Урок в 6 классе "Стороны горизонта. Ориентирование."
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Люлина Виктория Николаевна

Стороны  горизонта  изучаются  в  начальном  курсе  географии  (Т.П. Неклюкова, Н.П. Герасимова) в  6  классе  в  теме « План  и  карта».  В  рабочей  программе изучению  сторон  горизонта  и  ориентированию  отводится  1  урок.     Главная  задача  урока -  сформировать умения и навыки определять стороны горизонта, азимут, ориентироваться по местным признакам и пользоваться компасом.

Я  использовала  на  уроке  технологию проблемного изучения, т.е. в начале урока ставила перед учащимися проблему, которую они должны решить.  Особый упор в течение всего урока делала на отработку практических навыков. Использовала различные виды деятельности: с учебником, в парах, группах, у доски, что уменьшает утомляемость ребенка. Использование  презентаций   положительно  отражается  на  динамике  проведения  урока  и  дает возможность  увеличения  материала  и  времени  для  

закрепления знаний  и  умений. В  связи  с этим  урок  становится  очень  легким,  но  в  то  же  время дается  довольно обширный  материал.

В конце урока проводится рефлексия, где учащиеся учатся анализировать свои действия.

Структура данного урока построена таким образом, что учитель занимает позицию партнера, а дети имеют возможность аргументировать свои действия.

Цель урока/ занятия:

сформировать умения и навыки определять стороны горизонта, азимут, ориентироваться по местным признакам и пользоваться компасом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Ориентирование. Стороны горизонта»

Цель урока: сформировать умения и навыки определять стороны горизонта, азимут, ориентироваться по местным признакам и пользоваться компасом.

Задачи:

Образовательная: систематизировать умения в определении сторон горизонта, работе с картой, планом и компасом;

научить ориентированию на местности по местным  признакам и по азимуту.

  Развивающая: Развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных  задач. Создать условия для развития творческих способностей.

 Воспитательная:  Развивать познавательный  интерес к  предмету,   внимательность,  наблюдательность. Воспитывать  чувство  товарищество  и  помощи.  

Тип урока:  Комбинированный. Практикум.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: план местности, компасы, раздаточный материал, рабочие тетради, компьютер, мультимедийная презентация, транспортер, атласы.

                                   Ход урока:

  1. Организационный момент.

Рефлексия: Ребята посмотрите на соседа по парте и подарите ему радостную улыбку. Отлично, с таким настроением будем добывать знания.

  2. Этап проверки домашнего задания.

Задачи этапа:

 - выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала;

-  определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления;

-  создание условий коммуникативных отношений, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;

 - развитие пространственных представлений.

Задания на знание понятий:

- Что называется масштабом?

- Какие виды масштабов вы знаете?

- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?

Задания на проверку умений:

1). Выразите численный масштаб именованным:

    1:250 000;                                  1:1 000 000;

    1:1 000;                                      1:50;

    1:25 000.

2). Выразите именованный масштаб численным:

В 1см-100м;                              В 1см-1км;

В 1см-25км;                              В 1см-350 км;

В 1см-900км.

   3). Начертите прямоугольник 15км на 30км в масштабе в 1см 5км.

    4). Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нём имеет длину 10см.

Задание на проверку практических навыков:

- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?

- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?

- Как перевести именованный масштаб в численный?

- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?

  2. Мотивация. Постановка темы и задач.

Содержание этапа учебного занятия:

Сообщение темы учебного занятия.

Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Учитель: Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились.

- что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

- Правильно,   надо знать стороны  горизонта. Давайте откроем   тетради  и  запишем    тему  урока.  

 А в жизни нам это нужно? А где?

Задача сегодняшнего урока:                                              

 - научиться определять стороны горизонта и азимут, ориентироваться по местным признакам.

3.   Этап изучения нового материала.

Задачи этапа:

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;

Создать условия для формирования умения определять стороны горизонта и определять азимут.

Учитель:  Умение знать и находить стороны горизонта называется ориентирование.  (Записать определение в тетрадь).

А какие стороны горизонта вы знаете?

Ученики: Юг, восток, север, запад.

Учитель: Правильно, это основные стороны горизонта.  

Учитель предлагает, начертите схему сторон горизонта,

 и вызывает одного учащегося к доске.

Но есть еще и промежуточные:

- между севером и востоком- северо – восток,

- между востоком и югом – юго – восток,

- между югом и западом - юго – запад,

- между западом и севером – северо – запад.

Скажите, а какой прибор поможет нам ориентироваться на местности?

Ученики: Компас.

Учитель: Правильно. Компас был изобретен в Китае во II тысячи лет назад.

Выступает заранее подготовленный ученик (доклад о компасе)

Познакомимся с правилами работы с компасом:

1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

2. Подождите, пока компасная стрелка установится.

3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.

Давайте определим, а где у нас север?

Давайте станем все лицом на север.

Тренировочная практическая работа

Работа в парах. Учитель называет предметы в кабинете, ученики – стороны горизонта.

Работа в тетради: Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д) получилась фигура –   …… бабочка!

Учитель: А теперь давайте познакомимся с ориентированием по местным признакам. (Просмотр слайдов презентации ).

Каждая  сторона  горизонта  имеет  не  только  свое  название,  но  и  цифровое  значение--  азимут.  Что  же  такое  азимут?  Открываем  учебники  на  стр.  15,  и  прочитаем  определение  азимута. Определение запишите в тетрадь. А  сейчас  определим азимут по рис. 8 учебника.

Посмотрите на рисунок на доске. Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток).

- Покажите на схеме, где азимут. Определите значение азимута с помощью транспортира.

Учитель: А теперь каждый из вас получает индивидуальное задание. Карточки «Движение по азимуту». ( Индивидуальная работа учащихся). Обратите внимание на масштаб и условные знаки.

4. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

Задачи:

Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.

Отработать алгоритм применения приёма движения по азимуту.

Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях. 

Учитель: Ребята вот вы уже можете ориентироваться на местности, находить направление и азимут, работать с компасом и картой. У нас есть старая карта, которую оставили кровожадные пираты. По этой карте можно найти сокровища. Вы готовы?

Ученики: Готовы.

Учитель: Ребята вам необходимо разделиться: один ученик читает карту, другой переводит масштаб, третий определяет направление по компасу, четвертый измеряет расстояние на местности рулеткой. Счастливого вам пути.

(Учащиеся и учитель выходят на улицу. Учащиеся работают с картой, компасом, рулеткой и находят сокровища) Ответ: Стать на крыльце школы лицом на восток. Пройти 15 м., повернуть на юг. Пройти еще 5 м. Повернуть на запад, пройти 10 м. Искать сокровища. Возвратится в класс.

Учитель: Ребята я вижу вы нашли свое сокровище. Что же это?

Ученики: Учебник географии 6 класс.

Учитель: Вы сегодня все молодцы. Особенно хочется отметить… (Выставляет оценки).

Закончите предложения (на доске)

  • Я раньше не знал, а теперь знаю, что…
  • Я раньше не умел, а теперь умею…
  • Мне сегодня на уроке было…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я после этого урока постараюсь…

Домашнее задание: § 6, вопросы в учебнике.

Учитель: У нас осталось время разгадать кроссворд.

Вопросы:

По горизонтали:

1.На плане на север указывает….

2. Если стать лицом на север, то позади будет ….

3. Угол между направлением на север и какой либо точкой местности….

4. Полярная звезда находиться на ….

5. Прибор для определения направления….

6. Умение находить стороны горизонта……

По вертикали:

  1. Название плана местности…
  2. 2. Масштаб бывает….
  3. Сторона горизонта…
  4. Сторона горизонта.

 Ответы на кроссворд.

   По горизонтали:

  1. Стрелка,
  2. Юг,
  3. Азимут,
  4. Север,
  5. Компас,
  6. Ориентирование.

По вертикали:

7.Топографический,

8. Именной,

9. Восток,

10 Запад.

Карточка 1.

Масштаб: в 1 см. – 200 м.

Условный знак

Азимут

направление

Расстояние на плане

Расстояние на местности

1

Дерево

0◦

?

?

_

2

Колодец

135◦

?

?

600 м

3

Школа

270◦

?

?

400 м

4

Сад

145◦

?

?

100 м

5

Дорога

145◦

?

?

200 м

Карточка 2.

Масштаб: в 1 см. – 50 м.

Условный знак

Азимут

направление

Расстояние на плане

Расстояние на местности

1

Колодец

0◦

?

?

_

2

Овраг

135◦

?

?

600 м

3

Хвойный лес

270◦

?

?

200 м

4

Река

360◦

?

?

300 м

Карточка 3.

Масштаб: в 1 см. – 100 м.

Условный знак

Азимут

направление

Расстояние на плане

Расстояние на местности

1

Овраг

0◦

?

?

_

2

Станция

225◦

?

?

600 м

3

Родник

90◦

?

?

700 м

4

Дерево

360◦

?

?

500 м

Карточка 4.

Масштаб: в 1 см. – 100 м.

Условный знак

Азимут

направление

Расстояние на плане

Расстояние на местности

1

Озеро

0◦

?

?

_

2

Хвойный лес

180◦

?

?

700 м

3

Овраг

270◦

?

?

300 м

4

Река

290◦

?

?

800 м

Ребята, давайте проврем, что у вас получилось.

Карточка 1.

Масштаб: в 1 см. – 200 м.

Условный знак

Азимут

направление

Расстояние на плане

Расстояние на местности

1

Дерево

0◦

С

_

2

Колодец

135◦

ЮВ

3 см

600 м

3

Школа

270◦

З

2 см

400 м

4

Сад

145◦

ЮЮВ

0,5 см

100 м

5

Дорога

145◦

ЮЮВ

1 см

200 м

Карточка 2.

Масштаб: в 1 см. – 50 м.

Условный знак

Азимут

направление

Расстояние на плане

Расстояние на местности

1

Колодец

0◦

С

_

2

Овраг

135◦

ЮВ

12 см

600 м

3

Хвойный лес

270◦

З

4 см

200 м

4

Река

360◦

С

6 см

300 м

Карточка 3.

Масштаб: в 1 см. – 100 м.

Условный знак

Азимут

направление

Расстояние на плане

Расстояние на местности

1

Овраг

0◦

С

_

2

Станция

225◦

ЮЗ

6 см

600 м

3

Родник

90◦

В

7 см

700 м

4

Дерево

360◦

С

5 см

500 м

Карточка 4.

Масштаб: в 1 см. – 100 м.

Условный знак

Азимут

направление

Расстояние на плане

Расстояние на местности

1

Озеро

0◦

С

_

2

Хвойный лес

180◦

Ю

7 см

700 м

3

Овраг

270◦

З

3 см

300 м

4

Река

290◦

СЗЗ

8 см

800 м


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ориентирование на местности

Слайд 2

Ориентирование по звездам

Слайд 3

Ориентирование по часам

Слайд 4

Ориентирование по компасу

Слайд 5

Ориентирование по местным признакам

Слайд 6

Ориентирование с помощью гномона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе «Стороны горизонта. Ориентирование»

Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.Цели урока:- Содержательная:формирование представлений о ст...

Конспект урока по географии в 5 классе "Стороны горизонта. Ориентирование"

На данном уроке формируются представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности, практически определять с помощью компаса стороны горизонта и азимута на местности, по плану. Форм...

Разработка урока по теме: Стороны горизонта. Ориентирование.

Урок усвоение нового материала с мастер-классом по ориентированию....

Информационная карта к уроку «Стороны горизонта. Ориентирование» (теория)

Информационную карту применять на этапе самостоятельной работы учащихся над новым материалом. Работа предполагается в группах не более 4-х человек, либо в парах (если класс сильный). Время выполнения ...

Открытый урок по теме "Стороны горизонта. Ориентирование на местности",

Открытый урок по географии 5 класса показан на базе МБОУ "СОШ им. П.Е. Воробьева с. Нижняя Русь", проведен 23 октября 2018 года....

Открытый урок по географии на тему : "Стороны горизонта.Ориентирование"

Конспект урока и презентация по географии на тему : "Стороны горизонта.Ориентирование"...

Урок "Стороны горизонта, ориентирование"

Презентация к уроку для 6 класса....