватель Монгуш Айдын Олегович

Доклад на тему: "История возникновения и развития вольной борьбы в Республике Тыва". тренер-преподаватель Монгуш Айдын Олегович...

Доклад на МО истории

Элективный курс по праву.Доклад на МО истории....

Доклад на тему: «История родного края «Озинки»»

Доклад на тему: «История родного края  «Озинки»»...