Дистанционное обучение географии
статья по географии (6 класс) на тему

Стекленёва Светлана Юрьевна

В настоящее время современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всем направлениям. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей ускоряет процесс обучения и его эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_kraeved.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение географии.

Стекленёва Светлана Юрьевна.

учитель географии,

МОУ «СОШ им. Г. И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»

В настоящее время современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всем направлениям. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей ускоряет процесс обучения и его эффективность.

 Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ.

Наша школа также оснащена современной техникой. В кабинете географии имеется интерактивная доска и комплект интерактивных карт, компьютер, мультимедийный проектор. Есть возможность проведения интернет-уроков в кабинете информатики. С 2008 года я работаю над темой самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии.».  Работая над этой темой, я изучаю теоретические основы применения ИКТ, изучаю опыт передовых учителей в плане применения ИКТ, распространяю свой педагогический опыт. Применение информационных технологий, безусловно, повышает интерес детей к урокам, позволяет повысить плотность урока, опросить как можно больше учащихся, поработать и со слабоуспевающими и с «сильными» учениками. Уже применяемый мною на уроках метод проекта теперь получил дополнительные возможности для развития. Теперь проект выполняется в электронной форме, что позволило сократить время на оформление проекта, повысило его зрелищность и привлекательность для учащихся. После подключения школьных компьютеров к сети Интернет расширились информационные возможности учащихся и учителей. Увеличилась возможность интегрированного преподавания предметов, в частности, географии и информатики. Так, дети с удовольствием отрабатывали навыки работы в Интернете, использования программ Power Point, Publisher и других, подготавливая материал для презентации к уроку, для выпуска буклета по какой-либо теме урока и т.д. Увеличилось как количество учащихся – членов школьного научного общества, так и качество рефератов и исследовательских работ учащихся. Все исследовательские работы учащихся культурно оформлены, защита сопровождается презентациями, буклетами. Приобретенные навыки написания исследовательских работ учащиеся активно используют для участия в конкурсах разного ранга. Мои ученики являются призерами Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ обучающихся «Край ты мой любимый»», областных конкурсов «Имя Саратова на карте Родины» и др.

Основная задача педагога, в процессе информатизации образования, сводится к поддержанию и направлению процесса развития личности учащихся, их творческого поиска, организации совместной работы. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельности, индивидуальной и групповой работы, отход от традиционного обучения, рост объёма практических, лабораторных работ поискового и исследовательского характера.

Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам. Как показывает опыт, применение информационных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования картографического материала, когда карта моделируется прямо на уроке. Карта развивает географическое мышление. Её нельзя заменить ни текстом, ни живым словом. Многие географические исследования начинаются и заканчиваются картой. Благодаря применению компьютерным технологиям, учитываются индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы. Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

Как известно, информатизация образования – одно из направлений государственной политики России в области образования. Благодаря этому современная школа оснащается компьютерной техникой, имеется доступ в интернет. В настоящее время создано множество федеральных порталов с электронными образовательными ресурсами, учителя активно общаются в порталах педагогических сообществ.

Я сама постоянно повышаю свою квалификацию в области применения новых педагогических технологий. В 2010 году я прошла курсы «Интернет-технологии для учителя-предметника», где научилась создавать мультимедийные презентации с помощью программы Power Point, сайты, выполнять элементарные операции в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop, использовать инструменты графического редактора Paint, искать информацию в сети Интернет, общаться в сети и многое другое. Преподаватели федерации Интернет-образования научили меня конструировать урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, и я стала применять полученные знания на практике. Мои первые мультимедийные презентации применялись мною при объяснении новой темы, при проверке домашнего задания на уроках (тесты в  программе Power Point). Обучение по программе «Intel. Обучение для будущего» позволило мне применять в своей работе метод компьютерных проектов. В настоящее время я обучаюсь на дистанционных курсах педагогического университета «Первое сентября» «Интернет-ресурсы на уроках географии».

Постоянное самообразование помогает мне эффективнее применять новые технологии в обучении. Например, при изучении географического положения материков использую интерактивную карту мира. Сняв слой номенклатуры, даю детям задание подписать (расставить готовые надписи) объекты береговой линии или крайние точки материка. При изучении внутренних вод материка можно использовать такие формы работы: обозначить на карте границы водного бассейна, нарисовать конфигурацию озера и затем сравнить нарисованное, включив нужный слой. Кроме работы с интерактивными картами, составляю задания для интерактивной доски. Например, заполнить таблицу, найти соответствие между столбцами и т.д. Дети с удовольствием работают с доской, сами придумывают задания друг другу.

Школьный сайт позволяет проводить уроки в режиме он-лайн. На школьном чате я задаю учащимся вопросы, на которые они отвечают, предварительно зарегистрировавшись. Эти уроки позволяют не только проверить знания учащихся по географии, но и отрабатывают умения общаться в сети .

Локальная сеть в кабинете информатики облегчает индивидуальный подход к учащимся. Каждому ученику дается индивидуальное задание, выполнение которого учитель контролирует со своего компьютера. Задания могут быть самыми разнообразными. Например, при изучении темы «Население мира» даю ученикам задания по интерактивным картам, размещенным на портале «Мир карт» (http://www.mirkart.ru). На федеральном портале «Российское образование» есть и контурные карты, которые учащиеся «заполняют» в сети (http://www.edu.ru).

Общаюсь со своими учениками и посредством собственного сайта, где я размещаю рекомендуемые темы проектов, рефератов, адреса географических сайтов (http://steklenewa.ucoz.ru/).

Незаменимы информационные технологии при подготовке к итоговой аттестации. В кабинете географии  я часто провожу он-лайн-тестирование учащихся, ориентируя их на разные географические сайты:

http://rgo.ru/testy/geografiya

http://egechita.ru

http://www.students.ru/test

http://www.rosbalt.ru

http://edu.zelenogorsk.ru/geotest.

Я зарегистрирована на бесплатном школьном портале «Прошколу.ру». Здесь я размещаю свои материалы, знакомлюсь с материалами своих коллег. На этом портале я обсуждала критерии оценивания работ в качестве эксперта.

Учитель – не просто профессия, а стиль жизни. Учителя – земные люди, достигшие высокого уровня сознания и духовности. Так как от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. В своей работе всегда придерживаюсь заповеди: никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении; ясно определи, что ты хочешь от ребёнка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу; предоставь возможную самостоятельность; окажи помощь, но не подсказывай готового решения; создавай ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. География. 10 класс.

Дистанционное обучение. География. 10 класс....

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Авторская программа по дистанционному обучению в географии. Спецкурс "Путешествуем по миру"

Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для себя и друзей. Путешествуя по странам через о...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Опыт преподавания географии в формате дистанционного обучения

Описание практического опыта преподавания географии в старших классах с помощью электронных ресурсов и картографических сервисов Google....

Планирование урока географии и организация обратной связи в период дистанционного обучения.

В статье описывается опыт работы учителя в период дистанционного обучения....