Доклад по зарубежной истории
материал по истории на тему

Очур-оол Алдынай Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud_sist_zs.docx47.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «Судебные системы зарубежных стран»

Судебная система Японии, их характеристики

                                                                Очур-оол Алдынай  Юрьевна

                                        

2012

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Судебная система Японии…………………………………………………..5
  2. Основы судебной системы Японии. Конституционный контроль………10
  3. Процедура рассмотрения дел в Верховном суде………………………….13
  4. Особенности судопроизводства…………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………..20

Введение

Конституция Японии в части первой ст. 76 провозгласила, что вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким судам низших инстанций, какие будут учреждены законом. Принцип осуществления правосудия только судом имел для послевоенной Японии особо важное значение, так как означал упразднение произвола тех административных трибуналов, которые действовали в этой стране ранее. Боязнь произвола и желание иметь нормальную судебную систему были настолько сильны, что во второй части указанной статьи Конституции было запрещено учреждать какие бы то ни было особые суды и установлено, что административные органы не могут осуществлять судебную власть с правом вынесе­ния окончательного решения.

Судебная система построена следующим образом: она возглавляется Верховным судом, состоящим из Главного судьи и 14 членов Верховного суда. Верховный суд является прежде всего судом, рассматривающим дела во второй (после решения высших судов) либо третьей инстанции. Кроме того, он наделен правом устанавливать правила судебной деятельности, осуществляет методическое руководство деятельностью судов и т. п. Верховный суд осуществляет свою работу по пересмотру дел в составе отделений (три отделения по пять человек). Дела о проверке конституционности нормативных актов, а также вопросы руководства судебной деятельностью рассматриваются Верховным судом в пленарном заседании.

Высшие суды, которых насчитывается восемь, являются первой инстанцией по делам о государственных преступлениях и второй - по делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела рассматриваются коллегиями из трех или пяти профессиональных судей.

Окружные суды (всего их 50, столько же, соответственно, семейных) рассматривают по первой инстанции другие значимые дела, кроме дел о государственных преступлениях (значимость дела определяется размером иска и тяжестью уголовной ответственности), а также являются апелляционной инстанцией для нижестоящих (дисциплинарных) судов. Дела рассматриваются либо коллегией из трех профессиональных судей, либо судьей единолично. При рассмотрении семейных дел семейными судами создаются коллегии, состоящие из судей и представителей населения (фактически народных заседателей). Специализированные семейные суды, создающиеся при окружных судах, рассматривают дела по семейным спорам, дела о наследстве и уголовные дела, где в качестве обвиняемых фигурируют несовершеннолетние.

Дисциплинарные, или первичные суды (всего около 600) рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела. Как и для мировых судей в некоторых странах, где таковые создаются, для судей дисциплинарных судов не устанавливается требований об обязательном наличии юридического образования. Дела там рассматриваются единолично.

  1. Судебная система Японии

Современная судебная система Японии сложилась в результате послеконституционных реформ 1947-1948 гг. Она включает в себя Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и как орган руководства всеми нижестоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Изданным им правилам обязаны следовать и прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14 членов суда. Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из пяти судей. К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела (существует несколько видов обжалования судебных постановлений в зависимости от характера обжалуемого решения, уровня вынесшей его судебной инстанции и др.). Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает вопрос о толковании Конституции или внесении в нее изменений либо требуется изменение прежних решений самого Верховного суда[1].

Высшие суды (их восемь, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по второй инстанции. Кроме того, в коллегиях из пяти судей они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях. Согласно постановлению Верховного суда, в случае необходимости могут быть дополнительно учреждены одно-два отделения (филиала) каждого из высших судов.

Важнейшее звено судебной системы Японии – территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел – все дела, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов (полномочия некоторых отделений территориальных судов в зависимости от их категории несколько ограничены). Эти же суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше одного года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.

Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве и др., а также дел о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 20 лет (в случае совершения теми серьезного преступления дело после проверки обоснованности обвинения в семейном суде передается в территориальный суд). Дело в семейном суде разбирает, как правило, единоличный судья и лишь в отдельных случаях – коллегия из трех судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре.

Первичные суды – низшая судебная инстанция (их около 600) – рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о неко­торых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить к не более чем трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судьи. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей. В 1923 г. суды присяжных были учреждены в законодательном порядке, однако оказалось, что 99% лиц, имевших право на рассмотрение их дела с участием присяжных, отказывались воспользоваться им, поскольку вынесенный судом присяжных приговор, согласно установленному правилу, нельзя было уже обжаловать в вышестоящий суд. Конституция 1946 г. и последующие законодательные акты не содержат упоминаний о суде присяжных.

Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным судом, но и нижестоящими судами, некоторые из которых неоднократно на протяжении последних десятилетий выно­сили с весьма прогрессивных позиций решения о признании неконституционными даже важнейших правительственных постановлений внутри- и внешнеполитического характера.

С 1947 г. в Японии отсутствует система административной юстиции, и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства[2].

Прокуратура в Японии входит в систему министерства юстиции, являющегося одним из важнейших по своему значению (в его ведение входят также тюремные заведения, контроль за иммиграционными службами, за «подрывными организациями» и др.). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, но структура ее приспособлена прежде всего к судебной системе: имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных и других судах. Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследованием, проводимым по всем остальным делам полицией, и за исполнением уголовных наказаний. Они возбуждают при необходимости уголовное преследование, составляют обвинительное заключение, передают его в суд и поддерживают там обвинение, а также защищают «публичные интересы» при судебном разбирательстве гражданских дел. По действующим правилам судопроизводства прокурор не только не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении, но может скрывать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, в том числе и подтверждающие его алиби. Прокурор также не обязан знакомить со всеми материалами дела до судебного разбирательства и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.

Согласно Конституции, защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом либо по его выбору, либо назначенным государством, если у обвиняемого нет средств самому оплачивать услуги адвоката. В гражданском процессе малоимущим также может оказываться материаль­ная помощь, но она сводится либо к отсрочке уплаты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи (ассоциация выделяет адвоката, лишь если имеется перспектива выигрыша процесса).

Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Назначения осуществляются Кабинетом министров, в большинство судов — на основании списка Кандидатов, составленного Верховным судом (председатель Верховного суда назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Конституция предусматривает ряд мер, направленных на повышение судейского авторитета. В частности, назначение в члены Верховного суда подлежит так называемому «пересмотру народом» при проведении очередных выборов в Палату представителей. Если большинство избирателей высказывается при этом за смещение какого-либо судьи, он лишается своей должности. Такая процедура повторяется каждые 10 лет. Несмотря на внешнюю эффектность этих положений, их целесообразность вызывает серьезные сомнения у японских государствоведов, поскольку большинство избирателей плохо знает членов Верховного суда и не придает существенного значения голосованию. Судьи всех судов могут быть отстранены от должности только в результате публичного разбирательства в соответствии с процедурой импичмента, которая предусматривает разбирательство обвинений в адрес судьи специальными органами парламента[3].

Для занятия должности судьи, а также для того, чтобы стать прокурором или адвокатом, установлены строгие правила отбора. Выпускники юридических факультетов японских университетов, желающие посвятить себя практической деятельности в одном из указанных трех направлений, обязаны пройти экзамены, которые ежегодно устраиваются специальной комиссией министерства юстиции. Требования, предъявляемые этой комиссией, столь высоки, что их выдерживает не более 2-3% экзаменующихся. Они зачисляются на двухгодичные курсы подготовки работников юстиции при Верховном суде, в программу которых входят не только теоретические занятия, но и практика в судах (восемь месяцев), а также в прокуратуре и адвокатуре (по четыре месяца).

  1. Основы судебной системы Японии. Конституционный контроль.

Верховный суд Японии состоит из Главного судьи и 14 членов Верховного суда, назначаемых кабинетом. Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством Главного судьи или в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляет 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта практика основана на англо-саксонской системе права, но не соблюдается нижестоящими судами, Верховный суд является судом последней инстанции, действует в качестве суда второй инстанции по делам о государственной измене и других преступлениях против государства и в качестве суда третьей инстанции по остальным уголовным или гражданским делам.

Верховный суд вправе решать вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 членов, и случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в парламент и в кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск об антиконституционности нормативного акта должен быть подан в суд первой инстанции. Японские юристы отмечают большую консервативность Верховного суда. Так профессор Е. Нода отмечает: «В первые двадцать пять лет своей деятельности он признал неконституционным только одно положение закона. С 1948 по 1956 гг. он рассмотрел в общей сложности 41991 иск о конституционности – более чем 5000 исков в год!»[4].

В Японии существует традиция централизации в отношении «управления правосудием». Верховный суд обобщает судебную практику, издает обязательные для нижестоящих судов руководящие указания, устанавливает положение о прокуратуре при нем, о внутренней дисциплине и административном управлении судебными органами. Эти решения принимаются коллегией, состоящей из членов Верховного суда и высших судов Японии. Наряду с этим каждые 10 лет (ст. 79 конституции) одновременно с выборами в нижнюю палату парламента проводится референдум по поводу состава Верховного суда: если большинство избирателей проголосует против определенного судьи, он обязан покинуть свой пост.

Для проведения расследования с целью подготовки дела к слушанию в назначенный день имеется 20 «исследовательских секретарей». Почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики Соединенных Штатов, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.

Исследовательские секретари имеются в высших и окружных судах. В окружных судах они проводят расследование только в отношении дел, касающихся налогов и промышленной собственности. Исследовательские секретари, избранные из числа судей, приостанавливают свой судейский статус на весь срок нахождения в этом качестве[5].

Высшие суды (всего 8, имеют 6 отделений) являются судами первой инстанции по делам о государственной измене и другим преступлениям против государства, а также апелляционной ин­станцией по гражданским и уголовным делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела рассматриваются коллегией из 3 судей, коллегия из 5 судей рассматривает дела о некоторых государственных преступлениях.

Окружные суды (всего 50, имеют 242 отделения) рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел, а также являются апелляционной инстанцией по решениям, вынесенным дисциплинарными судами. Они расположены в каждой из 47 префектур. Дела рассматриваются чаще всего судьей единолично, либо коллегией из трех судей, если депо касается большой суммы иска или обвинения в преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок более одного года.

Суды по семейным делам составляют специальную категорию низших судов, имеют такую же структуру, как и окружные суды и действуют при окружных судах и их отделениях. Выполняют посреднические функции и выносят решения по делам, связанным с семейным правом, спорами о наследстве, рассматривают мелкие уголовные преступления, совершенные несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет).

Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначительные гражданские дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен мелкие уголовные дела. Дела рассматриваются одним судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование[6].

  1. Процедура рассмотрения дел в Верховном суде.

Слушание дела и вынесение решений производится либо коллегией из 15 судей Верхней палаты, либо коллегией из 5 судей одной из Нижних палат. Девять судей Верхней палаты или трое судей в каждой из Нижних палат составляют кворум, необходимый для слушания дела и вынесения решения.

Апелляционное производство в Верховном суде начинается с подачи уведомления об апелляции стороной, несогласной с решением судов низшей инстанции, обычно Высших судов. Решение Верховным судом принимается после изучения документов (материалов дела). Если апелляция признана необоснованной, суд может отклонить ее, не проводя дальнейшего слушания. Если же суд сочтет, что жалоба обоснована, решение по делу выносится после проведения устных слушаний (стороны не вызываются).

На первом этапе каждая апелляция направляется на рассмотрение в одну из Нижних палат Верховного суда. В случае если рассматривается жалоба на не конституционность законодательных или административных актов, она направляется в Верхнюю палату для рассмотрения и принятия решения.

Существующая в Японии система обжалования, хотя и рассматривается как определенная гарантия обеспечения обоснованности и законности принимаемых судебных решений, но все же решающую роль в оценке эффективности и качества правосудия играет отношение общества к принимаемым судьями решениям, так называемый общественный контроль.

Число судебных инстанций отличается от существующих, к примеру, в системе арбитражных судов России, однако то обстоятельство, что каждая из инстанций выполняет только присущую ей функцию не подменяя друг друга, роднит наши системы[7].

Так первая инстанция рассматривает дела по существу. Именно в ней формируется дело, которое завершается принятием решения, основанного на имеющихся в деле доказательствах.

Апелляционная инстанция входит в систему суда, рассматривающего дела по первой инстанции (напоминает существующую в настоящее время структуру арбитражного суда субъекта РФ (хотя развитие отечественного законодательства идет по пути выделения апелляционной инстанции в отдельный суд).

Основное предназначение апелляционной инстанции Японии, как и в России, состоит в устранении ошибок и недостатков путем проверки обоснованности и законности его решений.

Третьей и последней судебной инстанцией по проверке законности обжалованных судебных актов является Верховный суд, который, впрочем, может выступать в качестве суда первой и второй судебной инстанции для определенной категории дел. Кроме этого, как и Высший Арбитражный Суд и Верховный суд РФ, Верховный суд Японии выполняет особую, исключительную роль, которая состоит в обеспечении единообразия в толковании и применении всеми судами норм права, в формировании единой судебной практики. На Верховный суд Японии также возложена функция судебного администрирования, т.е. решение всех административных вопросов в отношении нижестоящих судов[8].

В системе судоустройства сходство также наблюдается в существовании отдельных специализированных коллегий по рассмотрению дел определенных категорий. Однако в перспективе, развитие Японского законодательства идет по пути создания специализированных судов на базе существующих общих судов.

  1. Особенности судопроизводства

Компетенция общих судов Японии широка – они рассматривают гражданские, уголовные, административные, налоговые дела, дела о банкротстве и т.п. Процедура рассмотрения дел, как и в Российских судах, дифференцирована с учетом различий в характере.

В большинстве судов дела рассматриваются на основе принципа территориальной подсудности.

Большинство дел в судах первой инстанции рассматриваются единолично. При этом проверка в вышестоящих судебных инстанциях осуществляется только коллегиальным составом из 3 или 5 судей.

Хотелось бы отметить некоторые достижения Японской судебной реформы, касающиеся гражданского судопроизводства. В систему судопроизводства по гражданским искам вводится так называемое проектное планирование (напоминает п.1 ч.1 ст.135 АПК РФ, но с некоторыми нюансами). Судья совместно со сторонами, составляет план проведения разбирательств по делу. Определяет время необходимое для выяснения позиций сторон, время для раскрытия доказательств, для вынесения решения. Кроме того, судья устанавливает график предоставления сторонами необходимых доказательств. Данный документ не является процессуальным документом, но на практике сложилось так, что он имеет обязательную для сторон силу. В случае невыполнение стороной установленного графика суд, выяснив и оценив причины такого невыполнения, может вынести решение по имеющимся документам. Такое решение не может быть отменено в вышестоящей инстанции по причине его принятия по неполно исследованным доказательствам[9].

В Японии широко используется привлечение граждан к участию в судебном процессе. Лица, не имеющие юридического образования, но обладающие широким знаниями, большим опытом работы и авторитетом могут быть членами комитетов по примирению, членами судебных комитетов (в судах по рассмотрению дел в порядке упрощенного производства), представителями в семейных судах, членами экспертных комитетов, а также членами комитетов прокурорского надзора (подобно суду присяжных).

Кроме того, японская реформа в области совершенствования гражданского правосудия предполагает создание в судах комиссий специалистов, задача которых помочь судье разобраться в особенностях той или иной проблемной области.

Государство уделяет большое внимание развитию альтернативных способов разрешения споров и в ходе осуществления реформ совершенствование этих механизмов является одним из приоритетных направлений.

Институты посредничества и арбитража в Японии имеют давнюю историю, являются привычными и потому достаточно прочно закрепившимися в деловом обороте.

В среднем в стране таким путем разрешается 318 тыс. гражданских споров, в то время как число рассмотренных исков данной категории в судах первой инстанции составляет 465 тыс. (по состоянию на 2000 г.) Таким образом, более 40% гражданских дел не доходят до суда, получая свое разрешение через негосударственные формы урегулирования споров.

Негосударственные институты разрешения конфликтов предусмотрены и для споров, вытекающих из административных правоотношений: «Организация по урегулированию конфликтных ситуаций, связанных с промышленным разрушением окружающей среды»; «Комитет по рассмотрению конфликтов, связанных со строительством»; «Центры быта и жизни граждан». Ими в 2000г. рассмотрено более 8 тыс. споров[10].

Для урегулирования частных споров существуют следующие институты: «Центр урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями»; «Арбитражный совет по вопросам международной торговли» - рассмотрели 7 тыс. споров.

Совершенствование японского законодательства позволило внедрить новые методы защиты гражданских прав. Совмещение государственного инструмента урегулирования конфликтов с элементами альтернативных механизмов привело к созданию с 01.01.2004 г. новой формы – института внештатных судей. Это система, в которой адвокаты в качестве членов судебной коллегии (адвокат и два не профессиональных юриста) принимают участие в проведении посреднической процедуры по гражданским или семейным делам. Основной обязанностью адвокатов в данном случае является ведение примиренческой процедуры в суде, содействие выработке приемлемого решения конфликта путем предложения своего варианта или формулирования такого решения. Такое решение не является судебным актом.

Адвокаты-судьи, наравне со штатными судьями, имеют право на независимое осуществление своих обязанностей.

Государственная пошлина по рассмотрению дела коллегией с внештатным судьей составляет половину пошлины, взимаемой в случае подачи такого иска в суд.

Внештатные судьи, занимающиеся гражданскими делами, работают в суммарных и местных судах, занимающиеся семейными – в семейных судах раз в неделю и в течение всего рабочего дня. Остальные дни они работают в качестве адвокатов в своем бюро.

На должность внештатного судьи Верховный суд назначает адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее 5 лет. Срок назначения – два года, с правом переназначения через 2 года. В настоящее время назначено всего 30 внештатных судьей, в том числе 22 из них занимаются посредничеством в гражданских делах в семи городах, а 8 посредничеством в семейных делах в двух городах. В ближайшие несколько лет планируется увеличить число таких судей до ста. По мере принятия системы обществом будет возрастать и число городов их деятельности.

Существующий в государственных судах Японии способ ведения примирительных процедур позволяет порядка 33% гражданских дел завершать заключением мирового соглашения. В то время как этот показатель в арбитражном суде Приморского края в 2002г. и 2003г. немногим больше 4%.

Примирительная процедура осуществляется специальным органом – Комитетом по гражданскому примирению. В состав Комитета входит один судья и два или более членов Комитета. Члены Комитета избираются из числа граждан, обладающих широкими познаниями в разных областях науки, опытом работы и авторитетом в обществе. Комитет заслушивают заявления обоих сторон, рекомендует пойти на взаимные уступки, либо убеждает стороны принять условия компромиссного соглашения. Проект такого соглашения готовит сам Комитет, что с субъективно-психической точки зрения имеет для сторон определяющее значение.

В случае успешного завершения примирительных процедур, исполнение условий мирового соглашения является обязательным для сторон.

Исполнение судебных актов входит в систему судопроизводства по гражданским делам и является ее заключительным звеном. Роль судьи не заканчивается вынесением решения. Судья активно участвует в исполнении судебного акта – назначает торги, распределяет между кредиторами вырученные денежные средства и т.п. Исполнительные коллегии по гражданским делам входят в составы судов. Кроме судебных приставов-исполнителей в коллегиях работают судьи. Они рассматривают бесспорные дела, например реализация заложенного имущества, на которое у залогодержателя имеются все юридически правильно оформленные документы, освобождение помещения из чужого владения в случае, если законный владелец представит все необходимые правоустанавливающие документы на это помещение (этот вопрос требует дополнительного изучения).

Такое построение судебного процесса, по мнению японцев, является наиболее эффективным, поскольку приводит к реальному исполнению более 60 % судебных актов (в Токийском окружном суде исполнение судебных актов, связанных с реализацией объектов недвижимости составляет 83%, в Осаке -79%)[11].

Следует отметить участие общественности в любой из стадий функционирования судебной системы Японии, начиная с процедуры назначения судьи (Конституцией предусмотрена возможность пересмотра в порядке референдума судей Верховного суда Японии), открытостью принимаемых судьями любого уровня судебных актов и результатов их исполнения и заканчивая отстранением судьи от должности - путем публичного разбирательства в парламенте.

Информационное обеспечение судебной власти и эффективность работы механизмов доведения до общества сведений о деятельности судов, о ходе проводимых реформ, судебных решений определяется приоритетом общественного мнения в оценке качества отправляемого правосудия.

Наиболее популярными в Японии являются периодические печатные издания, издаваемые судебными органами и министерством юстиции такие как: «Сборник прецедентов по гражданским и уголовным делам», «Сборник прецедентов по административным делам», «Оперативный бюллетень», «Новости о судебных прецедентах» и т.п. Информация по всем делам кроме уголовных публикуется через 3 месяца после вступления решения в законную силу, по уголовным делам – через 1 год.

Заключение

Судебные органы образуют самостоятельную систему во главе с Верховным судом. Министерство юстиции через Генеральную прокуратуру поддерживает субординационные отношения с системой органов прокуратуры. В состав министерства входит пенитенциарный департамент, осуществляющий контроль над тюрьмами. При министерстве действует Управление расследований по делам об общественной безопасности, офиц. задача которого состоит в «предотвращении подрывной деятельности». Существенный вклад в развитие уголовной статистики, криминологии и криминалистики вносит Комплексный научно-исследовательский юридический институт Министерства юстиции, который ежегодно издает «Белые книги о преступности».

В соответствии с распространенной в Японии практикой создания при министерствах консультативных и совещательных органов при Министерстве юстиции создан Консультативный совет по вопросам системы законодательства, состоящий из секций по отраслям права.

Таким, обазом, иерархия судебных органов в Японии имеет четырехзвенную структуру: Верховный суд (сайко сайбансё); высшие суды (кото сайбансё); 3) районные суды (тихо сайбансё) исемейные суды (катэй сайбансё); 4) первичные суды (канъи сайбансё).

Выделяя особо Верховный суд, закон объединяет остальные суды под названием «нижестоящих» (какю). Правовой основой судоустройства в Японии служат конституция и Закон о судах (1947). Конституция запрещает создание специальных судов (ст. 76).

Верховный, высшие, районные и первичные суды рассматривают гражданские и уголовные дела, при этом, чем выше исковая сумма, тяжелее преступление и т.п., тем на более высоком уровне судебной системы рассматривается дело. Суды наделены исключительным правом выдачи ордеров на задержание и арест.

Верховный суд является не только высшим судебным органом, он также выполняет функции органа отраслевого управления в рамках судебной системы. Важную административную роль в этой системе играет генеральный секретариат Верховного суда. При Верховном суде действуют юридические курсы, имеющие исключительно большое значение для подготовки кадров не только для судебных, но и для других юридических органов.

Из нижестоящих судов особый интерес представляют семейные и первичные суды. Семейные суды выполняют две основные функции: разрешение отнесенных к их компетенции определенных категорий гражданско-правовых дел, а также ведение дел несовершеннолетних. Как вспомогательные органы (для выполнения первой функции) при семейных судах существуют примирительные комиссии, в каждую из которых входят судья и представители населения. Осуществлению второй функции семейных судов способствует наличие в их штатах т.н. исследователей (тёсакан), в обязанности которых входит изучение на научной основе личности несовершеннолетнего, окружающей его социальной среды, обстоятельств совершения им преступления или иного антиобщественного деяния и т.п. При необходимости получить более полную и глубокую характеристику несовершеннолетнего семейный суд направляет его в классификационный пункт для несовершеннолетних (сёнэн камбэцусё).

Первичные суды были задуманы при формировании послевоенной судебной системы как органы, наиболее близкие к населению и наиболее доступные в плане разрешения гражданско-правовых споров с относительно небольшой исковой суммой, а также уголовных дел (если речь не идет о тяжких преступлениях) и т.п. Однако реализация этой идеи столкнулась с трудностями в связи с осуществлением программы слияния и даже ликвидации некоторых первичных судов.

Список использованных литературы:

  1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. – М.: Проспект, 2005. Гл. 19.
  2. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 12.
  3. Железняк О.Н. Судебная система Японии // Право и политика. 2004. №4. С.75-82.
  4. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 2002. – с. 337-349.
  5. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 19.
  6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 2001. Т. 4, гл. 14.
  7. Колтунова Н.В. Краткая характеристика правовой системы Японии. Закон. 2001.
  8. История государства и права зарубежных стран. Часть 2: Учебник для вузов / Под  ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - М.: Академия, 1999. – 574 с.
  9. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. – М.: Междунар. отношения, 1999.
  10. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. – д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2001. – с. 816-826.
  11. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2002. – 622 с.


[1] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. – М.: Проспект, 2005. Гл. 19.

[2] Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 12.

[3] Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 19.

[4] Железняк О.Н. Судебная система Японии // Право и политика. 2004. №4. С.75-82.

[5] Колтунова Н.В. Краткая характеристика правовой системы Японии. Закон. 2001.

[6] История государства и права зарубежных стран. Часть 2: Учебник для вузов / Под  ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - М.: Академия, 1999.

[7] Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. – д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2001. – с. 816-826.

[8] Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2002.

[9] Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. – М.: Междунар. отношения, 1999.

[10] Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 2002. – с. 337-349.

[11] Железняк О.Н. Судебная система Японии // Право и политика. 2004. №4. С.75-82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему: « История немцев села Константиновка».

Проект по краеведению и истории Краснокутского района Саратовской области....

Доклад и викторинапо истории развития бухгалтерского учета

Проведение викторины по предмету бухгалтерский учет...

Доклад на тему: "История возникновения и развития вольной борьбы в Республике Тыва". тренер-преподаватель Монгуш Айдын Олегович

Доклад на тему: "История возникновения и развития вольной борьбы в Республике Тыва". тренер-преподаватель Монгуш Айдын Олегович...

Доклад на МО истории

Элективный курс по праву.Доклад на МО истории....

Методический материал к уроку зарубежной истории ХХ столетия "Соединенные штаты Америки"

Методический материал к уроку зарубежной истории ХХ столетия "Соединенные штаты Америки" для закрепления материала на уроке или проверки знаний предыдущего параграфа....