ПРОЕКТНО-СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
статья по географии на тему
К настоящему времени сложилось значительное количество развивающих образовательных технологий, позволяющих осуществлять личностный подход к учащимся. В данной статье рассматриваются положительные стороны некоторых из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНО-СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Школа должна перейти от административно-дисциплинарной, формирующей знания, умения и навыки к проектно-созидательной системе обучения, формирующей ключевые компетенции – универсальные человеческие характеристики.
Личностно-ориентированное обучение можно построить, полностью изменив образовательный процесс, переведя его на свободную деятельность учащихся. Это возможно, поставив как ведущую цель развитие личности ученика, и на этой основе перестраивать обучение, опираясь на развивающие образовательные технологии.
К настоящему времени сложилось значительное количество развивающих образовательных технологий, позволяющих осуществлять личностный подход к учащимся. В основе всех таких технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т. е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм обучения и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу в малой группе. Все технологии должны включать в себя уровневый подход к содержанию и характеру познавательной деятельности каждого ребенка.
Метод проекта – это сочетание теории и практики, где не только ставят определённые умственные задания, а и практически их выполняют. Данный метод даёт возможность применять различные дидактические подходы (обучение в труде, независимые знания, совместное обучение, ролевая игра, дискуссии, командное обучение), учиться на собственном опыте и на опыте других, даёт удовлетворение учащимся, поскольку они видят результаты своего труда. Проекты могут быть индивидуальные и групповые, но результаты их обязательно должны быть «осязаемы».
Метод проектов органически сочетается с педагогикой сотрудничества, игровыми технологиями, проблемным обучением, интерактивными методами
обучения, развивающим обучением, критическим мышлением, групповым обучением, индивидуальным и личностно-ориентированным подходом, интегрированным подход, самостоятельной работой, исследовательской деятельностью учащихся, информационными технологиями обучения и т.д. Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще в том, что она обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Дальтон-технология - наиболее близка к методу проектов. Именно в неё заложены большие возможности для реализации идеи личностного развития ребенка даже в условиях классно-урочной системы, свобода сочетается с ответственностью. Учащийся имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, преподавателю. Никто не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, отвечать за работу в группе, помогать другим. Помощь учителя состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Они могут быть исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Информационные технологии обучения - совокупность электронных средств (аппаратных, программных, информационных) и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Виды информационных технологий обучения: компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажёры, лабораторные практикумы, тестовые системы); обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках; интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях; распределённые базы данных по отраслям знаний; средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными; электронные библиотеки, распределённые и централизованные издательские системы и т.д.
Итак, существует множество проектно-созидательных технологий обучения, но нет «универсальной». Каждый учитель, ассимилировав чужой педагогический опыт, вырабатывает свой стиль обучения, адаптируя его к каждому конкретному классу и ученику. При этом не только дети стремятся к многообразию форм деятельности, но и учитель находится в постоянном процессе педагогического творчества. Достичь высоких результатов в обучении, можно лишь создав собственную систему учебно-воспитательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-25107-1477373162.jpg)
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-355002-1385994340.jpg)
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-681330-1444152511.jpg)
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967205-1509529231.jpg)
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-541587-1417342244.jpg)
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/15/picture-1516640-1710510521.jpg)
Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...