УУД как метапредметный компонент содержания основного общего образования.
методическая разработка по географии на тему

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_na_urokakh_geografii.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы выступления на педагогическом совете учителя географии Дубровиной И.Б.

«УУД как метапредметный компонент содержания основного общего образования»

Основная задача современного образования  «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» (ФГОС: Основное общее образование.- М. Просвещение, 2010).

Стандарт устанавливает три основные группы результатов  образования – личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения. Если о предметных учебных действиях  каждый учитель имеет четкое представление, то о личностных и метапредметных довольно смутное. Среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими.

Связь универсальных учебных действий с содержанием географии.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. 
География выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Например, на уроках в 8, 9 классе непосредственно речь идет о природе, населении и его хозяйственной деятельности на территории России; в 11 классе – сравнение России с другими странами мира. Данные курсы в наибольшей степени направлены на формирование российской гражданской идентичности школьников.
Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге происходит на уроках в 7 и 11 классах.
География — предмет преимущественно устный, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу для подтверждения своих гипотез, анализировать, сравнивать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Огромная роль уделяется работе в парах и группах: сложные определения и алгоритмы действия проговаривают в парах, проверяют друг друга, обмениваются заданиями, которые сами придумали (например, на уроке в 6 классе «Географические координаты»); в группах, как правило, работают при обсуждении проблемы или учебного проекта, где очень важен обмен мнениями (например, при изучении темы «Условные знаки» в 6 классе ребята в группах придумывают условные знаки к предложенному списку объектов, затем отбираем самые понятные и сравниваем со стандартными изображениями, после чего определяем какими качествами должны обладать условные знаки). Таким образом, идет формирование коммуникативных учебных        действий.

Изучение предмета «География» способствует формированию познавательных универсальных        учебных        действий:
• овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска                и        работы        с        информацией;
• формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);
• формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий: анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, обобщения.
Например, в 6 классе при изучении темы «Географическая карта» учащиеся находят в тексте отличительные признаки карты от плана местности. В теме «Ветер» ребята учатся устанавливать причинно-следственные связи «температура – давление – направление ветра».
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование возможностей современной информационно-образовательной среды.
Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий.
Формируется предметная ИКТ-компетентность, когда учащиеся самостоятельно осуществляют поиск информации и видеофрагментов для решения учебных и самостоятельных познавательных задач через систему Интернет, создают презентации к своим выступлениям, работают с электронными тестами по географии, строят графики, таблицы, схемы, создают тематические наглядные рисунки на компьютере, осуществляют несложные наблюдения, сбор числовых данных, проводят опыты с помощью инструментов ИКТ. Возможно использование компьютера при работе с картой (проверка номенклатуры,        работа        с        ГИС).
Чтобы сформировать регулятивные универсальные учебные действия, на своих уроках применяю модули, привлекаю учащихся к постановке цели урока и задач, составлению плана        изучения        темы.
Например, модули по темам «Части Мирового океана» (6 класс), «Австралия» (7 класс), «Природные зоны России» (8 класс), «Черная металлургия» (9 класс), «НТР», «ФРГ»         (10 класс).        
Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения географии опыт деятельности по получению нового знания, использования в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний, умений и географической информации, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

УУД представлены с буквенными обозначениями для того, чтобы удобно было прописывать в заданиях и техкартах - какие формируются при выполнении того или другого задания.

для курса географии 6-7 классов

Регулятивные (учебно-организационные):

  • УО - 1 - ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • УО - 2 - планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • УО - 3 - работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • УО - 4 - работать в соответствии с предложенным планом;
  • УО - 5 - участвовать в  совместной деятельности;
  • УО - 6 - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми  результатами.
  • УО - 7 - оценивать работу одноклассников.

Познавательные:

Учебно-логические:

  • УЛ - 1 - выделять главное, существенные признаки понятий;
  • УЛ - 2 - определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • УЛ - 3 - сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • УЛ - 4 - высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • УЛ - 5 - классифицировать информацию  по заданным признакам;
  • УЛ - 6 - выявлять причинно-следственные связи;
  • УЛ - 7 - решать проблемные задачи;
  • УЛ - 8 - анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

Учебно-информационные:

  • УИ 1 - поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • УИ 2 - работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
  • выделение главной мысли, 
  • поиск определений понятий, 
  • составление простого  и сложного плана,
  • поиск ответов на вопросы, 
  • составление вопросов к текстам, 
  • составление логической цепочки, 
  • составление по тексту таблицы,   схемы;
  • УИ 3 - качественное и количественное описание объекта;
  • УИ 4 - классификация и организация информации;
  • УИ 5 - создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

для курса географии 8, 9 и 10 классов

 

Регулятивные (учебно-организационные):

  • УО - 1 - Ставить учебные задачи,
  • УО - 2 - Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • УО - 3 - Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • УО - 4 - Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
  • УО - 5 - Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями
  • УО - 6 - Владеть различными способами самоконтроля.

 

Познавательные учебно-логические:

  • УЛ - 1 - классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
  • УЛ - 2 - сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
  • УЛ - 3 - систематизировать информацию;
  • УЛ - 4 - структурировать информацию
  • УЛ - 5 - определять проблему и способы ее решения;
  • УЛ - 6 - формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
  • УЛ - 7 - владеть навыками анализа и синтеза;

 

Учебно-информационные:

  • УИ 1 - поиск и отбор необходимых источников информации;
  • УИ 2 - представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
  • УИ - 3- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
  • 1 - составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
  • 2 - перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
  • УИ 4 -использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
  • УИ 5 -создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
  • УИ 6 -составление рецензии, аннотации;

 

Коммуникативные:

  • К - 1 - выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
  • К - 2 - уметь вести дискуссию, диалог;
  • К - 3 - находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Литература:

1.«Проектируем урок, формирующий УУД» Копотева Г.Г., Логвинова И.М.

2. «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования» Ривкин Е.Ю.

3. «Анализ урока: типология, методика, диагностика» Голубева Л.В., Чегодаева Т.А.

4.Федеральный государственный стандарт основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия как основной компонент содержания основного общего образования

В статье вводится понятие " Универсальные учебные действия", их разновидности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

Рабочая программа по реализации интегрированного содержания основного общего образования по курсу «история и географии» для 5 класса

Цель данной программы – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельн...

« Особенности реализации содержания курса химии на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования »

Выступление « Особенности реализации содержания курса химии на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования »...

«Метапредметные результаты при построении образовательного перехода «Основное общее образование – Среднее общее образование». Обучение на основе технологии учебных ситуаций»

Выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обуславливает преемственность при переходе с одного уровня образования на другой.Для осуществления преемственности в...