Разработка урока "Равнины суши"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Седова Ольга Васильевна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geografii_v_6_klasse.docx46.03 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 6 классе.

Тема: «Равнины суши»

Цель урока:  

Сформировать  представление о видах равнин. Учить работать с контурными картами, описывать географическое положение равнин, определять по карте холмистые, плоские равнины, низменности, возвышенности, плоскогорья.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа «Равнины суши», диск по географии 6 класс. Карта полушарий, атласы. Таблица схема Виды равнин и различие равнин. Музыка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Опрос. (10 минут)

Диск по географии 6 класса.

Сегодня на уроке мы с вами  продолжим изучать основные формы рельефа. Вспомним о высоких участках  рельефа и поговорим о низменных и ровных участках земной поверхности. Продолжим развивать умения работы с контурными картами и атласами. Поучимся определять  и описывать географическое положение равнин.

Итак, основные формы рельефа, что же это такое? ( включим диск)

Работа по карточкам.

  1. Покажите по карте горы Уральские, Гималаи, Альпы, Анды, Скандинавские, Кордильеры, Атлас, Большой Водораздельный хребет. (У доски).
  2. Низкие горы подчеркните волнистой линией, средние горы – прерывистой линией, высокие горы – прямой чертой: Тянь-Шань, Карпаты, Урал, Алтай, Бырранга, Кавказ, Анды, Кордильеры, Гималаи, Альпы.

Какие горы называют низкими, средними, высокими. Примеры покажите на карте. 

Фронтальный опрос.

  1. Что называется горами, и чем горы отличаются от холмов?
  2. Какие горные породы встречаются на равнинах, а какие в горах: гранит, песок, нефть, железная руда, базальт?

Географический диктант.

  1. Все неровности земной поверхности, называются …(рельеф)
  2. Обширные участки земной поверхности, выше 500 метров, называются…(горы)
  3. Горы, расположенные одна за другой в ряд, называются…(горный хребет)
  4. Большая группа горных хребтов, межгорных впадин и нагорий, называется…(горной системой)
  5. Самое высокое место горы, называется… (вершина).
  6. Основание горы, холма, условная линия отделяющая горное сооружение от окружающей его равнины, называется…(подошва)

/Если останется время. /На вашем столе имеется карточка с таблицей.  По ней мы проверим, как вы научились определять протяженность гор и координат  их вершин. Ответы занесите в таблицу. (Включается тихая музыка). Ребята заполняют таблицу.

горы

направление

протяженность

координаты

Кавказ

С северо-запада на юго-восток

4,5 *250 =1125 км

Г.Эльбрус- 5642м       43ºс.ш. 43ºв.д.

Урал

С севера на юг

8*250=2000 км

Г. Народная – 1895 м

65ºс.ш. 61ºв.д.

Анды

С севера на юг

9,5*900=8550 км

Г. Аконкагуа – 6960 м

33ºю.ш. 70ºз.д.

III. Изучение новой темы.

На прошлом уроке мы говорили с вами о горах, как самых высоких формах рельефа. Сегодня мы продолжим говорить о рельефе и остановимся на изучении равнинных форм рельефа.

Скажите, пожалуйста, как выглядят равнины?

(Это ровные участки земной поверхности).

Но равнины бывают плоские и холмистые. Схему рисуем в тетрадь.

Как будет выглядеть горизонт на этих территориях? (На плоских прямая линия, на холмистых – извилистая)

Давайте, сравним два рисунка. Определите, чем они отличаются?

(Тем, что на одном из них холмы).

Теперь посмотрите на следующий рисунок и определите это место, это наша местность. Наш Порецкий район, наше село. Скажите, пожалуйста, на какой из этих равнин находится наше село и район.

(на холмистой)

Молодцы, ребята! Теперь скажите, на какой равнине мы с вами живём?

(На Восточно-Европейской) Значит она будет холмистой равниной.

Теперь посмотрите на карту атласа, или на доску найдите Восточно-Европейскую равнину. Каким цветом она окрашена?

Это потому, что она имеет возвышенные и низменные участки местности.

Как мы это определили? По цветовой окраске.

Теперь попробуйте найти  на карте плоскую равнину. Как она называется? Западно-Сибирская.

Правильно. Как вы это определили?

( Потому, что на ней нет другой окраски, кроме зеленой).

Поэт И.Фролов написал о ней такие строки:

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина – на север,

Равнина – на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой то гигантский утюг.

Итак, равнины бывают плоские и холмистые. Записать в таблицу равнины.

Скажите, а одинаковы ли равнины по высоте?

Да, равнины различаются по высоте. (Диск  показать низменности, возвышенности, плоскогорья)

Схему в презентации. Зарисуем схему в тетрадь.

Давайте найдем на карте все виды равнин пользуясь шкалой высот и глубин.

  1. Амазонская, Прикаспийская, Индогангская, Месопотамская, Западно-Сибирская.
  2. Волдайская , Приволжская.
  3. Среднесибирское, Бразильское, Аравийское. И др.

Скажите, бывают ли на равнинах землетрясения и извержения вулканов?

Нет. Потому что это устойчивые участки земной поверхности, которые образовались миллиарды лет назад. В их основе лежит кристаллическое основание, часть литосферной плиты.

Итак, что же такое равнины. Равнины – это устойчивые участки земной поверхности с высотами от 200 до 1000 м.

Разнообразие рельефа равнин связано с действием внешних сил, прежде всего воды и ветра.

На достаточно увлажненных холмистых равнинах, сложенных рыхлыми горными породами, потоки воды силой своего течения размывают и уносят эти породы. Образуя овраги. Быстрее всего овраги образуются в местности, лишенной растительностью. Овраги превращают равнину в территорию не пригодную для сельского хозяйства. В нашей местности мы тоже часто можем встретить овраги.  На территории нашего сельского поселения имеется Солёный овраг, около рощи. И много других оврагов. Кто из вас ребята видел овраг? Иногда на дне оврага течёт ручей. Значит, овраг ещё образуется и растет. Но имеются овраги, которые уже заросли травой – этот овраг называют балкой.

В засушливых равнинах, покрытых песками, особенно сильно проявляется действие ветра. Ветер постоянно переносит песок на большие расстояния, нагромождая его в холмы – дюны и барханы. Переносимый ветром песок обтачивает скалы, придавая им причудливую форму.  Образуя останцовые формы рельефа – останцы. Они состоят из более твёрдых пород.

Итак, рельеф равнин подвергается изменению под действием внешних сил. Но тем не менее равнины играют огромную роль в жизни человека. Давайте представим, что к нам с другой планеты прилетели гости и не знают, где им лучше приземлится. В какой части земли. Давайте подскажем им ребята.

Как вы думаете, где и почему?

( На равнине, потому что там ровная поверхность.) Конечно, вот именно поэтому и первые люди поселились с начало на равнинах. И сейчас на равнинах проживает более 80% населения.

Почему?

На равнинах легче строить дома, дороги, заниматься земледелием. При этом человек оказывает большое влияние на характер рельефа.

При строительстве домов и дорог сооружаются насыпи, засыпают овраги, выравнивают рельеф местности.

При земледелии распахивают природные территории. Склоны оврагов. Что приводит к ветровой эрозии почв. Так как плодородные частицы почвы ветер сдувает в низины и почвы становятся менее плодородными. Вырубаются леса. Неправильная распашка склонов оврагов приводит к водной эрозии и образованию оврагов.

При добычи полезных ископаемых образуются насыпи пустой породы, которые называют терриконы (рис.42). Они занимают достаточно большую территорию, которая остается неиспользуемой под хозяйственные нужды и нарушен природный наземный покров. При открытой добычи образуются огромные ямы – карьеры (слайд).

Вся хозяйственная деятельность нарушает природный покров земной поверхности. Неиспользуемых и загрязненных, опустыненных земель с каждым годом становится всё больше и больше. Поэтому природный покров надо охранять. Иначе исчезнут с лица земли множество видов растений и животных обитающих на этой территории.

Итак, мы сказали, что под действием человека поверхность равнин может изменяться и загрязняться.

Вывод: Равнины – это устойчивые участки земной поверхности, имеющие высоты от 200 до 1000 метров. Рельеф равнин изменяется под действием воды и ветра, но большую роль также оказывает человек своей хозяйственной деятельностью.

IV. Закрепление.

 Основные формы рельефа.  Тесты.

Домашнее задание § 21. Расположение равнин выучить и закончить практическую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Суша планеты"

План -конспект 2-х уроков природоведения по теме "Суша планеты".1 урок - изучение нового материала, 2 урок- игра....

разработка урока "Рельеф суши. Горы"

Урок посвящён изучению понятия рельефа, на примере гор изучаются особенности рельефа. В ходе урока ученики самостоятельно находят нужную информацию, учатся оценивать свою деятельность....

«Когда владыками суши были драконы».(Разработка урока по природоведению − 5 класс по программе «Школа 2100» с применением компьютерной презентации.)

Методическое сопровождение к урокуХраброва Татьяна ВладимировнаУчитель химииГБОУ СОШ № 456Колпинского районаСанкт-Петербурга Тема урокаКогда владыками суши были драконыПредметПриродов...

Разработка урока географии "Равнины суши" 6 класс

Комбинированный урок географии 6 класса по теме "Равнины суши" с использованием различных методов обучения. Включает методику лекций, бесед, игровые элементы....

Разработка урока по теме "Горы суши"

Учебно-воспитательные задачи:сформировать понятие «горы»;выяснить, как различаются горы по высоте, размерам;формировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности л...

Разработка урока по теме "Равнины и суши"

Разработка урока по теме "Равнины и суши"...