Модульная программа обучения по географии на основе компетентностного подхода
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Караулова Дильбар Рафаиловна

В моей методической разработке "Модульная программа обучения по георафии на основе компетентностного подхода" представлен модуль по экономической и социальной географии мира. Также представлен план-конспект открытого урока на основе компетентностного подхода по теме: "Политическая карта мира"( 10 класс). Модуль является частью общеобразовательной подготовки; соответствует учебной дисциплине, он рассчитан на учащихся НПО для завершения ими курса средней (полной) общеобразовательной школы. По завершении изучения данного модуля учащийся будет способен: устанавливать связь между природными условиями, размещением населения, хозяйства и экологической ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnaya_programma.docx25.61 КБ
Файл plan._modulnogo_uroka.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Введение.

      Использование современных образовательных технологий в практике обучения явяляется обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

      Модульная технология позволяет привести в систему хорошо известные формы и методы работы в обучении. Кроме этого модульная технология позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, приобретение общих и специальных (географических) умений и навыков, ориентация учащихся на самостоятельное добывание знаний и умений; оптимизация учебного процесса, как в плане вариативности, так и в плане гуманизации.

       Преподавание географии очень близко к модульной технологии, т.к. формы уроков модульные. Даже построение параграфов в учебниках – это готовый модуль.

      Главные черты модульного обучения – это четкая постановка перед учащимися целей и задач, построение последовательной поэлементной процедуры достижения  целей и задач с помощью определенных средств обучения, обучение по образцам, организация самостоятельной работы учащихся, направленная на решение учебных задач и широкое применение различных форм контроля для проверки результатов.

     Результатами использования модульной технологии являются активизация усвоения учащимися знаний и умений, приобретение навыков учебной деятельности,самостоятельное принятие решений, развитие каждого учащегося как творческая личность со своим созерцанием и ощущением окружающего мира, а также, усиление здоровьесберегающего аспекта.

                              Пояснительная записка.

       Модуль «Экономическая и социальная география мира» необходим для завершения учащимися НПО курса средней (полной) общеобразовательной школы. Модуль является частью общеобразовательной подготовки учащихся; соответствует учебной дисциплине.

        Продолжительность модуля – 50 часов.

        Основные знания и навыки прописаны в результатах деятельности и будут оцениваться в соответствии с критериями оценочной деятельности. Оценка компетентности будет оцениваться в устной и письменной форме. При изучении курса рекомендуется использовать дополнительную литературу, справочники, статистические данные,географичесмкие атласы, контурные карты, интернет-ресурсы для более полного изучения данного модуля.

       Для более успешной реализации целей и задач модуля рекомендуется сочетать самостоятельную работу учащихся над учебным материалом с работой в группах, парами и индивидуально.

        Для организации самостоятельной работы учащимся рекомендуется следующая учебная литература:

  1. В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира»: Учебник для 10 кл. – М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Экономическая и социальная география мира»: Учебник для 10 кл.: - М.: Просвещение, 2010 г.
  3. Географический атлас и контурные карты для учащихся, 10 кл., Издательство «Дрофа», 2010 г.

       

              Модуль «Экономическая и социальная география мира»

Общая компетентность:

По завершении изучения данного модуля учащийся будет способен: устанавливать взаимосвязь между природными условиями, размещением населения, хозяйства и экологической ситуацией.

Допуск:

Данный модуль рассчитан на учащихся системы начального профессионального обучения, 3 курс.

Академический кредит: 50 часов.

Предыдущие знания и навыки:

Учащиеся перед началом изучения данного модуля должны обладать знаниями курса «Физическая география материков и океанов»,7 кл., «История Отечества 20 век», 9 кл., «Обществознание»,9 кл., согласно программам общеобразовательной школы.

Результаты деятельности:

Результат 1 (Р1). Классифицировать страны политической карты мира,с учетом признаков развития страны в современных условиях.

Результат 2(Р2). Охарактеризовать страны Зарубежной Европы, Азии, Австралию, страны Африки, Северной и Латинской Америки по плану-характеристике страны с учетом географического положения и международного разделения труда.

Результат 3(Р3). Объяснить взаимодействие общества и природы с целью определения глобальных проблем и прогнозов.

Результат 1. Классифицировать страны политической карты мира,с учетом признаков развития страны в современных условиях.

                              Критерии оценки деятельности.

КОД 1.            Показатели, характеризующие тип страны перечислены, верно, в соответствии с существующей квалификацией.

КОД 2.           Страны на политической карте мира названы, верно, с учетом государственного устройства и формой правления.

КОД 3.           Состав (структура) населения определены, верно, с  учетом численности населения, его воспроизводством и размещением.

КОД 4.           Мировые природные ресурсы оценены правильно, в соответствии с уровнем ресурсообеспеченности страны.

КОД 5.          Основные факторы размещения отраслей мирового хозяйства систематизированы, верно, с учетом влияния НТР.

КОД 6.          Отрасли мирового хозяйства проклассифицированны верно, с учетом размещения мировых природных ресурсов на территории страны.

Уровни компетентности полностью охвачены в КОД.

Требования к доказательству компетентности: письменное или устное доказательства требуются, чтобы показать, что учащийся может классифицировать страны политической карты мира с учетом признаков развития страны в современных условиях.

Для КОД 2, КОД 4 необходимо подтверждение практического навыка.

Допускаются не менее двух доказательств подтверждения компетентности.

Результат 2. Охарактеризовать страны Зарубежной Европы, Азии, Австралию, страны Африки, Северной и Латинской Америки по плану-характеристике страны с учетом географического положения и международного разделения труда.

                          Критерии оценки деятельности.

КОД 1.   Общая характеристика стран Зарубежной Европы объяснена,верно, с точки зрения приоритетной отрасли хозяйства (промышленности).

  КОД 2.    Общая характеристика стран Зарубежной Азии объяснена, верно, с точки зрения приоритетной отрасли хозяйства (сельского хозяйства).

  КОД 3.  Общая характеристика Австралии объяснена, верно, с точки зрения внешнеэкономических связей.

  КОД 4.  Общая характеристика стран Африки объяснена, верно, с точки зрения демографической ситуации.

  КОД 5.  Страны Северной и Латинской Америки охарактеризованы, верно, с точки зрения хозяйственной оценки природных ресурсов.

Уровни компетентности полностью охвачены в КОД.

Требования к доказательству компетентности: письменное или устное доказательства требуются, чтобы показать, что учащийся может охарактеризовать страны Зарубежной Европы и Азии, Австралию, страны Африки, страны Северной и Латинской Америки по плану-характеристике страны с учетом геграфического положения и международного географического разделения труда.

Для КОД 1, КОД 2, КОД 3, КОД 5 необходимо подтверждение практического навыка.

Результат 3. Объяснить взаимодействие общества и природы с целью определения глобальных проблем и прогнозов.

                        Критерии оценки деятельности.

  КОД 1.  Взаимодействие общества и природы доказано, с учетом последствий данного процесса.

  КОД 2.  Глобальные проблемы человечества пояснены примером, верно, с точки зрения их классификации.

КОД 3.  Глобальные прогнозы перечислены правильно, с точки зрения подходов к решению данной проблемы.

Уровни компетентности полностью охвачены в КОД.

Требования к доказательству компетентности: письменное или устное доказательства требуются, чтобы показать, что учащийся может объяснить взаимодействие общества и природы с целью определения глобальных проблем и прогнозов.

Для  КОД 2  необходимо подтверждение практического навыка.

Допускаются не менее двух доказательств подтверждения компетентности.

.

                                Сводно-тематический план.

п/п

Результаты

КОД (критерии оценки деятельности)

№ урока

Тема урока

Кол.-во часов

Вид

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

Р1

Классифицировать страны политической карты мира,с учетом признаков развития страны в современных условиях.

1.Показатели, характеризующие тип страны перечислены, верно, в соответствии с существующей квалификацией.

1-2

3

Многобразие стран мира.

Международные отношения и политическая карта мира.

3

2. Страны на политической карте мира названы, верно, с учетом государственного устройства и формой правления.

4

5

Государственный строй стран мира.

Типология стран мира.

2

3. Состав (структура) населения определены, верно, с  учетом численности населения, его воспроизводством и размещением.

6

7

8

9

Численность и воспроизводство населения.

Состав (структура) населения.

Размещение, миграции населения.

Городское и сельское население.

Урбанизаия.

4

                                

1

2

3

4

5

6

7

4. Мировые природные ресурсы оценены правильно, в соответствии с уровнем ресурсообеспеченности страны.

10

11-12

13

Взаимодействие общества и природы. Мировые природные ресурсы, их оценка.

Загрязнение и охрана окружающей среды.

4

5. Основные факторы размещения отраслей мирового хозяйства систематизированы, верно, с учетом влияния НТР.

14

15

16

17

Характеристика НТР.

Мировое хозяйство и МГРТ.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

Основные факторы размещения производительных сил.

4

6. Отрасли мирового хозяйства проклассифицированны, верно, с учетом размещения мировых природных ресурсов на территории страны

18-19

20

21-22

23-24

25

География промышленности.

Энергетика

Обрабатывающая промышленность.

География сельского хозяйства и рыболовства.

Геграфия транспорта.

Всемирные экономические отношения.

8

                               

1

2

3

4

5

6

7

26

Оценка компетентности

Итого:

26

Р2

Охарактеризовать страны Зарубежной Европы, Азии, Австралию, страны Африки, Северной и Латинской Америки по плану-характеристике страны с учетом географического положения и международного разделения труда.

 1.Общая характеристика стран Зарубежной Европы объяснена,верно, с точки зрения приоритетной отрасли хозяйства (промышленности).

27-28

29

30

31

Общая характеристика Зарубежной Европы. Географический рисунок расселения и хозяйства.

Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Федеративная Республика Германия. 

5

2. Общая характеристика стран Зарубежной Азии объяснена, верно, с точки зрения приоритетной отрасли хозяйства (сельского хозяйства).

32

33

 34

35

36

Общая характеристика Зарубежной Азии.

Китай

Япония

Индия

Новые индустриальные страны

5

3. Общая характеристика Австралии объяснена, верно, с точки зрения внешнеэкономических связей.

37

Австралия и Океания

1

4. Общая характеристика стран Африки объяснена, верно, с точки зрения демографической ситуации.

38

39

Общая характеристика Африки.

Субрегионы Северной и тропической Африки.

2

1

2

3

4

5

6

7

5. Страны Северной и Латинской Америки охарактеризованы, верно, с точки зрения хозяйственной оценки природных ресурсов.

40

41

42

43

44

Общая характеристика США.

Канада.

Общая характеристика Латинской Америки.

Бразилия.

Оценка компетентности.

4

1

Итого:

18

Р3

Объяснить взаимодействие общества и природы с целью определения глобальных проблем и прогнозов.

 1.Взаимодействие общества и природы доказано, с учетом последствий данного процесса.

2. Глобальные проблемы человечества пояснены примером, верно, с точки зрения их классификации.

3. Глобальные прогнозы перечислены правильно, с точки зрения подходов к решению данной проблемы.

45

46

47

Сущность глобальных проблем. Глобальные проблемы, понятие, классификация.

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.

Оценка компетентности

1

1

1

Итого:

3

48

49

50

Трехчасовая экскурсия. Посещение православного храма, католического костела, мусульманской мечети и иудейской синагоги г. Казани.(история, архитектура, культовые обряды)



Предварительный просмотр:

                   План-конспект открытого урока

Модуль. Экономическая и социальная география мира.

Результат 1. Классифицировать страны политической карты мира,

                      с учетом признаков развития страны в современных

                      условиях.

Тема 1.         Современная политическая карта мира.

                                            Ход урока.

    1).Организационно-мотивационный этап              (10 минут)

  1. Постановка целей и мотивация изучения темы.
  2. Предварительное определение уровня знаний учащихся.

                                                       (лист с заданиями №1)

   2).Организация самостоятельной работы учащихся по вопросам

                                         темы  урока:                              

  1. минут)

          2.1. Количество и группировка стран.

                                                   ( лист с заданиями №2)

          2.2.Государственный строй стран мира.

                                                    ( лист с заданиями №3)

          2.3.Типология стран

( лист с заданиями №4)

3).Подведение итогов урока:

3.1.Проверка степени усвоения материала

                                  (лист с заданиями №5)

            3.2. Домашнее задание.

                                                        (лист с заданиями №6)

            3.3. Оценка средств обучения и деятельности педагога.

                                                       (дневник урока)

                                                                           Лист с заданиями №1

  1. Предварительное определение уровня знаний учащимися.

           Задание №1: Попытайтесь ответить на вопросы:

  1. Какие государства возникли первыми на Земле?

  1. Какие исторические события влияли на формирование политической карты мира?

  1. Какие изменения происходят сейчас на политической карте мира?

         

            Задание №2: Вспомните основные страны Евразии, Африки, Северной и Южной

                                  Америки и впишите их в таблицу.

Евразия

Африка

Северная Америка

Южная Америка

Эталон ответов                     Приложение к листку с заданиями №1

  1. Предварительное определение уровня знаний учащихся.

Задание №1: попытайтесь ответить на вопросы:

            

  1. Какие государства возникли первыми на Земле?

(Египет, Древний Рим, Древняя Греция, Китай,Индия, Вавилон, Волжскя Булгария).

  1. Какие исторические события влияли на формирование политической карты мира?

(Географические открытия, социальные революции, войны, религиозные кофликты, военные перевороты).

  1. Какие изменения происходят сейчас на политической карте мира?

( Появляются новые государства, экономические и экологические союзы, происходит процесс интеграции, возникают региональные конфликты).

         

            Задание №2: Вспомните основные страны Евразии, Африки, Северной и Южной

                                  Америки и впишите их в таблицу.

Евразия

Африка

Северная Америка

Южная Америка

Россия

Египет

Канада

Бразилия

Китай

Алжир

США

Аргентина

Япония

Судан

Мексика

Чили

Германия

Ливия

Никарагуа

Венесуэла

Франция

ЮАР

Коста-Рика

Перу

Модуль. Экономическая и социальная география.

Результат 1. Классифицировать страны политической карты мира,

                      с учетом признаков развития страны в современных

                      условиях.

                            Учебный материал 1.

          Современная политическая карта мира – итог нескольких тысячелетий развития. Основными этапами формирования политической карты мира являются: древний (до 5 в.), средневековый (5-15 вв.), новый период ( с рубежа 15 – 16 вв. до окончания Первой мировой войны), новейший (после Первой мировой войны).

         На современной политической карте мира представлено более 200 стран и территорий, из которых более 190 – суверенные (независимые ) государства.

        Пестрота политической карты требует при изучении элементарной классификации, вычленения групп стран по различным признакам.Наиболее распространена группировка стран по величине их территории и численности населения (крупнейшие по площади 10 стран мира представлены в таблице 1.)

          Таблица 1. Крупнейшие по площади територии страны мира

№ п.п.

Страна

Регион

Площадь, тыс.км2

1.

Россия

Европа, Азия

17075

2.

Канада

Северная Америка

9972

3.

Китай

Азия

9597

4.

США

Северная Америка

9363

5.

Бразилия

Латинская Америка

8512

6.

Австралия

Австралия и Океания

7687

7.

Индия

Азия

3288

8.

Аргентина

Латинская Америка

2777

9.

Казахстан

Азия

2717

10.

Судан

Африка

2506

     По численности населения выделяются 10 самых больших стран, с числом жителей более 100 млн. человек в каждой, на которые в совокупности приходится 3/5 населения земного шара (таблица 2.)

Таблица 2. Страны мира с численностью населения свыше 100 млн.чел. (2010 г.)

№ п.п.

Страна

Регион

Численность населения, млн.чел.

1.

Китай

Азия

1336

2.

Индия

Азия

1178

3.

США

Северная Америка

308

4.

Индонезия

Азия

231

5.

Бразилия

Латинская Америка

192

6.

Пакестан

 Азия

169

7.

Бангладеш

  Азия

162

8.

Нигерия

Африка

154

9.

Россия

 Европа,Азия

141

10.

Япония

Азия

127

         

        Преобладают же на политической карте средние и небольшие страны. Есть и совсем крошечные по территории страны с населением в 10-30 тыс. человек и менее, которые обычно называют микрогосударствами (Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Сан-Марино, Сингапур, Маврикий, Барбадос, Тонга).

       

           Нередко применяется группировка стран по особенностям их географического положения, это страны: с приморским положением; полуостровным; островным; континентальным (лишены выода к морю 43 страны мира), (таблица 3.)

Таблица 3. Страны, не имеющие выхода к морскому побережью

Европа (14)

Азия (12)

Африка (15)

Латинская Америка (2)

Австрия

Азербайджан

Ботсвана

Боливия

Андорра

Армения

Буркина-Фасо

Парагвай

Белоруссия

Афганистан

Бурунди

Босния и Герцеговина

Бутан

Замбия

Ватикан

Казахстан

Зимбабве

Венгрия

Киргизия

Лесото

Лихтенштейн

Лаос

Малави

Люксембург

Монголия

Мали

Македония

Непал

Нигер

Молдова

Таджикистан

Руанда

Сан-Марино

Туркмения

Свазиленд

Словакия

Узбекистан

Уганда

Чехия

Центральноафриканская Республика (ЦАР)

Швейцария

Чад

Эфиопия

        Более пристального внимания при изучении многообразия стран на политической карте мира требует выделение групп государств по формам правления и государственному устройству.

  • Первая форма правления – республика. Таких стран более 140, т.е.   всех стран мира.

Республики бывают:

Президентские

(президент сам возглавляет государство)

Парламентские

(главной фигурой является не президент, а глава правительства)

Смешанные

США, Аргентина, Бразилия, Россия, Венесуэла, Коста-Рика

ФРГ, Италия, Израиль, Индия, Ирландия

Франция, Португалия, Финляндия

  • Вторая форма правления – монархия, их в мире – 30: в Океании – 1, в Африке – 3, в Азии – 14. В Европе – 12, нет ни одной монархии в Америке. (таблица 4.)

Монархия бывает:

Конституционная

(где монарх «царствует», но не правит)

Абсолютная

(власть монарха не ограничена)

Теократическая

(монарх является и главой церкви, и главой государства)

Таблица 4. Страны мира с монархической формой правления

Европа (12)

Азия (14)

Африка (3)

Австралия и Океания (1)

Андорра

Бахрейн

Лесото

Тонга

Бельгия

Бруней

Марокко

Ватикан

Бутан

Свазиленд

Великобритания

Иордания

Дания

Камбоджа

Испания

Катар

Лихтенштейн

Кувейт

Люксембург

Малайзия

Монако

Непал

Нидерланды

Оман

Норвегия

ОАЭ

Швеция

Саудовская Аравия

Таиланд

Япония

        Примечание. Курсивом выделены абсолютные монархии.

     Все государства мира по типу государственного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Государств с унитарным устройством в мире подавляющее большинство. Федеративное устройство имеют лишь 22 страны. ( таблица 5).

Таблица 5. Страны с федеративным типом государственного устройства

СНГ(1)

Европа(5)

Азия (5)

Африка(4)

Америка (7)

Австралия и Океания (2)

Россия

Австрия

Индия

Коморские острова

Аргентина

Австралия

Бельгия

Малайзия

Нигерия

Бразилия

Микронезия

Германия

Мьянма

Эфиопия

Венесуэла

СГРСЧ

ОАЭ

ЮАР

Канада

Пакистан

Мексика

Швейцария

Сент-Китс и Невис

США

Примечание. СГРСЧ (Союзное Государство Республик Сербии и Черногории) – официальное название с 2003 г. Бывшей СРЮ (Союзной Республики Югославии).

       Наиболее интересной и необходимой при изучении экономической и социальной географии является классификация (типология) стран по уровню социально-экономического развития.

        В основу типологии берут важный качественный признак, выраженный через показатель валового внутреннего продукта (ВВП).

        ВВП – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год ( в долларах США).

       Экономически развитые страны делятся на 3  п о д г р у п п ы:

    Первую подгруппу образует «большая семерка» стран Запада – США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада. ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.

    Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные страны Западной Европы, ВВП – как в странах «большой семерки». Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Австрия.

   Третью подгруппу образуют страны переселенческого капитализма – Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

     Развивающиеся страны можно разделить на  6  п о д г р у п п:

 

       Первая подгруппа – ключевые страны – два «гиганта Востока» (Китай и Индия) и два «лидера Латинской Америки» (Бразилия и Мексика) – обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. Хотя ВВП составляет 350 долларов.

       Вторая подгруппа – страны Латинской Америки – Аргентина, Чили, Венесуэла и др., а также страны в Азии и Северной Африке. ВВП превышает 1000 долларов.

      Третья подгруппа – новые индустриальные страны (НИС) – 1980-90-е годы – «азиатские тигры» - первой волны: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг. Новые индустриальные страны «второй волны» - Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Вьетнам.

      Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны Персидского залива – Судовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, а также Ливия, Бруней. ВВП – от 10 до 20 тыс. долларов.

     В пятую подгруппу входит большинство «классических» развивающихся стран, отстающих в совем развитии, с душевым показателем ВВП менее 1 тыс. долларов в год. Это большинство стран Африки, а также Азии и Латинской Америки.

     Шестую подгруппу образуют 40 стран ( с населением 600 млн. человек). Это наименее развитые страны, их называют «четвертым миром». ВВП – 100-300 долларов в год. (Последнее место даже среди них занимает Мозамбик в душевым ВВП 80 долларов в год (иди немногим более 20 центов в день!).

                          Страны с переходной экономикой

        Страны с переходной экономикой очень трудно классифицировать. По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии ( Литва, Латвия и Эстония), безусловно, относятся к экономически развитым. Среди  стран СНГ есть тоже экономически развитые (Россия, Белоруссия, Казахстан) и страны , занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися.

                                                                                Лист с заданиями №2

Задание №3

Выделите на контурной карте 8 стран мира:

-самых больших по площади территории;

-самых населенных;

- выделяющихся высоким уровнем экономического развития.

Особо выделите страны, которые вошли во все три или в две из указанных групп.

Задание №4

Выберите страну, которая имеет внутриконтинентальное географическое положение:

  1. Египет
  2. Индмя
  3. Боливия
  4. Франция

Задание №5

На основе политической карты мира в атласе приведите примеры полуостровных, островных стран, стран-архипелагов и внутриконтинентальных стран, используя следующую форму.

Полуостровные государства

Островные государства

Страны-архипелаги

Внутриконтинентальные страны

                                                                            Лист с заданиями №3

Задание №6

Выберите правильный ответ. Какая из перечисленных стран по форме правления является монархией?

  1. Египет
  2. Бразилия
  3. Марокко
  4. Мексика

Задание №7

На контурной карте мира обозначьте:

  1. Государства, являющиеся монархиями с федеративным типом государственного устройства. Подпишите названия их столиц. Для определения этих стран сравните табл. 4 и 5;
  2. Шесть абсолютных монархий, которые выделены в табл. 4 курсивом. Подпишите названия их столиц.
  3. Унитарные государства Америки. Подпишите названия столиц наиболее крупных из них по площади территории.

                                                                            Лист с заданими №4

Задание №8

Установите соответсвие между типами стран и страной, относящейся к данному типу.

              Тип страны                                                       Страна

  1. «ключевая» развивающаяся страна           а) Италия
  2. страна переселенческого капитализма     б) Австралия
  3. страна «большой семерки»                        в) Мексика

                                                                      г) Испания

Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1

2

3

Задание №9.

 Определите страну по ее описанию.

    «Эта высокоразвитая страна по форме правления является конституционной монархией. Почислу жителей входит в первую десятку стран мира. Однонациональное по составу население характеризуется высокой средней плотностью, самой высокой продолжительностью жизни в мире. В промышленности приоритетное развитие получили новейшие наукоемкие отрасли».

                                                                                                          Лист с заданиями №5

                     3.1. Проверка степени усвоения материала.

Выполните тестовое задание.

  1. Большее число стран мира относится:

А) к экономически развитым;

Б) к развивающимся;

В) к странам с переходной экономикой.

  1. К экономически развитым странам относят:

А) Германию и США;

Б) Германию, США, и Австралию

В) Германию, США, Австралию и Южную Корею.

  1. Большинство стран мира на политической карте по форме правления относятся:

А) к республикам;

Б) к монархиям.

      4. К федеративным государствам относятся:

           А) Германия;

           Б) Германия, Франция;

          В) Германия, Франция, Украина.

5.Дополните: политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах, называется…………………..

 6. Установите соответсвие: тип развивающейся страна – страны

Тип развивающейся страны:                                                             Страны

  1. ключевые                                                      а) Тайвань, Гонконг, Сингапур
  2. отсталые                                                        б) Индия, Бразилия, Аргентина
  3. новые индустриальные страны                   в) Непал, Чад, Гаити
  4. экспортеры нефти                                         г) Кувейт, Катар, Бруней

                                                                        д) Египет, Бразилия, Нигерия

Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1

2

3

4

                                                                                                           Лист с заданиями №6

                                3.2 Задание на дом.

           Используя текст учебника на с. 14 выписать в тетрадь страны «клуба» ядерных держав и страны  - члены НАТО. Дома на контурную карту нанести эти страны.

  1. Оценка средств обучения и деятельности педагога.

              Дневник урока.

  Группа (класс) ____________________

Довольны

Удовлетворены

Разочарованы

  1. Понятен ли Вам учебный материал, который использовали на уроке?

  1. Дайте оценку этапов урока:
  1. Предварительное определение уровня знаний.
  2. Самостоятельная работа с текстом.
  3. Практические упражнения.

  1. Понравился ли Вам урок?

  1. Понравилась ли Вам деятельность преподавателя (учителя)?

  1. Комфортно ли Вы себя чуствовали на данном уроке?

            Терминологический словарь

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху-королю, князю, султану, шаху, эмиру и передается по наследству.

Республика – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями- парламентами.

Унитарное государство – такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований.

Федеративное устройство- форма государственного устройства, при которой его территория имеет в своем составе самоуправляющиеся образования.

Теократическое государство – государство, в котором, монарх или представители высших органов государственной власти являются также верховными религиозными правителями.

Суверенное государство – независимое государство, обладающее всей полнотой законодательной, исполнительной, и судебной власти на своей территории.

Региональные конфликты – очаги международной напряженности на политической карте мира.

Политическая география – наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.

Геополитика – составная часть политической географии, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними странами.

Валовый внутренний продукт (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год ( в долларах США).

Индек человеческого развития (ИЧР) – новый синтетический показатель социально-экономического развития стран мира, учитывающий уровень душевых доходов людей, среднюю продолжительность их жизни и уровень их образованности

                                                     Приложение к  листу с заданиями №2

Эталон ответов

Задание №3

-самые большие по площади территории страны: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина;

-самые населенные: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Нигерия;

- выделяющиеся высоким уровнем экономического развития: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Россия.

В три группы вошли: Россия и Канада

В две группы вошли: Канада и Китай

Задание №4

Боливия

Задание №5

Полуостровные государства

Островные государства

Страны-архипелаги

Внутриконтинентальные страны

Индия

Великобритания

Япония

Австрия

Саудовская Аравия

Исландия

Новая Зеландия

Чехия

Португалия

Мадагаскар

Филиппины

Словакия

Испания

Шри-Ланка

Индонезия

Белоруссия

Италия

Ирландия

Венгрия

Турция

Куба

Казахстан

Дания

Гаити

Афганистан

Норвегия

Ямайка

Боливия

Швеция

Непал

Эталон ответов               Приложение к листку с заданиями №3

Задание №6

Марокко

Задание №7

  1. Бельгия – Брюссель

Малайзия – Куала- Лумпур

ОАЭ – Абу-Даби

  1. Бруней – Бандар-Сери-Бегаван

Катар – Доха

Кувейт – Эль-Кувейт

Оман – Маскат

ОАЭ – Абу-Даби

Саудовская Аравия – Эр-Рияд

 

  1. Перу – Лима

Колумбия – Санта-Фе-Де- Богота

Боливия – Ла-Пас

Чили – Сантьяго

Эталон ответов          Приложение к листку с заданиями №4

Задание №8

                Тип страны                                                                      Страна

  1. «ключевая» развивающая страна                                    а) Италия
  2. страна переселенческого типа                                        б) Австралия
  3. страна «большой семерки»                                              в) Мексика

                                                                                            г) Испания

1

2

3

в

б

а

Задание №9.

Япония


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка ...

Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)

Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию текстовых арифметических задач для формирования ключевых ком...

Модель организации деятельности самоуправления школьников на основе компетентностного подхода

Осуществление компетентностного подхода предполагает максимально возможное участия самого ребёнка в процессе становления себя как личности, ориентируя его на моделирование желаемого образа самого себя...

Формирование речевой культуры учащихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Презентация педагогического опыта Основные идеи презентуемой технологии:углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;вооружение школьников ясным предс...

Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики как основа компетентностного подхода в обучении математике

Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент со знаниевого компонента на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и т...