Рабочая программа по географии России. Население и хозяйство. 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Горбачева Светлана Андреевна

Здесь представлена рабочая программа по географии России, население и хозяйство, учебник/ В.П.Дронов, В.Я.Ром для 9 класса с изучением темы "Брянская область".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБСУЖДЕНО                                             УТВЕРЖДЕНО

на  заседании  творческой  группы                                        Приказ  от «____»  ______________ 2014 г.          

Протокол от «____» _______ 2014 г. №____                                                                            №  ______

Руководитель  ТГ    ________________                                 Директор   школы   __________________

                       /  Поленок  А.П.  /                                                                          / Горбачева   С.А. /

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Колюдовская  средняя  общеобразовательная  школа

                       (МБОУ   Колюдовская  СОШ)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  учебному  курсу

«ГЕОГРАФИЯ  РОССИИ.

НАСЕЛЕНИЕ  И  ХОЗЯЙСТВО»

                9   класс                

Составитель    Горбачева  С.А.

учитель географии высшей

квалификационной  категории

        

с. Колюды

2014  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Статус документа.

          Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования  (2004 г.).

     Нормативно-правовая  основа  рабочей программы по географии:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. М.: Дрофа,. 2007.
  4. География. Программы для  общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост. С.В. Курчинв. – 2-е изд., стерееотип. – М.: Дрофа, 2011.
  5. Федеральный базисный учебный план для основного  общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  6. Приказ Минобрнауки  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
  7. Базисный учебный  план для общеобразовательных  учреждений Брянской области, утверждённый приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области № 586 от 04.04.2014 г.
  8. Учебный план образовательного учреждения на 2014-2015учебный  год.
  9. Годовой календарный график образовательного учреждения на 2014 - 2015 учебный год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Рабочая программа по географии для 9 класса призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура рабочей программы для 9 класса полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая  перечень практических работ.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура   документа.        

          Рабочая  программа  включает  пять  разделов:  пояснительную  записку;  календарно-тематический  план,  где  отражены  темы  курса  и  отдельных  уроков,  последовательность  и  количество  часов,  отводимое  на  их  изучение,  виды  учебных  занятий,  их  методическое  обеспечение, элементы  обязательного  минимума,  место  проведения;   реферативное  описание  тем,  в  котором  раскрывается  содержание  данной  темы,  раздела,  урока;  требования  к  уровню  подготовки  обучающихся   по  рубрикам  «Знать/понимать»,   «Уметь»,   «Использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни»;  в  конце  программы  приводится   список  учебников  и  учебных  пособий   по  данному  учебному  курсу,  определенный  в  соответствии  с  п. 3    ст. 28   и  п. 3   ст. 47   Закона  РФ  «Об  образовании  в  Российской  Федерации».

Общая характеристика учебного предмета.

Настоящая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии своей области,  изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Цели.

Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней/

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  (Приказ  от  09.03.2004 г.  № 1312)  отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География»  в 9  классе, из расчета 2-х учебных часов в неделю.  

Базисный учебный план общеобразовательных организаций Брянской области  выделяет  также  70  часов,  2 часа  в  неделю,  что  соответствует  авторским  программам  по  курсу  географии  населения  и  хозяйства  России.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

         Называть (показывать): 

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                     

                      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 «География России. Население  и  хозяйство»

Тема

Коли-чество часов

Количество практических работ

Политико-государственное  устройство  Российской  Федерации.  Географическое  положение  России.

5

2

Население  Российской  Федерации

7

---

Географические  особенности  экономики  Российской  Федерации.

3

1

Важнейшие  межотраслевые  комплексы  России  и  их  география.

8

2

Комплексы,  производящие  конструкционные  материалы  и  химические  вещества.

6

2

Агропромышленный  комплекс  (АПК).

3

1

Инфраструктурный  комплекс.

4

1

Обобщение  материала

1

---

Районирование  России.  Общественная  география  крупных  регионов.

2

---

Западный  макрорегион – европейская  Россия.

14

1

Восточный  макрорегион – азиатская  Россия.

5

1

География  Брянской  области.

7

---

Обобщение  материала.

2

---

Резерв.

3

---

Итого

70

11


ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  УЧЕБНОГО  МАТЕРИАЛА

Те-

ма

№ урока

№ урока в разделе

Тема урока

Тип  урока

      Стр.,              

§  учебника

Элементы обязательного  минимума  образования

Ведущие понятия

Номенклатура

Требования к

уровню подготовки обучающихся

Дата

проведения

План

Факт

Р А З Д Е Л   I.    ОБЩИЙ     ОБЗОР    РОССИИ    (12   часов)

Политико-государственное  устройство  РФ.  Географическое  положение  России  - 5  часов

1

1

Введение.  Место  России  в  мире.  

Урок  изучения  нового  материала.

Стр

3-5

География  как  наука.  Источники  получения  знаний  о  природе,  населении.  Методы  получения,   передачи  и  представления  географической  информации.  Географическое  положение.  Виды  и  уровни  географического  положения.  Политико-административное  устройство  России.

Валовой  внутренний  продукт (ВВП),  оборонный  потенциал.

Знать  особенности  ГП  России,  особенности  ЭГП  РФ,  следствия  ЭГП  и  значительных  размеров  территории,  субъекты  РФ,  их  различия.

Уметь  показывать  субъекты  на  карте.

2

2

Географическое  положение  и  границы  России.

Урок  изучения  нового  материала.

2

ГП,  его  виды (физико-географическое, геополитическое,  экономико-географическое, транспортно-географическое, эколого-географическое), уровни  ГП  (микро-, мезо-, макро-).

3

3

Экономико- и  транспортно-географическое,  геополитическое и эколого-географическое  положение  России.

Практическая  

работа

«Выявление особенностей  положения  России на политической карте мира»

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

3

4

4

Государственная  территория  России.

Практикум.

4

Государствен---ная  территория,  акватория, пространство  страны,  территориаль-ные  воды,   эконом-я  зона.

5

5

Политико-административное  устройство  России.

Практическая

работа

«Обозначение  на  контурной  карте  субъектов  РФ  и  их  столиц»

Практикум

1

Стр

5-9

Субъекты: республики, края, автономные округа и области, города, области.

Субъекты  РФ.

Население    Российской    Федерации

7   часов

6

1

Исторические  особенности  заселения и освоения территории России.

Урок  изучения  нового  материала.

5

Население  России.  Численность  населения  России.  Естественное  движение  населения,  типы  воспроизводства.  Направления  и  типы  миграций.  Внешние  и  внутренние  миграции:  причины,  порождающие  их.  Основные  направления  миграционных  потоков  на  разных  этапах  развития  страны.  Экономически  активное  население  и  трудовые  ресурсы,  их  роль  в   развитии  и  размещении  хозяйства.  Неравномерность  распределения  трудоспособного  населения  по  территории  страны.  Занятость,  изменение  структуры  занятости  населения.  Проблемы  безработицы.  Городское  и  сельское  население,  роль  крупнейших  городов.  Народы  и  основные  религии.  Россия - многонациональное  государство.  Многонациональность  как  специфический  фактор формирования  и  развития  России.  Межнациональные  проблемы.  Языковые  семьи  и  группы.  Многоконфессиональность.  География  религий.

Этапы заселения территории.

Знать  численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения,  крупнейшие  по  численности  города России,  городские  агломерации, географию  народов  и  религий  страны;  понятия:  миграция,  депортация,  иммиграция, эмиграция,  типы  населенных  пунктов,  зоны  расселения,  трудовые  ресурсы, активное  население,  пассивное  население,  рынок  труда,  дефицит  работников,  безработица.  

Уметь  строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, ЕП, коэффициент ЕП.

7

2

Численность и естественный прирост населения.

Практикум.

6

Перепись  населения,  естественный прирост, восп--роизводство.

8

3

Национальный  состав  населения  России.

Практикум.

7

Народы России, языковые семьи.

9

4

Миграции населения.

Семинар.

8

Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция,  реэмиграция,  внутренние переселенцы, беженцы.

10

5

Городское и сельское население.  Расселение  населения.

Практикум.

9

Город, типы населённых пунктов, зоны расселения, агломерация.

11

6

Рынок труда, занятость населения России.

Семинар.

Трудовые ресурсы,  экономически  активное население, рынок труда.

12

7

Итоговый урок по теме «Население России».

Урок  повторения  и  обобщения  (деловая  игра).

Р А З Д Е Л   II.   ОСОБЕННОСТИ  ЭКОНОМИКИ.  МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ  КОМПЛЕКСЫ    РОССИИ  И  ИХ  ГЕОГРАФИЯ   (25   часов)

Географические  особенности экономики  РФ - 3 ч.

13

1

География  основных  типов  экономики  на  территории  России.

Урок  изучения  нового  материала.

10

Что  такое  хозяйство  страны.  Уровень  развития  хозяйства.  Предприятие - первичная  основа  хозяйства.  Деление  хозяйства  на  отрасли,  межотраслевые  комплексы  и  сектора.  Принципы размещения  предприятий:  условия  размещения  и  факторы  размещения.  Территориальная  структура  хозяйства.

Отраслевая, функциональная и террито-риальная структура хозяйства.

Знать  границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Особенности экономических систем, роль в истории хозяйства РФ; отраслевого, функционального и территориального состава экономики России. Особенности и проблемы природно-ресурсного потенциала РФ, географию ПРБ. Проблемы верхних этажей экономики РФ.

14

2

Проблемы  природно-ресурсной  основы  экономики  России.

Практическая  

работа

«Обозначение  на  контурной  карте  важнейших  районов  размещения   природных  ресурсов  России»

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

11

Природно-ресурсный потенциал, добывающая промышлен-ность, природно-ресурсная база.

15

3

Россия  в  современной  мировой  экономике.  Перспективы  развития  России.

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

12

Информацион-ная  экономика,  полупериферия.

Научный  комплекс

1  час

16

1

Научный комплекс.

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

13

Роль  и  значение  научного,  военно-промышленного  и  машиностроительного  межотраслевых  комплексов,  их  состав,  уровень  развития,  главные  факторы  размещения  и  особенности  размещения  по  территории  России,  основные  районы  и  крупные  центры.

Научный комплекс, технополисы.

Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.

Машиностроительный    комплекс - 3  часа

17

1

Роль,  значение  и  проблемы  развития  машиностроения.

Урок  изучения  нового  материала.

14

Машинострои-тельный  комплекс  (МК)

Центры трудоёмкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоёмкого машиностроения:

Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Орск.

Арзамас, Кремлев, Ульяновск, Воткинск, Новоуральск, Казань, Самара, Уфа, Ижевск, Королев, Северодвинск,  

Снежинск, Курган,

Златоуст, Тула.

Знать  основные  географические  понятия  и  термины,  особенности  основных  отраслей  хозяйства,  природно-хозяйственных  зон  и  районов  Российской  Федерации.

Уметь  выделять,  описывать  и  объяснять существенные  признаки  географических  объектов  и  явлений.

Находить  в  разных  источниках  и  анализировать  информацию,  необходимую  для  изучения  географических  объектов  и  явлений,  их  обеспеченности  природными  и  человеческими  ресурсами,  хозяйственного  потенциала,  экологических  проблем.

Приводить  примеры  использования  и  охраны  природных  ресурсов,  адаптации  человека  к  условиям  окружающей  среды,  ее  влияния  на  формирование  культуры народов;   районов  разной  специализации,  центров  производства  важнейших  видов  продукции,  основных  коммуникаций  и  их  узлов,  внутригосударственных  и  внешних  экономических  связей  России,  а  также  крупнейших  регионов  и  стран  мира.

Составлять  краткую  географическую  характеристику  разных  территорий  на  основе  разнообразных  источников  географической  информации  и  форм  ее  представления.

Использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и   повседневной  жизни;  определять  по  карте  особенности  зональной  специализации  сельского  хозяйства.

18

2

Факторы  размещения  машиностроения.

Практикум.

15

Факторы: наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость, военно-стратегический, специализация и кооперирование, транспортный, потребительс-кий.

19

3

География машиностроения.

Практическая  

работа 

«Определение по картам размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения России».

Практикум.

16

ВПК

1  час

20

1

Военно-промышленный  комплекс  (ВПК).

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

17

ВПК,  НИИ,  КБ, предприятия-дублеры.

ТЭК

3  часа

21

1

Роль,  значение  и  проблемы  ТЭК.

  Семинар.

18

Состав  и  значение  ТЭК,  главные  нефтяные,  газовые  и  угольные  базы  России,  их  географическое  положение  и  особенности,  основные  типы  электростанций  и  факторы  их  размещения.  Составление  характеристики  месторождений  топливных  ресурсов  по  картам  и  статистическим  материалам.

ТЭК, топливные ресурсы, ТЭБ.

22

2

Топливная  промышленность.

Практическая

работа

«Характеристика    одного  из  районов добычи  угля по картам и статистическим  данным».

Практикум.

19

НПЗ, единая газопроводная система, открытый и шахтный способ добычи угля, себестоимость угля.

Нефтяные базы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская,  шельфы Каспийского, Баренцева, Охотского морей.

Газовые базы:  Западно-Сибирская, Оренбургско-Астраханская, Тимано-Печорская.

Угольные бассейны: Кузнецкий, Канско-Ачинский, Печорский.

23

3

Электроэнергетика России.

Семинар.

20

ГЭС, АЭС, ТЭС, ЕЭС России.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.

Комплексы,  производящие  конструкционные  материалы  и  химические  вещества

6  часов

24

1

Состав и значение комплекса  по производству конструкционных материалов и химических веществ.

Урок  изучения  нового  материала.

21

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве,  особенности их отраслевого состава,  факторы размещения  основных производств,  основные  районы  размещения.

Традиционные и новые конструкционные материалы.

25

2

Металлургический комплекс.

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

22

Металлургичес-кий комплекс, комбинаты,  комбинирование

 

26

3

Факторы  размещения предприятий металлургического комплекса. Черная и цветная металлургия.

Практическая

работа

«Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии».

Практикум.

23

24

Металлургические базы.

Центры чёрной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Комсомальск-на-Амуре.

Центры цветной металлургии: Кандалакша, Медногорск, Орск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

27

4

Химико-лесной комплекс.  Химическая промышленность.

Практическая

работа

«Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности».

Практикум.

25

Химизация,  комбинирование

28

5

Факторы размещения химических предприятий.

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

26

Химические  комплексы,  химические  базы.

Центры:  Соликамск, Березники, Салават, Череповец, Новомосковск, Апатиты, Воскресенск, Тольятти, Пермь.

Базы: Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Сибирская.

29

6

Лесная промышленность.

Урок  изучения  нового  материала.

27

Целлюлозно-бумажные комбинаты, лесопромышлен-ные комплексы.

Игарка, Салехард, Казань, Омск, Архангельск, Сыктывкар, Братск, Усть-Илимск.

АПК

3  часа

30

1

Состав и значение АПК.

Практическая

работа

«Составление  типовой  схемы  АПК».

Урок  изучения  нового  материала.

28

Значение АПК в хозяйстве страны, состав АПК, его роль.  Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства,  мелиорация.  Факторы размещения производств  пищевой  и  легкой  промышленности.

АПК,  мелиорация.

31

2

Земледелие и животноводство.

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

29

Земледелие, животноводство, интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства.

Поволжье, Урал, Сибирь, Нечерноземье, Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район, Дальний Восток.

32

3

Пищевая и лёгкая промышленность.

Семинар.

30

Пищевая, рыбная,  лёгкая, текстильная промышленность.

Инфраструктурный  комплекс

4  часа

33

1

Состав  инфраструктурного комплекса.  Роль  транспорта.

Урок  изучения  нового  материала.

31

Роль  и  значение  транспорта  для  хозяйства  страны,  понятие  о  грузообороте  и  пассажирообороте,  транспортном  узле,  главные  особенности  различных  видов  транспорта,  география  важнейших   транспортных  путей,  крупные  транспортные  центры.

Сфера услуг,  здравоохранение.  Связь.

Инфраструктура,  услуга,  характер и виды услуг, коммуникационная  система, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажиро-оборот,  себестоимость.

Центры туризма и отдыха.

34

2

Железнодорожный  и  автомобильный   транспорт.

Практическая  

работа

«Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану».  

Семинар.

32

Ж/д., автомобильный,   морской,  речной, воздушный, трубопроводный транспорт.

Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропаловск-Камчатский.

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.

35

3

Водный  и  другие  виды  транспорта.

Семинар.

33

36

4

Связь.    Сфера  обслуживания.

Семинар.

34

Связь, жилищно-коммунальное хоз-во, рекреационное хоз-во.

Обобщение

1  час

37

1

Обобщающее  повторение  темы  «Межотраслевые  комплексы  России».

Практикум.

Р А З Д Е Л   III.   РАЙОНИРОВАНИЕ  РОССИИ.  ГЕОГРАФИЯ  КРУПНЫХ  РЕГИОНОВ    (30   часов),  в т.ч.  Брянская  обл.  7  ч.

Районирование  России.  Общественная  география  крупных  регионов - 2   часа

38

1

Районирование  России.

Урок  изучения  нового  материала.

35

Различия  территории  по  условиям  и   степени  хозяйственного  освоения.  Проблемы  экономического  районирования.

Районирование, географическое или территориальное разделение труда, экономический район, технопарки.

Федеральные округа:  Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский,  Сибирский,  Дальневосточный.

Знать  причины и критерии  районирования России, основные понятия.

Уметь  показывать на карте экономические районы, федеральные округа.

Выявлять  проблемы  районирования.

39

2

Общая  характеристика  Западного  макрорегиона.

Урок  изучения  нового  материала.

36

Экономические  районы:  Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Поволжский, Северный, Уральский, Северо-Кавказский.

Центр-ная  Россия

5  часов

40

1

Состав, историческое  изменение  ГП  Центральной России.  Общие  проблемы.

Урок  изучения  нового  материала.

37

Различия  территории  по  условиям  и  степени  хозяйственного  освоения:  зона  Севера  и  основная  зона.  Географические  особенности  отдельных  регионов – Север  и  Северо-Запад, Центральная  Россия,  Поволжье,  Юг  европейской  части  страны,  Урал.  

Географическое  положение  регионов,  их  природный  и  хозяйственный потенциал,  влияние  особенностей  природы  на  жизнь  и  хозяйственную  деятельность  людей.  Регионы  экологического  неблагополучия.  

Определение  географического  положения  территории,  основных  этапов  ее  освоения.  Оценка  природных  ресурсов  и  их  использования.  Этапы  заселения,  формирования  культуры  народов,  современного  хозяйства.  

Характеристика  внутренних  различий  районов  и  городов.  Достопримечательности.  Топонимика.

 

Москва,  Муром, Ниж.Новгород, Ростов, Тверь, Торжок, Углич, Дмитров, Тула, Брянск, Курск, Смоленск, Ярославль, Суздаль,  Рязань, Курск, Владимир, Орел, Воронеж, Белгород, Дубна, Электросталь,  Обнинск, Троицк, Новомосковск, Зеленоград,  Сергиев  Посад,  Переславль-Залесский,  Иваново, Кострома,  

С.-Петербург, Клин.

Знать   основные  географические  понятия  и  термины,  особенности  основных  отраслей  хозяйства,  природно-хозяйственных  зон  и  районов  Российской  Федерации.

Уметь  выделять,  описывать  и  объяснять  существенные  признаки  географических  объектов  и  явлений.

Находить  в  разных  источниках  и  анализировать  информацию,  необходимую  для  изучения  географических  объектов  и  явлений,  их  обеспеченности  природными  и  человеческими  ресурсами,  хозяйственного  потенциала,  экологических  проблем.

Приводить  примеры  использования  и  охраны  природных  ресурсов,  адаптации  человека  к  условиям  окружающей  среды,  ее  влияния  на  формирование  культуры народов;   районов  разной  специализации,  центров  производства  важнейших  видов  продукции,  основных  коммуникаций  и  их  узлов,  внутригосударственных  и  внешних  экономических  связей  России,  а  также  крупнейших  регионов  и  стран  мира.

Составлять  краткую  географическую  характеристику  разных  территорий  на  основе  разнообразных  источников  географической  информации  и  форм  ее  представления.

Использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и   повседневной  жизни.

Давать характеристику экономического района по типовому плану.

41

2

Население и главные  черты  хозяйства  Центральной России.

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

38

42

3

Районы  Центральной  России. Географические  особенности  областей.

Семинар.

39

40

Валовой  региональный  продукт  (ВРП), МКАД.

43

4

Волго-Вятский  и  Центрально-Чернозёмный  районы.

Семинар.

41

Нижегородская, Кировская области, республики: Марий Эл, Чувашская, Мордовия.

Курская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Белгородская области.

44

5

Северо-Западный  район.

Семинар.

42

Калининградская,

Ленинградская, Новгородская, Псковская области. Санкт-Петербург.

45

1

Географическое  положение, природные условия,  ресурсы  и  население Европейского Севера.

Практикум.

43

44

Тимано-Печорский, Кольско-Карельский ТПК, Архангельск, Воркута, Никель, Мончегорск, Апатиты, Череповец, Кольская АЭС.

Мурманская, Архангельская, Вологодская области. Республики: Коми, Карелия. Ненецкий автономный округ.

46

2

Хозяйство  Европейского  Севера.

Семинар.

45

47

1

Географическое  положение, природные условия,  ресурсы  и  население Европейского  Юга.

Урок  изучения  нового  материала.

46

47

Ростовская область. Края Ставропольский, Краснодарский. Республики: Адыгея, Карачаево-черкесская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Ингушетия, Чеченская, Дагестан.

48

2

Хозяйство  Европейского  Юга.

Семинар.

48

49

1

Поволжье: ЭГП, природные условия,  ресурсы  и  население.

Урок  изучения  нового  материала.

49

50

Промышленные центры: Казанский, Нижнекамский, Тольятти, Ульяновский, Самарский, Астраханский, Волгоградский.

Области: Пензенская, Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская. Республики: Татарстан, Калмыкия.

50

2

Хозяйство Поволжья. Практическая

работа 

«Характеристика  Самарского  промышленного узла».

Практикум.

51

Урал

2  часа

51

1

Географическое положение, природные условия и ресурсы  Урала.

Урок  изучения  нового  материала.

52

Промышленные центры: Екатеринбургский, Челябинский, Тагило-Качканарский, Пермский, Ижевский, Соликамско-Березовский, Оренбургский, Курганский.

Пермская, Свердловская, Оренбургская, Челябинская, Курганская области. Республики: Удмуртия, Башкортостан. Коми-Пермяцкий автономный округ.

52

2

Население  и  хозяйство  Урала.

Практикум.

53

54

Обобщение

1  час

53

1

Обобщение знаний по теме «Западный макрорегион».

Урок  повторения  и  обобщения.

Стр.

237

Восточный  макрорегион – азиатская  Россия

5  часов

54

1

Общая  характеристика,  этапы,  проблемы  и  перспективы  развития  Восточного  макрорегиона.

Урок  изучения  нового  материала.

55

56

Различия  территории  по  условиям  и  степени  хозяйственного  освоения:  зона  Севера  и  основная  зона.  Географические  особенности  отдельных  регионов: Западная  Сибирь,  Восточная  Сибирь,  Дальний  Восток.  

Географическое  положение  регионов,  их  природный  и  хозяйственный потенциал,  влияние  особенностей  природы  на  жизнь  и  хозяйственную  деятельность  людей.  Регионы  экологического  неблагополучия.  Определение  географического  положения  территории,  основных  этапов  ее  освоения.  Оценка  природных  ресурсов  и  их  использования.  Этапы  заселения,  формирования  культуры  народов,  современного  хозяйства.  

Характеристика  внутренних  различий  районов  и  городов.  Достопримечательности.  Топонимика.

Промышленные районы: Кузбасс, Новосибирский, Нижневартовский, Сургутский, Тюменский, Барнаульский, Братско-Усть-Илимский ТПК, Канско-Ачинский ТПК

55

2

Западная Сибирь.

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

57

Ямало-Ненецкий, Ханты-мансийский,  АО.  Тюменская, Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области.  

56

3

Восточная   Сибирь.

Практическая

работа

«Составление  по  различным  источникам  характеристики  одного  из  ТПК  Восточного  макрорегиона».

Практикум.

58

Таймырский, Эвенкийский, Усть-ордынский, Агинский Бурятский АО. Краснодарский край. Республики: Хакасия, Тува, Бурятия. Иркутская, Читинская обл.

57

4

Дальний Восток.

Семинар.

59

Автономные округа: Чукотский, Корякский. Области: Магаданская, Камчатская, Амурская, Сахалинская. Республики: Саха. Края: Хабаровский, Приморский. Еврейская  АО.

58

5

Обобщение знаний по теме «Восточный макрорегион»

Урок  повторения  и  обобщения.

Стр. 266

География   Брянской  области

7  часов

59

1

Особенности  

экономико-географического  положения  Брянской  области.

Урок  изучения  нового  материала.

Пограничные  субъекты: особенности  географического  положения, размеры территории, протяженность границ.

Численность,  размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы,  проживающие  на территории своей области. Городское и сельское население.  Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал области. Производствен-ный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Области: Смоленская, Калужская, Орловская, Курская.

Страны: Украина, Белоруссия.

Называть  пограничные  субъекты: особенности  географического  положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии; важнейшие природно-хозяйственные объекты области;  основные виды природных ресурсов  и примеры рационального и нерационального  использования.

Определять  особенности географического положения области.

Описывать  ЭГП,  геополитическое и др.

Объяснять  влияние ГП на особенности природы, хозяйства и  жизни  населения,  особенности  быта  и  религий  отдельных  народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского  населения;  изменение  пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами  и отраслями в структуре хозяйства области.

Оценивать  изменение в численности населения, соотношении городского и сельского населения, развитие системы городских и сельских поселений;  природно-ресурсный потенциал области.

60

2

Численность  населения  Брянской  области,  его  динамика.

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

Стр.

131-

137

Брянск, Клинцы, Дятьково, Новозыбков, Стародуб, Почеп, Севск, Карачев, Мглин, Погар, Трубчевск, Кр.Гора.

61

3

Особенности  системы   расселения.  Города.

Семинар.

Стр.

138-

156

62

4

Особенности  хозяйства  области.  Промышленность.

Исследование.

Стр.

157-

169

ООО,  ОАО, БМЗ, БАЗ, «Индуктор», ЖБК, ГРЭС.

Брянск, Клинцы, Новозыбков, Почеп, Карачев, Навля, Клетня, Бел. Березка, Дубровка, Фокино, Бытошь, Ивот, Дятьково, Бел. Берега, Сураж.

63

5

Агропромышленный  комплекс.

Практикум.

Стр.

169-177

«Сельмаш».

64

6

Особенности  транспорта  области.

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

Стр.178-181

Транспортный  узел.

Автомагистрали: Брянск-Гомель, Орел-Рославль, Дятьково-Людиново, Москва-Киев.  Газ-вод «Дашава-Москва», нефтепровод «Дружба».

65

7

Участие  Брянской  области  во  внешних  экономических  связях  России.

Семинар.

Стр. 181-196

Обобщение

2  часа

66

1

Место  России  среди  стран  мира.

Урок  актуализа-ции  знаний  и  умений.

Место России среди  стран мира. Характеристика экономических,  политических,  культурных  связей  России.  Объекты  мирового  природного  и  культурного  наследия  в  России.

Уметь  использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни.

67

1

География  России.

Урок  повторения  и  обобщения.

3   часа  – резерв.         


                                                   СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ  

РАЗДЕЛ   I.    ОБЩИЙ     ОБЗОР    РОССИИ    (12   часов)

Тема  1.  Политико-государственное  устройство  РФ.  Географическое  положение  России  (5  часов)        

          Российская  Федерация.  Административно-территориальное  устройство.  

          Государственная  территория  России.  Географическое  положение  и  границы  России.

                      Практическая  работа   «Выявление особенностей  положения  России на политической карте мира»

                      Практическая   работа   «Обозначение  на  контурной  карте  субъектов  РФ  и  их  столиц»

 

              Тема  2.  Население  Российской  Федерации  (7  часов)

Исторические  особенности  заселения  и  освоения  территории  России.  Численность  населения  России  и  причины,  ее  определяющие.  Переписи  населения.  Естественное  и  механическое  движения  населения.  Современная  демографическая  ситуация  в  России.

Национальный  состав  населения  России.  Многонациональность  как  специфический  фактор  формирования  и  развития  России.  Межнациональные  проблемы.  География  религий.  Особенности  и  причины  внешних  и  внутренних  миграций  населения.  Современные  проблемы  вынужденных  переселенцев  и  беженцев.

Географические  особенности  размещения  населения:  их  связь  с  природными  зонами,  историей  заселения  и  современными  миграциями.  Зоны  расселения.

Городское  и  сельское  население.  Особенности  урбанизации  в  России.  Концентрация  населения  в  крупнейших  городах  и  обострение  в  них  социально-экономических  и  экологических  проблем.  Городские  агломерации.  Малые  города  и  проблемы  их  возрождения.

Сельская  местность.  Географические  особенности  расселения  сельского  населения.  

Трудовые  ресурсы.  Экономически  активное  население.  Рынок  труда.

РАЗДЕЛ  II.   ОСОБЕННОСТИ  ЭКОНОМИКИ.  МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ    

   КОМПЛЕКСЫ    РОССИИ  И  ИХ  ГЕОГРАФИЯ   (25   часов)

             Тема  3.  Географические  особенности экономики  РФ  (3 часа)

Экономические  системы  в  историческом  развитии  России:  географические  особенности  традиционной  и  командной  систем.  Рыночная  и  смешанная  экономика.  Социально-экономические  реформы  в  России:  разгосударствление  и  приватизация,  необходимость  научно-технологической  перестройки  и  ресурсосбережения,  конверсия  в  оборонном  комплексе.  Структурные  особенности  экономики  России.  Экономический  кризис  и  его  географические  следствия.

Природно-ресурсный  потенциал  России.  Проблемы  природно-ресурсной  основы  экономики  страны.  Территориальные  сочетания  природных  ресурсов.  Размещение  важнейших  ресурсных  баз  страны.  Основные проблемы  использования  и  воспроизводства  природных  ресурсов.  

Россия  в  современной  мировой  экономике.  Перспективы  развития  России.

Практическая   работа   «Обозначение  на  контурной  карте  важнейших  районов  размещения   природных  ресурсов  России»

                       Тема  4.  Важнейшие  межотраслевые  комплексы  России  

                                              и  их  география  (8  часов)

 Научный  комплекс,  его  значение,  состав,  связь  с  другими  комплексами.  География  российской  науки.  Технополисы.

Машиностроительный  комплекс,  его  значение  и  отраслевой  состав,  связь  с  другими  комплексами.  Факторы  размещения  машиностроительных  предприятий.  География  машиностроения.  

             Практическая  работа   «Определение по картам размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения России».

Особенности  географии  военно-промышленного  комплекса.

Топливно-энергетический  комплекс,  его  состав,  место  и  значение  в  хозяйстве,  связь  с  другими  комплексами.  Топливно-энергетические  ресурсы  и  топливно-энергетический  баланс.  Размещение  основных  топливно-энергетических  баз  и  районов  потребления  энергии.  Современные  проблемы  ТЭК.  Развитие  ТЭК  и  охрана  окружающей  среды.

Нефтяная  промышленность.  Роль  нефти  в  современном  хозяйстве.  Место  России  в  мире  по  запасам  и  добыче  нефти.  Основные  современные  и  перспективные  районы  добычи,  крупнейшие  месторождения,  проблемы  их  освоения.  География  основных  нефтепроводов  и  переработки  нефти.  Современные  проблемы  нефтяной  промышленности.

Газовая  промышленность.  Возрастающая  роль  газа  в  топливно-энергетическом  балансе  страны.  Место  России  в  мире  по  запасам  и  добыче  газа.  Основные  современные  и  перспективные  районы  добычи,  крупнейшие  месторождения,  проблемы  их  освоения.  Единая  газопроводная  система  страны.

Угольная  промышленность.  Виды  угля  и  способы  их  добычи.  Главные  угольные бассейны,  их  хозяйственная  оценка.  Социальные  и  экологические  проблемы  угледобывающих  регионов.

Электроэнергетика.  Типы  электростанций,  их  достоинства  и  недостатки,  факторы  размещения.  Доля  различных  типов  станций  в  производстве  электроэнергии.  Крупнейшие  электростанции.

Формирование  энергосистем.  Негативное  влияние  различных  типов  электростанций  на  окружающую  среду.

                Практическая   работа   «Характеристика    одного  из  районов добычи  угля по картам и статистическим  данным».

                      Тема  5.  Комплексы,  производящие  конструкционные  материалы  

                                                и  химические  вещества  (6  часов)

Состав  и  значение  комплексов.  Классификация  конструкционных  материалов.

Металлургический  комплекс,  состав  и  структура,  место  в  хозяйстве,  связь  с  другими  межотраслевыми  комплексами.  Современные  проблемы  российской  металлургии  и  их  географические  следствия.  Черная  и  цветная  металлургия.  Традиционные  и  новые  технологии  производства  металлов.  Типы  металлургических  предприятий  и  факторы  размещения.

Особенности  географии  металлургии  черных,  легких  и  тяжелых  цветных  металлов.  Металлургические  базы,  крупнейшие  металлургические  центры.  Экспорт  металлов  и  его  роль  в  экономике  страны.

Химико-лесной  комплекс,  состав  и  значение  в  хозяйстве,  связь  с  другими  комплексами.  Ведущая  роль  химической  промышленности  в  составе  комплекса.  Главные  факторы  размещения  предприятий  химико-лесного  комплекса,  их  изменение  под  влиянием НТР.

Территориальная  организация  комплекса:  основные  базы,  крупнейшие  химические  и  лесоперерабатывающие  комплексы.  Химико-лесной  комплекс  и  охрана  окружающей  среды.

Производство  строительных  материалов,  конструкций  и  деталей.

             Практическая   работа  «Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии».

             Практическая  работа  «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности».

                          Тема  6.  Агропромышленный  комплекс  (АПК)   (3  часа)

Агропромышленный  комплекс,  место  и  значение  в  хозяйстве,  состав,  связь  с  другими  комплексами.  Влияние  природных  и  социально-экономических  факторов  на  размещение  сельскохозяйственного  производства.  Земельный  фонд,  его  структура.

Основные  направления  использования  земельных  ресурсов.  Земледелие  и  животноводство.

Легкая  и  пищевая  промышленность.

Современные  проблемы  развития  АПК.  АПК  и  окружающая  среда.

                Практическая  работа   «Составление  типовой  схемы  АПК».

                         Тема  7.  Инфраструктурный  комплекс  (4  часа)

Инфраструктурный  комплекс,  его  значение,  состав,  связь  с  другими  комплексами.  Классификация  услуг.  Уровень  развития  комплекса  в  России.  Роль  коммуникаций  в  размещении  населения  и  хозяйства.

Транспорт.  Исторически  сложившееся  несовершенство  транспортной  сети  в  России.  Преимущества  и  недостатки  отдельных  видов  транспорта.  Важнейшие  транспортные  пути,  крупнейшие  транспортные  узлы.  Виды  транспорта.

Связь.  Сфера  обслуживания,  ее  состав  и  роль  в  современном  обществе.  Проблемы  развития  на  современном  этапе.

Жилищно-коммунальное  хозяйство.  Жилье – одна  из  главных  потребностей  человека.  Уровень  обеспеченности  жильем.

Рекреационное  хозяйство.  Значение.  География  рекреационного  хозяйства  в  России.  Перспективы  развития  комплекса.  Инфраструктурный  комплекс  и  окружающая  среда.

              Практическая  работа   «Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану».  

                     

   РАЗДЕЛ   III.   РАЙОНИРОВАНИЕ  РОССИИ.  ГЕОГРАФИЯ  КРУПНЫХ  РЕГИОНОВ    (30   часов),  в т.ч.  Брянская  обл.  7  ч.

        Тема  1.  Районирование  России.  Общественная  география  

       крупных  регионов.  (2  часа)

Районирование  -  важнейший  метод  географической  науки. Различные  варианты  районирования.  Экономическое  районирование.  Хозяйственная  специализация  территорий. Географическое  разделение труда.  Районирование  России:  принципы,  факторы,  сетки  районов.    Федеральные  округа.  Проблемы  районирования  России.

                                 Тема  2.   Центральная  Россия  (5  часов)

Состав  региона.  Преимущества  географического  положения – важнейший  фактор  развития.  Центральная  Россия – очаг  русской  национальной  культуры.  «Дикое  поле»,  засечные  полосы  и  заселение  южной  части  региона.  Дефицит  большинства  видов  природных  ресурсов.

Высокая  численность  и  плотность  населения.  Современный  характер  и  проблемы  расселения.  Преобладание  городского  населения.  Городские  агломерации.  Количество  и  качество  трудовых  ресурсов.

Высокий  уровень  территориальной  концентрации  науки  и  обрабатывающей  промышленности.  Города  науки.  Высокий  уровень  развития  сферы  услуг.  Специализация  на  наукоемких   и  трудоемких  отраслях.  Машиностроительный  комплекс,  черная  металлургия,  химическая  и  текстильная  промышленность.  Роль  конверсии  предприятий  ВПК  в  хозяйстве.  Агропромышленный  комплекс.  Роль  пригородного  сельского  хозяйства.  Топливно-энергетические  и  природоохранные  проблемы.  Внутрирегиональные  различия.  Основные  экономические,  социальные  и  экологические  проблемы  региона.

Районы  Центральной  России.  Возникновение  и  развитие  Москвы.  Москва – столица  России. Московский  столичный  регион,  его  экономические,  социальные  и  экологические   проблемы.

Географические  особенности  областей  Центрального  района.  Нижний  Новгород:  географическое  положение  и  торговые  функции. Нижегородская  и  Макарьевская  ярмарки.  Старинные  промыслы.  Современность  и  проблемы  древних  русских  городов:  Великого  Новгорода,  Владимира,  Пскова,  Смоленска.

Волго-Вятский  и  Центрально-Черноземный  районы.

Северо-Западная  Россия.  Состав.  Географическое  положение  на  разных  этапах  развития:  путь  «из  варяг  в  греки»,  «окно  в  Европу».  Современные  особенности  географического  положения  района.  Район  древнего  заселения.  «Господин  Великий  Новгород».  Основание  Петербурга.  Роль  Санкт-Петербурга  в  расселении,  научно-промышленном,  социальном  и  культурном  развитии  района.  Высокоразвитая  наука.  Отрасли  ВПК.  Специализация  на  судостроении,  станкостроении,  приборостроении.  Экономические,  социальные  и  экологические  проблемы  Санкт-Петербурга.  Свободная  экономическая  зона  «Янтарь».

                         Тема  3.  Европейский  Север  (2  часа) 

Состав  района.  Географическое  и  геополитическое  положение.  Влияние  географического  положения  и  природных  условий  на  освоение  территории,  жизнь  людей,  специализацию.  Природные  ресурсы.  Различия  в  рельефе  и  «наборе»  полезных  ископаемых  Кольско-Карельского  и  Тимано-Печорского  Севера.  Влияние  Арктики  и  Атлантики  на  климат,  избыточное  увлажнение  территории.  Новая  алмазоносная  провинция.  Ресурсы  шельфовой  зоны.

Население:  состав,  традиции  и  культура.  Города  региона.  Отток  населения  с  Севера  и  его  причины.

Хозяйство  Европейского  Севера.  Развитие  топливно-энергетического  комплекса,  металлургии,  химической  и  лесной  промышленности.  Хозяйственные  различия  Кольско-Карельского  и  Двино-Печорского  подрайонов.  Роль  морского  транспорта.  Северный  морской  путь.  Предпосылки  развития  туристско-экскурсионного  хозяйства.  Современные  проблемы  региона.  Проблемы  охраны  природы  Севера.

        Тема  4.  Европейский  Юг    - Северный  Кавказ  (2  часа)

Состав  района.  Особенности  географического  и  геополитического  положения.  Природный  амфитеатр.  Ресурсы  региона.

Население:  национальный  и  религиозный  состав.  Особенности  расселения.  Традиции  и  культура.

Хозяйство  района.  Агропромышленный  комплекс:  единственный  в  стране  район  субтропического  земледелия.  Ведущая  роль  региона  в  производстве  многих  видов  сельскохозяйственной  продукции.  Проблемы  развития  морского  рыбного  хозяйства.  Необходимость  интенсификации  отраслей  АПК.

Сельскохозяйственное,  транспортное  и  энергетическое  машиностроение.  ТПК.  Цветная  металлургия.

Рекреационное  хозяйство  Северного  Кавказа.  Возрастающая  роль  рекреационных  районов.

Роль  черноморских  портов  в  развитии  хозяйства  страны.  Современные  проблемы  региона.

                                    Тема  5.  Поволжье  (2  часа) 

Состав  района.  Географическое  положение  на  юго-востоке  Русской  равнины.  Роль  Волги  в  территориальной  организации  населения  и  хозяйства  района.  Гидроэнергетические,  минеральные  и  почвенные  ресурсы.

Поволжье – место  исторического  взаимодействия  этносов.  Многонациональный  состав  населения.  Сочетание  христианства,  ислама  и  буддизма.

Хозяйство  района.  Развитие  нефтегазохимического,  машиностроительного  и  агропромышленного  комплексов.  Система  трубопроводов  и  проблемы  их  безопасности.  Гидроэнергетика.  АПК – ведущие  позиции  Поволжья  в  производстве  многих  видов  с/х  продукции.  Мощная  пищевая  промышленность.

Рыбоперерабатывающая  промышленность  и  проблемы  рыбного  хозяйства  Волго-Каспийского  бассейна.  Отрасли  социальной  сферы.

Экологические  и  водные  проблемы.  Основные  экономические,  социальные  и  экологические  проблемы  региона.

             Практическая   работа   «Характеристика  Самарского  промышленного узла». 

                                                  Тема  6.   Урал   (2  часа)   

Состав  и  границы  Урала  при  разных  видах  районирования.  Географическое  положение.  Роль  пограничного  положения  Урала  в  природе  и  хозяйстве.

 Различия  по  геологическому  строению  и  полезным  ископаемым  Предуралья,  Урала  и  Зауралья.  Минерально-сырьевые  ресурсы  и  проблемы  их  истощения.  Влияние  геологического  строения  и  полезных  ископаемых  на  развитие  и  размещение  промышленности  Урала.

Заселение  Урала.  Этнический  состав.  Две  меридиональные  полосы  расселения,  их  формирование.  Проблемы  населения  и  трудовых  ресурсов.  Крупнейшие  города  Урала.  Дефицит  водных  ресурсов  и  его  причины.  Пути  решения  водных  проблем.

География  и  проблемы  современного  хозяйства:  горнодобывающая  промышленность,  металлургия,  химическая  и  лесная  промышленность,  разнообразное  машиностроение,  их  взаимосвязь.  Реконструкция  уральской  промышленности.  Развитие  с/х.  Отставание  развития  социальной  сферы.

Антропогенные  изменения  природы  Урала.  Основные  экономические,  социальные  и  экологические  проблемы  региона.  

        Тема  7.  Восточный  макрорегион – азиатская  Россия  (5  часов)

Общая  характеристика.  Географическое  положение.  Большая  площадь  территории,  малая  степень  изученности  и  освоенности,  слабая  заселенность.  Концентрация  основной  части  населения  на  юге.

Разнообразие  природных  условий.  Богатство  природными  ресурсами.

Этапы,  проблемы  и  перспективы  развития  экономики  макрорегиона.  Очаговый  характер  размещения  производства,  его  сырье,  добывающая  направленность.  Слабое  развитие  перерабатывающих  отраслей.  Трудности  организации  производства  и  жизни  населения  в  экстремальных  условиях.  Основные  проблемы  и  перспективы  развития  Восточного  макрорегиона.

Западная  Сибирь.  Географическое  положение.  Оценка  природных  условий  для  жизни  и быта  человека.  Богатство  и  разнообразие  природных  ресурсов.

Коренные  народы.  Диспропорции  в  площади  региона  и  в  численности  населения  Западной  Сибири.  Ориентация хозяйства  на  добычу  и  переработку  собственных  ресурсов.

Нефтегазохимический  комплекс – основа  хозяйства  района.  Особенности  его  структуры  и  размещения.  Крупнейшие  российские  нефтяные  и  газовые  компании.  Система  трубопроводов.  Основные  направления  транспортировки  нефти  и  газа.  Горнодобывающая  промышленность.  Угольная  промышленность  и  ее  проблемы.  АПК:  освоение  территории,  с/х  районы    и  их  специализация.  Основные  виды  транспорта.

Хозяйственные  районы:  Западно-Сибирский  и  Кузнецко-Алтайский.  Основные  проблемы  Западной  Сибири.

Восточная  Сибирь.  Состав  района.  Географическое  положение.  Минеральные  ресурсы.

Население:  заселение,  национальный  состав,  размещение.  Проблема  трудовых  ресурсов.  Коренные  народы.

Экономика  Восточной  Сибири.  Великие  сибирские  реки:  водные  ресурсы  и  условия  для  строительства  ГЭС.  Земельные  и  агроклиматические  ресурсы.  АПК:  особенности  структуры  и  развития  в  экстремальных  условиях.  Объекты  охоты  и  охотничьи  угодья.  Другие  промыслы  в  регионе.  Несоответствие  между  природными  богатствами  и  людскими   ресурсами, пути  его  преодоления.

ТЭК – основа  хозяйства  территории. Ангаро-Енисейский  каскад  ГЭС,  тепловые  электростанции КАТЭКа.  Развитие  энергоемких  производств:  цветная  металлургия  и  целлюлозно-бумажная  промышленность,  основные  центры  и  перспективы  развития.  Роль  конверсии  предприятий  ВПК  в  хозяйстве  региона.  Перспективы  развития  горнодобывающей  промышленности,  металлургии,  лесной  и  химической  промышленности,  машиностроения.

Транссибирская  железная  дорога – главная  транспортная  артерия  региона.  БАМ,  проблемы  его  развития.  Водный  и  другие  виды  транспорта.  Влияние  транспортных  путей  на  размещение  населения.  Крупнейшие  культурно-исторические,  промышленные,  транспортные  центры.

Основные  экономические,  социальные  и  экологические  проблемы  региона.

Дальний  Восток.  Состав  района.  Особенности  географического  и  геополитического  положения.  ЭГП  разных  частей  региона.

Несоответствие  площади  территории  и  численности  населения.  Неравномерность  размещения  населения,  его  относительная  молодость.  Миграции  и  потребность  в  трудовых  ресурсах.  Коренные  народы:  быт,  культура,  традиции,  проблемы.

Полоса  Тихоокеанского  металлогенического  пояса:  месторождения  руд  цветных,  редких  и  драгоценных  металлов.  Якутские  алмазы.  Отрасль  специализации  района – добыча  и  обогащение  руд  цветных  металлов.  Месторождения  нефти  и  газа  на  Сахалине  и  шельфе.  Гидроресурсы  и  ГЭС.  Лесозаготовка  и  целлюлозно-бумажное  производство.  Характер  межресурсных  связей,  исключающий  их  одновременное  использование.

Богатство  морей  Тихого  океана  биоресурсами.  Рыбоперерабатывающий  комплекс.  Перспективы  развития  и  проблемы  океанического  хозяйства  на  востоке  региона.

Вспомогательные  отрасли:  электроэнергетика,  нефтепереработка,  судоремонт.  Отрасли  ВПК.  Транспортная  сеть  Дальнего  Востока.  Благоприятные  почвенные  и  агроклиматические  ресурсы  юга  территории.  АПК.  Дальний  Восток  в  системе  Азиатско-Тихоокеанского  региона.   Интеграция  со  странами  АТР.  Проблемы  свободных  экономических  зон.  Внутрирайонные  различия  и  города.  Владивосток – торговый,  промышленный,  культурный  и  научный  центр  Дальнего  Востока.  Основные  экономические,  социальные  и  экологические  проблемы  региона.  

              Практическая  работа   «Составление  по  различным  источникам  характеристики  одного  из  ТПК  Восточного  макрорегиона».

                Тема  8.  География  Брянской  области  (7  часов)

         Особенности  географического  положения, размеры территории, протяженность границ.  Численность,  размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы,  проживающие  на территории  области. Городское и сельское население.  Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал Брянской  области. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

 

        ПЕРЕЧЕНЬ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ  СРЕДСТВ  ОБУЧЕНИЯ

          Сборник  нормативных  документов.  География.  Федеральный  компонент  государственного  стандарта.  Федеральный  базисный  план  и  примерные  учебные  планы.  Примерные  программы  по  географии.  М.: Дрофа,  2007.

          География.  Программы для  общеобразовательных  учреждений.  6-11  классы / сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

УМК:  

     География  России.  Население  и  хозяйство.  9 кл.: учебн.  для  общеобразоват.  учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,  2010.

    География Брянской области:  Учебное пособие для учит.  и  уч-ся 9 кл. / под  ред. Л.М. Ахромеева. – Издат.  Товарищество «Дебрянск», Брянск.  1995.

          География  России.  Население  и  хозяйство.  9  кл.: Атлас. – М.: Дрофа; Издательство  ДИК,  2010.

       

Дополнительная  литература:

          1. География. 6-11 классы: развернутое  тематическое  планирование / авт.-сост. Н.В. Болотникова, В.П. Комарова. – Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2010.

          2. География. 7-10 классы: активизация  познавательной  деятельности  учащихся:  исследовательские  работы,  уроки,  проекты / авт.-сост.  В.Н. Иванова  и  др. – Волгоград : Учитель,  2009.

          3. География  России.  8-9 кл.: метод. пособие / И.И. Баринова,  В.П. Дронов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

          4. География.  9-11  классы: проектная  деятельность  учащихся / авт.  – сост.  Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель,  2008.

          5. Жижина  Е.А.  Поурочные  разработки  по  географии: Население  и  хозяйство  России.  9  класс. – М.: ВАКО,  2005.

         6. Нестандартные  уроки  географии.  9-10  классы / Сост.  Н.Н. Перепечева. – Волгоград:  Учитель – АСТ,  2004.

         7. Оценка  качества  подготовки  выпускников  основной  школы  по  географии / Сост. Н.Н. Петрова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

         8. Пармузин  Ю.П.,  Карпов  Т.В.  Словарь  по  физической  географии. – М.: Просвещение, 1994.

         9. Петрова  Н.Н.  Тесты  по  географии.  6-10  классы: Метод. пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

         10. Поспелов  Е.М.  Школьный  топонимический  словарь: Пособие  для  учащихся  сред. И ст. возраста. – М.: Просвещение, 1998.

         11. Рабочие  программы  по  географии. 6-9  классы  (линии  учебников  издательств:  «Просвещение»,  «Дрофа»,  «Русское  слово») / Авт.-сост.  Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М: Издательство  «Глобус», 2009.

         12. Романова  А.Ф.  Нестандартные  уроки. География. 8-9 классы. Народные  промыслы  России. – Волгоград: Учитель, 2003.

         13. Сиротин  В. И.  Сборник  заданий  и  упражнений  по  географии. 6-10  кл. – М.: Дрофа, 2003.

         14. Уроки  географии  с  использованием  информационных  технологий.  6-9  классы. Методическое  пособие  с  электронным  приложением / И.А. Кугут,  Л.И. Елисеева  и  др. – М.: Глобус, 2008.

         15. Я  познаю  мир: Детская  энциклопедия: География / Авт. – сост. В.А. Маркин; Худож. Е.В. Пузикова и др.; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1997.

          Краеведческая  литература:

          1. Брянщина, век ХХ: Историко-художественное  повествование. – Брянск: ЗАО  «Издательство  «Читай-город»,  2003.

          2. Брянщина – 2008: Территория  развития.  ООО  «Агенство  «Брянск-пресса»,  2008.

          3. Брянское  село: на пути  возрождения.  ООО «Агенство  «Брянск-пресса»,  2008.

          4. Брянской  области  60  лет  (1994-2004 гг.): Красногорский  район.  ООО  «Типография  «Александрия»,  2004.

          5. Край  мой  деревенский:  Сборник  публицистических  очерков  и  рассказов  о  развитии  сельского  хозяйства  на  Брянщине  в  ХХ  веке. – Брянск: ЗАО  «Издательство  «Читай-город»,  2007.