конспект урока в 8 классе по теме "Реки и озёра"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Конспект с ипользоанием приёмов технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_8_klasse.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Логинова Ирина Ивановна.
  2. Верхний Уфалей МБОУ «СОШ №2».
  3. География.
  4. 8 класс.
  5. Внутренние воды России: озёра, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники.
  6. Изучение нового материала в теме «Богатство внутренних вод России».                                  

                                                  Урок географии в 8 классе.

Тема урока. Внутренние воды России: озёра, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники.

Цель урока. Изучить многообразие и особенности внутренних вод России: озёр, подземных вод, многолетней мерзлоты и ледников.

Задачи:

  1. Учебные:
  • продолжить формирование представлений о внутренних водах России, в т.ч. о реках;
  • сформировать представления  об озёрах, подземных водах, многолетней мерзлоте и ледниках России;
  • продолжить  формирование представлений о роли климата и рельефа в распределении  внутренних вод  по территории страны;
  • актуализировать знания о значении внутренних вод в природе, жизни и хозяйственной деятельности людей.
  1. Продолжить формирование компетенций учащихся:
  • анализировать текст учебника, делать выводы на основе анализа текста и иллюстраций;
  • устанавливать причинно-следственные связи между внутренними водами, климатом и рельефом;
  • использовать личные знания и опыт при изучении темы;
  • анализировать физическую и тематические карты атласа.
  1. Продолжить формирование качеств личности учащихся:
  • общительность, уважение мнения других;
  • дисциплинированность и исполнительность;
  • мотивация в изучении предмета.

Тип урока:  комбинированный в технологии РКМЧП.

Методы, применяемые на уроке:

  • на стадии вызова – «корзина идей»;
  • на стадии осмысления – концептуальная таблица;
  • на стадии рефлексии – синквейн.

Оборудование:

  • настенная «Физическая карта России»;
  • презентация, проектор, экран;
  • карты атласа;
  • учебник «География России. 8 класс» А.И. Алексеев.

Ход урока:

  1. Организация класса.
  • Учитель назначает лидеров 4 групп. Они выходят к доске и набирают из класса команду.
  • Команды садятся за 4 стола.
  • Подготовленность к уроку ( линейка и карандаш).
  1. Повторение темы  «Реки России».
  • Работа в тетрадях « Установи соответствие!»                                  

1.Речная система

2.Водораздел

3.Межень

4.Половодье

5.Пойма

6.Речной бассейн

7.Паводок

8.Режим реки.

                               

 А.  Территория, с которой в реку стекают поверхностные и подземные воды

Б.  Река со всеми притоками

В.  Время самого низкого уровня воды в реке

Г.   Резкий и кратковременный подъем уровня воды в реке

Д.   Период наиболее высокого уровня воды в реке, ежегодно повторяющийся в одинаковые сроки

Е.  Ход многолетних, сезонных и суточных    изменений речного потока в его русле

Ж.   Граница, разделяющая разные речные бассейны

З.    Затопляемая часть русла реки

Взаимопроверка  в группе. Передать тетрадь соседу справа.

 1.Речная система  - Б                                    

2.Водораздел        - Ж

3.Межень              - В

4.Половодье         - Д

5.Пойма                - З

6.Речной бассейн - А

7.Паводок             - Г

8.Режим реки       - Е

Схема оценивания:

«5»    -   0 ошибок

«4»    -   1 ошибка

«3»    -   2-3 ошибки

«2»    - 4 и более ошибок

  • Работа в контурной карте. Подпишите в контурной карте 10 крупных рек  России по памяти.

  1. Изучение нового материала.

На доске написана только общая тема «Внутренние воды»

Вызов « Корзина идей».

?  Какие типы внутренних вод, кроме рек, можно увидеть  в нашей местности?

    Что вы о них знаете?

Каждый пишет 1 минуту все идеи, что вам придут в голову по данному вопросу.

Обсудите  ваши варианты в группах и выскажите одну самую удачную. 2 мин.

Учитель на доске записывает идеи в « корзину».

Так, как в курсах географии 6-7 класса  учащиеся изучали  внутренние воды, то они называют:

- озёра

- подземные воды

- ледники

- болота

- мёрзлый грунт (может выдвинуть свою идею учитель)

После оформления «корзины идей» учитель конкретизирует тему.

Осмысление «Концептуальная таблица».

? Как лучше всего изучить наши идеи?  Узнать все ли они относятся к внутренним водам?

 Как  найти общие закономерности?

Предлагается таблица.

 Каждая группа выбирает один тип внутренних вод для подробного  изучения (10 минут)

«Идей много, поэтому я предлагаю каждой группе разрабатывать свою тему, затем мы их систематизируем в таблице»

Характеристика внутренних вод России.
Источники информации: учебник (параграф 16), карты атласа.

Озёра

Подземные воды

Многолетняя мерзлота

Ледники

1. Условия происхождения

2. Свойства воды

3. Зависимость от климата

4. Зависимость от рельефа

5. Значение в хозяйстве (влияние на хозяйство)

6. Территория распространения

            Правило работы в группах:

  • Каждая группа заполняет свою колонку.
  • Можно обращаться за разъяснениями к учителю (3 раза)
  • Выступающего  выбирает учитель, поэтому все члены группы должны одинаково хорошо знать свой раздел.
  • Группа может дополнять за отдельные баллы.

            Выступления каждой группы (10 мин).

            Одна группа выступает, - члены других групп заполняют соответствующие колонки в таблице.

Можно конкретизировать выступления учащихся подборкой слайдов.

  1. Закрепление.

Рефлексия. Составить синквейн о любом типе внутренних вод России.

Слайд с правилами составления синквейна.

Пример:

  1. Мерзлота.
  2. Холодная, вечная.
  3. Морозит.
  4. Грунт промерзает на большую глубину!
  5. Холодильник!

Как  вы думаете, оказывают  ли  внутренние воды влияние  на жизнь человека?

  1. Домашнее задание.

Параграф 16, повторить.

В контурных картах отметить озёра.

Найдите 1-2 поэтических описания  любого типа внутренних вод России.