Методическая разработка урока: "Природные зоны Северной Америки" - 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Антонова Оксана Николаевна

Тема урока:  Природные зоны Северной Америки

Цели:

  1. Рассмотреть особенности природных зон материка.
  2. Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: картами, электронным вариантом урока.
  3. Развитие познавательного интереса к предмету, развитие памяти, внимания, быстроты логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony_severnoy_ameriki.rar1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Дата                                                                                                          7     класс    

Тема урока:  Природные зоны Северной Америки

Цели:

  1. Рассмотреть особенности природных зон материка.
  2. Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: картами, электронным вариантом урока.
  3. Развитие познавательного интереса к предмету, развитие памяти, внимания, быстроты логического мышления.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.

ТСО: проектор, экран, компьютер, телевизор, видеоплеер.

Оборудование: Карта природных зон Северной Америки, атласы, учебники, презентация в Microsoft Power Point, Учебный диск «География материков и океанов для 7 класса», диск Национальная география, контурные карты, шаблоны таблицы.

Все содержание урока делится на несколько смысловых блоков.

  1. Актуализация знаний, полученных учащимися на предыдущих темах.
  2. Особенности проявления широтной зональности на материке. 
    Познавательная задача этого блока – проблемный вопрос:
    В чем особенность в расположении природных зон Северной Америки?
    В каких направлениях они сменяют друг друга?
  3. Характеристика отдельных зон континента. Учащиеся под руководством учителя устанавливают по карте географическое положение каждой зоны, объясняют положение ее границ, составляют описание зоны, работая по группам устанавливая связи между ее компонентами.
  4. Изменение природы зон в результате хозяйственной деятельности человека. Влияние человека на природу все время увеличивалось и сейчас достигло колоссальных размеров. Поэтому проблему природы во всем мире сейчас считают самой главной.

По ходу урока предусмотрено закрепление материала: выполняя практическую работу используя контурные карты, атлас, презентацию, выполнение задания на прогнозирование ситуации и выполнение теста, где предполагается самооценка.

Работа рассчитана на один урок (40 минут).

Ход урока.

1. Организация класса. Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Вводная часть.   Подготовка к  основному  этапу урока.

Вступительное слово учителя. Каждый урок изучения нового материала эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной  шаг  восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды.  (СЛАЙД №1)                                                                                                                             

 

I. Актуализация знаний

Какой материк мы с Вами изучаем?

Почему его называют Северная Америка?

Какой ещё материк расположен в Северном полушарии?

Что объединяет эти материки. Почему их называют северными?

Просмотр фрагмента «На просторах Аляски» (диск Национальная география)

- О какой территории идёт речь в данном фрагменте?

- Кто может показать на карте, где расположена Аляска?

- Откройте Форзац учебника, как называется  карта.

- В какой природной зоне расположена Аляска?

- Кто догадался, какая тема урока у нас сегодня? Цель?

Сообщение темы и цели урока учащимися.

Откройте тетради и запишите тему урока:   «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»   (СЛАЙД №2)

Прежде чем приступить к работе, мне хотелось, чтобы вы вспомнили определение – природная зона (составление кластера)

(СЛАЙД №3)

(СЛАЙД №4)

II. Изучение нового материала

(СЛАЙД №5)

(СЛАЙД №6)

  1. Особенности проявления зональности на материке

После объяснения учащиеся должны ответить на вопросы          

  • В чем особенность расположение природных зон материка?  
  • В каких направлениях они сменяют друг друга?
  • Объясните причины такого расположения.

Просмотр  материала электронного учебника

После просмотра учащиеся должны ответить на вопросы:          

•        В чем особенность расположение природных зон материка?  

•        В каких направлениях они сменяют друг друга?

•        Объясните причины такого расположения.

  1. Вывод: изменение количества солнечного тепла, течения Гольфстрим (тёплое  на востоке),  Калифорнийское (холодное на западе).  (СЛАЙД №7)

Определите - Какие природные есть на материке? (СЛАЙД №8)

Сравните расположение природных зон с другими материками. (СЛАЙД №9)

2. Работа по группам. (Группы получают задания – карточки):

 Характеристика отдельных природных зон континента (тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи). Описание по плану (СЛАЙД №10)

3. Самостоятельная работа учащихся в группах.

 Заполнение таблицы. По ходу работы учащиеся заполняют таблицу в тетради  (шаблоны таблицы).

Характеристика природных зон.

Название природной зоны

Климатический пояс

Почвы

Растения

Животные

Тундра

 субарктический

 Тундрово-

болотные

 Мхи, лишайники,

карликовые ивы,

карликовые березы

 Белый медведь,

Овцебык, морж,

куропатка, северный

олень карибу

Тайга

 умеренный

 Подзолистые

 Черная, белая ель,

бальзамическая пихта,

лиственница, сосна.

 Росомаха,

скунс, енот,

серая белка

Смешанные и широколиственные леса

 Умеренный

субтропический

 Серые лесные

Бурые лесные

 Ель, сосна,

береза, дуб,

клен, секвойя

 Рысь, лось,

олень вапити,

толсторогий

баран, гризли

Степи и лесостепи

 Умеренный

субтропический

 Черноземы

каштановые

 Злаки (бородач,

типчак, бизонова

трава)

 Койот, вилорог,

бизон

4. Отчет групп по описанию природных зон Северной Америки. 

Прошу вас внимательно прослушать, т.к. остальные группы будут делать обобщение материала.

Арктическая пустыня (слайд 11-12)

Тундра (слайд 13-14)

Тайга (слайд 15-16)

Смешанные и широколиственные леса (слайд 17-18-19)

Пустыни и полупустыни (слайд 20)

Есть ли дополнения? Какие новые понятия вам встретились в тексте? Как бы вы объяснили их значение. (Пояснение и показ слайдов по каждому понятию)

Обобщение учащимися других групп.

Обобщение учителем (слайд 21)

III. Практическая работа  на контурной карте, показать природные зоны (слайд 22).

 Физ. минутка

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. ПАЛЬМИНГ. Помните: никакого напряжения в руках, кисти должны быть расслаблены.

IV. Закрепление: Игра на закрепление нового материала

Задание 1: Закончите предложение (слайд 23)

1. Природные зоны на севере Северной Америки вытянуты с запада на восток, а в центральных и южных частях в: (меридиональном направлении).

2. Почвы зоны тундры называются: (тундрово-болотные).

3. Зона степей в Северной Америке называется: (прерии).

4. Природная зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные деревья, называется: ( тайга).

5. Почвы смешанных и широколиственных лесов называются: (серые и бурые лесные).

Проверка (слайд 24)

Задание 2: Определите природные зоны (слайд 25)

Самостоятельная работа с учебником. Чтение текста. «Изменение природных зон в результате хозяйственной деятельности человека» стр. учебника 219-220.

 Анализ  комплексной карты стр.23 атлас.

-В  какой природной зоне материка находится наибольшее количество национальных памятников и заповедников?  

- Как вы думаете, почему именно эти природные зоны являются наиболее ранимые.

(слайды 26-28)

Отставшее время посмотреть фрагмент  «Национальный парк Йеллоустон»

Первичный контроль знаний нового материала (слайды 29)

1. Тест на установление соответствия

2. Самопроверка.  Выставление оценок. (слайды 30)

V. Подведение итогов урока.

 Мотивирование оценок.

  • Какие новые знания вы получили на этом уроке?
  • Был ли этот урок полезным для Вас?
  • Остались ли у Вас вопросы, нерешенные проблемы?
  • Какая часть урока вам особенно понравилась и почему?

VI. Домашнее задание: (слайды 31)

1. Прочитать параграф  55.

2. Прочитать параграф  55. Подготовить рассказ о природной зоне (по выбору уч-ся) по плану на стр. 312 учебника.

3. Прочитать параграф  55, подобрать материал, используя дополнительные источники информации, о заповедниках и национальных парках Северной Америки. Можно приготовить презентацию.

Рефлексия (слайды 32)

Всем спасибо ! (слайды 33)

Проект урока

Тема урока:  Природные зоны Северной Америки

Цели:

  1. Рассмотреть особенности природных зон материка.
  2. Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: картами, электронным вариантом урока.
  3. Развитие познавательного интереса к предмету, развитие памяти, внимания, быстроты логического мышления.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.

ТСО: проектор, экран, компьютер, телевизор, видеоплеер.

Оборудование: Карта природных зон Северной Америки, атласы, учебники, презентация в Microsoft Power Point, Учебный диск «География материков и океанов для 7 класса», диск Национальная география, контурные карты, шаблоны таблицы.

Все содержание урока делится на несколько смысловых блоков.

  1. Актуализация знаний, полученных учащимися на предыдущих темах.
  2. Особенности проявления широтной зональности на материке. 
    Познавательная задача этого блока – проблемный вопрос:
    В чем особенность в расположении природных зон Северной Америки?
    В каких направлениях они сменяют друг друга?
  3. Характеристика отдельных зон континента. Учащиеся под руководством учителя устанавливают по карте географическое положение каждой зоны, объясняют положение ее границ, составляют описание зоны, работая по группам устанавливая связи между ее компонентами.
  4. Изменение природы зон в результате хозяйственной деятельности человека. Влияние человека на природу все время увеличивалось и сейчас достигло колоссальных размеров. Поэтому проблему природы во всем мире сейчас считают самой главной.

По ходу урока предусмотрено закрепление материала: выполняя практическую работу используя контурные карты, атлас, презентацию, выполнение задания на прогнозирование ситуации и выполнение теста, где предполагается самооценка.  Разноуровневое домашнее задание.

Работа рассчитана на один урок (40 минут).