Урок в 5-6 классе "Великие географические открытия"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Думанова Татьяна Борисовна

Учащиеся  познакомятся с путешественниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5-6_klasse_velikie_geograficheskie_otkrytiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по одной из тем программы внеурочной деятельности

                                                     /дополнительного образования/

элективного курса «Занимательные путешествия по континентам»

по курсу географии 5-6 класса с использованием возможностей ИОС

Ф.И.О. учителя: Думановой Татьяны Борисовны   Предмет:  география     ;   класс  - 5

Технологическая карта урока

Тема урока: «Великие географические открытия.» 

Цели урока: -выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;

- ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;

- выявить последствия и значение Великих географических открытий;

- развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;

Планируемые образовательные результаты:

Называть имена путешественников, их заслуги. Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

предметные:- сформировать знания о Великих географических открытиях, продолжить работу с атласом и контурной картой

метапредметные:- активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения в поставленном вопросе.

  • Учащиеся должны уметь составлять план текста,
  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  • Оценивать работу одноклассников;
  • Получать различную информацию из различных источников.

личностные:- уметь анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения. Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Тип урока– урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование:физическая кapтa,  карта  полушарий, презентация, настенная карта «Строение земной коры», атласы, контурные карты, тест для закрепления материала.

                                                   

                                                                         Ход урока:

Этапы урока (цель)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. I. Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с развитием географических знаний в античном мире и в средние века.

– Назовите главные достижения географической науки в античном мире.

– Перечислите главные открытия эпохи средневековья

– Какой вывод о развитии знаний о Земле в античное время и эпоху средневековья можно сделать?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

  1. В древности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. Лучше всего была изучена средиземноморская область.
    2. В Древней Греции география становится наукой.
    3. Учёные дали географические описания всего известного им мира, составили карты, которыми люди пользовались в течение сотен лет.
    4. Древние греки правильно определили форму и размеры Земли.

1.Плавания арабов в Индию.
2. Открытия викингами Исландии, Гренландии и Америки
3. Путешествия Марко Поло в Центральную Азию
4. Путешествие А. Никитина в Индию
5. Начало освоения русскими Сибири

Открывались новые земли и географические знания о Земле постоянно расширялись

Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.

 

  1. II. Создание проблемной ситуации

  1. Рассмотрите внимательно ленту времени на слайде.
  2. – О каких географических событиях нам предстоит узнать?

– В какое время (период) они происходили?

Этот исторический период, когда европейскими мореплавателями и путешественниками были сделаны, названные вами, географические открытия принято называть эпохой Великих географических открытий.

  1. Однако люди совершали географические открытия, которые заслуживают определения “великие” и до и после этого периода.
  2. Вижу, вы удивлены. Какой возникает вопрос?
  3. Если вы вновь, обратитесь к ленте времени, как вы ответите на этот вопрос? 
  4. Учитель побуждает учащихся к формулированию проблемы. 
  5. – Какой ещё вопрос возникает? Над каким вопросом будем дальше работать?

Открытие Америки, морского пути в Индию, походы конкистадоров в Ю.Америку, кругосветном плавании Магеллана и Ф.Дрейка, Открытие Австралии и Океании

 Эти события происходили в период с ХV по XVIII вв.

Что же такое необычное свойственно этому периоду, если он получил такое название?

Были открыты новые материки, т.е. расширились границы Эйкумены и впервые совершены кругосветные плавания.

Дети формулируют учебную проблему как вопрос

Какие причины привели человечество к Великим открытиям? Какие обстоятельства этому способствовали?

Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Опора на опыт, знания учащихся.

Развитие монологической речи.

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  1. III. Открытие новых знаний

На Пиренейском полуострове располагается ещё одна страна – Испания, которая в 15 в. также искала морские пути к богатым странам Востока, в Индию. Маршрут вокруг Африки был захвачен португальцами.

– Как вы думаете, как могли выйти из этого положения испанцы?

Учащиеся высказывают предположения. Попробовать приплыть в Индию, двигаясь через Атлантический океан на запад.

(П,Р) 

(П,К) 

(П,Р) 

(П,К) 

(П,Р) 

(П,К) 

Именно так и думал Христофор Колумб, итальянец родом из Генуи, он поступил на службу к испанскому королю.

– Почему Колумб был уверен, что Индии можно достичь, ведя корабли на запад?

Исходил из представлений о шарообразности Земли и старых карт, на которых Атлантический океан разделял берега Западной Европы и Восточной Азии.

Проследите по текстовой карте на с. 166 маршрут первого плавания Колумба, какие географические объекты встретил он на своём пути? Покажите их на карте.

Канарские острова, Саргассово море, Антильские острова (о. Куба и о. Гаити)

– В каком году проходило первое плавание Колумба?

1492 г.

Рассмотрите рис. на стр. 165 и опишите встречу Колумба с местными жителями.

Дети дают описание по картине.

– Каковы географические результаты плавания Колумба? (чтение текста на стр. 165)

Учащиеся находят ответ на вопрос в тексте учебника.

1. Открыл новую часть света – Америку
2. Привёз в Европу кукурузу, картофель, табак, т.е. новые с/х культуры

– Какую проблему мы решали на уроке?

– Назовите причины Великих географических открытий.

– Какова роль этих открытий для развития знаний о Земле?

– Почему именно эта историческая эпоха получила название Великие географические открытия?

– Какую проблему мы решали на уроке?

– Назовите причины Великих географических открытий.

– Какова роль этих открытий для развития знаний о Земле?

Дети отвечают на вопросы и делают вывод.

– Почему именно эта историческая эпоха получила название Великие географические открытия?

Великие потому, что в результате этих путешествий произошёл переворот в географических представлениях людей о Земле. Европейцы расширили свой географический кругозор, узнали об истинных размерах Земли, неизвестные им части суши и океана

  1. III. Подведение итога.

Так какая сегодня была тема урока?

(дети формулируют тему урока, учитель закрепляет на доске карточку с названием темы урока)

Великие географические открытия.

(Р,К ,П)

(П,Р,К)

  1. IV. Закрепление.

Обучающиеся выполняют задания на листах с печатной основой

Дата

Мореплаватель

Открытие

1492 г.

Испанец ……………………

Открыл Америку

1497-1499 гг.

Португалец Васко да Гама

Открыл …………………………………………………..

……………………

Итальянец

Америго Веспуччи

Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой.

1519-1522 гг.

Совершает первое в мире кругосветное плаванье,

(Р,Л,П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии в 7 классе "Географические открытия" и тестовая работа

Данная работа может быть использована  на уроке географии в 7 классе, как сопровождение рассказа учителя и для составления опорного конспекта. По этому конспекту  дети будут готовиться к про...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

бинарный урок истории и географии "Великие географические открытия"

Бинарный урок по истории и географии.Тема  "Великие географические открытия". Включает викторину, игровые элементы, выполнение самостоятельной работы....

Урок. История - 7 кл. - Великие географические открытия европейцев XV- нач. XVI вв.

Урок. История - 7 кл. - Великие географические открытия европейцев XV- нач. XVI вв....

План - конспект урока на тему "Эпоха Великих географических открытий"

Урок в 5 классе на тему "Эпоха Великих географических открытий" проводиться с целью преобретения новых знаний. Данный урок позволяет развивать критическое мышление и  способствует решению проблем...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....