Урок "Геологическая история и геологическое строение территории России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Ольга Александровна Казакова

План урока географии в 8 классе "Геологическая история и геологическое строение территории России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geologicheskoe_stroenie_rossii_8_kl.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии

Тема: Геологическая история и геологическое строение территории России.

Класс: 8

Дата:

Тип урока: комбинированный урок

Цель: сформировать представления об особенностях геологического строения территории России.

Задачи:

Образовательные задачи:

- ввести понятия «геология», «геологическая эра», «геохронологическая таблица», «платформа», «фундамент», «щит».

- познакомить с особенностями строения земной коры, с геохронологической шкалой.

Развивающие задачи:

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

- развивать умения и навыки работы с картами, таблицами.

Воспитательные задачи:

- проявлять интерес к новой информации и применять ее в практической деятельности.

Основные понятия урока: «геология», «геологическая эра», «геохронологическая таблица», «платформа», «плита», «фундамент», «щит».

Географическая номенклатура: Восточно-Европейская и Сибирская платформы, Балтийский, Анабарский и Алданский щиты.

Оборудование и дидактический материал: учебник, тетради, экран, проектор, атласы.

Учебник: География России: учебник для 8-го класса образовательных учреждений / В.П.Дронов, В.Я.Ром, И.И.Баринова – М.: Дрофа, 2018.

Ход урока

Этап

Средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент

-

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

2.

Повторение пройденного

Опрос

- Что такое Федерация?

- Сколько субъектов входит в состав России?

- Показать на карте автономии, края, республики России.

Устные ответы и работа у карты.

3.

Формулировка темы урока

Проблемная ситуация.

Слайд 1.

 - По современным представлениям Вселенная возникла примерно  14 млрд лет назад. Сначала ее температура достигала миллионов градусов, постепенно она остывала, что привело к образованию планет, звезд, галактик.  

- Когда же появилась наша планета? Существует много гипотез. Наиболее признанной считается версия, что 4, 6 млрд. лет назад из газово-пылевого облака. Постепенно планета покрылась твердой оболочкой. Как она называется?

Именно с образования литосферы начинается геологическая история Земли.

Итак, о чем мы поговорим сегодня?

Слушают, отвечают

Записывают тему в тетрадь

4.

Целеполагание

Слайд  2

Предлагает попробовать сформулировать цели урока.

Формулируют цели

5.

Изучение нового

Учебник,

атлас с. 10-11

- Что такое рельеф? От чего он зависит?

Рельеф территории зависит от ее внутреннего строения.

По особенностям строения выделяют подвижные и относительно устойчивые участка земной коры.

Платформы – древние устойчивые участки земной коры.

Найти платформы на карте.

Платформы имеют двухъярусное строение: нижний ярус (фундамент платформы) образуют комплексы сильно смятых, метаморфизованных и пронизанных гранитами пород; верхний ярус (платформенный чехол) сложен спокойно залегающими преимущественно осадочными и отчасти вулканогенными толщами.

Щит- выход фундамента платформы на поверхность.

Плита – молодая платформа.

На границах платформ и плит находятся складчатые области. Там формируются горы. Складчатый пояс– подвижный участок земной коры, на границе литосферных плит.

Отвечают, делают записи в тетради, работа с картами атласа

Физминутка

Слайд  3

- А сейчас мы немного отвлечемся, отдохнем и повторим.

Задание. Убрать лишний из 4 объектов. Тема «Географическое положение России»:

  1. Грузия, Монголия, Казахстан, Узбекистан
  2. Стокгольм, Баку, Пекин, Рига
  3. Японское море, Желтое море, Балтийское море, Карское море
  4. м. Челюскин, м. Дежнева, м. Флигели, м. Канин Нос
  5. Шпицберген, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Командорские острова.

Выполняют задание

  1. Узбекистан – не граничит с Россией.

2. Стокгольм – не является столицей государства, граничащего с Россией.

3. Желтое море - не омывает берега России.

4. м. Канин Нос- не крайняя точка России.

5. Шпицберген-архипелаг, не принадлежащий России.)

Слайды 4-6

Для понимания современного рельефа необходимо знать геологическую историю его формирования.

Эти процессы изучают различные науки.

Историческая геология -изучает закономерности развития земной коры во времени и пространстве с момента её образования до наших дней.

Геотектоника —наука о строении, движениях и деформациях литосферы.

Палеонтоло́гия - наука, изучающая органический мир прошлых геологических эпох.

Петрография - наука о

классификации горных пород.

Геохронология - комплекс методов определения абсолютного и относительного возраста горных пород или минералов.

Слушают, делают запись в тетради.

Работа с геохронологической шкалой.

(стр. 252)

- Результатом исследований ученых стала геохронологическая таблица (шкала)

Геохронологическая шкала - шкала относительного геологического времени, в основе которой лежат выявленные палеонтологией этапы развития жизни на Земле.

Читается снизу вверх.

Геологическая эра — промежуток времени геологической истории, в течение которого происходили важнейшие геологические изменения; подразделяется на геологические периоды.

- Какая эра самая короткая? Какая самая продолжительная?

- Перечислите периоды. -  

- Какие самые продолжительные?

- В какую эру и  период мы живем сейчас?

Работа с таблицей на стр. 252

6.

Закрепление

Повторение понятий

Древние устойчивые участки земной коры -….

Подвижный участок земной коры, на границе литосферных плит -….

Молодая платформа - …

Промежуток времени геологической истории, в течение которого происходили важнейшие геологические изменения -….

Отвечают

7.

Рефлексия.

Беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было сложно или не понятно?

Отвечают

8.

Выставление оценок

Объявляет оценки за урок

Ставят оценки в дневник

9.

Домашнее задание

§ 9, выучить определения новых понятий.

Записывают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Геологическая история и геологическое строение территории России

Презентация к урок географии в 8 классе по теме "Геоглогическое строение, рельеф и полезные ископаемые"....

Видеоролик к уроку "Геологическая история и геологическое строение территории России"

Видеоролик наглядно показывает как происходит формирование складчатых областей Земли....

Дидактические карточки-задания по теме:" Рельеф и геологическое строение территории России".

Разноуровневые карточки для закрепления материал по теме: "Рельеф и геологическое строение территории России", география 8 класс....

Конспект урока по географии в 8 классе по теме:Геологическая история и геологическое строение территории России.

Разработка урока географии  для 8 класса,  по учебнику:«География  России. Природа.  Население. Хозяйство»   8 класс, под редакцией В.П. Дронова....

технологическая карта 8 класс:"Геологическое строение территории России".

Карта составлена по новым ФГОС, для работы на уроке....

Разработка урока"Геологическая история и геологическое строение территории России"

Данный материал будет полезен начинающим педагогам. В работе четко представлена деятельность участников образовательного процесса. На мой взгляд удобная конструкция поурочного плана(табличная форма, ш...

Урок географии в 8 классе по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России"

Урок географии для обучающихся 8 класса по теме "Геологическая история и геологическое строение территории России" (по учебнику В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром)...