Главные вкладки

    Использование дидактических игр на уроках обобщения и систематизации знаний с применением ИКТ.
    учебно-методическое пособие по географии на тему

    Агапитова Татьяна Николаевна

     

          Использование дидактических игр на уроках обобщения и систематизации знаний с применением ИКТ.

    Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование дидактических игр на уроках обобщения и систематизации знаний с применением ИКТ.

    Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика.

           В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль – техника работы. Т.е. сочетание разных методов и приемов. В настоящее время разработано и применяется масса приемов. Все они обладают разной степенью эффективности

            Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

     Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности.  Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

     Игра актуальна в настоящее время и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Важной задачей школы становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

       Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является, то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые учащиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.

           Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

           Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

           В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

           В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.

            Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, “вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было”.

    В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

           В игре происходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов.

     Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов.

    Так, на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, использую методический прием  наподобие телевизионной игры “Своя игра” с помощью меняющихся слайдов по программе PowerPoint

    Обобщающий урок по теме "Антарктида – холодильник Земли"

    Цели:

    • Дать представление об особенностях природы Антарктиды.
    • Закрепить знания по материку Антарктида, обобщить изученный материал.
    • Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.
    • Развивать память, умение систематизировать изученный материал, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний.
    • Развивать интерес к предмету.

    Форма организации игры – групповая.

    Организация игры.

    Класс делится на три команды (принцип деления возможны любые: по рядам и т.д.). Выбираются капитаны.

    Правила игры.

    Капитан 1-й команды вызывает одного ученика из своей команды. Ученик на игровом поле экрана выбирает:

    а) тему, по которой он хочет отвечать, из следующего набора тем:

    • Географическое положение.
    • История открытия и исследований.
    • Рельеф.
    • Климат.
    • Внутренние воды (ледниковый покров).
    • Растительный и животный мир.

    б) вопрос по теме с этой строчки выбирает с расчетом на какую-либо сумму баллов на игровом поле.

    Если ученик чувствует себя не очень уверенно, то он выбирает легкий вопрос — число поменьше и приносит команде столько баллов какое число сам выбрал (при правильном ответе).

    Если ученик считает, что очень хорошо усвоил изученный материал, то он может выбрать числа в этой строчке побольше и принесет столько баллов команде.

    Затем ведущий нажимает на это число и на экране появляется вопрос и 4 варианта ответов.

    Если ответ, по мнению капитана, неверен, то капитан может заменить ответ или дополнить ответ ученика из своей команды, но тогда команда получает только половину этого балла.

    Правильный ответ смотрим на игровом поле экрана нажимая на слово “ответ”.

    Такие же действия выполняет следующая команда.

    Игра идет по круговой системе. Выигрывает команда с наибольшим количеством баллов.

    Время игры 20 — 25 мин.

    Оценки в конце урока наиболее активным ученикам могут поставить учитель, капитан команды с помощниками или члены каждой команды. Для этого целесообразно обсудить вклад каждого ученика в сумму баллов команды, а затем проставить оценки.

    Плохие оценки ставить не стоит, так как если ученик во время игры подвел команду, то он уже сам себя наказал. У него не остается чувства озлобления, а появляется желание исправиться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием компьютерной техники Тема: Прогрессии. Арифметическая и геометрическая.

    Тема «Прогрессии» изучается в курсе алгебры 9-го класса в течение 16 часов и имеет основной целью познакомить учащихся с понятиями числовой последовательности, арифметической и геометрической прогресс...

    Применение элементов игровых и проективных технологий на уроках обобщения и систематизации знаний в преподавании биологии и экологии

    Разработанная мной форма проведения урока может быть применена на любом занятии, предполагающем обобщение и систематизацию знаний по объемной теме (блоку тем). Разработана и апробирована данная форма ...

    Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

    В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

    Эффективность использования кейс-технологии на этапе обобщения и систематизации знаний учащихся, развивающая универсальные умения в работе с информацией

    В настоящее время мы пришли к пониманию, что необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам, таким как кейс–технологии. ...

    Дидактические материалы к уроку обобщения и систематизации знаний по теме «Рады увидеться снова» в 5 классе

    Дидактические материалы к уроку обобщения и систематизации знаний по теме «Рады увидеться снова» в 5 классе к учебнику Английский с удовольствием (5-6 классы) под редакцией Биболетовой М.З., Добрынино...

    Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

    Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

    Урок обобщения и систематизации знаний по Австралии в форме игры — викторины (с использованием ИКТ технологий)

    Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотру...