модульное обучение на уроках географии
учебно-методический материал по теме

Дылькова Олеся Александровна

модульное обучение на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Дылькова Олеся Александровна
МОКУ «ООШ с.Грибовка»

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.

Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Сегодня учебный процесс в школе продолжает сохранять старые формы и методы работы, которые время от времени “украшаются” нестандартными подходами (диспутами конференциями, деловыми играми, групповой работой и т.д.). Однако, преобладающим методом является объяснительно-иллюстративный, который не обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс.

Специфика нашей школы, где количество классов в среднем звене  не превышает 3-5, а количество часов отведённых на изучение географии не более 1-2-х в неделю ставит учителя в очень трудную ситуацию, в которой необходимо решать вопросы:

1) как обучить ребят и выдать тот же объём материала, но в сжатые сроки;

2) как сохранить интерес к своему предмету, который перевели из ранга познавательного в ранг научного.

В своей педагогической практике я использую различные способы и методы обучения и технологии для достижения результативности и повышения эффективности обучения.

Изучив работы П.А. Юцявичене «Теория и практика модульного обучения» и «Принципы модульного обучения», Т.И. Шамовой «Модульное обучение: сущность, технология», П.И. Третьякова «Технология модульного обучения в школе" я пришла к выводу, что эффективность процесса обучения географии может быть достигнута посредством оптимизации всех составляющих его элементов. Использование различных методов обучения, расширение возможностей включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, активизации их способствует блочно-модульное изучение, предполагающее объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме.

Авторы технологии считают, что начинать составление модульной программы следует с выделения основных научных идей курса и лишь затем структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определённые блоки.

Для меня наиболее приемлемой в работе оказалась классическая «трёхслойная» модульная программа. В такой программе я разрабатывала модули 1, 2 и 3-го порядков.

В современных программах по географии, по которым я работаю можно выделить блоки тем (по 4-5ч.) и представить в них несколько модулей обучения:

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий.

2 модуль (1урок) – самостоятельные и практические работы. Ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации (карта, учебник, дидактический материал, справочники, таблицы приложения и т.д.), прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На этом этапе провожу уроки- практикумы, конференции, путешествия, игры.

3 модуль (1 урок) – повторение и обобщение материала темы.

4 модуль (1 урок) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Сочетание концентрированного изложения содержания основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определённые преимущества такому изучению материала. Это позволяет учащимся яснее определить общие положения темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

В модульном уроке должны сочетаться академические и игровые модули: первые предпочтительны для изучения нового материала, а вторые – для закрепления и практического применения.

В модуль любого порядка включаю контроль за выполнением задания и за усвоением знаний учащихся, используя такие формы в своей работе:

1. Самоконтроль.

2. Взаимоконтроль учеников.

3. Контроль учителя.

Оценивается выполнение каждого учебного элемента. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при данной технологии. Ребёнок знает, что его труд оценивается, оценка объективно отражает его усилия.

Я считаю, что эта технология является универсальной, мобильной и наиболее приемлемой в современной школе.

Модульная технология настолько гибкая, что вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например КСО (коллективного самообучения), ЛОС (логических опорных сигналов), игровой.

Инструкция модуля предполагает:

* индивидуальную самостоятельную работу ученика;

* партнёрскую работу в парах;

* работу в группе.

Все три формы играют важную роль, так как для модульной технологии в географии характерна индивидуализация программы.

Преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями:

1) возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;

2) возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;

3) возможность работать дома в случае пропусков по болезни;

4) комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий» контроль);

5) развитие личностных качеств ученика (самостоятельности, умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);

6) консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.

В процессе работы в названной технологии можно отметить следующие положительные результаты:

* учащиеся научились работать с текстом, картосхемами, диаграммами, анализировать и делать выводы;

* планировать свою учебную деятельность при самостоятельной работе;

* повысился уровень успеваемости:

* у большинства старшеклассников сформировалась адекватная самооценка, что позволило определять собственные пробелы в усвоении материала и стремиться их ликвидировать;

* по самооценке учащихся, они стали более ответственно относиться к учёбе.

В результате применения модульного обучения на своих уроках, я пришла к выводу, что данная технология является одним из средств повышения эффективности уроков географии и способствует разрешению противоречий, возникающих в ходе осуществления учебного процесса. Результат – повышение качества обученности учащихся.

Однако есть и проблемы в этой работе. Прежде всего, данная технология предполагает коренную перестройку учебного процесса. Это предопределяет:

во-первых, необходимость разработки модульных программ;

во-вторых, разработку новых учебных пособий;

в-третьих, разработку методических инструкций для учащихся.

Современные учебники усложняют подготовку инструкций. В идеальном пособии должен быть пронумерован каждый абзац. Тогда можно просто указать, например: «Прочитайте 5-й и 6-й абзацы, с.68», но в учебных пособиях этого нет.

Это гигантская работа, но зато впоследствии снизились бы затраты на подготовку конкретных занятий и высвободилось время моё как учителя, для творческой методической работы. Это перспективы. Реальность – отдельные модульные уроки или отдельные темы, которые при очередном изменении программы или учебников необходимо вновь переделывать или разрабатывать заново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы модульной технологии обучения на уроках географии. (методические рекомендации)

в материале рассказывается о применении на уроках географии элементов модульной технологии обучения, сочетании его с элементами других технологий  и использовании технологических карт...

презентация "Использование технологии модульного обучения на уроках географии"

Методическая разработка: презентация "Использование модульной технологии на уроках географии"...

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

Технология модульного обучения на уроках географии

Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. Сегодня неактуально давать обучающимся знания в так называемом готовом виде, для того, чтобы он их усвоил....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

Модульная технология обучения на уроках географии

Парадигма образовательного процесса заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Поэтому традиционные технологии заменяются новыми педагог...