Методические рекомендации для учителей. Учебные экскурсии по химии как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности.
учебно-методическое пособие по химии (9, 10, 11 класс) по теме

Представленный материал содержит рекомендации  по организации и проведению производственных экскурсий в рамках урочной и внеурочной деятельности учителя химии. Предложены методические разработки  экскурсий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvodstvennye_ekskursii.docx172.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21»

Учебные экскурсии по химии как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности

Методические рекомендации для учителей

Автор-составитель

 Бекмансурова

 Мария

 Владимировна

http://platinoid.ulcraft.com/uploads/s/a/3/h/a3h4xbpczcaj/img/full_YDh0WyQc.jpg

        

Озерск 2018


Содержание

Пояснительная записка                                                                                       3

Методика разработки экскурсий                                                                        4

Методические разработки экскурсий                                                                6

Видео экскурсия на Магнитогорский металлургический комбинат           7

Экскурсия в цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода      14

Экскурсия в учебно-производственный центр

ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»                                                       18

Литература                                                                                                        20


 Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника.

Во время уроков невозможно удовлетворить все потребности учащихся в познавательной и исследовательской деятельности. Внеурочная работа, во взаимосвязи с учебной, служит тем действенным инструментом, который мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников. При этом, внеклассная работа по химии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее.[2]

Средством интеграции урочной и внеурочной деятельности может служить система учебных экскурсий.

Учебные экскурсии на химические предприятия и другие объекты являются особой формой организации учебного процесса; их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных каникул.

Значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью, влияют на профессиональное самоопределение; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.[3]

Для достижения максимального образовательно-воспитательного эффекта каждая из производственных экскурсий должна быть тщательно продумана. Задача педагога выбрать объект экскурсии, придерживаясь следующих критериев:

  • соответствие  содержанию учебного предмета;
  • доступность экскурсии для понимания учащихся;
  • значимость объекта;
  • уровень технологий и технологической оснащенности;
  • безопасность производства.[1]

С учетом программы по химии и доступностью объектов возможна организация следующих экскурсий:


Производственные экскурсии

Экскурсия

Дисциплина «Химия»

Смежные дисциплины

Тема по программе курса химии общеобразовательных учреждений (авт. О.С. Габриелян)

Класс

Информационный центр ПО «МАЯК»

Строение атома. Изотопы.

8, 11

География,

физика,

биология

ООО «Национальная водная компания «Ниагара»

Бинарные соединения.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Методы очистки воды.

8

География, биология

ОАО «Уфалейникель»

Карьер, цеха по получения никеля и кобальта

Получение металлов

9,11

География

Магнитогорский металлургический комбинат видео экскурсия

http://www.mmk.ru/about/video/

Получение металлов и сплавов

9, 11

География

Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ

Физические свойства металлов

Коррозия металлов

8, 9, 11

География

Краеведческий музей г. Касли

Физические свойства металлов

8,9,

География, история

ЗАО "Кыштымский медеэлектролитный завод"

Получение металлов

9

География, история

ОАО «Кыштымское машиностроительное объединение»

Свойства и применение металлов

9

География, история

Аргаяшская ТЭЦ

Неметаллы

Природные источники углеводородов

Термохимические уравнения

8,9

10

8-11

География,

физика, биология

Сысертский завод художественного фарфора

Кремний и его соединения

9

География

Стекольный завод МодернГласс

Г.Челябинск

Кремний и его соединения

9

География

Учебно-производственный центр ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Челябинский филиал 

 

Природные источники углеводородов

Коррозия металлов

10

9,11

География,

физика

Завод полимеров

г.Челябинск

Полимеры

10,11

География

ОАО "МАКФА"

Углеводы

10

География, биология

 


Методика разработки экскурсии

Методика представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения экскурсии. Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии. Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов. Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

Подготовка экскурсии

В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке:

  1. Выбор объекта и темы.
  2. Определение цели и задач экскурсии.
  3. Отбор литературы и составление библиографии.
  4. Детальное ознакомление учителя с объектом экскурсии.
  5. Определение методических приемов проведения экскурсии.
  6. Формирование перечня вопросов для выполнения отчета.
  7. Организация экскурсии: оформление документов для посещения предприятия и на перевозку детей; определение учителем совместно с сотрудниками предприятия маршрута экскурсии.
  8. Вводное занятие для обучающихся: формулировка темы, цели и задач экскурсии; получение перечня вопросов для отчета; проведение инструктажа по технике безопасности на предприятии и в пути.


Видео экскурсия на Магнитогорский металлургический комбинат

http://www.mmk.ru/about/video/

Цель. ознакомление учащихся с уровнем развития чёрной металлургии на современном этапе.

Задачи:

Познакомить учащихся с:

  • ведущими факторами размещения предприятий черной металлургии;
  • основными технологическими стадиями металлургического производства;
  • химизмом выплавки чугуна и стали;
  • географией экспорта продукции металлургического комбината;
  • экологическими проблемами металлургического комбината;

Планируемые результаты:
Предметные:

1.Знать ведущие факторы размещения предприятий черной металлургии.
2.Знать основные технологические стадии металлургического производства.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

1.Формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и производства.

2.Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Познавательные УУД

1.Извлекать необходимую информацию из дополнительной литературы, Интернет-ресурсов, рассказа докладчика.

2.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД 

 Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

 Регулятивные УУД

1. Работать по предложенному плану.

2.Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Подготовительная работа

  1. Детальное ознакомление учителя с объектом экскурсии.
  2. Определение тем докладов обучающихся.
  3. Формирование перечня вопросов для выполнения отчета.

Проведение экскурсии

Видео экскурсия может быть проведена в форме интегрированного урока по химии и географии. Обучающиеся распределяются на группы, получают темы для докладов. В ходе мероприятия каждый учащийся заполняют информационный лист, который сдают в качестве отчета.

Ход урока

Учитель географии:

Родной Урал – горячий цех России,

Земля легенд и сказов старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Ребята, а почему я вам сейчас процитировала эти строки?

Учащиеся: Мы ведь тоже уральцы. Жители Южного Урала. Свой край должны знать и любить.

Учитель географии: 

Урал – крупнейший производитель чёрных металлов и удерживает первенство более 250 лет. Сегодня, мы проведем экскурсию на крупнейший металлургический комбинат нашего края и познакомимся с развитием черной металлургии на современном этапе. Помогут нам в этом наши экскурсоводы. Во время их рассказа каждый должен заполнить информационный лист, который сдается в качестве отчета.

Информационный лист.

  1. Характеристика предприятия. (История предприятия, перспективы дальнейшего развития)
  2. Ведущие факторы размещения предприятия черной металлургии;
  3. Продукция производства и ее хозяйственное значение.
  4. Производственный цикл предприятия.
  • Добыча и поставка сырья (месторождения);
  • Агломерация;
  • Коксохимическое производство;
  • Выплавка чугуна в доменных печах (химические реакции);
  • Выплавка стали кислородных конвертерах и электро-дуговых печах (химические реакции);
  • Изготовление листового и сортового проката.
  1. Экологические проблемы металлургического комбината.

1 экскурсовод:

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» входит в число крупнейших мировых производителей стали и занимает лидирующие позиции среди предприятий черной металлургии России.

Активы компании в России представляют собой крупный металлургический комплекс с полным производственным циклом, начиная с подготовки железорудного сырья и заканчивая глубокой переработкой черных металлов.  

ММК производит широкий сортамент металлопродукции с преобладающей долей продукции с высокой добавленной стоимостью.  

В 2015 г. Группой ММК произведено 12,2 млн тонн стали и 11,2 млн тонн товарной металлопродукции.

Об истории предприятия мы узнаем из видео фрагмента http://www.mmk.ru/about/video/

2 экскурсовод:

Одним из ведущих факторов размещения предприятий черной металлургии является материалоемкость – затраты материала на выпуск единицы продукции. Например, для производства 1 т стали требуется 5т руды. Это большой расход исходного рудного сырья, поэтому предприятия металлургии располагаются вблизи источников сырья.,

Уральская металлургическая база (в которой располагается ММК) использует собственную железную руду (Качканарский ГОК) + привозную руду КМА и руду Кустанайских месторождений (Казахстан). Используется коксующийся каменный уголь Кузнецкого и Карагандинского (Казахстан) угольных бассейнов. (Видео фрагмент http://www.mmk.ru/about/video/ )

3 экскурсовод:

ММК производит широкий ассортимент металлопродукции с преобладающей долей продукции с высокой добавленной стоимостью.  

Продукция металлургического комплекса служит фундаментом для машиностроения. Продукция широко используется в строительстве, на транспорте, в электротехнике, в атомной промышленности и химической промышленности. (Видео фрагмент http://www.mmk.ru/about/video/ )

4 экскурсовод:

(Видео фрагмент http://www.mmk.ru/about/video/ )

Производственный цикл предприятия включает

  • Добычу и поставку сырья;
  • Переработку в железорудный агломерат;
  • Коксохимическое производство;
  • Выплавку чугуна в доменных печах;
  • Выплавку стали в кислородных конвертерах и электро-дуговых печах;
  • Изготовление листового и сортового проката.

4 экскурсовод:

  • Основа чугуна — металлическая руда, состоит из различных соединений железа, а также пустых пород. Процентное содержание Fe в руде отличается в зависимости от типа материала, и варьируется от 30 до 70%.

Магнитный железняк Fe3O4, красный железняк Fe2O3, бурый железняк Fe2O3 • Н2О.

  • Флюс - известняк, добавляемый в руду при плавке. Основной задачей является снижение температурного параметра плавления руды, которое обеспечивает более эффективный вывод шлака.
  • Процесс выплавки чугуна требует большого количества тепловой энергии, причем температура горения топлива должна соответствовать условиям плавки. В качестве топлива на ММК применяют коксующиеся угли (кокс).

Агломерация образование относительно крупных пористых кусков (агломератов) из мелкой руды или пылевидных материалов происходит благодаря спеканию.

На ММК действуют 3 агломерационные фабрики производственной мощностью 10, 5 млн т агломерата в год. (Видео фрагмент http://www.mmk.ru/about/video/ )

5 экскурсовод:

Доменный процесс – процесс выплавки чугуна. (Видео фрагмент http://www.mmk.ru/about/video/ )

Агломерат, флюс и кокс подаются в доменные печи. Основа процесса – сжигание кокса на фурмах с помощью подачи нагретого до 1150 градусов воздуха, так называемого дутья.

Главную роль в восстановлении железа из оксидов играет оксид углерода. За счет кислорода в зоне фурм сжигается кокс: C + 02=C02 + Q. Углекислый газ С02, поднимаясь вверх, при температуре свыше 1000°С реагирует с углеродом кокса, восстанавливаясь в оксид углерода; С02 + С = 2СО—Q. Оксид углерода, являясь энергичным восстановителем, восстанавливает железо шихты из его оксидов.

3Fe2O3 + CO = 2Fe3O4 + CO2,

Fe3O4 + CO = 2FeO + CO2,

FeO + CO = Fe + CO2.

В процессе дутья печь обогащается воздухом и природным газом, что позволяет снижать расход кокса.

Доменный процесс – аппарат непрерывного действия.

Выпуск плавки из печи осуществляется 15 раз в сутки.

Чугун направляется в цеха для производства стали.

Шлак отправляется на переработку.

Общая производительность доменных печей около 10 млн т в год.

6 экскурсовод:

Все марки стали производятся в кислородных конвертерах, электродуговых печах и 1 двухванном сталеплавильном агрегате.

В состав кислородно-конвертерного цеха водят 3 кислородных конвертера по 370т, общей производительностью 10млн т в год.

Чугун загружается в конвертеры, к нему добавляют металлолом.

Кислород вдувается в кислородный конвертер, окисляя углерод и кремний, содержащийся в расплавленном чугуне.

Получение стали из чугуна основано на химических процессах путём удаления окислением излишек примесей углерода, Si, Mn и других элементов. Изобретён этот способ был англичанином Бессемером – получение железа при продувании воздуха в конвертере через расплавленный чугун. Этот способ устранял необходимость применения специального топлива для поддержания чугуна в жидком состоянии. Таким топливом оказывались самовыгорающие из чугуна примеси. При продувании кислорода через расплавленный металл сначала происходит окисление железа, так как его содержится в чугуне больше, чем примесей:

2Fe + O2 = 2FeO + Q

Далее идёт восстановление Fe из его оксидов:

2FeO + Si = 2Fe + SiO2 + Q

FeO + Mn = Fe + MnO + Q

FeO + C = Fe + CO

Конечным продуктом является нерафинированная сталь, которая подается на агрегаты внепечной обработки стали, вводится расчётное количество алюминия, затем подается на машину непрерывного литья заготовок.

7 экскурсовод:

Металлургические комбинаты вредно воздействуют на экологию. Я познакомлю вас с природоохранной деятельностью на комбинате . 

Экологическая программа Группы ОАО «ММК» на 2015 год предусматривала выполнение 71 технического мероприятия, направленных на сокращение и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, в том числе:

36 мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

17 мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;

16 мероприятий по утилизации промышленных отходов, рекультивации земель и благоустройству территории.

В 2015 году из запланированных мероприятий выполнено в полном объёме 54 мероприятия, по 14 мероприятиям работы продолжаться в 2016 году. По трем мероприятиям начало работ перенесено с 2015 года на более поздние сроки.

Фактические затраты на реализацию Экологической программы Группы ОАО «ММК» в 2015 году составили 2788,9 млн. рублей (в том числе на капитальное строительство – 2289,4 млн. рублей).

Итог урока.

Учитель химии:

- Ребята, в ходе экскурсии вы заполняли информационные листы, давайте подведём итог нашего урока-экскурсии, опираясь на ваши записи.

- Перечислите те вопросы, которые вам уже встречались в школьном курсе химии, географии на предыдущих уроках (факторы размещения предприятий чёрной металлургии; сырьевая база металлургии; способы получения металлов из руд)

- Что нового вы сегодня узнали? С какими новыми терминами познакомились?

Учитель географии:

Надеемся, что сегодняшняя экскурсия помогла вам осознать масштабы производства и значение Магнитогорского металлургического комбината для экономики нашего края и страны. В заключение посмотрим на комбинат глазами художника. (Видео фрагмент http://www.mmk.ru/about/video/ )


Экскурсия в цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода

Цель. Познакомиться с деятельностью цеха «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода.

Задачи:

  1. Получить представление о технологии производства труб для нефтегазовой отрасли;
  2. расширить и углубить знания о физических свойствах металлов и сплавов, влиянии состава стали на ее свойства, о значении коррозии металлов и способах защиты от нее;
  3. познакомиться с воздействием предприятия на экологию;
  4. познакомиться с профессиями, необходимыми для данного предприятия.

Планируемые результаты:
Предметные:
Знать физические свойства железа и стали, способы защиты металла от коррозии.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

Формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и производства.

Познавательные УУД

Извлекать необходимую информацию из рассказа экскурсовода, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Коммуникативные УУД

Формулировать и задавать вопросы в ходе экскурсии.

Регулятивные УУД

1. Работать по предложенному плану.

2.Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Подготовительная работа

  1. Детальное ознакомление учителя с объектом экскурсии.
  2. Формирование перечня вопросов для выполнения отчета.
  3. Организация экскурсии: оформление документов для посещения предприятия и на перевозку детей; определение учителем совместно с сотрудниками предприятия маршрута экскурсии.
  4. Вводное занятие для обучающихся: формулировка темы, цели и задач экскурсии; получение перечня вопросов для отчета; проведение инструктажа по технике безопасности на предприятии и в пути.

Проведение экскурсии

Каждый учащийся получает инструктивную карту, в которой указано, какую информацию необходимо получить, источники этой информации и порядок проведения экскурсии.

Инструктивная карта.

  1. Месторасположение предприятия.
  2. История предприятия, перспективы дальнейшего развития.
  3. Продукт производства и его хозяйственное значение.
  4. Сырье и его подготовка.
  5. Технология изготовления труб.
  • Участок формовки
  • Участок сварки
  • Участок отделки внутреннего и наружного антикоррозионных покрытий
  1. Виды профессий, учебные заведения, в которых готовят специалистов данного профиля.

После экскурсии ребята готовят отчет. Форма отчета выбирается по желанию (слайд презентация, репортаж, отчет в письменном виде)

Пример

Отчет по экскурсии в цех «Высота 239» ЧТПЗ

  1. Месторасположение предприятия.

«Высота 239» — цех по производству труб большого диаметра Челябинского трубопрокатного завода, является первым в мире цехом, где реализована белая металлургия. Располагается в городе Челябинске, на на территории Уральской металлургической базы

Название данного цеха связано с тем, что 239- это географическая высота точки, где заложен фундамент цеха. Кроме того, это самое высокое месторасположения подобного предприятия в России.

Помимо масштабности, проект поражает своими дизайнерскими решениями. Абсолютно необычное для России явление. Внешний вид здания удивляет своей яркостью и оригинальностью, сразу привлекает внимание. Внутри же - разнообразие цветов, геометрия и экзотичная броскость.

  1. История предприятия, перспективы дальнейшего развития.

Предшественником компании ЧТПЗ стало государственное предприятие - Челябинский трубопрокатный завод, основанный в 1942 году на базе эвакуированного в Челябинск Мариупольского трубного завода.

20 октября 1942 года Челябинский трубопрокатный завод выпустил первую продукцию.

В 1949 году на заводе впервые в стране освоено производство водогазопроводных труб методом непрерывной печной сварки, а в 1956 году начато производство труб большого диаметра. В 1970-е годы ЧТПЗ был самым крупным трубным заводом в мире, изготавливающим 3,3 — 3,5 миллионов тонн трубной продукции в год.

В мае 1993 года в соответствии с программой приватизации Челябинский трубопрокатный завод был преобразован в открытое акционерное общество и впоследствии приватизирован.

Цех «Высота 239» был запущен в июле 2010 года, став большим прорывом в отечественной «белой металлургии». Цех отвечает мировым стандартам качества, используя инновационные технологии и автоматизированные системы. Соответствуя основным потребностям потребителя, продукт цеха выдвигает Челябинский трубопрокатный завод на высокий уровень и развивает его на мировом рынке.

  1. Продукт производства и его хозяйственное значение.

Новое оборудование цеха позволяет изготавливать одношовные сварные трубы диаметром до 1 420 мм с толщиной стенки до 48 мм и длиной 12 и 18 метров, с наружным и внутренним покрытием. Характеристики продукции цеха "Высота 239" соответствуют всем требованиям потребителей (в том числе и перспективным) и могут использоваться в суровых климатических условиях (например, Восточной Сибири, где увеличивается объем разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений), при повышенной сейсмоактивности и при прокладке трубопроводов по дну морей (используются в проекте «Северный поток»)

  1. Сырье и его подготовка.

Трубы изготавливаются из стальных листов, главным поставщиком которых является Магнитогорский металлургический комбинат.

Листы изготовлены из высокопрочной легированной и закаленной стали.

  1. Технология изготовления труб.
  • Участок формовки (приварка технологических планок, очистка листа, подготовка продольных кромок листа для сварки, пресс шаговой формовки гнут лист в трубу)
  • Участок сварки (сварка наружного шва, сварка внутреннего шва, шлифовка шва, ультразвуковой контроль и контроль геометрии трубы)
  • Участок отделки внутреннего и наружного антикоррозионных покрытий (покрытие краской и полимерным материалом)


Экскурсия в учебно-производственный центр

ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»

Цель. Познакомиться с деятельностью предприятия ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»  

Задачи:

  1. Получить представление о технологии транспортировки природного газа от места добычи до потребителя;
  2. расширить и углубить знания о влиянии состава газа на его свойства, о значении коррозии металлов и способах защиты от нее;
  3. познакомиться с воздействием предприятия на экологию;
  4. познакомиться с профессиями, необходимыми для данного предприятия.

Планируемые результаты:
Предметные:
Знать состав, свойства и применение природного газа.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и производства.

Познавательные УУД

Извлекать необходимую информацию из рассказа экскурсовода, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Коммуникативные УУД

Формулировать и задавать вопросы в ходе экскурсии.

Регулятивные УУД

1. Работать по предложенному плану.

2.Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Подготовительная работа

  1. Детальное ознакомление учителя с объектом экскурсии.
  2. Формирование перечня вопросов для выполнения отчета.
  3. Организация экскурсии: оформление документов для посещения предприятия и на перевозку детей; определение учителем совместно с сотрудниками предприятия маршрута экскурсии.
  4. Вводное занятие для обучающихся: формулировка темы, цели и задач экскурсии; получение перечня вопросов для отчета; проведение инструктажа по технике безопасности на предприятии и в пути.

Проведение экскурсии

Каждый учащийся получает инструктивную карту, в которой указано, какую информацию необходимо получить, источники этой информации и порядок проведения экскурсии.

Инструктивная карта.

  1. Месторасположение и зона деятельности предприятия
  2. История предприятия
  3. Виды деятельности предприятия
  4. Месторождения поставляемого газа и его состав. Влияние состава газа на его свойства. Что такое газовый конденсат?
  5. Технология доставки газа потребителям.
  6. Что из себя представляет магистральный газопровод?
  7. Как осуществляется антикоррозионная защита газопровода?
  8. Какое предприятие является поставщиком труб для газопровода?
  9. Назначение компрессорных станций.
  10. Назначение газораспределительных станций.
  11. Безопасность доставки газа. Воздействие предприятия на экологию.
  12. На какие предприятия поставляется газ?
  13. Виды профессий, учебные заведения, в которых готовят специалистов данного профиля.

Итоговое занятие

Тема. «Голубое топливо» – путь домой.

Форма. Урок-конференция.

Ребята делятся на группы. Каждая группа готовит доклад по своей теме, опираясь на вопросы, выданные перед экскурсией.

Ход урока.

Вступительное слово.

Заходя в теплую, уютную квартиру, мы редко задумываемся о том, как поступает необходимое тепло в наш дом. Мы привыкли к тому, что с наступлением осени в наших городах включают отопление, а какая огромная работа стоит за этим мы редко представляем себе.

На уроках химии мы узнали, что основным топливом для обогрева наших домов является природный газ. «Голубое топливо» – так называют природный газ по цвету пламени. Проследить его путь в наши дома мы смогли, посетив предприятие, которое занимается транспортировкой газа ООО «Газпром трансгаз». Сегодня, по результатам нашей экскурсии мы приведём отчетную конференцию «Голубое топливо – путь домой».

Выступления групп обучающихся.

1 группа – географы «Деятельность предприятия ООО «Газпром трансгаз»

2 группа – химики «Газ, поставляемый предприятием: месторождение, состав, свойства, применение».

3 группа – физики «Технология доставки газа потребителю».

4 группа – экологи «Безопасность и воздействие на экологию».

5 группа – общественные деятели «Профессии газотранспортной отрасли»

Заключительное слово

 «Голубое топливо» преодолевает огромное расстояние по трансконтинентальной магистрали Уренгой - Челябинск под пристальным вниманием специалистов газотранспортной отрасли, людей, которые день и ночь трудятся, чтобы в наших домах всегда было тепло и уютно.


Литература

  1. Дубская Н. А. Методические рекомендации к проведению учебных экскурсий по химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/259629
  2. Дударева О.Б.Воспитательный потенциал предметной недели по химии //Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск:ЧИППКРО, 2016. – 440 с.
    Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 133–136.
  3. Экскурсионно-познавательные маршруты как средство раннего личностного профессионального самоопределения обучающихся : методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций / Д. Ф. Ильясов, О. А. Костенко, А. А. Севрюкова, Н. П. Кос- тина, М. В. Ишмухаметова, Д. А. Ржевская, И. В. Барчук. – Челябинск : ЧИППКРО, 2016. – 48 с.
  4. http://ekaterinburg-tr.gazprom.ru/
  5. http://www.gazprominfo.ru/
  6. http://school2100.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся

Проект «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся» разработан в соответствии с постановлениями правительст...

Методическая система Шеремет Е.А.: «Развитие исследовательских навыков учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»

В результате накопления педагогического опыта, создания и работы школьного научного общества, проведения регулярных педагогических исследований, посвященных анализу уровня познавательной активности шк...

Инновационный образовательный проект "Тематический день как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности"

Данный проект расчитан на одн учебный год. В течении года ученики проживают весь день по определенным правилам....

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Работа с художественным текстом в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности».2014-2015 учебный год.

Повышение уровня учебной интеграции — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности   школьников формируется через проведение уроков...

"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"

Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...