Школьный проект, как интеграция урочной и внеурочной деятельности
проект по географии на тему

Мухаметова Зульямал Набиулловна

Школьный проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_proekt.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный проект, как интеграция урочной и внеурочной деятельности

 Мухаметова  З.Н   учитель  географии                   МКОУ СОШ № 3 г. Щучье

                                                                       Ум заключается не только в знании,

но и  в умении прилагать знание на деле.

                                                                                     Аристотель       

 Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. 

Школьный проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

      В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

      Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, мастерские и т.д. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ,  является его логическим продолжением и одной из форм организации свободного времени учащихся.

    Географическая любознательность учащихся из-за ограниченного времени не может быть удовлетворена на уроках. Поэтому для многих школьников, проявляющих повышенный интерес к географии, внеурочная работа представляет необходимое дополнение к учебным занятиям.

 Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на уроках, учащиеся смелее берутся за научно-исследовательскую работу, со знанием дела выполняют её и успешно защищают свои проекты на любом уровне. Однако не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным. 

      В 7- 9  классах  при  изучении  географического краеведения  Курганской области отводится мало часов,  отсутствуют учебно- методические  пособия и поэтому приходится использовать информационный проект для сбора информации и материала по Курганской области. На уроках краеведения  на первом этапе проходят самостоятельные мини – исследования  на основе краеведческого компонента. Второй этап выходит за рамки урока. Учащиеся работают с дополнительными источниками информации: книгами, ресурсами Интернета, материалами  различных  энциклопедий и т. д. В ходе работы составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, проводятся консультации по возникающим вопросам. После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии её презентации. В качестве примера такого типа проектов в приведён алгоритм работы по географическому краеведению учащихся 9  класса по теме: «Население Курганской области» 

 Тема “Население Курганской области”

Основные задачи проекта:

1. Познакомить учащихся с населением Курганской области

2. Показать особенности демографии области на современном этапе.

3. Воспитывать любовь к своей малой родине.

4. Социализация личности, формирование у школьников адекватных представлений о сути социально-экономических явлений.

5. Формирование умения  обрабатывать информацию, в частности производить компьютерную обработку массива данных.

6. Стремление выработать личностные качества : брать инициативу на себя, работать в группе, признавать права каждого на индивидуальное мнение по проблеме, стремиться прийти к лучшему результату общей работы.

Планируемые результаты:

Знакомство учащихся особенности демографии Курганской области на современном этапе:

  • численность населения области
  • половой и национальный состав населения
  • отношение трудоспособного населения, пенсионеров и детей ко всему населению
  • динамику миграции населения

Типология проекта:

  • предметно-содержательная область - монопредметный проект (на материале географии)
  • по географическому содержанию - проект построен на основе изучения краеведческого материала
  • по доминирующей деятельности - исследовательский
  • по продолжительности - длительный
  • по количеству участников - групповой

Этапы реализации проекта

1. Подготовка

Содержание работы

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Деятельность учащихся

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта

Деятельность учителя

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников

2. Планирование

Содержание работы

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Деятельность учащихся

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности

Деятельность учителя

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся .

3. Исследование

Содержание работы

а) Сбор и уточнение информации.

б). Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

в) Выбор оптимального варианта хода проекта.

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Деятельность учащихся

Поэтапно выполняют задачи проект

Деятельность учителя

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4. Выводы

Содержание работы

Анализ информации.

- Составление сводной таблицы “Население Курганской области”

- Выражение в % мужчин и женщин, трудоспособного населения, пенсионеров, детей, мигрантов и национального состава ко всему населению области:

- Составление диаграмм

“Половой состав населения Курганской области”

“Соотношение трудоспособного населения, пенсионеров и детей ко всему населению (в %)”

“Соотношение мигрантов ко всему населению (в %),

“Национальный состав населения Курганской области”

Формулирование выводов

Деятельность учащихся

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Деятельность учителя

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

5. Защита проекта и оценка его результатов

Содержание работы

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Деятельность учащихся

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке

Деятельность учителя

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

           В 10 – 11 классах в учебнике по курсу «Экономическая и социальная география мира» крайне мало материала по странам. Учащиеся выполняют проекты по изучению стран. Более широкое  изучение материала представляет интерес по ряду причин:

- знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, они получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны;

- созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков географии;

- ученики овладевают навыками самостоятельной работы, методикой, которую смогут применить в своей будущей деятельности.

Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.

      Положительным результатом своей работы считаю то, что обучающиеся проявляют интерес к урокам географии. С удовольствием принимают участие в предметной географической неделе. Составляют вопросы для викторин, кроссворды, ребусы, рисуют газеты, читают дополнительную литературу, пишут рефераты, готовят проекты, участвуют в олимпиадах, оформляют  тематические папки и стенды (н-р по краеведению: «Уникальные уголки природы Щучанского района«, « Животный и растительный мир Курганской области», « Национальный и религиозный состав Курганской области», знаменательные даты: 70 лет Курганской области, 90 лет Щучанскому району, « День защиты Земли», «Африка – самый жаркий материк »и т.п.).

     Проектная деятельность требует от учителя, не только быть учителем – предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками.

Используя метод проектов на уроках географии , пришла к выводу:

  • Использование метода на уроках географии очень приемлем, эффективен и результативен.
  • Проектная технология всегда должна работать на результат.
  • Проектный метод умело сочетается и с другими технологиями, не исключает их использование на уроках.

Список литературы

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010.
  2. Огородникова Н.В. “Проектная деятельность старшеклассников” “География в школе” № 1,2006 г.
  3. В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября № 22, 2007 г.
  4. Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007

Интернет- ресурсы

  1. http://www.uralweb.ru/region/kurgan/ Раздел Курган каталога ресурсов УралWeb.
  2. http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
  3. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников

В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...

"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

В распоряжении современного педагога  имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...

Инновационный образовательный проект "Тематический день как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности"

Данный проект расчитан на одн учебный год. В течении года ученики проживают весь день по определенным правилам....

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....