«Карта – «язык» географии».
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Софронова Татьяна Геннадьевна

урок в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazvanie_uroka.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Название урока: «Карта – «язык» географии». Урок географии в 6 классе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Доска, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, CD-диск (электронное приложение к учебнику), учебники, физическая карта мира.

Тип урока – комбинированный

Цель урока: формирование представления о картографическом методе как особом методе географической науки

Задачи урока:

Образовательные:

1.        Сформировать представление о развитии методов изучения Земли, о науке картографии;

2.        Сформировать представление о значении географических карт;

3.        Начать формирование умения описывать географические объекты

Воспитательные:

1.        Воспитание уважительного отношения к культуре разных народов;

2.        Воспитание всесторонне развитой, физически и психически здоровой личности

Развивающие:

1.        Продолжить развитие умения работать с различными источниками информации;

2.        Развитие мыслительных действий;

3.        Продолжить развитие умения выражать свои географические идеи (развитие речи на уроках географии);

4.        Способствовать развитию интереса к географическим знаниям.

Этапы урока:

I.        Организационным момент. Целеполагание.

II.        Актуализация знаний учащихся (комбинированный опрос).

III.        Изучение нового материала.

IV.        Динамическая пауза (физминутка).

V.        Этап закрепления знаний

VI.        Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

VII.        Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

I.  Организационный момент. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте своё рабочее место.

Кто сегодня отсутствует? (отмечается в классном журнале).

Сегодня на уроке мы с вами изучим новую тему, познакомимся с методами изучения Земли, узнаем какой из них самый главный.

II.  Актуализация знаний учащихся. Комбинированный опрос.

А сейчас проверим ваши знания по предыдущей теме

(комбинированный опрос)

1 учащийся работает у доски, выполняя задания на карточке (1. Перевести масштаб именованный в численный в 1 см 25 км; 2. Определить какой географический объект имеет координату 60°с.ш., 30°в.д.)

С остальными учащимися проводится фронтальный опрос:

1.        Какие виды съёмки местности вы знаете?

2.        В чём заключается полярная съёмка?

3.        Что такое маршрутная съёмка?

4.        Какой вид съёмки мы с вами проводили на прошлом уроке?

5.        Что такое азимут?

6.        Что такое ориентирование?

7.        Что имеется в виду, когда говорят, что компас сориентирован?

III. Изучение нового материала.

Итак, ребята, тема нашего урока: Карта – «язык» географии.

Действительно, карта может рассказать о многом. Перед вами физическая карта мира. О чём мы можем узнать, глядя на неё?

(Учащиеся дают свои ответы)

К каким картам она относится: к тематическим или общегеографическим?

(Учащиеся: к общегеографическим).

Великий географ 20 столетия Н.Н. Баранский назвал карту – альфой и омегой географии. В чем смысл этого выражения мы с вами попытаемся ответить после изучения нового материала.

А сейчас вместе со ВСЕЗНАМУСОМ, отправляемся в страну изучения карт и методов изучения Земли

Всезнамус задаёт вам вопрос: как вы думаете, что появилось раньше: карта или письменность?

(Учащиеся высказывают свои точки зрения и объясняют их).

Раньше появились карты.

Люди запоминали и описывали окружающую местность. Так появились первые наскальные изображения (диск).

Ещё в древности люди начали использовать метод наблюдения и описания. Человек отображал на первых картах охотничьи угодья, тропы зверей и птиц и многое другое.

Затем появился метод коллекционирования. Появление этого метода было связано с изучением новых территорий, новых земель. Люди привозили растения, горные породы и минералы и даже животных, из которых изготавливали чучела. Следом за этими методами стал использоваться полевой метод – сбор материала непосредственно на местности и камеральный метод  - обработка собранного материала.

Сейчас всё больше осваивается компьютерное пространство.

Но всё же самым главным (подчёркнуто) методом остаётся – картографический.

Используя различные карты одной и той же территории, мы можем составить об этой территории целостное представление.

Учебник с. 19 рис. 1.18

Всезнамус предлагает нам с вами посмотреть, как выглядят современные карты (диск)

Итак, почему же Баранский Н.Н. сказал, что карта – альфа и омега географии? Как вы думаете. Кто знает, что такое альфа, а омега. Перед вами греческий алфавит.

(Учащиеся высказывают свои точки зрения. Это выражение означает «от и до». То есть, основное в географии – это карта, от начала и до конца, от «А» до «Я»).

Затем один из учащихся зачитывает полное высказывание Н.Н. Баранского (с. 19учебника).

IV. А теперь немного отдохнём. Отгадаем загадки.

 

Ее с собой берет геолог,

Турист, водитель, археолог.

                                    (карта)

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

                                  (глобус)

Знает всякий: стар иль молод,

Что на карте точка — ....

                                   (город)

Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь -

Дорогу обратно легко найдешь.

                                  (компас)

Карты в нем одна к одной

Сшиты в типографии.

Он теперь всегда с тобой —

Гид по географии.

                             (атлас)

 

Затем ФИЗМИНУТКА

А сейчас мы с вами немного подвигаемся, поиграем. Я прочту вам стихотворение М. Пляцковского «Полярный круг», а Вы при слове круг должны повернуться по часовой стрелке. Итак, встаём, проверяем, нет ли помех нашим движениям. Начинаем!

 

Послушай, друг,

Бывает круг –

Кружок обычный просто,

А есть иной на карте круг,

Полярным он зовётся.

На Севере, на Севере,

За полярным кругом

Олени в тундре бегают

Вдогонку друг за другом.

Послушай, друг,

Бывает круг –

Спасательный к тому же.

Но знает лишь Полярный круг

О долгой зимней стуже.

На Севере, на Севере,

За Полярным кругом –

Раздолье нартам узеньким,

Раздолье снежным вьюгам.

Послушай, друг,

Бывает круг –

Ещё один, гончарный…

Но только ты попробуй, друг,

Шагни за круг Полярный!

На Севере, на Севере,

За Полярным кругом

Работа настоящая,

Морозы настоящие

И льдины настоящие –

Всегда к твоим услугам!

 

V. Закрепление и проверка знаний

VI. Подводим итог урока.

Сегодня на уроке мы многому научились: узнали почему карту называют «Языком географии», познакомились с методами исследования Земли.

Оценивание учащихся.

VII. Записываем домашнее задание

§6 читать, отвечать на вопросы с.19

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта - основной язык географии

Предметом изучения географическая карта становится уже в младших классах школы.Новые школьные программы подчеркивают особую роль карты. Сегодня она нужна не только пилотам и судоводителям, военнослужа...

Разработка урока " Карта - язык географии" для 5 класса

Разработка серии уроков "Карта - язык географии" для 5 класса. Карта - один из главных источников географической информации. Уметь читать карту, извлекать нужную информацию очень важно, ведь...

Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

Программа внеурочной деятельности "Карта - язык географии" 7 класс

Цель программы внеурочной деятельности  - развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Технологическая карта интегрированного урока английского языка, географии в 6 классе «Путешествие в Великобританию»

Формирование лексики по теме « Географическое положение, достопримечательности Великобритании и  символика Соединённого Королевства Великобритании»...