« Особенности реализации содержания курса химии на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования »
материал
Выступление
« Особенности реализации содержания курса химии
на уровне основного общего образования
в соответствии с требованиями ФГОС
общего образования »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_2019.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза
Хусена Борежевича Андрухаева»
а.Мамхег, Шовгеновский район, Республика Адыгея
Выступление
« Особенности реализации содержания курса химии
на уровне основного общего образования
в соответствии с требованиями ФГОС
общего образования »
Автор: Хуажева Нафисет Каплановна
учитель химии и биологии
а.Мамхег
2019 год
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющие и на ситуацию в образовании, − это ускорение темпов развития. Возрастает объем информации, необходимость ее использования и обработки. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий и программ.
Федеральный государственный стандарт общего образования определяет нормы и требования обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а так же основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный стандарт общего образования служит основой для разработки учебного плана, примерных программ по учебным предметам; объективного оценивания уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективного оценивания деятельности самих образовательных учреждений; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащения учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Федеральный компонент устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени. Сама структура стандарта определена основным принципом школьного химического образования – концентрическим принципом обучения. Два уровня федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлены базовым и профильным уровнями. В примерных учебных планах стандарта определены 2 блока предметов федерального компонента – базовые общеобразовательные предметы и профильные общеобразовательные предметы. Кроме того, учебные планы включают в себя предметы регионального компонента и элективные курсы по выбору школьника.
В настоящее время подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались в недавнем прошлом. У значительной части нынешних учащихся существенно снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Следствием информатизации всех сторон жизни стало увеличение продолжительности периода психологического созревания. Это подтверждено исследованием молодых людей методами компьютерной томографии головного мозга - окончательное созревание структур мозга наблюдается только в 21 год. Например, сегодня в отношении большей части детей, приступающих к изучению химии в 8 классе, вряд ли будет справедливым следующее утверждение: «Примерно к четырнадцати годам у ребенка формируется логика взрослого человека… для восьмиклассников характерно сознательное использование приемов запоминания». «Постперестроечные дети в своем подавляющем большинстве правополушарные». Учеными было проведено исследование типа мыслительной деятельности 100 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет. Было выявлено, что большинство детей по типу мыслительной деятельности правополушарные. Не случайно в современном школьном образовании многие дети выбирают гуманитарные профили обучения.Высокая доля правополушарных детей связана, на взгляд авторов эксперимента, с воздействием новой информационной среды, которая активизирует и стимулирует в большей степени мыслительные процессы правого полушария, чем левого. В результате значительная часть детей испытывает затруднения при выполнении формально логических операций, быстро теряет интерес к предмету.
Положение усугубляется крайне высокими темпами обучения. Сравнивая современный базисный учебный план средней общеобразовательной школы и план двадцатипятилетней давности, приходит к неутешительным выводам.Время, «предназначенное для изучения химии, уменьшилось на 140 часов или 40%». Это означает, что на обучение химии сегодня выделяется столько же часов, сколько 25 лет назад отводилось на курс химии в неполной средней школе.В настоящее время интенсивность обучения химии возросла в 2–3 раза. В результате многие школьники сталкиваются со значительными трудностями при изучении химии.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности обучающихся. Деятельностный подход меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик».
Возникают вопросы:
- Какой должна быть структура урока?
- Как его подготовить?
-Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам все расскажет.
Анализ основных характеристик инновационных образовательных технологий позволяет выделить специфические методы и подходы к обучению на разных ступенях образования:
- Проектная деятельность
- Использование ИКТ
- Личностно-деятельностный подход
- Портфолио достижений
- Здоровьесберегающие технологии
В последнее время я все больше внимания уделяю применению технологий проектирования в процессе преподавания химии. Возникла проблема: как при малом количестве часов, довольно обширной программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса химии интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. По моему одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектная деятельность.
Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу, что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Ученики очень восприимчивы к коллективным методам обучения, каким является проектное обучение, т.к. здесь большое внимание уделяется вопросам творческой, исследовательской деятельности, ориентированной на их развитие и саморазвитиеобластях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать школьников практической химией. На учебных проектах я учу проектировать свою будущую жизнь, формируется творческое мышление учащихся, развивается способность находить нестандартные решения проблемных вопросов, ребята учатся работать с информацией.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее эффективный способ достижения качественного обучения, но вместе с тем и трудоёмкий. Качественно выполненные проекты учащиеся способны выполнять на старшей ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с 8 класса. Проектная технология реализуется и во внеурочной деятельности моих учеников.
Необходимо идти дальше и видеть цели обучения в том, чтобы не только заинтересовать учащихся проблемами химии, но и повысить их познавательную активность, развить аналитические способности, расширить знания о глобальных проблемах, сформировать умения разрабатывать способы их решения. Ребята представляют результаты исследований на уроках, успешно выступают в научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Исследовательский проект как элемент научного творчества учащиеся сегодня часто рассматривают и как органичную составляющую часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Преподавание химии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться. По моему, именно эти направления в методике преподавания химии наиболее важные и нужные в условиях перехода на ФГОС .
Преподавание химии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться
Анализ основных характеристик инновационных образовательных технологий позволяет выделить специфические методы и подходы к обучению на разных ступенях образования:
- Проектная деятельность
- Использование ИКТ
- Личностно-деятельностный подход
- Портфолио достижений
- Здоровьесберегающие технологии
Обучая детей химии, я пришла к выводу, что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. На учебных проектах я учу проектировать свою будущую жизнь, формируется творческое мышление учащихся, развивается способность находить нестандартные решения проблемных вопросов, ребята учатся работать с информацией.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее эффективный способ достижения качественного обучения, но вместе с тем и трудоёмкий. Качественно выполненные проекты учащиеся способны выполнять на старшей ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с 8 класса.
Преподавание химии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться. По-моему, именно эти направления в методике преподавания химии наиболее важные и нужные в условиях перехода на ФГОС.
Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект «Внедрение элементов инженерного образования на уроках технологии на уровне основного общего образования»
laquo;Внедрение элементов инженерного образования на уроках технологии на уровне основного общего образования»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пионербол» на уровне основного общего образования (спортивно-оздоровительное направление)
Рабочая программа курса «Пионербол» ориентирована на учащихся 5-6 классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данн...
Адаптированная рабочая программа по физике для 7 класса для реализации на уровне основного общего образования
Настоящая рабочая программа предназначена для 7-9 классов, где обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья (НОДО+ЗПР), составлена в соответствии с требов...
Адаптированная рабочая программа по геометрии для реализации на уровне основного общего образования
Настоящая рабочая программа предназначена для 7-9 классов, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного...
Спецификация контрольных измерительных материалов по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне основного общего образования (5 класс)
Работа предназначена для проведения процедуры вводного контроля по диагностике индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Русский язык» в 5 классе....
Итоговая работа по курсу «Функциональная грамотность как метапредметный результат на уровне основного общего образования: инструменты формирования и основные смыслы оценивания (читательская грамотность)»
Итоговая работа на тему: «Комплект заданий по тексту Л Яхнина «Последняя рубашка »для оценки уровня читательской грамотности»...