Рабочие программы по географии 6-11 классы
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Горбунова Наталья Васильевна

Программы с подробным тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_geografii_6-11_klassy.rar247.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОПАНИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                             

Рассмотрено

На заседании  методического объединения учителей

 политехнического цикла

 Протокол № ___  

от «         »  __________ 2014г.,

Руководитель:   ________    

 /А.И. Шерешева/

Согласовано

заместитель директора по УВР

________/О.И. Никитина/        «_____» «__________ » 2010 г

«_____» «______ » 2014г.

Утверждено:                

 Директор школы:

_______ /Гавриленко Н.В. /

«___» «_____» 2014.г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «География»

Класс     10 (базовый уровень)

2014-2015 учебный год

Учителя географии

высшей квалификационной категории

Горбуновой Натальи Васильевны

        

с. Копанище

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая  программа по географии для 10 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации. Была использована Примерная программа  среднего (полного)  общего образования по географии.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

     В соответствии с учебным планом школы и Примерной программой, рабочая   программа в 10 классе рассчитана на 35 учебных часов, по 1 часу в неделю.

Количество оценочных практических работ– 4

Количество административных контрольных работ – 2 (тестирование)

Модификация  программы состоит в следующем:

Разделы курса

географии

в 11 классе

Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (10-11 классы)

Разделы курса

географии

в 10 классе

Рабочая программа

10 класс

Обоснования

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4

Политическая карта мира

4

Включение темы «Политическая карта мира» просто необходимо, т.к. там идет речь о типологии стран современного мира, изучается классификация стран по уровню социально-экономического развития. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно. 4 часа взяты из резерва

Природа и человек в современном мире

6

География мировых природных ресурсов

6

Население мира

5

Население мира

6

1 час взят из резерва

НТР и мировое хозяйство

3

Материал данной темы предусмотренной Стандартом, но не входящей в Примерную программу позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в рабочей программе на ее изучение отводится 3 часа, взятые из резерва

География мирового хозяйства

10

География отраслей мирового хозяйства

11

1 час взят из резерва для более глубокого изучения темы

Региональная характеристика мира

24

Регионы и страны мира

Не менее 20

24

Россия в современном мире

6

Россия в современном мире

10

6

Глобальные проблемы человечества

4

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

5

4

Резерв

10

Мир в XXI веке

Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

 1

 1 час взят из резерва

Всего

35

Всего

70

35

   

При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-9 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа», «География России. Население и хозяйство». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, обществознания, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.  

      В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с  самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.

     Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный

     Основные формы работы:    Основными формами организации учебных занятий в старшей школе при изучении географии на базовом уровне являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары, самостоятельная работа с разными источниками информации, выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.

     Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения, технология развития критического мышления.

     Типы уроков: уроки изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированные уроки, уроки закрепления и обобщения знаний,

     Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы,  работы с контурными картами.

УМК

Используемые программы: Примерная программа  среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Учебник – В.П. Максаковский . Экономическая и социальная география мира. - М.: «Просвещение», 2010

Учебно-методический комплекс:

  1. Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. Поурочные разработки. – М: «Вако», 2007
  2. В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова. Поурочные разработки по географии. – Москва: «Экзамен», 2006 г.
  3. В.П. Максаковский. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. М., «Просвещение», 2004 г.
  4. В.П. Максаковский. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира. – Москва: «Дрофа», 1999 г.
  5. В.И. Сиротин. Практические работы по географии. 6-10 классы. . – Москва: «АРКТИ», 2000 г.
  6.  Электронный учебник 10-11 класс
  7. Географический атлас 10-11 класс

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Срезовые административные контрольные работы

уроки

Практические работы

1

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4

4

1

2

Политическая карта мира

4

4

1

3

География мировых природных ресурсов

6

6

1

4

Население мира

6

6

1

5

НТР и мировое хозяйство

3

3

6

География отраслей мирового хозяйства

11

11

1

1

7

Итоговое повторение

1

1

Итого:

35

35

4

2


Содержание  рабочей программы

ГЕОГРАФИЯ МИРА (10 класс)

(35 часов)

             Р а з д е л. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4 часа)

     Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

     Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

             Р а з д е л. Современная политическая карта мира (4 ч)

     Политическая карта мира как предмет изучения политической географии.

     Количество и группировка стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после Второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира.

     Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.

Р а з д е л. Природа и человек в современном мире (6 ч).

    Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Р а з д е л. Население мира (6 ч).

    Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

     Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

     Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

               Р а з д е л. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (3 ч)

             НТР и мировое хозяйство как предмет изучения экономической и социальной географии.

Научно-техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Географическая «модель» мирового хозяйства. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; региональные и отраслевые группировки.

Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития. Воздействие НТР на главные пропорции мирового хозяйства: от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения; факторы размещения.

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах; высокоразвитые, депрессивные, отсталые аграрные районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах; перестройка прежней региональной структуры.

Р а з д е л. География мирового хозяйства (11 ч).

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

  Итоговое повторение (1ч).

     По рекомендации ВОИПКРО для проведения оценочных практических и самостоятельных работ используется пособие В.И. Сиротина «Практические работы по географии. 6-10 классы» . – Москва: «АРКТИ», 2000 г.

Оценочные практические работы

  1. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)
  2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)
  3. Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира
  4. Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности мира (по выбору)

№ урока

Дата

Тема урока

Вид

урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические работы

Форма

контроля

(работа с картой на каждом уроке)

Оборудование

(электронный учебник и Интернет ресурсы на каждом уроке)

Домашнее

задание

План

Факт

  1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4)

1

01.09

Положение географии в

системе наук

Вводный

урок (лекция)

Положение географии в системе наук. Тради-ционные и новые методы географических

исследований. Географи-ческая карта - особый источник информации. Географическая номенклатура.

Статистический метод- один из основных в географии. Этапы статистического изуче-ния гео. явлений и процессов. Виды

статистических материа-лов. Другие способы и формы получения геоинформации: экспедиции, опыты, стационарные

наблюдения, каме-ральная обработка,

моделирование.Геоинформационные системы как ср-во получения, обработки и предста-вления простран-ственно-координирован-ных географ. данных

3нать/понимать:

основные географические понятия и

термины; традиционные и новые методы географических исследований.

Уметь определять

и сравнивать по

разным источникам

информации гео-

графические тенденции развития

природных, социально-

экономических и гео-

экологических объектов, процессов и явлений

Работа по заданиям учебника

Политическая карта мира. Атласы

Конспект

2

08.09

Статистический метод. Виды статистических

материалов

К/р по текстам администрации

Лекция с

эле мен-

тами беседы

Фронтальный опрос

Политическая карта мира. Атласы

Конспект

3

15.09

Другие способы и формы получения географической

информации

Лекция с

элементами беседы

Фронтальный опрос,  

Политическая карта мира. Атласы

Конспект, инд. сообщения

4

22.09

Геоинформацион-ные

системы

Лекция с

эле мен-

тами беседы

Фронтальный опрос

Политическая карта мира. Атласы

Конспект

  1. Политическая карта мира (4)

5

29.09

Многообразие стран современного мира.

Изучение нового материала

Политическая карта мира. Изменения на политической карте

мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй,

формы правления

и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика. Международные организации. Роль и

место России в

современном мире

     Знать/понимать

основные географические понятия и термины

Фронтальный опрос,  графический конспект

Политическая карта мира. Атласы

Стр.9-14, задания 1-2, инд. сообщения

6

06.10

Международные отношения и политическая карта мира.

Комбинированный

Фронтальный опрос,   работа по заданиям учебника

Политическая карта мира. Атласы

Стр.14-17, задание 3

7

13.10

Государственный строй стран мира.

Комбинированный

Фронтальный опрос,    работа по заданиям учебника

Политическая карта мира. Атласы

Стр.17-19, задание 4

8

20.10

Политическая география

Практикум

(обучающий)

 №1

Характеристика ПГП страны (по выбору)

Практикум

Политическая карта мира. Атласы, справочники

Стр.19-20, задание 5, повторить стр.9-18

  1. География мировых природных ресурсов (6)

9

27.10

Взаимодействие природы и общества. Оценка ресурсов.

Изучение нового материала

Основные виды ПР

Размещение ПР

и масштабы их использования. Обеспеченность ПР. Особенности

использования разных видов ПР.

Рациональное

и нерациональное

природопользование

Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология

3нать:особенности

размещения основных видов ПР, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь: определять

и сравнивать по

разным источникам

информации географические тенденции развития

природных, социально-экономических и

геоэкологических

объектов, процессов

и явлений; оценивать и объяснять

ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Тестирование,  работа по заданиям учебника

Физическая карта мира

Стр. 25-28, инд. сообщения

10

03.11

Природные ресурсы земли, их виды

Комбинированный

Фронтальный опрос,    работа по заданиям учебника

Карта строения земной коры.

Стр.28-36, задания 1-5, инд. сообщения

11

17.11

Виды природных ресурсов

Комбинированный

 

Фронтальный опрос,    индивидуальные сообщения.

Физическая карта мира

Стр.36-41, задания 6-8

12

24.11

Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.

Практикум

(тренировочный)

№2 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира

Практикум

Справочники. К/к

Конспект, к/к, ин. сообщения

13

01.12

Загрязнение и охрана окружающей среды.

Комбинированный

Фронтальный опрос,    индивидуальные сообщения.

Физическая карта мира

Стр. 41-46, задание 9

14

08.12

Географическое ресурсоведение и геоэкология

Комбинированный

Фронтальный опрос, тестирование  

Физическая карта мира

Стр.46-47, задание 10

  1. Население мира (6)

15

15.12

Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика.

Изучение нового материала

Численность и воспроизводство населения.Естественный прирост населения и его типы.Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий.Этнополитические и религиозные кон-

фликты. Размещение и плотность населения.

Виды миграций, гео-фия международных миграций. Расселение населения. Городское и

сельское население.

Урбанизация и ее

формы, темпы и уровни урбанизации. Круп-

нейшие города и го-

родские агломерации

мира и России. Уро-

вень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира

3нать: численность

и динамику населения мира, отдельных

регионов и стран, их

этногеографическую

специфику; различия

в уровне и качестве

жизни населения,

основные направле-ния миграций; про-

блемысовременной

урбанизации.

Уметь: определять

и сравнивать по

разным источникам

информации гео-

графические

тенденции развития

природных, соци-

ально-экономических

и геоэкологических

объектов, процессов

и явлений; оценивать и объяснять

демографическую

ситуацию, уровни

урбанизации и тер-

риториальной кон-

центрации населения

Работа по заданиям учебника

Карта народов мира.

Стр.57-66, задания 1-4

16

22.12

Состав (структура) населения

Практикум

(обучающий)

 №3 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Практикум

Карта народов мира.

Стр.66-69, задания 5-7, инд. сообщения

17

12.01

Мировые религии.

Семинар

Индивидуальные сообщения, проблемные вопросы

Карта народов мира, презентация. Политическая карта мира. Атласы

Стр.69-71, задание 8

18

19.01

Размещение и миграции населения.

Комбинированный

Фронтальный опрос,    работа по заданиям учебника

Карта народов мира. Политическая карта мира. Атласы

Стр.71-74, задания 9-10

19

26.01

Городское и сельское население. Урбанизация.

Комбинированный

Фронтальный опрос,    индивидуальные сообщения, составление графического конспекта, практикум

Политическая карта мира. Атласы Карта народов мира, презентация

Стр.74-81, задания 11-14, повторить стр.57-73

20

02.02

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Население»

Обобщение знаний

Тестирование, фронтальный опрос, проблемные задания

Политическая карта мира. Атласы

Повторить стр.57-73

  1. НТР и мировое хозяйство (3)

21

09.02

НТР, характерные черты и составные части. Производство и управление.

Изучение нового материала

Научно-техническая

революция. Особенности отраслевой и тер-

риториальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях

экономического развития стран  и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и с/ х

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение

его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень при родных, антропогенных

и техногенных изменений отдельных территорий

Групповая самостоятельная работа с текстом учебника

Политическая карта мира. Атласы

Стр.91-97, задание 1

22

16.02

Мировое хозяйство. МГРТ.

Комбинированный

Фронтальный опрос,    индивидуальные сообщения.

Стр.98-102, задания 2-3

23

23.02

Воздействие НТР на мировое хозяйство. Территориальная структура хозяйства и региональная политика.

Факторы размещения.

Комбинированный

Фронтальный опрос,    работа по заданиям учебника

Политическая карта мира. Атласы

Стр.102-115, задания 4-8

  1. География отраслей мирового хозяйства (11)

24

02.03

География промышленности.

Изучение нового материала

Мировое хозяйство и

этапы его развития.

Основные центры ми-

рового хозяйства. МГРТ

Экономическая

интеграция. Интегра-

ционные группировки.

Отраслевая и терри-

ториальная структура

мирового хозяйства.

География основных

отраслей промышлен-

ности и сельского хо-

зяйства мира, основные промышленные и

сельскохозяйственные

районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структу-

ры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; оценивать и

объяснять террито-

риальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные

источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные

взаимодействия.

Тестирование, графический конспект

Политическая карта мира. Атласы. Диафильм 17.

Стр.123-124, повторить номенклатуру

25

09.03

ТЭК.

Комбинированный

Фронтальный опрос,    работа по заданиям учебника

Политическая карта мира. Атласы. Диафильм 17.

Стр.124-130, задания 1-4

26

16.03

Электроэнергетика. Нетрадиционные источники энергии.

Практикум

(тренировочный)

№4 Построение картосхемы размещения основных районов энергетической про-ти мира.

Практикум

Политическая карта мира. Атласы, справочники

Стр. 130-131, задание 5

27

06.04

Горнодобывающая и металлургическая промышленность.

Комбинированный

Фронтальный опрос,    работа по заданиям учебника

Политическая карта мира. Атласы Справочники.

Стр.131-134, задания 6-8

28

13.04

Машиностроение

Комбинированный

Фронтальный опрос,    индивидуальные сообщения.

Презентация

Политическая карта мира. Атласы

Стр.134-135, задание 9

29

20.04

Химическая промышленность

К/р по текстам администрации

Комбинированный

Фронтальный опрос,    работа по заданиям учебника, тестирование

Политическая карта мира. Атласы К/к Справочники.

Стр.138, задание 10

30

27.04

Лесная, деревообрабатывающая и легкая промышленность. Окружающая среда.

Комбинированный

Фронтальный опрос,    работа по заданиям учебника индивидуальные сообщения.

Политическая карта мира. Атласы

Стр.138-140, задание 11

31

04.05

География с/х и рыболовства.

Комбинированный

Фронтальный опрос,   графический конспект

Политическая карта мира. Атласы

Стр.140-142, инд. Сообщения

32

11.05

Растениеводство и животно-водство. С/х и окружающая среда.

Комбинированный

Фронтальный опрос,    самостоятельная работа с текстом учебника

Атласы. Карта растительности мира.

Стр.142-150, задания 12-13

33

18.04

География транспорта.

Семинар

Фронтальный опрос,    работа по заданиям учебника

Атласы. Диафильм 16

Стр.150-159, задания 14-15

34

25.05

Всемирные экономические отношения.

Комбинированный

Фронтальный опрос,  

Политическая карта мира. Атласы

Стр.159-165, задания 16-17, повторить все темы

  1. Итоговое повторение (1 час)

35

30.05

Обобщение курса географии 10 класса

Обобщение знаний

Тестирование

Полит. карта мира. Атласы


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия  и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве  жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

     Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Нормы оценки знаний

Оценка знаний учащихся

Критерии:

  • правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
  • самостоятельность ответа;
  • логичность, доказательность в изложении материала;
  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Оценка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.

Оценка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка «3» - ответ  правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Оценка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся

Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов;

Ресурсное обеспечение программы

Литература для учителя (основная и дополнительная)

Используемые программы: примерная программа  среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Учебник – В.П. Максаковский . Экономическая и социальная география мира. - М.: «Просвещение», 2010

Литература:

  1. В.Н. Андреева. Предметная неделя географии в школе. – Ростов –на - Дону: «Феникс», 2005
  2. О.И. Ануфриева «Экономическая и социальная география мира». Поурочные планы.  Волгоград, «Учитель», 2003
  3. С.П. Аржанов. Занимательная география. – М.: «Московский Лицей», 1998.
  4. Е.В. Баранчиков, В.В. Климанов. 2500 тестов и проверочных работ по географии. - М.: «Дрофа», 1999.
  5. И.И. Баринова, В. Дронов. Готовимся к экзамену по географии. – М.: «Айрис», 1999.
  6. И.И. Баринова. Современный урок географии.- М.: «Школьная Пресса», 2003.
  7. И.И. Баринова. Современный урок географии. - М.: «Школьная Пресса», 2000.
  8. И.И. Баринова. Современный урок географии.-  М.: «Школьная Пресса», 2001.
  9. Н.В. Болотникова. Интегрированные уроки географии. – Волгоград: «Учитель», 2004
  10. Е.В. Вавилова. Экономическая география и регионалистика». - М.: «Гардарики», 2004.
  11. Н.А. Гвоздетский, Ю.К. Ефремов. Хрестоматия по физической географии Зарубежной Азии. - М.: «Просвещение», 1974
  12. Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров. «Дайте планете шанс». - М.: «Просвещение», 1995
  13. С.В.Долгорукова, И.А. Кугут. Уроки географии с применением информационных технологий.-М: «Глобус», 2009
  14. Е.Г. Жадько. Школьные олимпиады. – Ростов – на - Дону: «Феникс», 2004
  15. Жельвис В.. Эти странные русские.- М.: «Эгмонт Россия Лтд», 2001
  16. Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. Поурочные разработки. – М: «Вако», 2007
  17. В.В. Климанов, О.А. Климанова. География в таблицах. Справочное пособие. – М.: «Дрофа», 1997
  18. В.В. Климанов, О.А. Климанова. География в цифрах. Справочное пособие. – М.: «Дрофа», 1999
  19. Н.М. Клюшникова. Внеклассная работа по географии. – Волгоград: «Корифей», 2005
  20. О.В. Крылова. Интересный урок географии. - М.: «Просвещение», 2000.
  21. В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова. Поурочные разработки по географии. – Москва: «Экзамен», 2006 г.
  22. В.П. Максаковский. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. М., «Просвещение», 2004 г.
  23. Н.А. Максимов. За станицами учебника географии. - М.: «Просвещение», 1981
  24. Норбури Пол. Великобритания. Быт. Традиции. Культура. – М.: «АСТ, Астрель», 2006
  25. Л.Е. Перлов. Дидактические карточки – задания по географии. – Москва: «Экзамен», 2005 г.
  26. Л.Е. Перлов. География в литературных произведениях. - М.: «Дрофа», 2005.
  27. В.Б. Пятунин, Ю.А. Симагин. Тестовые задания по географии 6-10 классы. - М.: «Просвещение», 2001
  28. В.Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии». – М.: «Дрофа», 1997.
  29. И.А. Родионова, Т.М. Бунакова. Экономическая география. - М.: «Московский лицей», 1999.
  30. А.Ф. Романова. Предметные недели в школе. – Волгоград: «Учитель», 2004
  31. Кадзи Сахоко. Эти странные Японцы.- М.: «Эгмонт Россия Лтд», 2000
  32. Е.Н. Селищев. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. –Ярославль: «Академия развития», 1998
  33. В.М. Симонов. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах. – Волгоград: «Учитель», 2003
  34. Н.Г. Сиротенко, В.Н. Менделеев. Энциклопедии «Страны мира» – М.: «Издательство АСТ», 2001
  35. В.И. Сиротин. Практические работы по географии. 6-10 классы. . – Москва: «АРКТИ», 2000 г.
  36. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова. По материкам и странам. - М.: «Просвещение», 1981
  37. Солли Мартин. Эти странные итальянцы.- М.: «Эгмонт Россия Лтд», 1999
  38. А. Фиада. Эти странные Греки.- М.: «Красная звезда», 2000
  39. Флауер Кэти. Китай. Быт. Традиции. Культура. » – М.: «АСТ, Астрель», 2006
  40. Фол С. Эти странные американцы.- М.: «Эгмонт Россия Лтд», 1999
  41. Р.Х. Хабибуллин. Раздаточные материалы. – Москва: «Дрофа», 2002 г
  42. Хант К. Эти странные австралийцы.- М.: «Эгмонт Россия Лтд», 2000
  43. Н.В. Шкарбан. Преподавание географии в малокомплектной средней школе. - М.: «Просвещение», 1991.
  44. Элькин Г.Н. Экономическая и социальная география мира. Поурочное планирование. Санкт-Петербург, «Паритет», 2002.
  45. Энциклопедия по географии . М.: «Аванта +», 1994
  46. Энциклопедии «Я познаю мир».
  47. Япп Ник. Эти странные французы.- М.: «Эгмонт Россия Лтд», 2001

Литература для обучающихся  (основная и дополнительная)

Учебник – В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. - М.: «Просвещение», 2010

Географический атлас 10-11 класс

Литература:

  1. В.Н. Андреева. Предметная неделя географии в школе. – Ростов –на - Дону: «Феникс», 2005
  2. С.П. Аржанов. Занимательная география. – М.: «Московский Лицей», 1998.
  3. И.И. Баринова, В. Дронов. Готовимся к экзамену по географии. – М.: «Айрис», 1999.
  4. Н.А. Гвоздетский, Ю.К. Ефремов. Хрестоматия по физической географии Зарубежной Азии. - М.: «Просвещение», 1974
  5. Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров. «Дайте планете шанс». - М.: «Просвещение», 1995
  6. Е.Г. Жадько. Школьные олимпиады. – Ростов – на - Дону: «Феникс», 2004
  7. В.В. Климанов, О.А. Климанова. География в таблицах. Справочное пособие. – М.: «Дрофа», 1997
  8. В.В. Климанов, О.А. Климанова. География в цифрах. Справочное пособие. – М.: «Дрофа», 1999
  9. Н.А. Максимов. За станицами учебника географии. - М.: «Просвещение», 1981
  10. Л.Е. Перлов. География в литературных произведениях. - М.: «Дрофа», 2005.
  11. Е.Н. Селищев. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. –Ярославль: «Академия развития», 1998
  12. Н.Г. Сиротенко, В.Н. Менделеев. Энциклопедии «Страны мира» – М.: «Издательство АСТ», 2001
  13. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова. По материкам и странам. - М.: «Просвещение», 1981
  14. Энциклопедия по географии . М.: «Аванта +», 1994
  15. Энциклопедии «Я познаю мир».

Материалы на электронных носителях и  ИНТЕРНЕТ – ресурсы

  1. Мультимедийный учебник – 10-11 класс
  2. Японская культура
  3. Экспресс-подготовка к экзамену по географии
  4. География
  5. Наглядные пособия к урокам географии.
  6. Фильмы ВВС:
  •  «Китай»
  • «Япония»
  • Индонезия

http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику

- GeoPort.ru: страноведческий портал
http://www.geoport.ru - GeoSite — все о географии
http://www.geosite.com.ru- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия
http://www.geoman.ru- География России: энциклопедические данные о субъектах РФ
http://www.georus.by.ru- Мир карт: интерактивные карты стран и городов
http://www.mojgorod.ru- Страны мира: географический справочник
http://www.terrus.ru- Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга
http://festival.1september.ru/articles/505427/

Карты

http://maps.yandex.ru Яндекс карты. Представление карт в виде: схема, спутник, гибрид.

http://www.mirkart.ru Интерактивные карты стран и городов, полезные сведения по странам мира.

http://maps.google.ru Гугл-карты. Представление карт в виде: карта, спутник, ландшафт. Дополнительно: фото, видео, википедия, веб-камеры.

http://www.geomap.ru/ Система электронных карт «GEOMAP Карта» является универсальным источником получения информации о местоположении объектов, относящихся к различным сферам культурной и деловой жизни города. При использовании данной системы Вы сами формируете тематическое содержание карты города, отображая на ней только интересующие вас группы объектов.

Помимо географического положения объекта, система содержит справочную информацию о нем, а простота использования делает электронную карту GEOMAP незаменимым путеводителем, который не даст Вам потеряться в незнакомом городе.

http://wikimapia.org/ WikiMapia – это основанный на Web 2.0 проект, объединяющий информационную основу Google Maps с технологией вики – редактируемая интерактивная карта мира.

Также см. цифровые контурные карты Материалы Единой коллекции ЦОР

http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...