Разработка модульного урока по теме "ЭГП России. Место России в мировой экономике" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Курочкина Дарья Михайловна

Разработка содержит в себе необходимые для модульного урока информационные материалы, маршрутный лист, приложения и лист самооценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный модуль к уроку по теме

«Экономико-географическое положение России.

Россия в современной мировой экономике»

  1. Маршрутный лист

- Примерное время выполнения задания – 35 минут

- Место работы – класс, дом

- Рабочая тетрадь для выполнения заданий

Цели и задачи освоения материала

Приемы и методы овладения учебным материалом

Технология освоения информации

Количество баллов

1

Дать определение ЭГП. Сформировать представление об особенностях ЭГП России.

Прочитайте 1 и 2 УЭ.

 Запишите определение ЭГП. Изобразите схематично взаимосвязь между экономико-географическим положением России и структурой внешней торговли страны

Используйте технологию Incert, конспектирование, анализ данных

1-3

2

Познакомиться с основными циклами развития экономики

Прочитайте 3 и 4 УЭ. Сравните  2 цикла развития экономики. В чем их отличие. Какие связи между странами, относящимися к разным циклам развития экономики. Обсудите ответ с соседом по парте, запишите ответ в тетрадь.

Используйте технологию Incert, сравнение, анализ

1-3

3

 Определить место России в мировой экономике.

Проанализируйте 5 УЭ и карту на стр.55 учебника. К какому циклу развития экономики вы бы отнесли Россию? Почему? Запишите ответ в тетрадь.

Используйте технологию анализа и систематизации информации,

1-3

4

Понимать основные направления развития экономики Росси.

Прочитайте 6 УЭ. Составьте схему путей развития экономики России. Используя диаграммы в приложении, выделите путь развития, по которому Россия двигается сейчас. Дополните схему примерами.

Используйте технологию Incert, систематизацию данных и составление схемы.

1-3

5

Ориентироваться в структуре внешней торговли России по странам и по видам продукции.

Запишите  в схему основные направления экспорта и импорта России. Какой цикл развития экономики проходят страны, сотрудничающие с Россией?

Используйте технологию анализа, сравнения.

1-3

  1. Учебные элементы:

УЭ-1. Экономико-географическое положение (ЭГП) России позволяет оценить данные о хозяйстве других стран, взаимные связи с которыми важны для нашей страны сейчас или в перспективе.

УЭ-2.Россия занимает срединное положение в Северном полушарии. Через Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый океаны она может осуществлять связи со странами всех материков.  На суше Россия граничит с 16 государствами. Для внешней торговли России этот соседский пояс имеет огромное значение. На него приходится 35% российского экспорта и более 40% импорта.

УЭ-3. В настоящее время экономически развитые страны переходят к новому циклу развития экономики, который обычно называют «постиндустриальной стадией». На постиндустриальной стадии движущей силой и в то же время ресурсом становятся знания, интеллект, а целью – не количество производимых товаров и благ, а их качество, улучшающее качество жизни. Центрами постиндустриальной экономики являются наиболее экономически развитые государства – США, страны Евросоюза, Япония.

УЭ-4.Вокруг экономически развитых стран находится периферия - беднейшие страны, очаги демографического роста, в которых развитие осуществляется за счет эксплуатации и ухудшения природной среды. Эти страны, как правило, являются должниками, использующими внешние кредиты. В них обостряются экономические, социальные, экологические проблемы, возникают этнические вооруженные конфликты.

УЭ-5. Россия в целом прошла стадию индустриализации. Она имеет большой научно-технический потенциал, значительные мощности военно-промышленного комплекса. Россия обладает крупнейшим ресурсным потенциалом. В нашей стране сформировались отдельные ядра, экономика которых осуществляет переход к информационной стадии (Москва, Санкт-Петербург и т.д.)

УЭ-6. Российская экономика может развиваться разными путями. Первый – резкое усиление экспортной направленности развития России. Т.е. быстрый рост экспорта сырья и топливных ресурсов, вооружения и военной техники.

Второй путь связан с инновационной перестройкой экономики. При этом первоначально особое внимание должно быть уделено наиболее современным отраслям, производящим наукоемкую продукцию.

Приложение

Лист самоконтроля:

За каждое выполненное задание учащийся получает от 1 до 3 баллов.

1 балл - дан неполный ответ на вопрос, 2 балла - задание выполнено с недочетами, 3 балла - задание полностью правильно выполнено.

13-15 балоов = 5

9-12 баллов  = 4

6-8 баллов = 3

Менее 6 баллов = 2

Оцените свою работу по теме самостоятельно и запишите результаты в таблицу:

Задание

1

2

3

4

5

Итог

Оценка учащегося

Оценка учителя