Разработка урока"Геологическая история и геологическое строение территории России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Кривоносикова Татьяна Викторовна


Данный материал будет полезен начинающим педагогам. В работе четко представлена деятельность участников образовательного процесса. На мой взгляд удобная конструкция поурочного плана(табличная форма, шаблон). Благодаря данной конструкции, возможна вариативность заданий, на каждом из этапов занятия, в зависимости от особенностей класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geologiya_8_klasssrazrabotka_uroka.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  

Геологическая история и геологическое строение территории России.

Цель:

сформировать представления об особенностях геологического строения территории России.

Задачи:

Через практическую деятельность с картами продолжить формировать  умения делать выводы, выявлять закономерности; определять особенность строения земной коры.

Через взаимодействие в группах продолжить отработку взаимооценивания,  развивать познавательный интерес к своей стране .

формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе.

Оборудование:  

физическая, тектоническая, геологическая карты, геохронологическая таблица, атласы

Разработка урока  по теме «Геологическая история и геологическое строение территории России.»

Учитель географии Кривоносикова Татьяна Викторовна

Этапы

Ход урока

Деятельность

Актуализация

Земная кора в пределах современной России формировалась на протяжении длительного времени в результате разнообразных геологических процессов.

Поэтому ее части различаются:

а) по строению, составу и залеганию горных пород,

б) по возрасту и истории развития

Вспомните на какие  крупные участки разделяют земную кору?

Учитель- S -1:

Ученики - S -2:отвечают и учитель систематизирует:

(а) По особенностям строения выделяются подвижные и устойчивые участки земной коры.

Большую часть территории России занимают устойчивые участки земной коры – платформы и подвижные –сейсмические пояса

Целеполагание, мотивация

Тема урока(слайд №1)

Предлагаю сформулировать, что мы будем изучать и для чего.

S -2:

Изучение нового материала

 Тема урока(слайд №1)

Используя карту (слайд№5)определим устойчивые участки земной коры в пределах России.

 Платформы имеют двухъярусное строение. Нижняя их часть – фундамент. ( Слайд № 3)Это остатки разрушившихся горных систем. Поверх фундамента залегают рыхлые осадочные породы (осадочный чехол). Они образовались при разрушении гор и медленных опусканиях фундамента, когда он  заливался водами морей. В некоторых частях платформ осадочный чехол отсутствует. Такие участки платформ называются щитами.(слайд№4)

S -2:Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Сибирская

S -1: рассказывает

S -2 (Запись в тетрадь)

Платформа– это устойчивый  участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный осадочными породами.

Щиты– выход фундамента платформы на поверхность

Промежуточное закрепление

Работа с картой и формулировка закономерностей(слайд № 5)

- Найдите на тектонической карте платформы (Восточно-Европейская или Русская, Сибирская)

- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах

- Какой из этого следует вывод?

Вывод: Крупные равнины расположены на древних платформах.

В России есть еще одна крупная равнина – Западно-Сибирская. Найдите участок земной коры, которому она соответствует. (Это Западно-Сибирская плита)

- Плита – это молодая платформа.

- Найдите на тектонической карте щиты.

- Какие формы рельефа соответствуют щитам?

S -2: отвечают, формулируют закономерности.

Изучение нового материала

          В истории Земли было несколько эпох, с вязанных с планетно – космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы складкообразования (горообразования). Эти эпохи называли эпохами складкообразования. Их было несколько:  (слайд № 6)

 Байкальская складчатость  

 Каледонская складчатость

 Герцинская складчатость  

 Мезозойская складчатость

 Кайнозойская складчатость  

По  картам атласа  вы теперь можете узнать  время (возраст) образования каждого участка земной коры на территории России.  

б) по возрасту и истории развития

 S -2 : Сообщение учащихся:

Геология, геохронология.

Результатом исследований ученых геологов явилась геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли (учебник стр. 258-259).

Анализ геохронологической таблицы.(Работа с таблицей).

Таблица читается снизу вверх.  

В таблице обязательно указаны эры – промежутки времени, которые соответствуют крупным этапам развития земной коры и органического мира. Эра – это время, в течение которого накапливалась группа пород с остатками групп животных и растений. Эры – это очень крупные отрезки времени, включающие миллионы, сотни миллионов и миллиарды лет.

Промежуточное закрепление

       Работа с картами: Путём наложения физической и тектонической карт России выясните, какие горы образовались в различные эпохи складкообразовании?  

S -2 : работа в парах.Каледонская складчатость (Саяны).

 Герцинская складчатость (Урал, горы Бырранга).

 Мезозойская складчатость (Верхоянский хребет, Сихотэ – Алинь, горы Северо-Восточной Сибири).

 Кайнозойская складчатость или альпийская (Кавказ, Курило – Камчатская область).

В конце протерозоя — начале палеозоя (1000—550 млн лет назад) произошла байкальская складчатость. В палеозое складчатостей было две — каледонская (550—400 млн лет назад) и герцинская (400—210 млн лет назад). В мезозое — мезозойская. Около 100 млн лет назад началась последняя кайнозойская (альпийская) складчатость, которая продолжается до настоящего времени. В результате каждой складчатости происходило возникновение новой континентальной коры и формировались складчатые горные пояса, окаймляющие и соединяющие Восточно-Европейскую и Сибирскую платформы. Крупнейшие пояса, протягивающиеся через территорию России: Урало-Монгольский, Альпийско-Гималайский (Средиземноморский), а также часть Тихоокеанского пояса.

Изучение нового материала

Складчатый пояс– подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.  (Запись в тетрадь определения)

Образование складчатых поясов связано со столкновением литосферных плит и сминанием в складки горных пород, накопившихся на их окраинах.

Процессы образования складок сопровождаются магматизмом, метаморфизмом и землетрясениями. Кайнозойские (альпийские) горы формируются в результате взаимодействия современных литосферных плит. На земной коре кайнозойского возраста и в настоящее время располагаются горы.

Складчатые пояса мезозойского и палеозойского возраста располагались на границах древних литосферных плит. Их количество, размеры и форма неоднократно менялись на протяжении геологической истории. Многие из них позднее были разрушены. На их месте образовались молодые платформы, крупнейшая из которых — Западно-Сибирская. Но некоторые области палеозойской и мезозойской складчатости из-за активных движений земной коры вновь стали горными сооружениями.

S -1: объяснение

Рефлексия

  По выбору:

Предлагаю составить вопросы, (тестовые задания) используя термины с которыми мы сегодня познакомились

Ответить на вопросы:

Подпишите понятия

Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность -

Учение о строении земной коры -

Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур -

Подвижный участок земной коры,  имеющий сложную складчатую структуру -

Устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение-

Работа с контурными картами:

Отметить основные тектонические структуры, подписать.

Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый  цвет.

Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет

S -2: Взаимооценка

Домашнее задание

п.12.  Ответить на вопросы в конце параграфа. Номенклатура(плиты, платформы), знать геохронологическую таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Геологическая история и геологическое строение территории России

Презентация к урок географии в 8 классе по теме "Геоглогическое строение, рельеф и полезные ископаемые"....

Видеоролик к уроку "Геологическая история и геологическое строение территории России"

Видеоролик наглядно показывает как происходит формирование складчатых областей Земли....

Конспект урока по географии в 8 классе по теме:Геологическая история и геологическое строение территории России.

Разработка урока географии  для 8 класса,  по учебнику:«География  России. Природа.  Население. Хозяйство»   8 класс, под редакцией В.П. Дронова....

Урок географии в 8 классе по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России"

Урок географии для обучающихся 8 класса по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России" (по учебнику В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром)...

Методическая разработка урока по истории "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"

Презентация по истории России на тему "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"...

Презентация и разработка урока по истории отмена крепостного права в россии

Презентация предназначена для урока истории . Презентация помогает учащимся самим обозначить тему урока. Определить цели. А также с помощью документов определить основные положения Манифеста об отмене...

Урок "Геологическая история и геологическое строение территории России"

План урока географии в 8 классе "Геологическая история и геологическое строение территории России"....