Модульное обучение в рамках географии
статья по географии на тему

Дорофеева Галина Николаевна

Период длительного совершенствования содержания школьной дисциплины «География» сменился периодом выдвижения новых концепций построения содержания предмета, новых подходов к диагностированию результатов обучения, воспитания и развития личности школьника. Теперь измерение результатов обучения основано на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul._obuch.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии модульного обучения на уроках географии»

Период длительного совершенствования содержания школьной дисциплины «география» сменился периодом выдвижения новых концепций построения содержания предмета, новых подходов к диагностированию результатов обучения, воспитания и развития личности школьника. Теперь измерения результатов обучения основано на деятельностном подходе, т.е. качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Трудность географов заключается  в сокращении времени  на  изучаемый предмет. Эти горестные обстоятельства  создают базу для новых теоретических и практических  исследований в области  методики преподавания географии.

Поиск новых подходов  и технологий в организации учебного процесса породил лозунг: «Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании». И вот одной из  этих технологий и  является модульное обучение. Она не нова. Корни её уходят в 60-70 годы двадцатого века. Теория обучения подробно изложена в научных трудах И. Б. Сенновского, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, П. А. Юцявичене и др.

Цель технологии - создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и саморазвития индивидуальных способностей  каждого ребёнка.

- Что же такое модульная технология?

- Что такое модуль?

- Какова роль учителя на таком уроке?

- Каковы действия  учащихся?

МОДУЛЬ - целевой функциональный модульный узел, в котором объединены учебное содержание  и технология овладения этим содержанием. Понятие модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности. А сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей в учебно-познавательной деятельности

Задачи исследования

  • разработать блочно-модульную    структуру содержания обучения географии;
  • разработать уроки-модули, по курсу географии 6 – 10 класс;
  • выявить эффективность использования технологии модульного обучения географии.

Модульная технология состоит из модульной программы (цикла) и модульного урока.

В модульной программе (её составляет учитель) прописаны цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Это программа деятельности для ученика по изучению определённой темы. Действия учителя при составлении МП следующие:

1) подробное изучение конкретного курса, всех разделов и тем в нём;

2) определение цели обучения для учащихся,(например :в результате работы над модулем необходимо

изучить:...; определить ...; повторить...; сравнить...; развить умения...; навыки... и т.д.

3) отбор учебного материала по содержанию;

4) определение приёмов учебной деятельности;

5) распределения содержания по урокам;

6) подбор дополнительной литературы для учащихся;

7) письменное составление МП;

8) подготовка необходимого количества  копий МП.

Следующий элемент технологии - модульный урок. Приступая к разработке урока необходимо помнить, что его продолжительность 2 академических часа, но встречаются уроки и меньшей продолжительности.

Действия учителя при составлении урока - модуля:

1) формулирование темы урока;

2) отбор учебного материала по содержанию;

3) определение интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения для учащихся на этом уроке;

(например:  в результате работы необходимо изучить...; определить...; повторить...; сравнить...; развить умения и навыки и т.д.)

4) распределения учебного содержания на логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели для каждого УЭ;

5) определение способов учебной деятельности учащихся;

6) отбор методов и форм деятельности учителя;

7) письменное составление модуля данного урока;

8) подготовка необходимого количества копий текста модуля;

Каждый УЭ - шаг к достижению цели урока.

УЭ не должно быть очень много.

УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижении результатов обучения. Т.е. что должен знать и уметь ученик по завершению работы.

УЭ-1 - включает задания по определению исходного уровня знаний по теме.

Добавлю, что особой чертой модульной технологии является разработка диагностично поставленных целей обучения для каждого учебного элемента.

УЭ-2, УЭ-3 - включают задания по отработке учебного материала. (количество УЭ может варьировать).

Достижение целей гарантировано в том  случае, если идёт чёткое руководство по усвоению материала.

Очень часто планируемые задания предлагаются на двух уровнях . 1-ый уровень включает обязательный для изучения материал (учащиеся должны знать и уметь) т. е. рассчитано на простое воспроизведение минимума. 2-ой уровень предполагает, что учащиеся могут знать предмет шире и глубже, использовать его в разных ситуациях (т.е. могут знать и уметь).

УЭ-4 - выходной контроль (самоконтроль и самооценка учащихся) подведение итогов самим учеником.

УЭ-5 - рефлексия, т.е. выбор индивидуального домашнего задания и окончательный итог урока.

Результатом  выходного контроля (УЭ-4,УЭ-5) может быть ответ ученика у доски учителю, группе учеников, тест, контурная карта и другое.

 

А теперь подведу итог: каковы же главные черты технологии модульного обучения.

1) Чёткая постановка перед учащимися целей и задач.

2) Построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определённых средств обучения.

3) Обучение по образцам (учебным тетрадям, учебникам, практикумам), выполнение указаний учителя.

4) Организация самостоятельной учащихся, направленная на решения учебных задач.

5) Широкое  применение различных форм контроля для проверки результатов обучения.

 Целью моего исследования являлась  возможность применения данной технологии на уроке.

Наши ученики - дети не со 100% физическими и умственными возможностями, поэтому для них не просто полезна, а необходима постановка целей на каждом этапе урока и если цель прописана и перед глазами ученика, то её достижения реальны. География невозможна без работы по образцам и алгоритмам. Такая работа ведётся на каждом уроке.

Интересным моментом  вижу оценивание учеником собственных знаний и выбор домашнего задания для себя.

Не секрет, что ученики имеют завышенную самооценку и даже претензии к поставленным оценкам. А в этом случае он выбирает сам.

К сожалению, с сокращением часов по нашему предмету и особенностями учащихся именно этими конспектами мы воспользоваться не можем, Это образец. Нам реально подготовить свои.

Преподавание географии очень близко к модульной технологии, т.к. формы уроков модульные. Даже построение параграфов  в учебниках - это готовый урок. МП прописана в методичках с планированием.

Не случайно считается, что концепция методики учителей географии «впереди планеты всей».

 Приложение

 

Модуль «Атмосфера». (Индивидуальная работа)

 

Учебный

элемент

Учебный материал с указанием задания

 

Руководство по усвоению материала

 

УЭ О

Интегрирующая цель

По завершении работы над учебными элементами учащийся должен:

Знать: причины образования ветра, атмосферное давление, температуру воздуха, амплитуду колебания температуры.

 Уметь: строить графики суточного и годового хода температуры воздуха, научиться строить розу ветров.

Используй для усвоения модуля учебник: Т.П. Герасимова «Начальный курс географии 6 класс». М: Дрофа, 2003.

УЭ 1

Цель: узнать о температуре, атмосферном давлении и ветре. Что вы уже знаете об этих понятиях?

Индивидуальная работа

  1. Дополните предложения:

- сила, с которой воздух давит на з.п. и находящиеся на ней предметы …

- температура воздуха зависит от степени нагревания …

- разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток (года) …

- движение воздуха в горизонтальном направлении …

- главная причина образования ветра …

2. Выберите правильный ответ:

А) какая схема нагрева воздуха является верной?

- Солнце- нагрев воздуха- нагревание з.п.;

- Солнце- нагрев з.п. – нагревание воздуха;

Б) какое направление ветра верно:

1) 741;  750;

2) 763; 758;

3) 754; 754

 

 

 

 

 

УЭ 2

Цель: учиться строить графики хода температура воздуха.

  1. Работа в паре.

Построить график суточного хода температуры воздуха по следующим данным …

 

УЭ 3

Цель: Научиться рисовать схемы, поясняющие образование ветра.

1. Составление схемы образования муссонов

УЭ 4

Цель: научиться строить розу ветров.

УЭ 5

Цель: подвести итоги урока.

Работаем вместе

  1. какие понятия вы вспомнили?
  2. какие знания повторили, какие новые усвоили?
  3. какие умения отрабатывали?
  4. с какими результатами вы пришли к концу урока?

Индивидуальная работа

Цель: попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

  1. «я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому».
  2. «Я понял(а) материал, иогу объяснить другому, но при некотрой помощи учителя».
  3. «Я понял(а) материал частично».
  4. «Я ничего не понял(а)»

 

Используемая литература: 

  1. Журнал «География и экология в школе» № 8 - 2007 г.
  2. Журнал «География и экология в школе» № 2 - 2008 г.
  3. География. 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной технологии. Составитель Н.В. Болотникова. - Волгоград: «Учитель» - 2005 г.
  4. Современный урок географии. Часть 2. Методические разработки уроков с использованием

новых педагогических технологий обучения.  Москва «Школьная Пресса»  2004 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в рамках модульного обучения

Модульное обучение - альтернатива традиционному обучению.Его основная идея состоит в том, что учащийся учится сам, а учитель – управляет его учением.Учитель мотивирует, организовывет, координиру...

«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»

Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках    английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....

презентация "Использование технологии модульного обучения на уроках географии"

Методическая разработка: презентация "Использование модульной технологии на уроках географии"...

Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения

Материал статьи отражает опыт использования модульного обучения при профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения...

модульное обучение на уроках географии

модульное обучение на уроках географии...

Технология модульного обучения на уроках географии

Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. Сегодня неактуально давать обучающимся знания в так называемом готовом виде, для того, чтобы он их усвоил....