Модульная программа обучения по географии на основе компетентностного подхода
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
В моей методической разработке "Модульная программа обучения по георафии на основе компетентностного подхода" представлен модуль по экономической и социальной географии мира. Также представлен план-конспект открытого урока на основе компетентностного подхода по теме: "Политическая карта мира"( 10 класс). Модуль является частью общеобразовательной подготовки; соответствует учебной дисциплине, он рассчитан на учащихся НПО для завершения ими курса средней (полной) общеобразовательной школы. По завершении изучения данного модуля учащийся будет способен: устанавливать связь между природными условиями, размещением населения, хозяйства и экологической ситуацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.61 КБ |
![]() | 43.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения явяляется обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Модульная технология позволяет привести в систему хорошо известные формы и методы работы в обучении. Кроме этого модульная технология позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, приобретение общих и специальных (географических) умений и навыков, ориентация учащихся на самостоятельное добывание знаний и умений; оптимизация учебного процесса, как в плане вариативности, так и в плане гуманизации.
Преподавание географии очень близко к модульной технологии, т.к. формы уроков модульные. Даже построение параграфов в учебниках – это готовый модуль.
Главные черты модульного обучения – это четкая постановка перед учащимися целей и задач, построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, обучение по образцам, организация самостоятельной работы учащихся, направленная на решение учебных задач и широкое применение различных форм контроля для проверки результатов.
Результатами использования модульной технологии являются активизация усвоения учащимися знаний и умений, приобретение навыков учебной деятельности,самостоятельное принятие решений, развитие каждого учащегося как творческая личность со своим созерцанием и ощущением окружающего мира, а также, усиление здоровьесберегающего аспекта.
Пояснительная записка.
Модуль «Экономическая и социальная география мира» необходим для завершения учащимися НПО курса средней (полной) общеобразовательной школы. Модуль является частью общеобразовательной подготовки учащихся; соответствует учебной дисциплине.
Продолжительность модуля – 50 часов.
Основные знания и навыки прописаны в результатах деятельности и будут оцениваться в соответствии с критериями оценочной деятельности. Оценка компетентности будет оцениваться в устной и письменной форме. При изучении курса рекомендуется использовать дополнительную литературу, справочники, статистические данные,географичесмкие атласы, контурные карты, интернет-ресурсы для более полного изучения данного модуля.
Для более успешной реализации целей и задач модуля рекомендуется сочетать самостоятельную работу учащихся над учебным материалом с работой в группах, парами и индивидуально.
Для организации самостоятельной работы учащимся рекомендуется следующая учебная литература:
- В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира»: Учебник для 10 кл. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Экономическая и социальная география мира»: Учебник для 10 кл.: - М.: Просвещение, 2010 г.
- Географический атлас и контурные карты для учащихся, 10 кл., Издательство «Дрофа», 2010 г.
Модуль «Экономическая и социальная география мира»
Общая компетентность:
По завершении изучения данного модуля учащийся будет способен: устанавливать взаимосвязь между природными условиями, размещением населения, хозяйства и экологической ситуацией.
Допуск:
Данный модуль рассчитан на учащихся системы начального профессионального обучения, 3 курс.
Академический кредит: 50 часов.
Предыдущие знания и навыки:
Учащиеся перед началом изучения данного модуля должны обладать знаниями курса «Физическая география материков и океанов»,7 кл., «История Отечества 20 век», 9 кл., «Обществознание»,9 кл., согласно программам общеобразовательной школы.
Результаты деятельности:
Результат 1 (Р1). Классифицировать страны политической карты мира,с учетом признаков развития страны в современных условиях.
Результат 2(Р2). Охарактеризовать страны Зарубежной Европы, Азии, Австралию, страны Африки, Северной и Латинской Америки по плану-характеристике страны с учетом географического положения и международного разделения труда.
Результат 3(Р3). Объяснить взаимодействие общества и природы с целью определения глобальных проблем и прогнозов.
Результат 1. Классифицировать страны политической карты мира,с учетом признаков развития страны в современных условиях.
Критерии оценки деятельности.
КОД 1. Показатели, характеризующие тип страны перечислены, верно, в соответствии с существующей квалификацией.
КОД 2. Страны на политической карте мира названы, верно, с учетом государственного устройства и формой правления.
КОД 3. Состав (структура) населения определены, верно, с учетом численности населения, его воспроизводством и размещением.
КОД 4. Мировые природные ресурсы оценены правильно, в соответствии с уровнем ресурсообеспеченности страны.
КОД 5. Основные факторы размещения отраслей мирового хозяйства систематизированы, верно, с учетом влияния НТР.
КОД 6. Отрасли мирового хозяйства проклассифицированны верно, с учетом размещения мировых природных ресурсов на территории страны.
Уровни компетентности полностью охвачены в КОД.
Требования к доказательству компетентности: письменное или устное доказательства требуются, чтобы показать, что учащийся может классифицировать страны политической карты мира с учетом признаков развития страны в современных условиях.
Для КОД 2, КОД 4 необходимо подтверждение практического навыка.
Допускаются не менее двух доказательств подтверждения компетентности.
Результат 2. Охарактеризовать страны Зарубежной Европы, Азии, Австралию, страны Африки, Северной и Латинской Америки по плану-характеристике страны с учетом географического положения и международного разделения труда.
Критерии оценки деятельности.
КОД 1. Общая характеристика стран Зарубежной Европы объяснена,верно, с точки зрения приоритетной отрасли хозяйства (промышленности).
КОД 2. Общая характеристика стран Зарубежной Азии объяснена, верно, с точки зрения приоритетной отрасли хозяйства (сельского хозяйства).
КОД 3. Общая характеристика Австралии объяснена, верно, с точки зрения внешнеэкономических связей.
КОД 4. Общая характеристика стран Африки объяснена, верно, с точки зрения демографической ситуации.
КОД 5. Страны Северной и Латинской Америки охарактеризованы, верно, с точки зрения хозяйственной оценки природных ресурсов.
Уровни компетентности полностью охвачены в КОД.
Требования к доказательству компетентности: письменное или устное доказательства требуются, чтобы показать, что учащийся может охарактеризовать страны Зарубежной Европы и Азии, Австралию, страны Африки, страны Северной и Латинской Америки по плану-характеристике страны с учетом геграфического положения и международного географического разделения труда.
Для КОД 1, КОД 2, КОД 3, КОД 5 необходимо подтверждение практического навыка.
Результат 3. Объяснить взаимодействие общества и природы с целью определения глобальных проблем и прогнозов.
Критерии оценки деятельности.
КОД 1. Взаимодействие общества и природы доказано, с учетом последствий данного процесса.
КОД 2. Глобальные проблемы человечества пояснены примером, верно, с точки зрения их классификации.
КОД 3. Глобальные прогнозы перечислены правильно, с точки зрения подходов к решению данной проблемы.
Уровни компетентности полностью охвачены в КОД.
Требования к доказательству компетентности: письменное или устное доказательства требуются, чтобы показать, что учащийся может объяснить взаимодействие общества и природы с целью определения глобальных проблем и прогнозов.
Для КОД 2 необходимо подтверждение практического навыка.
Допускаются не менее двух доказательств подтверждения компетентности.
.
Сводно-тематический план.
№ п/п | Результаты | КОД (критерии оценки деятельности) | № урока | Тема урока | Кол.-во часов | Вид Оценка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Р1 | Классифицировать страны политической карты мира,с учетом признаков развития страны в современных условиях. | 1.Показатели, характеризующие тип страны перечислены, верно, в соответствии с существующей квалификацией. | 1-2 3 | Многобразие стран мира. Международные отношения и политическая карта мира. | 3 | |
2. Страны на политической карте мира названы, верно, с учетом государственного устройства и формой правления. | 4 5 | Государственный строй стран мира. Типология стран мира. | 2 | |||
3. Состав (структура) населения определены, верно, с учетом численности населения, его воспроизводством и размещением. | 6 7 8 9 | Численность и воспроизводство населения. Состав (структура) населения. Размещение, миграции населения. Городское и сельское население. Урбанизаия. | 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4. Мировые природные ресурсы оценены правильно, в соответствии с уровнем ресурсообеспеченности страны. | 10 11-12 13 | Взаимодействие общества и природы. Мировые природные ресурсы, их оценка. Загрязнение и охрана окружающей среды. | 4 | |||
5. Основные факторы размещения отраслей мирового хозяйства систематизированы, верно, с учетом влияния НТР. | 14 15 16 17 | Характеристика НТР. Мировое хозяйство и МГРТ. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Основные факторы размещения производительных сил. | 4 | |||
6. Отрасли мирового хозяйства проклассифицированны, верно, с учетом размещения мировых природных ресурсов на территории страны | 18-19 20 21-22 23-24 25 | География промышленности. Энергетика Обрабатывающая промышленность. География сельского хозяйства и рыболовства. Геграфия транспорта. Всемирные экономические отношения. | 8 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
26 | Оценка компетентности | |||||
Итого: | 26 | |||||
Р2 | Охарактеризовать страны Зарубежной Европы, Азии, Австралию, страны Африки, Северной и Латинской Америки по плану-характеристике страны с учетом географического положения и международного разделения труда. | 1.Общая характеристика стран Зарубежной Европы объяснена,верно, с точки зрения приоритетной отрасли хозяйства (промышленности). | 27-28 29 30 31 | Общая характеристика Зарубежной Европы. Географический рисунок расселения и хозяйства. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Федеративная Республика Германия. | 5 | |
2. Общая характеристика стран Зарубежной Азии объяснена, верно, с точки зрения приоритетной отрасли хозяйства (сельского хозяйства). | 32 33 34 35 36 | Общая характеристика Зарубежной Азии. Китай Япония Индия Новые индустриальные страны | 5 | |||
3. Общая характеристика Австралии объяснена, верно, с точки зрения внешнеэкономических связей. | 37 | Австралия и Океания | 1 | |||
4. Общая характеристика стран Африки объяснена, верно, с точки зрения демографической ситуации. | 38 39 | Общая характеристика Африки. Субрегионы Северной и тропической Африки. | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5. Страны Северной и Латинской Америки охарактеризованы, верно, с точки зрения хозяйственной оценки природных ресурсов. | 40 41 42 43 44 | Общая характеристика США. Канада. Общая характеристика Латинской Америки. Бразилия. Оценка компетентности. | 4 1 | |||
Итого: | 18 | |||||
Р3 | Объяснить взаимодействие общества и природы с целью определения глобальных проблем и прогнозов. | 1.Взаимодействие общества и природы доказано, с учетом последствий данного процесса. 2. Глобальные проблемы человечества пояснены примером, верно, с точки зрения их классификации. 3. Глобальные прогнозы перечислены правильно, с точки зрения подходов к решению данной проблемы. | 45 46 47 | Сущность глобальных проблем. Глобальные проблемы, понятие, классификация. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Оценка компетентности | 1 1 1 | |
Итого: | 3 | |||||
48 49 50 | Трехчасовая экскурсия. Посещение православного храма, католического костела, мусульманской мечети и иудейской синагоги г. Казани.(история, архитектура, культовые обряды) |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока
Модуль. Экономическая и социальная география мира.
Результат 1. Классифицировать страны политической карты мира,
с учетом признаков развития страны в современных
условиях.
Тема 1. Современная политическая карта мира.
Ход урока.
1).Организационно-мотивационный этап (10 минут)
- Постановка целей и мотивация изучения темы.
- Предварительное определение уровня знаний учащихся.
(лист с заданиями №1)
2).Организация самостоятельной работы учащихся по вопросам
темы урока:
- минут)
2.1. Количество и группировка стран.
( лист с заданиями №2)
2.2.Государственный строй стран мира.
( лист с заданиями №3)
2.3.Типология стран
( лист с заданиями №4)
3).Подведение итогов урока:
3.1.Проверка степени усвоения материала
(лист с заданиями №5)
3.2. Домашнее задание.
(лист с заданиями №6)
3.3. Оценка средств обучения и деятельности педагога.
(дневник урока)
Лист с заданиями №1
- Предварительное определение уровня знаний учащимися.
Задание №1: Попытайтесь ответить на вопросы:
- Какие государства возникли первыми на Земле?
- Какие исторические события влияли на формирование политической карты мира?
- Какие изменения происходят сейчас на политической карте мира?
Задание №2: Вспомните основные страны Евразии, Африки, Северной и Южной
Америки и впишите их в таблицу.
Евразия | Африка | Северная Америка | Южная Америка |
Эталон ответов Приложение к листку с заданиями №1
- Предварительное определение уровня знаний учащихся.
Задание №1: попытайтесь ответить на вопросы:
- Какие государства возникли первыми на Земле?
(Египет, Древний Рим, Древняя Греция, Китай,Индия, Вавилон, Волжскя Булгария).
- Какие исторические события влияли на формирование политической карты мира?
(Географические открытия, социальные революции, войны, религиозные кофликты, военные перевороты).
- Какие изменения происходят сейчас на политической карте мира?
( Появляются новые государства, экономические и экологические союзы, происходит процесс интеграции, возникают региональные конфликты).
Задание №2: Вспомните основные страны Евразии, Африки, Северной и Южной
Америки и впишите их в таблицу.
Евразия | Африка | Северная Америка | Южная Америка |
Россия | Египет | Канада | Бразилия |
Китай | Алжир | США | Аргентина |
Япония | Судан | Мексика | Чили |
Германия | Ливия | Никарагуа | Венесуэла |
Франция | ЮАР | Коста-Рика | Перу |
Модуль. Экономическая и социальная география.
Результат 1. Классифицировать страны политической карты мира,
с учетом признаков развития страны в современных
условиях.
Учебный материал 1.
Современная политическая карта мира – итог нескольких тысячелетий развития. Основными этапами формирования политической карты мира являются: древний (до 5 в.), средневековый (5-15 вв.), новый период ( с рубежа 15 – 16 вв. до окончания Первой мировой войны), новейший (после Первой мировой войны).
На современной политической карте мира представлено более 200 стран и территорий, из которых более 190 – суверенные (независимые ) государства.
Пестрота политической карты требует при изучении элементарной классификации, вычленения групп стран по различным признакам.Наиболее распространена группировка стран по величине их территории и численности населения (крупнейшие по площади 10 стран мира представлены в таблице 1.)
Таблица 1. Крупнейшие по площади територии страны мира
№ п.п. | Страна | Регион | Площадь, тыс.км2 |
1. | Россия | Европа, Азия | 17075 |
2. | Канада | Северная Америка | 9972 |
3. | Китай | Азия | 9597 |
4. | США | Северная Америка | 9363 |
5. | Бразилия | Латинская Америка | 8512 |
6. | Австралия | Австралия и Океания | 7687 |
7. | Индия | Азия | 3288 |
8. | Аргентина | Латинская Америка | 2777 |
9. | Казахстан | Азия | 2717 |
10. | Судан | Африка | 2506 |
По численности населения выделяются 10 самых больших стран, с числом жителей более 100 млн. человек в каждой, на которые в совокупности приходится 3/5 населения земного шара (таблица 2.)
Таблица 2. Страны мира с численностью населения свыше 100 млн.чел. (2010 г.)
№ п.п. | Страна | Регион | Численность населения, млн.чел. |
1. | Китай | Азия | 1336 |
2. | Индия | Азия | 1178 |
3. | США | Северная Америка | 308 |
4. | Индонезия | Азия | 231 |
5. | Бразилия | Латинская Америка | 192 |
6. | Пакестан | Азия | 169 |
7. | Бангладеш | Азия | 162 |
8. | Нигерия | Африка | 154 |
9. | Россия | Европа,Азия | 141 |
10. | Япония | Азия | 127 |
Преобладают же на политической карте средние и небольшие страны. Есть и совсем крошечные по территории страны с населением в 10-30 тыс. человек и менее, которые обычно называют микрогосударствами (Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Сан-Марино, Сингапур, Маврикий, Барбадос, Тонга).
Нередко применяется группировка стран по особенностям их географического положения, это страны: с приморским положением; полуостровным; островным; континентальным (лишены выода к морю 43 страны мира), (таблица 3.)
Таблица 3. Страны, не имеющие выхода к морскому побережью
Европа (14) | Азия (12) | Африка (15) | Латинская Америка (2) |
Австрия | Азербайджан | Ботсвана | Боливия |
Андорра | Армения | Буркина-Фасо | Парагвай |
Белоруссия | Афганистан | Бурунди | |
Босния и Герцеговина | Бутан | Замбия | |
Ватикан | Казахстан | Зимбабве | |
Венгрия | Киргизия | Лесото | |
Лихтенштейн | Лаос | Малави | |
Люксембург | Монголия | Мали | |
Македония | Непал | Нигер | |
Молдова | Таджикистан | Руанда | |
Сан-Марино | Туркмения | Свазиленд | |
Словакия | Узбекистан | Уганда | |
Чехия | Центральноафриканская Республика (ЦАР) | ||
Швейцария | Чад | ||
Эфиопия |
Более пристального внимания при изучении многообразия стран на политической карте мира требует выделение групп государств по формам правления и государственному устройству.
- Первая форма правления – республика. Таких стран более 140, т.е.
всех стран мира.
Республики бывают:
Президентские (президент сам возглавляет государство) | Парламентские (главной фигурой является не президент, а глава правительства) | Смешанные |
США, Аргентина, Бразилия, Россия, Венесуэла, Коста-Рика | ФРГ, Италия, Израиль, Индия, Ирландия | Франция, Португалия, Финляндия |
- Вторая форма правления – монархия, их в мире – 30: в Океании – 1, в Африке – 3, в Азии – 14. В Европе – 12, нет ни одной монархии в Америке. (таблица 4.)
Монархия бывает:
Конституционная (где монарх «царствует», но не правит) | Абсолютная (власть монарха не ограничена) | Теократическая (монарх является и главой церкви, и главой государства) |
Таблица 4. Страны мира с монархической формой правления
Европа (12) | Азия (14) | Африка (3) | Австралия и Океания (1) |
Андорра | Бахрейн | Лесото | Тонга |
Бельгия | Бруней | Марокко | |
Ватикан | Бутан | Свазиленд | |
Великобритания | Иордания | ||
Дания | Камбоджа | ||
Испания | Катар | ||
Лихтенштейн | Кувейт | ||
Люксембург | Малайзия | ||
Монако | Непал | ||
Нидерланды | Оман | ||
Норвегия | ОАЭ | ||
Швеция | Саудовская Аравия | ||
Таиланд | |||
Япония | |||
Примечание. Курсивом выделены абсолютные монархии.
Все государства мира по типу государственного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Государств с унитарным устройством в мире подавляющее большинство. Федеративное устройство имеют лишь 22 страны. ( таблица 5).
Таблица 5. Страны с федеративным типом государственного устройства
СНГ(1) | Европа(5) | Азия (5) | Африка(4) | Америка (7) | Австралия и Океания (2) |
Россия | Австрия | Индия | Коморские острова | Аргентина | Австралия |
Бельгия | Малайзия | Нигерия | Бразилия | Микронезия | |
Германия | Мьянма | Эфиопия | Венесуэла | ||
СГРСЧ | ОАЭ | ЮАР | Канада | ||
Пакистан | Мексика | ||||
Швейцария | Сент-Китс и Невис | ||||
США |
Примечание. СГРСЧ (Союзное Государство Республик Сербии и Черногории) – официальное название с 2003 г. Бывшей СРЮ (Союзной Республики Югославии).
Наиболее интересной и необходимой при изучении экономической и социальной географии является классификация (типология) стран по уровню социально-экономического развития.
В основу типологии берут важный качественный признак, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП).
ВВП – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год ( в долларах США).
Экономически развитые страны делятся на 3 п о д г р у п п ы:
Первую подгруппу образует «большая семерка» стран Запада – США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада. ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.
Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные страны Западной Европы, ВВП – как в странах «большой семерки». Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Австрия.
Третью подгруппу образуют страны переселенческого капитализма – Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.
Развивающиеся страны можно разделить на 6 п о д г р у п п:
Первая подгруппа – ключевые страны – два «гиганта Востока» (Китай и Индия) и два «лидера Латинской Америки» (Бразилия и Мексика) – обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. Хотя ВВП составляет 350 долларов.
Вторая подгруппа – страны Латинской Америки – Аргентина, Чили, Венесуэла и др., а также страны в Азии и Северной Африке. ВВП превышает 1000 долларов.
Третья подгруппа – новые индустриальные страны (НИС) – 1980-90-е годы – «азиатские тигры» - первой волны: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг. Новые индустриальные страны «второй волны» - Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Вьетнам.
Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны Персидского залива – Судовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, а также Ливия, Бруней. ВВП – от 10 до 20 тыс. долларов.
В пятую подгруппу входит большинство «классических» развивающихся стран, отстающих в совем развитии, с душевым показателем ВВП менее 1 тыс. долларов в год. Это большинство стран Африки, а также Азии и Латинской Америки.
Шестую подгруппу образуют 40 стран ( с населением 600 млн. человек). Это наименее развитые страны, их называют «четвертым миром». ВВП – 100-300 долларов в год. (Последнее место даже среди них занимает Мозамбик в душевым ВВП 80 долларов в год (иди немногим более 20 центов в день!).
Страны с переходной экономикой
Страны с переходной экономикой очень трудно классифицировать. По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии ( Литва, Латвия и Эстония), безусловно, относятся к экономически развитым. Среди стран СНГ есть тоже экономически развитые (Россия, Белоруссия, Казахстан) и страны , занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися.
Лист с заданиями №2
Задание №3
Выделите на контурной карте 8 стран мира:
-самых больших по площади территории;
-самых населенных;
- выделяющихся высоким уровнем экономического развития.
Особо выделите страны, которые вошли во все три или в две из указанных групп.
Задание №4
Выберите страну, которая имеет внутриконтинентальное географическое положение:
- Египет
- Индмя
- Боливия
- Франция
Задание №5
На основе политической карты мира в атласе приведите примеры полуостровных, островных стран, стран-архипелагов и внутриконтинентальных стран, используя следующую форму.
Полуостровные государства | Островные государства | Страны-архипелаги | Внутриконтинентальные страны |
Лист с заданиями №3
Задание №6
Выберите правильный ответ. Какая из перечисленных стран по форме правления является монархией?
- Египет
- Бразилия
- Марокко
- Мексика
Задание №7
На контурной карте мира обозначьте:
- Государства, являющиеся монархиями с федеративным типом государственного устройства. Подпишите названия их столиц. Для определения этих стран сравните табл. 4 и 5;
- Шесть абсолютных монархий, которые выделены в табл. 4 курсивом. Подпишите названия их столиц.
- Унитарные государства Америки. Подпишите названия столиц наиболее крупных из них по площади территории.
Лист с заданими №4
Задание №8
Установите соответсвие между типами стран и страной, относящейся к данному типу.
Тип страны Страна
- «ключевая» развивающаяся страна а) Италия
- страна переселенческого капитализма б) Австралия
- страна «большой семерки» в) Мексика
г) Испания
Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
1 | 2 | 3 |
Задание №9.
Определите страну по ее описанию.
«Эта высокоразвитая страна по форме правления является конституционной монархией. Почислу жителей входит в первую десятку стран мира. Однонациональное по составу население характеризуется высокой средней плотностью, самой высокой продолжительностью жизни в мире. В промышленности приоритетное развитие получили новейшие наукоемкие отрасли».
Лист с заданиями №5
3.1. Проверка степени усвоения материала.
Выполните тестовое задание.
- Большее число стран мира относится:
А) к экономически развитым;
Б) к развивающимся;
В) к странам с переходной экономикой.
- К экономически развитым странам относят:
А) Германию и США;
Б) Германию, США, и Австралию
В) Германию, США, Австралию и Южную Корею.
- Большинство стран мира на политической карте по форме правления относятся:
А) к республикам;
Б) к монархиям.
4. К федеративным государствам относятся:
А) Германия;
Б) Германия, Франция;
В) Германия, Франция, Украина.
5.Дополните: политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах, называется…………………..
6. Установите соответсвие: тип развивающейся страна – страны
Тип развивающейся страны: Страны
- ключевые а) Тайвань, Гонконг, Сингапур
- отсталые б) Индия, Бразилия, Аргентина
- новые индустриальные страны в) Непал, Чад, Гаити
- экспортеры нефти г) Кувейт, Катар, Бруней
д) Египет, Бразилия, Нигерия
Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
Лист с заданиями №6
3.2 Задание на дом.
Используя текст учебника на с. 14 выписать в тетрадь страны «клуба» ядерных держав и страны - члены НАТО. Дома на контурную карту нанести эти страны.
- Оценка средств обучения и деятельности педагога.
Дневник урока.
Группа (класс) ____________________
Довольны | Удовлетворены | Разочарованы | |
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Терминологический словарь
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху-королю, князю, султану, шаху, эмиру и передается по наследству.
Республика – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями- парламентами.
Унитарное государство – такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований.
Федеративное устройство- форма государственного устройства, при которой его территория имеет в своем составе самоуправляющиеся образования.
Теократическое государство – государство, в котором, монарх или представители высших органов государственной власти являются также верховными религиозными правителями.
Суверенное государство – независимое государство, обладающее всей полнотой законодательной, исполнительной, и судебной власти на своей территории.
Региональные конфликты – очаги международной напряженности на политической карте мира.
Политическая география – наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.
Геополитика – составная часть политической географии, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними странами.
Валовый внутренний продукт (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год ( в долларах США).
Индек человеческого развития (ИЧР) – новый синтетический показатель социально-экономического развития стран мира, учитывающий уровень душевых доходов людей, среднюю продолжительность их жизни и уровень их образованности
Приложение к листу с заданиями №2
Эталон ответов
Задание №3
-самые большие по площади территории страны: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина;
-самые населенные: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Нигерия;
- выделяющиеся высоким уровнем экономического развития: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Россия.
В три группы вошли: Россия и Канада
В две группы вошли: Канада и Китай
Задание №4
Боливия
Задание №5
Полуостровные государства | Островные государства | Страны-архипелаги | Внутриконтинентальные страны |
Индия | Великобритания | Япония | Австрия |
Саудовская Аравия | Исландия | Новая Зеландия | Чехия |
Португалия | Мадагаскар | Филиппины | Словакия |
Испания | Шри-Ланка | Индонезия | Белоруссия |
Италия | Ирландия | Венгрия | |
Турция | Куба | Казахстан | |
Дания | Гаити | Афганистан | |
Норвегия | Ямайка | Боливия | |
Швеция | Непал |
Эталон ответов Приложение к листку с заданиями №3
Задание №6
Марокко
Задание №7
- Бельгия – Брюссель
Малайзия – Куала- Лумпур
ОАЭ – Абу-Даби
- Бруней – Бандар-Сери-Бегаван
Катар – Доха
Кувейт – Эль-Кувейт
Оман – Маскат
ОАЭ – Абу-Даби
Саудовская Аравия – Эр-Рияд
- Перу – Лима
Колумбия – Санта-Фе-Де- Богота
Боливия – Ла-Пас
Чили – Сантьяго
Эталон ответов Приложение к листку с заданиями №4
Задание №8
Тип страны Страна
- «ключевая» развивающая страна а) Италия
- страна переселенческого типа б) Австралия
- страна «большой семерки» в) Мексика
г) Испания
1 | 2 | 3 |
в | б | а |
Задание №9.
Япония
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-186813-1393055967.jpg)
Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/25/picture-51869.jpg)
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/09/picture-28409-1554827391.jpg)
Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)
Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/25/picture-51869.jpg)
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода
Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию текстовых арифметических задач для формирования ключевых ком...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-376648-1388990416.jpg)
Модель организации деятельности самоуправления школьников на основе компетентностного подхода
Осуществление компетентностного подхода предполагает максимально возможное участия самого ребёнка в процессе становления себя как личности, ориентируя его на моделирование желаемого образа самого себя...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-124111-1350149090.jpg)
Формирование речевой культуры учащихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
Презентация педагогического опыта Основные идеи презентуемой технологии:углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;вооружение школьников ясным предс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/22/picture-407029-1624310840.jpg)
Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики как основа компетентностного подхода в обучении математике
Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент со знаниевого компонента на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и т...