Инновационный образовательный проект "Тематический день как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности"
проект на тему

Астанина Татьяна Николаевна

Данный проект расчитан на одн учебный год. В течении года ученики проживают весь день по определенным правилам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новотроицкая основная общеобразовательная школа»

Тематический день как способ интеграции урочной и внеурочной деятельности

Коллектив МБОУ «Новотроицкая ООШ»

2017

ТЕМА

 «Тематический день как способ интеграции учебной и внеурочной деятельности.»

  1. Законодательная база для разработки проекта

– Закон «Об образовании в РФ»

- Конституция Российской Федерации

- Конвенция о правах ребенка

- Закон РФ «О правах ребенка»

- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования

- Устав школы

2. Основные разработчики программы

Масалович М.В., директор школы,

Титовец Н.А., заместитель по УВР,

Астанина Т.Н., учитель истории и обществознания.

  1. Миссия школы

Создание образовательной среды с комфортными для учеников условиями в целях осуществления образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями личности ребенка и требованиями ФГОС.

  1. Идея проекта

Интегрирование урочной и внеурочной деятельности с помощью тематических дней, с использование проектной деятельности.

Объект: Ученический коллектив

Предмет: Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся.

5. Задачи:

1. Расширить воспитательные возможности учебных занятий по предметам, влияние учебной деятельности на нравственное и, в целом,  социальное становление ребенка;

2. Усилить интеллектуальный и познавательный характер внеурочной деятельности;

3. Использовать комплекс педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.

6. Исполнители:

- Администрация, педагогический коллектив школы

- Коллектив обучающихся школы

7. Сроки реализации: 2017 – 2018 учебный год

8. Механизмы управления реализации Программы

В качестве организационных механизмов интеграции предполагается использовать:

- разработку и реализацию программ внеурочной деятельности и логике взаимосвязи с общеобразовательной программой;

- работу с одаренным детьми (выявление, развитие, поддержка);

- работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности;

- предоставление услуг (консультативных, информационных, методических, материально-технических и т.д.);

- взаимообучение, обмен опытом;

- совместную экспертизу качества урочной и внеурочной деятельности.

9. Ожидаемые результаты

Для педагогов:

Повышение мотивации обучения учащихся;

- выявление у школьников интеллектуальных запросов, развитие творческих способностей;

- предложение опыта системы работы по теме «Интеграция урочной и внеурочной деятельности» педагогическому сообществу района.

Для учащихся:

- получение системы знаний, в рамках общеобразовательной программы;

- реализация полученных знаний на практике;

- самореализация интеллектуальная и творческая;

- овладение способами совместной работы в группах и микрогруппах, развитие самоуправления и самоорганизации;

- создание единого коллектива ребенок  школа.

- самопрезентация (проектный метод).

Актуальность проекта:

            В условиях сельской школы тесно взаимосвязаны урочная и внеурочная деятельность детей. Здесь не допустимы заорганизованность, монотонность, жесткая режимность, которые будут подавлять, и угнетать детей. Малочисленность школы позволяет подходить более гибко к построению урочной и внеурочной деятельности. Урок может логично переходить в воспитательное мероприятие и наоборот. Возможна большая гибкость и мобильность при организации педагогического процесса. В этой связи сельской школе особенно важно обеспечить идеи интеграции, что означает:

- взаимопроникновение педагогических средств, используемых в урочной и внеурочной деятельности;

- органичную связь содержания урочной и внеурочной деятельности, закрепление знаний, умении и навыков полученных на уроках, во внеурочной деятельности;

- гибкий характер организации учебного процесса, включающий в себя формы и методы внеурочной деятельности детей, неформальные способы взаимодействия педагогов и учащихся.

            В условиях сельской школы имеются благоприятные условия для развития интегративных связей. Если педагоги ориентированы на ребенка, на учет и развитие его интересов и потребностей, стираются четкие грани между учебной и внеурочной деятельность, многие формы работы интегрируют цели, задачи, содержание учебных дисциплин и внеучебной деятельности.

            Проектная деятельность учащихся сегодня широко используется в образовании, она связана с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания конкретного продукта, обладающего объективной и субъективной новизной; представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и реализуются ими в результате теоретической проработки новой информации.

Выполнение большинства учебных проектов предусматривает освоение детьми знаний по комплексу изучаемых дисциплин и выходит по содержанию и объему учебного материала, времени и способам его освоения за рамки учебной деятельности детей. В то же время любой проект выполняемый учащимися во внеурочное время, предусматривает опору  на приобретение  знаний по учебным дисциплинам, а так же усвоение новой информации, ее переработку в процессе самостоятельного поиска.                                          Следовательно, эта деятельность благоприятно влияет на повышение образованности детей, совершенствование их учебной деятельности. И поэтому проектная деятельность может служит измерителем в нашем исследовательском проекте.

           Рассматривая тематический день как интегративное средство учебной и внеурочной деятельности детей, можно отметить следующее:

- проведение таких дней позволит педагогам объединиться и рационально распределить обязанности для организации внеурочной деятельности,

- в процессе проведения тематических дней педагоги обеспечивают участие ребенка в различных видах деятельности.

          Таким образом тематический день является не только эффективным средством интеграции, но и рациональным способом решения проблемы организации внеурочной деятельности детей в школе.

          Использование интегративных средств способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, обеспечивает связи между теорией и практикой, достижению гармонии в формировании личности школьника и построении образовательного процесса, совершенствованию профессионального мастерства учителей и классных руководителей.

Основная часть

          Интеграция урочной и внеурочной деятельности будет реализована через проведение тематических дней.  Тематические дни отбираются с помощью календаря знаменательных событий и дат. Планирование, подготовка, проведение, подведение итогов такого дня позволят включить каждого ребенка в различные виды деятельности и обеспечить его занятость во внеурочное время творческой и продуктивной работой.

          Главная цель  тематического дня – сформировать у детей целостный, системный взгляд на окружающий мир, помочь им осознать личностный смысл проживания в этом мире. Основной идеей такого дня является выявление значимых образовательных событий, которые предполагают интеграцию всех или большинства областей знаний, они обеспечивают формирование универсальных учебных действий и личностных качеств учащихся, объединяет в творческом поиске усилия педагогов и учащихся.

           Организация  тематического дня предполагает целенаправленную подготовку целостного и яркого события с учетом актуальной проблемы, которая пронизывает учебный процесс, многие учебные занятия и осуществляется во внеурочное время.

           Тематический день – это яркое событие, позволяющее каждому ученику найти ответы на важные и значимые для него вопросы, при этом поиски ответов осуществляет сам ребенок под руководством педагогов, приобретая для этого необходимые знания из тех дисциплин, которые он изучает.

           Проведение таких дней позволяет ребенку осознать следующее:

- взаимосвязь знаний, приобретаемых в школе, с проблемами,  которые придется решать в жизни;

- взаимосвязь всех явлений окружающей среди, жизни, мира и взаимосвязь всех учебных предметов;

- личную ответственность за принятие решений;

- важность и полезность обучения в школе.

            Тематический день позволяет реализовать целостный, системный подход к организации образовательного процесса в сельской школе:

- на каждом этапе образовательного процесса определять для ребенка привлекательную перспективу, которая станет важным мотивом его учебной деятельности;

- целенаправленно организовывать внеурочную деятельность, органично соединив ее с учебным процессом, избавиться от случайности и стихийности в организации образовательного процесса.

             Отличительные признаки тематического дня:

- Целостность дня, то есть подчиненность тому празднику, который выпал в календаре образовательных событий;

- Значительную часть дня составляет импровизация, творчество, обсуждение, практическая деятельность детей, проектная и исследовательская работа.

- в подготовке и проведении дня участвуют учителя и учащиеся.

Тематический день – это результат совместного творчества взрослого и ребенка в школе, на уроке и во внеурочное  время.

                    Принципы организации тематического дня:

  1. Опора на личный опыт детей.

- организация целеполагания, обеспечивающего положительную мотивацию участия детей в деятельности;

- организация рефлексии с учетом обсуждаемых проблем;

- решение конкретных практических задач, показывающих вклад ребенка.

  1. Социально – практическая направленность деятельности детей.

- выявление событий связанных с жизнь села, республики.

- реальный вклад детей в изменение окружающей среды через выполнение практических работ.

- проведение экскурсий.

3.Разнообразие и вариативность.

- включение детей в различные виды и способы деятельности,

- использование игровых, соревновательных приемов,

- создание ситуаций выбора и принятия решения,

- предоставить каждому ребенку возможности высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам,

- разнообразие обстановки проведения занятия,

- разнообразие и сменяемость контактов детей, их ролевые позиции,

- оптимальное сочетание групповой и индивидуальной работы.

4.Комфортность и естественность образовательной среды.

- отсутствие давления, навязывание мнения со стороны взрослых,

- принятие каждого мнения, решения, одобрения полученного результата,

- поддержка, одобрение самостоятельности суждений, проявление инициативы.

               Определение тематических дней осуществляется с помощью календаря знаменательных событий и дат, в него входят даты района, республики, России, и мира. (Приложение1)

              Тематические дни будут проводится 1 раз в месяц.

              По окончании четверти учащиеся создают проект «Необычная 1 четверть», «Удивительная 2 четверть», «Занимательная 3 четверть», «Увлекательная 4 четверть».. Количество проектов 9: 4 проекта начальной школы и 5 проектов старших классов. Учащиеся и классные руководители собирают материалы, которые могут пригодиться для проекта (памятки, рекомендации, сборники задач, игры, физминутки) связанные с тематическими днями за каждую четверть. Совместно с классными руководителями учащиеся создают проект, над которым работают на классных часах. Затем в определенный день, все ученики школы защищают свои проекты. Оценивание проектов осуществляется по двум группам – начальная школа и старшие классы.

Каждый класс должен защитить по 4 проекта в течение учебного года. Во время защиты проекта выбранное заранее жюри должно придерживаться критерий оценивания проекта. Выставляя напротив каждого критерия оценку в 2 балла. Тот класс, который наберет большее количество баллов, отражается как самый активный в экране соревнований школы, где получает 10 – ти балльную оценку.  По окончанию учебного года, классы набравшие большее количество баллов в экране соревнований будут признаны победителями и призерами, и будут награждены грамотами, ценными призами.

          В конце учебного года ученики, совместно с  классными руководителями и с помощью уже созданных проектов создают один большой общий проект «Как мы прожили этот год…». Где делятся впечатлениями, пишут отзывы, предложения, пожелания, так же в проекте отражаются имена и фото победителей самых активных классов с 1 по 4, и с 5 по 9 классы.

          Все предметы и внеурочные занятия выпавшие в тематический день должны соответствовать тематике дня. (Приложение 2)

           На уроках учитель применяет атрибутику дня, игровые моменты, физминутки, конкурсы, викторины, задачи, практические и лабораторные работы.

Критерии оценивания проекта:

  1. Оформление
  2. Умение работать классом
  3. Представление
  4. Ответы на вопросы
  5. Глубина раскрытия темы проекта
  6. Креативность

                                 Структура тематического дня.

  1. Открытие дня. На линейке объявляется тематический день. Знакомство с правилами и планом дня.
  2. Проведение урочных и внеурочных занятий в рамках тематического дня, сбор учащимися материалов для создания будущего проекта.
  3. Проведение единого классного часа для подведения итогов дня и планирования предполагаемого проекта.

Этапы работы над проектом:

Этапы

Сроки проведения

Содержание

Информационно – подготовительный этап

Август 2017

Проведение педсовета по внедрению проекта «Тематический день как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности»

Ознакомление с планом тематических дней. Утверждение проекта.

Основной этап

Сентябрь 2017 – май 2018

Проведение тематических дней согласно плану работы, создание и защита проектов учащимися.

Заключительный этап

Май 2018

Подготовка к итоговой проектной работе. Защита итогового проекта учащимися. Подведение итогов на общешкольной линейке. Анализ работы в течении года на педсовете.

Приложение 1

План тематических дней

№ п\п

ДАТА

СОБЫТИЕ

22.09.2017

Хакасский национальный праздник «Уртунтойы» (Праздник урожая).

04.10.2017

Всемирный день животных

21.11.2017

День здоровья

08.12.2017

День Героев Отечества

21.02.2018

Всемирный день экскурсовода

22.03.2018

Всемирный День Воды

24.04.2018

Хакасский национальный праздник «Чир Инс» (День Земли)

03.05.2018

День Солнца

Приложение 2

Пример перечня тем уроков и занятий внеурочной деятельности для проведения тематического дня «Всемирный день воды»

Название праздника

Темы для уроков

Предметы

22 марта – всемирный день воды.

«Какую воду мы пьем?» (исследование состава воды, создание рекомендаций по ее очистке и употреблении)

уроки химии и биологии, окружающий мир

«Как защитить внутренние воды?» (конкурсы, викторины, создание памяток)

уроки географии

«Сколько стоит вода?» (учащиеся решают практические задачи по употреблению воды и определение способа ее экономии)

уроки физики и математики.

«Как вести себя на воде?» (обсуждаются вопросы, с которыми могут столкнуться дети, находясь на реке и озере, разыгрываются ситуации, проводятся конкурсы)

уроки ОБЖ и физкультуры.

«Сколько было водных сражений?»

(морской бой– с обозначением на карте водных сражений)

Уроки истории

«Водяная словарная работа»  (провести словарную работу со словами на водную тему)

«Произведения о воде» (провести викторину, игру по произведениям о воде)

Уроки русского языка и литературы, немецкого языка

«Музыкальная водица» (викторины, перепевки, составление фонотеки из песен на водную тему)

Уроки музыки

«Водица, водица – будем мы трудиться» (рисунки, аппликации)

Уроки технологии и ИЗО

«Раз капелька, два капелька…»

«Водяные фамилии»

«Я, водяной…»

Внеурочная деятельность

Список литературы.

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт
  2. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников
  3. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, т2008. – 352 с.
  4. Кристинина Е.И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе: Педагогическое мастерство. – М.: Буки – Веди, 2015. – с. 100 – 104
  5. Организация внеурочной деятельности. Система «Перспективная начальная школа». Чуракова Р.Г, Соломатин А.М., изд. Академкнига, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся

Проект «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся» разработан в соответствии с постановлениями правительст...

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании безопасной образовательной среды"

Рассмотрена сущность безопасности образовательной среды, определены факторы, влияющие на её безопасность. Предложены механизмы интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках формирования безопа...

Методические рекомендации для учителей. Учебные экскурсии по химии как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Представленный материал содержит рекомендации  по организации и проведению производственных экскурсий в рамках урочной и внеурочной деятельности учителя химии. Предложены методические разработки...

"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"

Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...