рабочая программа по географии для 6,7 классов
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В., примерной программы по географии для 6 класса – «Физическая география», 7 класса – «География России» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 8 – вида, автор Лифанова Т.М, Соломина Е.Н, отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ГБОУ Белебеевская коррекционная школа VIII вида __________ Л. Р. Кульпина «___»__________20____г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Белебеевская коррекционная школа VIII вида ___________ Л. Р. Имаева «___»__________20____г. |
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ШМО естественно-гуманитарного цикла ___________ Г. И. Климачева "___"________2014 г. |
Адаптированная образовательная программа
по предмету "География"
срок реализации программы 1 год
возраст11-14 лет
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы протокол № 1 от "29"августа 2014 года
Автор-составитель программы:
Я. Ю. Никитина, учитель географии
Белебей-2014
Содержание
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..3
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………..8
Начальный курс физической географии 6 класс……………………………8
География 7 класс…………………………………………………...................15
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………......9
Начальный курс физической географии 6 класс……………………………9
География 7 класс…………………………………………………...................16
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...20
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………...24
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В., примерной программы по географии для 6 класса – «Физическая география», 7 класса – «География России» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 8 – вида, автор Лифанова Т.М, Соломина Е.Н, отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.
Вопросы теории, практики воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями изучались такими исследователями Т. Н. Головиной, И. В. Кобелко, Т. М. Лифановой, Т. И. Пороцкой, Е. Н. Сегалевичем, В. Н. Синевым, Е. Н. Соломиной, было выяснено, насколько обучающимся доступны элементарные сведения по физической и экономической географии, как они овладевают знаниями о природных условиях, ресурсах и труде людей в нашей стране и за рубежом.
В содержании программы по географии дается научное объяснение некоторых явлений природы, что также способствует формированию у обучающихся материалистического мировоззрения.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития у обучающихся со сниженной мотивации к познанию.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.
Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся.
Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Актуальность: программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся 6,7 классов с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности.
Новизна: индивидуальный подход в обучении, создание специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта.
Цель: создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- формирование элементарных географических представлений;
- формирование умений работать с географической картой, графической наглядностью;
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);
- коррекция и развитие потенциальной познавательной деятельности;
- коррекция и развитие любознательности, научного мировоззрения.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание любви к Родине;
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание гражданских и патриотических чувств.
Учитывая задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 7 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Контингент обучаемых: обучающиеся 6,7 классов коррекционной школы VIII вида.
Объем часов: обучение географии в 6,7 классах по 2 урока в неделю.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс – «Начальный курс физической географии» (66 часов), 7 класс – «География России» (66 часов).
В программе выделены практические работы, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоёмах своей местности.
В новый вариант программы 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса», изучавшиеся ранее в 9 классе.
Такой перенос позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний в тесной связи с физическими и астрономическими, что создаёт более полное представление о планете Земля и её оболочках.
Проведению практических работ в 6 классе помогут изданные рабочие тетради и контурные карты, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приёмов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске на этапе закрепления географического материала.
Некоторые из них даются в качестве домашнего задания. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья, задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний.
Курс "География России" в 7 классе занимает центральное место в системе школьной географии. Особая роль определяется тем, что помимо научных-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств обучающихся.
Представление о разнообразии России формируется путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России).
Данный курс готовит обучающихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса человек. На нем замыкается природа и хозяйство. Это позволяет обучающимся по другому взглянуть на свою страну, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.
На уроках будет усилено изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.
Значительную помощь обучающимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их, обучающиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).
Планируемый результат: сформированная социально-трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме города Белебей.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Начальный курс физической географии 6 класс
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Введение | 4 | 3 | 1 |
2 | Ориентирование на местности | 5 | 2 | 3 |
3 | План и карта | 9 | 7 | 2 |
4 | Формы поверхности Земли | 4 | 1 | 3 |
5 | Вода на Земле | 10 | 7 | 3 |
6 | Земной шар | 14 | 7 | 7 |
7 | Карта России | 20 | 8 | 12 |
Итого | 66 | 35 | 31 |
III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Начальный курс физической географии 6 класс
Тема № 1. Введение (4 ч)
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности (1 ч). Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности (2 ч).
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах(1 ч).
Практические работы:
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.
Тема № 2. Ориентирование на местности (5 ч)
Горизонт. Линия горизонта (1 ч). Стороны горизонта (1 ч). Компас и правила пользования им (1 ч). Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам (1 ч). Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях(1 ч).
Практические работы:
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
Тема № 3. План и карта (9 ч).
Рисунок и план предмета (1 ч). Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека (1 ч). План класса (1 ч). План школьного участка (1 ч).Условные знаки плана местности (1 ч). План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты (1 ч). Условные цвета физической карты (1 ч). Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.) (1 ч). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей (1 ч).
Практические работы:
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. Изготовление топографического лото.
Тема № 4. Формы поверхности Земли (4 ч).
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности (1 ч). Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы (1 ч). Овраги, их образование (1 ч). Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов (1 ч).
Практические работы:
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Тема № 5. Вода на Земле (10 ч).
Вода на Земле (1 ч). Родник, его образование (1 ч). Колодец. Водопровод (1 ч). Река, ее части. Горные и равнинные реки (1 ч). Как люди используют реки (1ч). Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц (1 ч). Болота, их осушение (1 ч). Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы (1 ч). Острова и полуострова (1 ч). Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения (1 ч).
Практические работы:
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.).
Тема № 6. Земной шар (14 ч).
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне (1 ч).Планеты (1 ч). Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса (1 ч). Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе (1 ч).Физическая карта полушарий (1 ч). Распределение воды и суши на Земле (1 ч). Океаны на глобусе и карте полушарий (1 ч). Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида (1 ч). Первые кругосветные путешествия (1 ч). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи) (1 ч). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата (1 ч). Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий (1 ч). Природа тропического пояса (1 ч). Природа умеренных и полярных поясов (1 ч).
Практические работы:
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.
Тема № 7. Карта России (20 ч).
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва (1 ч). Границы России. Сухопутные границы на западе и юге (1 ч). Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана (1 ч). Моря Тихого и Атлантического океанов (1 ч). Острова и полуострова России (1 ч). Работа с контурными картами (1 ч). Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья (1 ч). Работа с контурными картами (1 ч.) Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны (1 ч). Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа) (1 ч). Работа с контурными картами (1 ч). Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС (1 ч). Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС (1 ч). Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС (1 ч). Реки Лена, Амур (1 ч). Озера Ладожское, Онежское, Байкал (1 ч). Работа с контурными картами (1 ч). Наш край на карте России (1 ч). Повторение начального курса физической географии (1 ч). Контрольная работа (1 ч).
Практические работы:
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.
Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий; основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Обучающиеся должны уметь:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природе; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; читать планы местности (для начальных классов массовой школы);ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте; выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей обучающихся).
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
География России 7 класс
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) | 11 | 5 | 6 |
2 | Природные зоны России | 2 | 1 | 1 |
3 | Зона арктических пустынь | 5 | 2 | 3 |
4 | Зона тундры | 8 | 5 | 3 |
5 | Лесная зона | 18 | 9 | 9 |
6 | Степи | 8 | 5 | 3 |
7 | Полупустыни и пустыни | 6 | 4 | 2 |
8 | Субтропики | 2 | 1 | 1 |
9 | Высотная поясность в горах | 6 | 2 | 4 |
Итого | 66 | 34 | 32 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
География России 7 класс
Тема № 1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 ч).
Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. (1 ч). Европейская и Азиатская части России. (1 ч). Административное деление России: Центральный федеральный округ (цент- Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр- Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр-Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр- Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр- Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр-Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр-Хабаровск). (1 ч). Разнообразие рельефа (1 ч). Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования. (1 ч). Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.(1 ч). Водные (гидроэнергетические ) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.(1 ч). Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России. (1 ч). Промышленность-основа хозяйства, ее отрасли.(1 ч). Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. (1 ч). Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем. (1 ч).
Тема № 2. Природные зоны России (2 ч).
Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. (1ч). Карта природных зон России. (1ч).
Тема № 3. Зона арктических пустынь (5 ч).
Положение на карте. Моря острова. (1ч). Климат. Особенности природы (1 ч). Растительный и животный мир. Охрана природы. (1ч). Население и его основные занятия. (1 ч). Северный морской путь. (1 ч).
Тема № 4. Зона тундры (8ч).
Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые. (1ч). Климат. Водоемы тундры. (1ч). Особенности природы. Растительный мир. (1ч). Животные тундры. (1 ч). Хозяйство. Население и его основные занятия. (1ч). Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар Норильск, Анадырь. (2 ч). Экологические проблемы севера.(1 ч).
Тема № 5. Лесная зона (18ч).
Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. (1ч). Климат. Особенности природы. (1 ч). Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. (1 ч). Природные богатства Лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. (1 ч). Смешанные леса. (1 ч). Лиственные леса. (1 ч). Животный мир лесной зоны (1 ч). Пушные звери (1ч). Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота (1 ч). Промышленность и сельское хозяйство Центральной России (1 ч). Города Центральной России (1 ч). Особенности развития хозяйства Северо-Западной России (1 ч). Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград (1 ч). Западная Сибирь (1 ч). Восточная Сибирь. (1 ч). Дальний Восток (1 ч). Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу. (1 ч). Обобщающий урок по лесной зоне (1 ч) .
Тема № 6. Степи (8 ч).
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения (1ч). Растения зоны степей. (1ч). Животный мир степей. (1 ч). Хозяйство. Население и его основные занятия. (2 ч). Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др. (2 ч). Охрана природы зоны степей. (1ч).
Тема № 7. Полупустыни и пустыни (6 ч).
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. (1 ч). Климат. Реки. Охрана природы. (1 ч). Растительный мир и его охрана. (1 ч). Животный мир. Охрана животных. (1 ч). Хозяйство. Основные занятия населения. (1 ч). Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста). (1 ч).
Тема № 8. Субтропики (2 ч).
Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. (1 ч). Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Глеленджик, Туапсе, Сочи. (1 ч).
Тема № 9. Высотная поясность в горах ( 6 ч).
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. (1 ч). Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные воды, Нальчик, Грозный и др. (1 ч). Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.) (1 ч). Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др. (1 ч). Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы. (1 ч). Обобщающий урок по географии России (1 ч).
Практические работы:
Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных. Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон).Вычерчивание схемы природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости. Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны знать: положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; пояса освещенности, в которых расположена наша страна; пояса освещенности, в которых расположена наша страна;- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря; природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Обучающиеся должны уметь: показывать границы на глобусе, физической карте и карте полушарий и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами; показывать по картам ( физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту; устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в « Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной школы 8 вида (количество заданий и время выполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся); правильно вести себя в природе.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНОЙ СПИСОК
- Актуальные проблемы олигофренопедагогики. Сб. науч. трудов / под ред. В. В. Воронковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.
- Граборов А. Г. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классика Стиль, 2005.
- Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.
- Замский Х. С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 2005.
- Книга для учителей вспомогательной школы / под ред. Г. М. Дульнева. М.: Учпедгиз, 1955.
- Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2001.
- Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина Начальный курс физической географии. 6кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2006.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.).
- Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина География России. 7кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е.
- Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1986. –192 с.
- Семаго Н.Я. Новые подходы к потреблению коррекционной работы с детьми с разными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1.
- Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. 1984. № 4. С. 9—14.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2001. – 512 с.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК
- Баранчиков Е.В. – Сборник заданий и упражнений по географии, 6 класс. – М.: Экзамен, 2006.
- Баранчиков Е.В. и др. – География Земли: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2007.
- Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 6 класс. – Р-на-Д.: Феникс, 2007.
- Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М.:Просвещение, 1965г.
- География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова), 2004.
- География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова),2004.
- Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии. М.: Просвещение, 1979г.
- Гусева Е.Е. – «Конструктор» текущего контроля, 6 класс. – М.: Просвещение, 2008.
- Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. – Рабочая тетрадь к учебнику Е М. Домогацких и Н.И. Алексеевского (География. Физическая география». 6 класс – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс. – М.: Вако, 2011.
- Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М.: Просвещение, 1986г.
- Крылова О.В. – Сборник задач к атласу, 6 класс. – М.: Новый учебник, 2006.
- Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.
- Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б.- Тесты по географии: 6 класс: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой - М.: Экзамен, 2011.
- Лобжанидзе А.А. – Планета Земля (тетрадь-тренажер), 6 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Николина В.В. – Мой тренажер, 6 класс. - М.: Просвещение, 2007.
- Новоженин И.В. – Тесты, 6 класс. – М.: Владос, 2001.
- Перлов Л.Е. – Дидактические карточки-задания, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.
- Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1970 г.
- Постникова М.В. – Контрольные вопросы, заним. задания, кроссворды и тесты, 6 класс. – М.: НЦ ЭНАС, 2005.
- Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев.: Радянська школа, 1977г
- Сиротин В.И. – Раздаточные материалы с к/к, 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Смирнова М.С. – Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.
- Смирнова М.С. – Тесты по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.
- Суслов В.Г. – Развивающие упражнения на уроках географии, 6 класс. – М.: Астрель, 2004.
- Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.
- Тематическое планирование по географии, ж. «Дефектология»,№ 1, 1994г.
- Чичерина О.В. – Тематический контроль, 6 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2007.
- Чичерина О. В. – Тесты, 6 класс. – М.: Экзамен, 2005.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ
Содержание программы предусматривает разнообразные формы занятий: вводное, традиционное, практическое, занятие – ознакомление, усвоение, применение на практике, повторение, обобщения и контроля полученных знаний.
Стимулируют интерес к общению нетрадиционные занятия в виде игр, викторин, кроссвордов, конкурсов.
Немаловажную роль играет совместная деятельность обучающихся и педагога в изготовлении дидактического материала к занятиям: образцов изделий, карточек, подбора рисунков и зарисовок эскизов, фотоальбомов. Качество условия содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания.
На занятиях используются следующие методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный (педагог сам подбирает материал);
- проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
- поисковый (педагог помогает в решении проблемы);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);
- креативный.
На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания: рассказ, беседа.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- групповая (или в парах);
- фронтальная;
- экскурсия;
- конкурс.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично поисковый или эвристический;
- исследовательский.
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д. );
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Дидактический материал для уроков географии: таблицы, карты, глобусы, картины, инструкционные карты, перфокарты, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
Форма подведения итогов: опрос, тестовые задания, контрольные занятия, зачет, самостоятельная работа, фотоотчеты, презентация творческих работ.
Приложение 1
Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное
образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида
Урок географии в 6 классе на тему:
«Путешествие в страну карт»
Провела: Я. Ю. Никитина учитель географии
Белебей, 2014
Урок – игра «Путешествие в страну карт».
Цели и задачи урока:
- Повторить изученный материал по разделу: «План и карта».
- Систематизировать знания, полученные обучающимися при изучении данной темы.
- Развивать и коррегировать память, мышление, речь
- Воспитывать умения работать в группе, любовь к предмету.
Оборудование и наглядный материал для урока:
Физическая карта полушарий, мультипроектор с компьютером, атласы, топографическая карта, глобус, магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждой команды), карточки для расшифровки текста (распечатанные для каждой команды), оценочные листы, презентация, жетоны.
Ход урока:
- Организация. Нацеливание.
- отчет дежурного
- проверка рабочих мест
Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”.
Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.
- Актуализация знаний.
Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет урок-игра. Мы с вами изучили раздел темы «План и карта» и сегодня на уроке, обобщая знания по данной теме, должны сделать вывод, каким географом будет каждый из вас для стран (сл.1)
- Проверка знаний и умений.
Итак, мы начинаем игру. Первый конкурс «Визитная карточка». В нашей встрече участвуют две команды. Каждой команде было дано домашнее задание придумать название, девиз и эмблему команды (сл. 2)
I тур «Визитная карточка»
Команды представляют название и девиз,
1 команда «Полярная звезда»
Девиз: Гори всегда – полярная звезда!!!
Укажи дорогу нам…
Приведи к победе!!!
2 команда «Седьмой континент»
Девиз: Бороться и искать, найти и не сдаваться!
Капитаны команд устно представляют эмблему своей команды.
Учитель: Молодцы ребята, с этим конкурсом вы справились хорошо. Данный тур оценивается по пятибалльной системе по следующим графам:
актуальность названия команды с учетом тематической, художественной и оригинальной направленности, девиз команды (учитывается смысловая направленность его соответствие названия команды), аннотация эмблемы команды.
Переходим во II тур, который называется «Прочитай зашифрованное письмо» (сл.3,4)
Задание: В океане найдена бутылка, в которой обнаружена записка с указанием места нахождения клада. Попавшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры. Вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки « 24 °… ш. и … в.д. на остр... … айва..». Помогите восстановить запись.!!!
(Конкурс оценивается за скорость и правильность ответа в 5 бал)
Правильный ответ: о.Тайвань 24˚с.ш. и 120˚в.д.
Молодцы ребята!
ФИЗМИНУТКА для глаз. (см. приложение)
III тур «Эрудит - ринг» (сл. 5).
Учитель задает вопросы. Команды отвечают.
1.Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытом месте: Горизонт
2.Угол между направлением на север и на какой-нибудь определенный предмет местности: Азимут.
3. Чертеж небольшого участка земной поверхности, сделанный в определенном масштабе: План.
4.Как называются линии, параллельные экватору? Параллели.
5.Уменьшенная модель земного шара-Глобус.
6.Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли: Полюсы.
7. Параллель, находящаяся на одинаковом расстоянии полюсов: Экватор.
8. Самый большой океан? Тихий.
9.Условная линия, соединяющая полюса? Меридиан.
10.Самый маленький океан? Северный Ледовитый.
11. Прибор для определения сторон горизонта? Компас.
12.Определение своего местоположения относительно сторон горизонта называется: ориентирование.
13.Пропорция, которая показывает степень уменьшения длины линии на глобусе, карте или плане по сравнению с действительным расстоянии называется масштаб.
14.Через какой город проходит нулевой меридиан? Лондон.
15.Как называется условная линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушарие? Экватор.
За каждый правильный ответ 1 балл.
IVтур «Определение координат» (сл. 6,7, 8)
Учитель: У каждой команды на столе лежат карточки с географическими координатами, необходимо написать название географического объекта (острова), координаты которого равны:
Задание 1:
20˚ю.ш. и 46˚в.д. /Мадагаскар
42ю.ш. и 147˚в.д. /Тасмания
70˚с.ш. и 40˚з.д. /Гренландия
35˚с.ш. и 136˚в.д. /Японские о-ва
Задание 2: Напишите названия гор, одна из точек которых имеет координаты:
15˚ю.ш. и 70˚з.д. /Анды
40˚с.ш. и 110˚з.д. /Кордильеры
43˚с.ш. и 80˚в.д. /Тянь-Шань
30˚с.ш. и 80˚в.д. /Гималаи
Оценивается скорость и правильность каждого ответа в 1бал.
Физминутка (см. приложение).
Vтур «Расшифруй текст» (сл.9).
Учитель: на столе у вас лежат карточки, необходимо расшифровать текст по топографическим условным знакам.
За каждый правильный знак – 1 балл.
VI тур «Конкурс капитанов» (из игры “Звездный час”) (сл. 10).
Оценивается в 5 баллов.
Участвуют по одному игроку от каждой команды.
Учитель: на доске слово “Гренландия”. За 1 мин. нужно придумать слова, начинающиеся на каждую из букв слова.
Г-оры
Р-ека
Е-гипед
Н-ил
Л-аншафт
А-нды
Н-ивелир
Д-непр
И-ртыш
Я-пония
Учитель: Кто быстрее закончит, получает дополнительный балл.
Физминутка для мелкой моторики.
VII тур «Кроссворд» (сл.11).
По вертикали:
1.Линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.
2.Прибор для определения сторон горизонта.
3.Угол между направлением на север, и на какой-нибудь определенный предмет местности.
4.При определении географических координат она бывает только восточная или западная?
5.Чертеж небольшого участка местности в уменьшенном виде.
6.Форма земли?
По горизонтали:
7.Линии соединяющие точки с одинаковой высотой.
8.Что обозначает этот условный знак?
9.Уменьшенная модель Земли называется?
10.Самая длинная параллель.
Команды разгадывают кроссворд. За каждое слово 1 балл.
- Итог урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Определите географические координаты:
Берлин 53˚с.ш. и 14˚в.д.
Токио 35˚с.ш. и 140˚в.д.
Пекин 40˚с.ш. и 117˚в.д.
Париж 48˚с.ш. и 1˚в.д.
Кроссворд
Приложение 2
Тестовая работа на тему: «Вода на Земле» 6 класс
1)Установи соответствия (соедини стрелками):
-Водоем, имеющий начало и конец русло
-Углубление на поверхности суши,
заполненное водой и создано природой река
-Зарастающее озеро, пруд озеро
-Углубление, по которому течет река родник
-Место, где подземная вода выходит болото
на поверхность
-Большой искусственный водоем, созданный водопад
для строительства ГЭС
-Начало реки водохранилище
-Падение реки с высокого крутого обрыва исток
2)Дай точный ответ: «да» или «нет»:
-Океан-это огромное водное пространство?
-В морях бывает пресная вода ?
-Пролив-это узкая полоса воды, разделяющая участки суши?
-Полуостров-это часть суши, со всех сторон окружена водой?
-Горные реки текут медленно и спокойно?
-Озеро- это водоем, сделанный человеком?
-Трясина-это топкое место в болоте?
-Бухта-это глубокий залив?
-Устье-это место, где начинается река?
-Течение равнинных рек медленное, спокойное?
Приложение 3
Тема «Россия на карте мира».7 класс
Вариант 1
Каждому вопросу выберите номер правильного ответа
Вопрос | Варианты ответа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 7 го класса.
Рабочая программа по учебнику География материков и океанов...
рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс
Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...
Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....